Главные вкладки
Цыганкова Наталья Ильинична
Сайт учителя географии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: аэрология
Увлечения: туризм
Регион: Еврейская автономная область
Населенный пункт: с Ек-Никольское Октябрьский район
Место работы: МКОУ "СОШ с Ек-Никольское"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/aaa25143Дорогу осилит идущий.
«Святая наука - расслышать друг друга»

О себе
Родилась и выросла в городе Чусовой. Живу, работаю и творю в с Екатерино-Никольское Еврейской автономной области.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Дети капитана Гранта"

Мой взгляд на мир
Дальний Восток! Здесь не кончается Россия, здесь начинается она.

Мои достижения
Тема её самообразования – «Нестандартные формы уроков». Познакомившись с Натальей Ильиничной Цыганковой ближе, невольно думаешь: «Да у этого учителя, по-иному-то, как кажется, быть не должно и не может: она по натуре своей человек своеобразный». Так что мнение какого-то европейского не то философа, не то писателя, что, дескать, педагоги массовой школы в силу массовости такой школы готовят виды, а не индивиды, ей-богу, начинает казаться спорной. Ведь ученики во многом и повторяют, и продолжают своих учителей, какими бы эти учителя ни были.
Ей, учителю географии (если официально – учителю географии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Екатерино-Никольское»), стать педагогом помог случай – случай, судя по последующим событиям, вообще-то счастливый. Но сначала представьте себе вот такой зигзаг: девушка из уральского города, к основанию которого были непосредственно причастны русские предприниматели-самородки Строгановы и Демидовы, окончив школу, едет в Москву учиться на метеоролога. Нет, пойти по «металлургической части», как её отец и мать, она не захотела, а после окончания техникума судьба (в роли комиссии по распределению молодых специалистов) забросила девушку в края, где природа не однажды ставила метеорологов в тупик – на Дальний Восток, где люди живут на пороге суши и моря, а дверь всегда распахнута настежь…
– Но край-то наш какой интересный, какой красивый и богатый! – восклицает Наталья Ильинична.
Впрочем, по порядку… В конце достопамятных девяностых груз в виде метеостанций и постов отчего-то показался госбюджету тяжеловатым, и «специалисту по воздуху» (то бишь технику-аэрологу), уже основательно прижившемуся в старинном приамурском селе, пришлось искать иной род занятий. Получилось по известному присловью «Всё, что ни делается, делается к лучшему». (Правда, справедливо это утверждение в одном-единственном случае: когда человек лучшего не ждёт, а во имя лучшего действует.) В общем, пришлось Наталье Ильиничне, – хотя и несколько позднее, чем это бывает обычно у большинства её теперешних коллег, – принять на себя роль начинающего педагога – учителя географии. Почему географии, понятно: её школьный курс стоит к климатологии всё-таки ближе, чем, скажем, литература или иностранный язык. Спустя пять лет, в феврале 2003 года, студентка-заочница Н.И. Цыганкова вернулась из Биробиджана с дипломом о высшем педагогическом образовании. В документе этом значилось буквально следующее: «Присуждена квалификация «Учитель географии по специальности “География”, учитель экономики по дополнительной специальности “Экономика“». Ну и заметим, так сказать, в скобках, что способности учиться, стремлению познавать новое учителю-географу из Екатерино-Никольского могут позавидовать люди и вдвое моложе нашей героини.
– Наталья Ильинична, педстаж у вас относительно небольшой. А сколько, по-вашему, нужно проработать учителем, чтобы почувствовать себя в этой роли уверенно и сказать самому себе: «Я педагог и только педагог, а школьный класс – моё законное рабочее место»? – задаю вопрос.
Ответ звучит несколько неожиданно (вот уже и сказывается склонность моей собеседницы к «нестандартам»!):
– Я по рождению и воспитанию человек городской. Живу в селе. Что, на мой взгляд, накладывает на тебя некоторые дополнительные обязанности. Однажды я попыталась научиться хлеб печь. И не просто хлеб, а такой, какой моя соседка пекла. Вот уж мастерица! Такого, как у неё, хлеба я в жизни своей не пробовала. Рассказала она мне, как такие прекрасные караваи получаются. Прихожу я домой – давай тесто в квашне заводить. На другой день – всё, конечно, по рецепту, по наставлению – сделала то, другое и третье. Вынула булки из печи – и чуть не заплакала… В общем, предложила мне соседка после этого прийти к ней переночевать и самолично проследить за всем технологическим процессом домашнего хлебопечения и даже в этом процессе поучаствовать. Так я и поступила. Вы думаете, что у меня что-то после этого вышло? Нет же! «Вы, – соседке своей говорю, – верно, какой-то особый секрет знаете. Ну правда же?». «Да, вроде того, – отвечает она. – А секрет у меня такой: щепотка соли к муке, в меру водицы и сорок лет возле печки…». Так что на ваш вопрос я тоже вопросом отвечу: «Скажите, разве можно, проработав в школе чуть больше десятка лет, почувствовать себя педагогом-мастером?».
Поскромничала учительница, явно поскромничала. «Чтобы увидеть человека, заговори с ним», – учили, помнится, древние. На минуту представив себя в роли ученика Натальи Ильиничны, вы тут же – уверяю вас – о минутах забудете: говорит она проникновенно, убедительно, увлеченно, мысли излагает образно, прямо-таки по-ораторски чётко. Вот коснулись мы в разговоре темы Родины (чай с учителем географии беседа-то). Для собеседницы моей и Урал – родная земля, и дальний наш край – тоже уже не чужбина. Больше того…
– Более плодородных земель и лучшего климата, чем у нас на Амуре, мне видеть не доводилось. До того, как я сюда приехала, я, представьте, не знала, что помидоры на корню вызревать могут. У нас в Пермском крае, чтоб они покраснели, их в валенки прячут. А у нас тут… И виноград, и абрикосы, и деревья-южане, и рис… Это Чехов, кажется, писал: дескать, оглоблю в землю воткни – тарантас вырастет? Тут же географическая широта крымская. Правда, – с лукавой улыбкой добавляет моя собеседница – долгота колымская. Вот, говорят, в Смидовичском и в Облученском районах пласты вечной мерзлоты встречаются, а у нас-то в Никольском настоящий юг и всегда теплее, чем где-либо в области. Вы же слушаете ежедневную сводку погоды? На Урале у нас дождь пройдёт – люди неделю сапоги не снимают, а здесь… Утром дождичек прошумел, к полудню уже хоть в босоножках ходи. Красота! Такого дальше к северу от Амура и нет нигде.
Для неё и на Урале – «у нас», и на Дальнем Востоке – «у нас». Точно писал об этом поэт Пётр Комаров:
Пусть теперь небеса другие
Опускаются надо мной,
Ты и здесь мне мила, Россия,
Край далёкий мой, край родной…
«География», как известно, в переводе с древнегреческого означает «Землеописание». А Земля – это же «наше всё». Значит, сколько и чего нужно знать учителю географии? Много-много чего. От геологии до этнографии, включая астрономию, экономику и гидрологию. Ну а чтобы знать достаточно, всегда следует узнавать более чем достаточно. Учителя географии Н.И. Цыганкову из Екатерино-Никольского как раз и отличает высокая активность или, как говорят сейчас, повышенная энергетика. Всегда и во всём. Сама она объясняет этот факт тоже несколько необычным обстоятельством:
– У меня, знаете ли, со здоровьем некоторые проблемы, и врачи советуют мне больше двигаться, больше ходить. Вот я и двигаюсь. Постоянно хожу с детьми в походы, путешествуем мы с ними на довольно большие расстояния и часто остаёмся «на природе» даже не по одному дню. Трудно сказать, чего больше дают моим ученикам такие экспедиции – приятного или полезного. Это ж не просто прогулки. Проложили мы, например, в районе села Столбового экологическую тропу длиной, между прочим, в четырнадцать километров. А перед этим прошли по такой же тропе в заповеднике «Бастак». Могу вас заверить с полным на то основанием, что природа прибрежной части Амура в окрестностях Екатерино-Никольского и Столбового куда богаче и, я бы сказала, роскошней, чем в границах заповедника. Дикая, какая-то просто нездешняя красота живёт в горно-таёжных урочищах левого амурского берега. Дух захватывает! Ну и уж наверное не надо потом призывать наших путешественников беречь лес от пожара и охранять родную природу. Они сами становятся убеждёнными защитниками окружающей среды.
…Каждую осень юные географы сельской школы готовят листовки – просьбы-обращения к местным жителям не наносить вреда флоре и фауне. Листовки передаются лесничеству, а работники лесничества, в свой черёд, с удовольствием принимают помощь школьников во время весенней посадки кедра. Старшие ребята, члены школьных кружков с географическим уклоном (а кружков таких в школе несколько), охотно исполняют роль экскурсоводов на освоенной ими «экологической» территории. Они же установили вдоль экотропы щиты с плакатами, обустроили переправу через одну из бурных горных речек.
– Поначалу мы всё боялись, что кто-нибудь от нечего делать возьмёт да и порушит наши «произведения», но нет: и щиты на месте стоят, и мостки-переходы наши целы. За два последние два года по экологическому маршруту прошли все классы школы. И с началом каждого учебного года у нас открывается «таёжный сезон». Вы бы только знали, какое это чудо – осень в горах! Только… Я иногда вспоминаю, как я себя чувствовала после того, как проделала по нашей беспощадно пересеченной местности целых восемьдесят километров. Ужас! Ведь еле ходила…
Слушая рассказ учительницы, я невольно вспоминаю прочитанное однажды в книжке какого-то премудрого экстрасенса, который на полном серьёзе уверяет своих читателей, что, дескать, учителя, постоянно общаясь с детьми, подпитываются от них их молодой, ключом бьющей энергией. Потому-то, мол, типичный преуспевающий педагог всегда бодр, подтянут и не знает усталости. Что и позволяет некоторым педагогам работать в школе по сорок, а то и по пятьдесят лет… Наталья Ильинична, несомненно, принадлежит к разряду людей, преуспевающих на ниве просвещения, но источник энергии у неё особенный – её почти мистическая любовь к красоте земли приамурской, где чаруют вас многоцветьем своим панорамы тридесятого царства – в закатный час облака-самоцветы над Амуром, где никакому художнику не передать причудливой гаммы красок, когда в холодном пламени осени сгорает роскошное убранство лесов, и где, кажется, сами века и тысячелетия недвижно застыли на горизонтах сиреневыми волнами древних гор… «Только в песне да в сказке уместится Приамурье моё!» – восторженно восклицал поэт.
– В этом году я новый пятый класс под своё руководство приняла, – продолжает Наталья Ильинична. – С самого начала стараюсь приобщить пятиклашек к серьёзному изучению географии. Ведь в этой науке так много предметов воедино сливается. Тут и история, и биология, и физика, и химия… Одновременно взялась обучать своих деток работать на компьютере. А я сейчас их чем ещё «зарядила»? Давно у меня вызревал замысел познакомить жителей села с портретом Екатерины Николаевны Муравьёвой, жены графа Муравьёва-Амурского, в честь которой когда-то казачья станица Екатерино-Никольская названа была. Пока что наши поиски успехом не увенчались. Даже хабаровские историки нам ничем помочь не могли. Ну да ребятки мои останавливаться не собираются. Я им говорю: «Вы же настоящими первооткрывателями для своих односельчан станете. И об этом ваши дети и даже внуки знать будут». Вообще мой предмет теснее всего связан как раз с историей. Сопка Филиппова в окрестностях Никольского есть, есть озеро Драгуновское, названное по фамилии одного из наших старожилов. А два года назад один тракторист на пашне, представьте, ядро от пушки времён Крымской войны нашёл. Сохранилось у нас в селе и несколько изб, построенных первопоселенцами казачьей станицы, как говорят, «с корня» – то есть вот где дерево повалили, там и сруб ставили.
…Наталья Ильинична твёрдо убеждена, что в стенах школы даже высококвалифицированный педагог не сможет узнать о своих учениках столько, сколько ему требуется «по работе». Зато какие великолепные возможности изучить своих подопечных открываются учителю в условиях турпохода, который объединяет труд и отдых.
– Знаете: я пришла к выводу, что именно «на природе», где школьники – это совершенно точно – оказываются в обстановке для себя необычной, нестандартной, в какой-то степени даже близкой к экстремальной, они тебе ну прямо до донышка открываются. И лучшего случая для педагога повлиять на ребёнка придумать будет трудно. Ну и должна сказать, что с сельскими ребятишками контакты я нахожу легко. Хотя, конечно, они очень разные. Но ведь это же естественно, это же всегда только так. А задача учителя как раз в том и состоит, чтобы различия между детьми находить и видеть. Иначе-то как можно индивидуальную работу с учениками строить?

Моё портфолио
Не ошибается тот, кто ни чего не делает.
– Наталья Ильинична, нисколько не сомневаюсь, что вы свою работу любите. Так вот принято считать: если родители любят свою профессию, они и детей своих по своей стёжке-дорожке в жизнь отправляют. Как с этим у вас?
– М-м… Я думаю иначе. Вот сейчас как раз много говорят о том самом индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания и обучения. А это что означает? Только то, что люди-то все мы разные. Даже если это дети одной матери. Я хотела бы… Да нет, не хотела бы, а очень хочу, чтобы мои дети испытывали удовольствие от той работы, которая им предстоит. Независимо то того, какая это будет работа – алмазы добывать или хлеб растить. Ведь самое главное – не просто быть работником, а совмещаться с делом, которое делаешь. И, например, учительство, – я убедилась теперь, – это да, это моё. Здесь на обычном уроке или на занятии кружка у тебя бывают моменты какого-то особенного подъёма. Ты как бы держишь перед глазами всё то, о чём рассказываешь детям. Слышишь, чувствуешь… Такое впечатление, что пребываешь ты в каком-то ином времени и пространстве. И как же тебя дети в это время слушают! Как заворожённые, широко открыв глаза. Ни словечка не проронят, ни единого твоего слова не пропустят. Порой где-то в глубине сознания нет-нет, да и мелькнёт мысль: «Ой, увлеклась!.. Надо сделать паузу, надо и ученикам своим слово дать». Только когда видишь, что всё внимание детей буквально приковано к твоей речи, ты готова простить себе этот нечаянный огрех. Потому что знаешь твёрдо: то, что сейчас дети слышат, на годы в их сознание впечатается. И как напутствие самой себе вспоминаешь в такие минуты слова поэтессы Маргариты Алигер. Да вот послушайте:
Чтобы слово музыкой звучало,
Деревом диковинным росло,
Как могучий шквал тебя качало,
Как ночной маяк тебя спасло.
Чтобы всё, чем ты живёшь и дышишь,
Ты могла произнести всегда…
Да-да, ты твёрдо знаешь, что именно вот такие моменты в школьном классе ученики мои запомнят надолго. Может быть, даже на всю жизнь. Как и мы всегда помним учителей, которых любили. А в народе как говорят? Кого любят, того и слушают…
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты