ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Сложность выбора профессии на примере школы №13"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 630.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Сложность выбора профессии (на примере МАОУ СОШ № 13)
Исполнитель: ученица 9 «Б» класса Кантемирова Наталия Эльдаровна. Руководитель: учитель истории и обществознания Степанова Ольга Викторовна.
.
Серов, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История профессий 6
2. Профориентация и ее значение 9
2.1. Актуальность и проблемы профориентации в России 9
2.2. Этапы профориентации в школе 11
2.3. Профориентационная работа в МАОУ СОШ № 13 15
3. Анкетирование учащихся 9-11 классов 18
3.1. Выбор профессии старшеклассников 18
3.2. Мотивы выбора профессии старшеклассников 20
3.3. Избранные профессиональные области старшеклассников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ВВЕДЕНИЕ
Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,
то ни один ветер не будет для Вас попутным.
Луций Анней Сенека
Многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.
Хорошо, когда у человека с детства есть мечта помогать людям и животным, творить, выступать на сцене. Но у многих это всего лишь детские фантазии, которые ими и остаются, лишь для меньшинства – это их будущее. В школе начинается формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности. Складываются интересы и склонности обучающегося, определяется путь продолжения образования.
Осознанно выбранный профессиональный путь в старших классах является важным условием ее самореализации в будущем. Перед подростком, уже не беззаботным ребенком, но еще не самостоятельным взрослым человеком, остро встает вопрос выбора профессии. Пожалуй, это одно из самых важных решений на жизненном пути. А непростое оно, потому что на данный момент в мире насчитывается более 50 тыс. профессий. Есть из чего выбрать. Но также легко затеряться в этом многообразии, сделать ошибку.
Так как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане? Каждый ученик, дошедший до 9 класса, начинает всерьез задумываться о своей будущей профессии. Тогда ему на помощь приходит профориентация, что делает «сложность выбора» не такой уж и сложной.
Актуальность: современное образование предполагает необходимость разрешения следующих противоречий:
Для разрешения названных выше противоречий необходимо формировать профессиональное самоопределение старших школьников, осуществляя предварительно их предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Проблема: условия для формирования профессионального самоопределения старших школьников не удовлетворяют их потребностям, из-за чего учащиеся недостаточно информированы и не могут определиться с выбором профессии. Решение этой проблемы определило тему моего исследования: «Сложность выбора профессии на примере МАОУ СОШ №13».
Цель исследования: создание школьного мультимедийного электронного пособия по профессиональной ориентации старшеклассников «Путеводитель выпускника».
Объект исследования: ученики 9-11 классов.
Предмет исследования: профессиональные приоритеты и самоопределение учеников 9-11 классов.
Гипотеза: мультимедийное электронное пособие «Путеводитель выпускника» сможет задействоваться в учебном процессе и, как следствие, поможет формированию профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи исследования:
Методы исследования: анкетирование, интервьюирование.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловых игр и др.
1. История профессий
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности [1]. Профессия характеризуется определенным набором знаний и навыков, приобретенным в ходе специальной подготовки (образования). Профессия зачастую является средством существования человека.
Все имеет свое начало, и профессии не стали исключением. Так как же они зародились? Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали. Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
В условиях натурального хозяйства зародилось домашнее ремесло. Ремесло – это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом, как трактует С. И. Ожегов [1]. В Древней Греции и Риме ремеслом занимались рабы и метеки (иностранцы), ручной труд не был привилегией господ и противопоставлялся искусству и труду умственному. Сначала ремесленники работали в одиночку, затем организовывались мастерские, где рабы выполняли работу под начальством хозяина либо раба-управляющего.
Актер, юрист, учитель, архитектор, музыкант, писатель, журналист, врач, парикмахер, танцор – профессии, сохранившиеся с тех далеких времен.
Со временем появилось ремесло на заказ, позднее – на рынок. Становление профессионального ремесла в городах привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя – городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехов), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века.
Многие профессии исчезли из-за ненадобности. Номенклатурщики, доносчики, работорговцы, организаторы оргий, плакальщицы, палачи, скоморохи, крысоловы, плевальщики, заготовщики льда, люди-будильники, извозчики, фонарщики, счетчики, чтецы – лишь малая часть профессий, канувших в Лету.
Спрос на продукцию постоянно рос, это привело к образованию мануфактур. На предприятиях работали наемные рабочие. Труд оставался ручным, иногда использовались простейшие машины, широко использовалось разделение труда, большое количество работников существенно ускоряло процесс изготовления продукта. Правда, страдало его качество.
С началом индустриализации появилось множество рабочих мест и новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т.п. В то же время появление дешёвых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей, и разорившиеся ремесленники становились наёмными рабочими. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтеры, нефтяники и др. Работать приходилось много, по 12-15 часов в сутки.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Рабочее время сократилось до 8-9 часов в сутки, теперь в самых развитых странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или вообще жить на пособие. Многие профессии стали доступны как мужчинам, так и женщинам. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение – начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах.
А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт информационных работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации. К работникам умственного труда можно отнести аналитиков, программистов, инженеров, технологов, специалистов по планированию, в том числе ученых и преподавателей.
Появился креативный, творческий класс. Именно он сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение. Активно включен в глобальный мир. Среди профессий, которые имеют представители творческого класса: журналисты, писатели, учёные, инженеры, артисты, художники, специалисты PR, бренддизайнеры и пр. В целом это участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач.
Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.
2. Профориентация и ее значение
2.1. Актуальность и проблемы профориентации в России
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [3; стр.17].
А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [4].
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как Климов Е.А., Пряжников Н.С., Шавир П.А., Чистякова С.Н., Головаха Е.И. Личностное определение в свое время изучали Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А., Божович Л.И., Кон И.С., Сафин В.Ф., Шавир П.А., Мудрик А.В.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Без правильной профориентационной работы неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, завышается выпуск специалистов определённых специальностей и многое другое.
Современные проблемы профориентации в России:
Оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:
2.2. Этапы профориентации в школе
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна быть интегрирована во весь учебно-воспитательный процесс. Следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Выделяют пять основных компонентов профессиональной ориентации: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду.
Медико-физиологический компонент – это помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент состоит в исследовании различной информации, связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярности, престижности, доходности, общественного мнения, степени удовлетворённости выбранной профессией [9].
В школьной профориентации целесообразно выделять четыре больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.
Начальная школа, 1-4 классы. На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду. Уже тогда важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа 5-7 классы. С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа 8-9 классы. С приближением первого выпускного класса и ОГЭ профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь. В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Школьным психологом, учителями проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы. Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним [2, с. 39].
Важно не забывать во время всех этих этапов проводить работу с родителями школьников. Проводить индивидуальные беседы и консультации, лекции, классные и общешкольные родительские собрания на тему профориентации, анкетирования. Создать инициативные группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений на тему своих профессий. Совместно организовывать кружки по различным направлениям (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные). Привлечение их для помощи с временным трудоустройством старшеклассников на время каникул.
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Процессуальныные критерии:
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
2.3. Профориентационная работа в МАОУ СОШ № 13
Чтобы узнать, как построена профориентационная работа в МАОУ СОШ № 13, я взяла интервью у Ларисы Юрьевны Новых, заместителем директора по УВР, а по совместительству учителем технологии и ОПК в старших классах.
В ходе него я выяснила, что:
Ввиду того, что я решила составить для старшеклассников электронное пособие «Путеводитель выпускника», которое поможет определиться им с выбором профессии, я поинтересовалась, насколько оно необходимо, полезно и вообще сможет ли участвовать в учебном процессе в нашей школе. Лариса Юрьевна отметила: «Пособие – хорошая задумка, но использовать его в первоначальном виде на уроках будет сложно. Но оно поможет учителям быстрей составлять и организовывать классные часы. Ученики смогут самостоятельно найти для себя информацию».
Оставался открытым вопрос по поводу того, как удобней организовать «раздачу» электронного пособия. В ходе беседы с педагогом, мы пришли к выводу, что самым лучшем решением будет выложить его в открытый доступ на школьный сайт. Сейчас у всех есть интернет и устройства, позволяющие им воспользоваться. Но из этого вопроса вытек новый. Со временем некоторая информация, содержащаяся в электронном пособии, может устареть, и хотя бы раз в год ее следует стабильно обновлять. Это информация об учебных заведениях, новых, устаревших и востребованных на данный момент профессиях, литературных изданиях. Учитывая то, что я решила пойти в 10 класс, то еще около двух лет я смогу самостоятельно дополнять, редактировать и обновлять «Путеводитель выпускника». Но что будет после того, как я окончу школу? Потребуется «смена власти», как выразилась Лариса Юрьевна Новых.
Как бы хорошо ни была поставлена профориентационная работа в школе, школьникам всегда в какой-то мере не будет ее хватать, ведь потребности у каждого разные, как и начальные знания в этой области. Я считаю, что «Путеводитель выпускника» поможет не только старшеклассникам, но и более младшим школьникам выбрать для себя профессию. Пособие облегчит и ускорит поиск нужной информации. А в истории МАОУ СОШ № 13 появится еще одна хорошая традиция.
3. Анкетирование обучающихся 9-11 классов
3.1. Выбор профессии старшеклассников
Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане? «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - говорил римский философ Луций Анней Сенека, чьи слова стали эпиграфом моей исследовательской работы.
А знают ли старшеклассники нашей школы, к какой пристани им держать путь? Чтобы выяснить это, я провела анкетирование среди 122 учащихся 9-11 классов (см. Приложение А).
Им были заданы следующие вопросы:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 53% учеников определились с выбором профессии, из них 60% в 9 классе, 59% в 10 классе, 40% в 11 классе.
Получают информацию о профессиях из СМИ 20%, из них 16% в 9 классе, 22% в 10 классе, 25% в 11 классе. От родителей 30%, из них 31% в 9 классе, 31% в 10 классе, 27% в 11 классе. В школе 15%, из них 16% в 9 классе, 14% в 10 классе, 13% в 11 классе. Из прочих источников 35%, из них 37% в 9 классе, 33% в 10 классе, 35% в 11 классе.
Считают, что профориентационная работа в школе поставлена на высоком уровне 11%, из них 10% в 9 классе, 17% в 10 классе, 10% в 11 классе. Считают, что профориентационная работа в школе поставлена на среднем уровне 69%, из них 73% в 9 классе, 45% в 10 классе, 63% в 11 классе. Считают, что профориентационная работа в школе поставлена на низком уровне 20%, из них 17% в 9 классе, 34% в 10 классе, 27% в 11 классе.
Нуждаются в пособии 34%, из них 36% в 9 классе, 21% в 10 классе, 43% в 11 классе. Не нуждаются 31%, их них 32% в 9 классе, 45% в 10 классе, 30% в 11 классе. Не определились 34%, из них 31% в 9 классе, 34% в 10 классе, 27% в 11 классе.
Проанализировав полученные ответы, я пришла к выводу, что большинство девятиклассников и десятиклассников в МАОУ СОШ № 13 более четко представляют свой дальнейший профессиональный путь, нежели одиннадцатиклассники. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает?
Больше всего полезной информации старшеклассники получают из прочих источников и от родителей. Меньше – из средств массовой информации и от педагогов в школе.
Большинство старшеклассников склоняются к тому, что профориентационная работа, проводимая в школе, находится на среднем уровне, меньше – к тому, что она находится на низком уровне, еще меньше – к тому, что она находится на высоком уровне.
А ответы на вопрос о пособии меня удивили, если учитывать тот факт, что всего 11% школьников находят проводимую в школе работу хорошей. Оказалось, что 2/3 девятиклассников сомневаются в необходимости пособия, не лучше дела обстоят с 10 классом. Зато в 11 классе ребята отнеслись к пособию более серьезно и наверняка воспользовались бы им. Как я думаю, их выбор связан с высоким уровнем неопределенности из-за стремления подойти серьезно и основательно к выбору профессии. Девятиклассники и десятиклассники еще витают в облаках и вполне возможно, что они не раз успеют сменить свой выбор. Так же причиной полученных результатов могу счесть то, что ребята плохо представляют, как будет выглядеть электронное мультимедийное пособие.
Изучив ответы на 4-й вопрос, я пришла к выводу, что современные старшеклассники задумываются о будущем, желают получить полное среднее образование и поступить в ВУЗ, чтобы выучиться на желаемую специальность. И среди этого множества всего пара человек отметила причастность родителей к данному шагу. О чем это говорит? О том, что школьники становятся все более самостоятельными в принятии решений и амбициозными.
Школьникам, участвовавшим в опросе, еще предстоит выбрать свою профессию и учебное заведение, в отличие от выпускников 2017 года, что уже сдали свою первую сессию. Они как нельзя лучше понимают старшеклассников, потому что сами только вот-вот покинули школьные стены. Я списалась с некоторыми из них и задала ряд вопросов:
Ответы выпускников на вопросы, заданные мною, находятся в приложении Б.
Оказалось, что на выбор их профессии большую роль оказала – школа. СМИ, родители. Но есть и такие ребята, которые пожалели о своем выборе.
3.2. Мотивы выбора профессии старшеклассников
Причин, побуждающие выбрать ту или иную профессию много, но их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды, т.е. мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам. Их определяют твои способности, склонности, привычки и характер.
Я выделила 7 основных мотивов выбора профессии.
Я сочла нужным узнать, чем в первую и в последнюю очередь руководствуются старшеклассники МАОУ СОШ № 13, выбирая профессию. С целью получения информации о мотивах профессионального выбора я провела анкетирование. В опросе все так же участвовало 122 ученика нашей школы. Я попросила каждого участника опроса составить свой топ-7 мотивов, расставив предоставленные мною в порядке от самого важного до самого менее важного
(см. Приложение В).
Результаты опроса в 9 классе.
Выяснилось, что на первом месте для девятиклассников стоит мотив «Интересы» (33%). На втором месте мотив «Престиж» (32%). На третьем месте мотив «Зарплата» (28%). На четвертом месте мотив «Условия труда» (30%). На пятом месте мотив «Востребованность» (27%). На шестом месте мотив «Доступность обучения» (24%). На седьмом месте мотив «Желание родителей» (40%).
Результаты опроса в 10 классе.
На первом месте для десятиклассников стоит мотив «Зарплата» (48%). На втором месте мотив «Интересы» (41%). На третьем месте мотив «Условия труда» (35%). На четвертом месте мотив «Престиж» (31%). На пятом месте мотив «Востребованность» (35%). На шестом месте мотив «Доступность обучения» (31%). На седьмом месте мотив «Желание родителей» (55%).
Результаты опроса в 11 классе.
На первом месте для одиннадцатиклассников стоит мотив «Интересы» (43%). На втором месте мотив «Доступность обучения» (33%). На третьем месте мотив «Зарплата» (36%). На четвертом месте мотив «Востребованность» (33%). На пятом месте мотив «Условия труда» (43%). На шестом месте мотив «Престиж» (27%). На седьмом месте мотив «Желание родителей» (50%).
Сложив все полученные ответы вместе, я составила общий топ-7 мотивов выбора профессии для старшеклассников МАОУ СОШ № 13.
Подводя итоги анкетирования, я выяснила, что все-таки наиболее весомую роль для учеников 9-11 классов играет интерес к конкретной интересной им профессиональной деятельности. Значит, они будут стараться выбрать для себя профессию в интересующей области, а ввиду интереса к ней они будут стремительнее развиваться как специалисты.
Достойная зарплата занимает третье место в топах девятиклассников и одиннадцатиклассников, но находится на первом месте для десятиклассников. Тем не менее, учеников 10 класса второе место занимает мотив «Интересы», из чего я делаю вывод, что из нескольких интересных для них профессиональных областей они выберут наиболее прибыльную.
Для десятиклассников середину топа занимает престижность, шестое место – востребованность на рынке труда. Относительно нее, востребованности, схоже и мнение девятиклассников, но престижность они ставят выше, на второе место. Думаю, девятиклассникам в силу младшего возраста хочется как-то выделиться в будущем и занять престижное положение в обществе. Но, располагая эти мотивы в таком порядке, старшеклассники рискуют избрать профессию, в которой они в будущем не смогут трудоустроиться из-за перенасыщенного специалистами рынка труда.
А для одиннадцатиклассников престижность – не самая главная причина, она заняла шестое место. Чтобы пояснить их позицию, скажу, что мотив «Востребованность на рынке труда» занял второе место. Будущие выпускники понимают его важность, желают гарантированно найти работу в выбранной профессиональной области. А престижные профессии далеко не всегда являются востребованными, т.к. их выбирает множество других людей, и на престижную специальность в ВУЗе поступить сложнее.
По средним оценкам условия труда занимают четвертое место в топе, середину. По отдельности ученики 9 класса присудили мотиву четвертое место, 10 класса – третье, 11 класса – пятое. Старшеклассники уделяют внимание хорошим условиям труда, но готовы примириться с вредностью или даже опасностью работы, если сама трудовая деятельность будет по душе и/или хорошо оплачиваемой.
Доступность обучения для девятиклассников и десятиклассников стоит на пятой ступени, для одиннадцатиклассников – на четвертой. Ученики 11 класса более реально оценивают свои способности и с меньшей вероятностью выберут профессию, не соответствующую им, в отличие от учеников 9 и 10 классов.
Абсолютное большинство старшеклассников поставили мотив «Желание родителей» на последнее, седьмое место. Бунтарский дух не унимается и в позднем подростковом возрасте (15-19 лет). Никто не хочет, чтобы его заставляли идти куда-то и выбирать что-то против своей воли, особенно, если это такой важный выбор. Но правильно ли это? Все-таки родители хотят сделать как можно лучше для своих детей, они обладают определенным жизненным опытом и набором знаний. Конечно, не нужно следовать целиком и полностью желаниям своих родителей, жить-то тебе, но прислушаться к ним все же стоит.
3.3. Избранные профессиональные области старшеклассников
Узнав о мотивах старшеклассников МАОУ СОШ № 13, я задумалась, какие профессиональные области они выбирают и насколько они востребованы. Так как многие ученики еще не определились с выбором, то я предложила им написать наиболее интересные для них профобласти и конкретные профессии, чтобы соотнести их с результатами, полученными в ходе второго опроса. Так же я узнала, какие профессиональные направления выбрали выпускники прошлого года.
Но как проще всего узнать, какие профессии востребованы по стране, области и Серову в частности? Я решила, что возьму информацию о вакансиях по стране и Свердловской области с HeadHunter (hh.ru), крупнейшего портала в России с базами резюме и вакансиями, а информацию о востребованных специалистах в городе найду на сайте Центра занятости (см. Приложение Г). И выясню, насколько «верные» и востребованные направления выбирают будущие выпускники.
На 1 января 2018 года в тройку наиболее востребованных профессиональных областей в России входят специалисты продаж, IT и телеком, производства. Следом идет банковское дело, рабочие и строители, медицина, транспорт, маркетинг и бухгалтерия, что завершает десятку. В Свердловской области сохранились три первых места, следом идет банковское дело, маркетинг, строительство и рабочие, транспорт, бухгалтерия и медицина. В Серовском городском округе на первых местах безоговорочно стоят области медицины, образования и производства. В десятку входят продажи, туризм и рестораны, рабочий персонал и управленцы, инсталляция, госслужба.
Известно, что большинство выпускников прошлого года выбрали для себя педагогическое направление (учителя-предметники, учителя начальных классов, социальные педагоги, воспитатели и т.п.), профобласть науки и образования. Выпускники также двинулись в сторону медицины, производства, сферы IT, туризма. Кто-то выбрал военное дело.
Наши старшеклассники в большинстве ориентированы на такие профобласти: медицину, науку и образование, сферу IT, производство, рабочий персонал, искусство и медиа, управление персоналом. В меньшей степени на туристическую, маркетинговую профобласти. Есть ученики, избравшие для себя государственную службу и военное дело (см. Приложение Д).
В целом, старшеклассники выбрали и выбирают довольно востребованные профессиональные направления, несмотря на результаты второго опроса и расположение мотива «Востребованность» на предпоследнем месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности [5; с. 3].
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор профессии – та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.
Итогом работы стали следующие результаты:
Создание мультимедийного электронного пособия «Путеводитель выпускника» является целью моей исследовательской работы. Его оглавление включило в себя следующие пункты:
Есть вероятность, что в будущем оно будет расширено.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Цель и задачи моей исследовательской работы были выполнены, но что насчет гипотезы? Ей еще предстоит пройти проверку на практике. Только узнав, как будет работать «Путеводитель выпускника» (и будет ли работать вообще), можно будет сделать вывод, подтвердилась гипотеза или нет. Тем не менее, во время работы над проектом я почерпнула лично для себя много полезной информации, которая поможет мне определить свой дальнейший профессиональный путь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 120 000 и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнение. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017. – 896 с.;
2. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.;
3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения,- М.: НПО «Модэк», 2002, 392 с.;
4. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи,- М.: Высшая школа, 2009, 272 с.;
5. Мартынова С.С. «Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)»; Омск: Омский пед. ин-т, 1976 - 196 с.;
6. Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов». – М.: Просвещение, 1988 – 272 с.;
7. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопр. психол. 1985. № 4.;
8. «Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов»; под ред. Сазонова А.Д. - М.: Просвещение, 1988 – 223 с.;
9. Пилюгина Е. И., Иванова М.Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. — URL https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 12.01.2018).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты опроса «Выбор профессии старшеклассников»
Результаты опроса в 9 классе:
Результаты опроса в 10 классе:
Результаты опроса в 11 классе:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ответы выпускников 2017 года
Ксения Анисимкова: «Профессию я выбрала давно, учитель начальных классов. Не могла только определиться, куда и в какой город буду поступать. Все зависело от результатов экзаменов. Поступила я в УрГПУ. На мой взгляд, школа сыграла немаловажную роль, моя первая учительница научила меня читать, писать, считать и многому другому. И я решила, что тоже хочу учить детей и открывать для них что-то новое.
Не знаю, что способствовало, но, скорее всего, моя первая учительница. Моя цель – стать хорошим учителем и быть для детей второй мамой. Я много общалась с учителями начальных классов, помогала своему брату с уроками, так как в начальной школе уже совершенно новая программа.
Мне все говорили, что профессия сложная. Ну, а где сейчас легко? Свою мечту я намерена исполнить, и даже не против в будущем работать в родной школе.
Думаю, пособие пригодилось бы старшеклассникам. У многих есть потребность в информации о профессиях, но нет интереса к ее поиску, но другое дело, когда она уже собрана в одном месте. Сложности выбора у меня не было, но я бы им воспользовалась для того, чтобы расширить кругозор, узнать что-то интересное».
Марина Спирина: «Менеджер по рекламе или учитель истории и обществознания, как думала сначала. Собиралась поступать, а точнее, подавать документы в несколько городов. В Институт Международных связей (Екатеринбург), УрГПУ (Екатеринбург), НТГСПИ (Нижний Тагил), СурГПУ (Сургут). Помимо русского и математики сдавала обществознание и историю. В итоге поступила в УрГПУ на международные отношения. Жалею о сделанном выборе, в магистратуру пойду на учителя истории и обществознания.
Роль школы, я думаю, состоит в том, что я нашла те предметы, в которых лучше разбираюсь, чем в остальных. Мною двигало личное стремление и желание постичь эти предметы (историю и обществознание). На данный момент преследую цель продуктивно учиться.
В основном читала информацию в интернете, общалась со знакомыми.
Вряд ли путеводитель будет полезен абсолютно всем. Если найдется десяток-другой человек, которым оно хоть немного поможет, то хорошо. Объем знаний у всех учеников разный. Я бы точно его глянула, а вдруг. А школе будет только лучше, если подобное будет в запасе».
Андрей Лясин: «Насчет профессии долго не знал – никак не мог определиться, но решил, что буду врачом. Поступил в Пермь, в ПГМУ им. Е.А. Вагнера на медико-профилактический факультет. Сдавал 8 экзаменов: русский, математику базу и профиль, обществознание, историю, биологию, химию, физику.
Профессию выбирал сугубо сам. Школа не повлияла. Выбору профессии способствовала семья и массмедиа (были персонажи, на которых хотелось быть похожим). От своей профессии мне еще в школе хотелось иметь немаленькую зарплату, сам интерес к работе (к деятельности, которой предстоит заниматься).
Честно признаться, я особо не смотрел дополнительных материалов касаемо профессии. Но узнавал подробнее о сферах деятельности, в которых заняты члены моей семьи, друзья и знакомые.
Я плохо представляю, как «Путеводитель выпускника» может выглядеть. Сломя голову я бы смотреть его не побежал, не буду врать. Но как-нибудь на досуге посмотрел бы, если бы знал, что там есть что-то, что меня может заинтересовать. Но это мое мнение. Кому-нибудь пособие реально может помочь. А школе пригодится все, поверь».
Екатерина Фадеева: «Хотелось поступить в ВУЗ Тюмени, Екатеринбурга или Нижнего Тагила. Поступила в НТГСПИ на учителя химии и биологии, но были варианты, как ветеринар, эколог или что-то связанное со спортом. Сдавала математику базу и профиль, русский язык, географию, обществознание, биологию, историю.
Моему выбору никто и ничто не способствовало, но с детства было желание помогать людям. О профессиях читала в интернете.
Задумка хорошая (о «Путеводителе выпускника»). Если еще хорошо реализована, то вообще шикарно. Школьникам всегда нужно что-то такое. В одиннадцатом классе я бы обязательно им воспользовалась».
Анастасия Холмогорова: «Поступила в Югорский государственный университет на программную инженерию. Вообще документы подавала в несколько университетов, в городе Екатеринбург, Тюмени, Ханты-Мансийске. Сдавала математику базу и профиль, русский язык, физику, информатику и обществознание (на всякий случай).
Школа сыграла важную роль в выборе профессии, потому что именно в школе ты открываешь свои новые и неповторимые стороны, о которых даже не догадывался. Конечно, способствовали выбору родители. Вся моя семья работает на технических специальностях. Поэтому точные науки мне даются легко.
Я хотела, чтобы моя работа была любимой и интересной. Чтобы узнать о выбранной профессии, я общалась со студентами. Помогли средства массовой информации
Мне в принципе нравятся подобные идеи (о «Путеводителе выпускника»). Особенно было бы круто, если его как-то внедрили в учебный процесс. Например, провели общешкольный классный час на его основе. Пособие пригодится нашим школьникам».
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Результаты опроса «Мотивы выбора профессии старшеклассников»
Топ-7 мотивов выбора профессии для учащихся 9 класса:
Топ-7 мотивов выбора профессии для учащихся 10 класса:
Топ-7 мотивов выбора профессии для учащихся 11 класса:
Топ-7 мотивов выбора профессии для учащихся 9-11 классов:
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Страна | Свердловская область | Серовский городской округ |
|
|
|
Востребованные профобласти в стране, области и городе
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Профобласти, что выбирают школьники и выпускники
Старшеклассники | Выпускники 2017 года |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Тезаурус
Автобиография – документ, представляющий собой краткое описание истории жизненного пути в произвольной форме, который заполняется работником в процессе трудоустройства в большинстве российских государственных учреждений и предприятий.
Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношение к ней.
Банк вакансий – информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях
Биржа труда – организация, которая занимается трудоустройством различных категорий граждан с учётом их интересов и требований работодателей.
Вакансия – должность или рабочее место на предприятии, не занятое специалистом, отсутствие необходимого работника.
Востребованность профессии на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
Готовность к профессиональному самоопределению – внутреннее качество личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального намерения.
Должность – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в структуре предприятия или учреждения.
Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Задатки – некоторые биологически детерминированные анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.
Занятость – состояние или положение человека, занимающегося трудовой деятельностью, имеющего доход и не нарушающего существующего законодательства.
Заработок – доход работника в соответствии с затратами и результатом его труда, расходуемый на удовлетворение его личных потребностей и потребностей его семьи.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Интеллект – ум или совокупность способностей человека к обучению и познавательной деятельности.
Интерес – эмоциональные предпочтения в познании определённых сторон окружающего мира.
Карьера – профессиональный или служебный путь человека, изменение им своего профессионального и служебного положения.
Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков.
Конкуренция на рынке труда – наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.
Консалтинг – консультирование по различным вопросам.
Личность – целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
Личный профессиональный план – представления того, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Важно иметь представления об основных этапах и внешних условиях намеченных целей.
Мастерство – высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.
Мода – временное преобладание каких-либо вкусов, мнений в общественной жизни, культуре, искусстве.
Мотив – движущая сила, которая побуждает человека к деятельности и направляет её.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека, подтверждаемый документами, которые удостоверяют, что человек достиг определённого государством уровня образовательных требований.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Профессиограмма – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям работника.
Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям работника.
Профессиональная адаптация – адаптация работающих к условиям профессиональной среды.
Профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Профессиональная консультация – форма профессиональной ориентации как непосредственная помощь профориентируемому в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом интересов, способностей, призвания и уточнения отсутствия противопоказаний.
Профессиональная ориентация – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа её получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учётом потребности рынка труда.
Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности.
Профессиональная подготовленность – оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности.
Профессиональная пригодность – сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.
Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональное призвание – идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.
Профессиональное развитие личности – процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования.
Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ её самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Профессиональные склонности – избирательная направленность человека на определённую профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.
Профессиональный отбор – система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
Профессиональный план – обзор профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближних и дальних целей; пути, средства и условия достижения целей; запасные варианты и пути их достижения.
Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определённой квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.
Психограмма – описание индивидуально-личностных качеств человека, необходимых для успешного выполнения определённой трудовой деятельности.
Работа – трудовая деятельность человека, занимающего определённую должность.
Резюме – документ, представляющий собой краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств, по определённой форме напечатанной человеком, который ищет работу.
Рынок образовательных услуг – система услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению.
Рынок труда – система отношений между работодателями и работниками, регулируемая соотношением спроса на рабочую силу и её предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платой специалистов.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей.
Самопонимание – процесс наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения. В результате внутренней работы удаётся «нарисовать» некий «автопортрет», который называется образом Я.
Самосознание – мыслительный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.
Самостоятельность – волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
Склонность – эмоциональные предпочтения определённых занятий, к которым есть способности.
Социальный престиж профессии – значимость и привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности человека.
Социальный статус – совокупность особенностей человека, вытекающих из его принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив), социально-историческим общностям или большим группам (нация, народ, класс, страна).
Специальность обозначает содержание образовательной программы подготовки специалиста в вузе. Перечень специальностей утверждается Министерством образования Российской Федерации, и каждой специальности присваивается свой номер. Если в справочнике для поступающих рядом с названием специальности указан ее номер, это означает, что обучение ведется по программам соответствующим государственным стандартам.
Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности.
Талант – выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя недоступный большинству людей навык, позволяющий добиться наибольшего успеха в области его проявления.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Тип профессии – группа профессий, сходных по предмету труда.
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.
Трудоголизм – один из видов психологической зависимости, когда трудовая деятельность становится сверхценностью, подчиняющей все другие формы жизни человека.
Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.
Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.
Характер – индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей, задающих типичный для данного человека способ поведения, то, как он реагирует на различные ситуации и обстоятельства в жизни.
Целеполагание – определение, построение цели. Обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.
Человеческие ресурсы – население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.
Эффективность труда – показатель объёма труда, вложенного в организацию работником.
Аэродинамика и воздушный шарик
Есть ли лёд на других планетах?
За еду птицы готовы собирать мусор
Цветок или сорняк?
Фотографии кратера Королёва на Марсе