Конспект урока ИЗО для 3 класса в ТДМ
Конспект урока в ТДМ по изобразительному искусству для 3 класса на тему "Характерная маска"
Урок с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guzhenko_tdm_izo-3.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 901 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В.
Конспект урока в ТДМ
Учитель (ФИО) | Гуженко Татьяна Владимировна |
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 3 класс |
Тема: | "Характерная маска" |
Дата | 22.02.2012 |
Целевые установки: |
Познакомиться с разновидностями масок, знать историю их возникновения. Использовать шаблоны, образцы для создания творческой работы. Выполнять эскиз выразительных острохарактерных масок. Творчески участвовать в создании образов, персонажей спектаклей и других зрелищных постановок.
Актуализировать знания пройденного материала. Объяснять смысл новых терминов и понятий. Выполнять задания на соотнесение понятий. Обобщать материал, подводить итоги.
Применять полученные на уроке знания для создания нового продукта – эскиза маски. Сопереживать, уметь понимать эмоциональное состояние человека. Создавать выразительные маски (трагические и комические) Оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность. |
Оснащение урока (материалы к уроку) |
Учебник: Искусство вокруг нас, 3 класс, Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. (под редакцией Б.М. Неменского) М.: «Просвещение», 2011 Рабочая тетрадь: Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс, Горяева Н. А. М.: «Просвещение», 2011
Для учителя: интерактивная доска, мультимедийный проектор, различные варианты масок , шаблоны масок. Для учащихся: гуашь, кисть, цветная и белая бумага, клей, ножницы, материалы для декорирования. |
Этапы урока | Содержание этапа | |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | «У каждого сегодня всё получится!» (девиз на экране) (сл. №1) Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока. Беседа учителя: Вы любите играть? Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или клоуном, то принцессой или феей. (сл. №2-3) С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. (сл. №4) Потому что маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнеее кукол. | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | «Каждый уже видел, использовал или что-то знает о масках!» (сл. №5) Ответьте: (Покажем то, что знаем)
Просмотр слайдов и рассказ учителя о масках: Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. (сл. №6) Ритуальные маски (сл. №7-9) На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. Посмотрим маски народов мира (сл. №10) В Древней Руси маска была принадлежностью бродячих артистов(сл. №11) Театральные маски Античный театр (сл. №12) Маски широко используются в различных формах театра. Древнегреческие маски (сл. №13-14) У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос. Восточный театр (сл. №15-16) Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски. Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального искусства других стран Востока. Где в современном искусстве используются маски? (Впоследствии, это может послужить материалом для проектной работы) В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. (сл. №17-18) Карнавальные маски Во всем мире маски используют в различных фестивалях и карнавалах. (сл. №20-22) В процессе беседы учитель демонстрирует различные варианты масок (натурный фонд) - Какие виды масок существуют? (ритуальные, театральные, карнавальные) (сл. №23) Выполняем игровое задание «Выбери правильную маску!» (Для игрового задания используем Smart- доску: способ «Передвинь фигуру») | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | «Каждый хочет помочь маске! Выполняем игровое задание «Какое бывает настроение?» (Для игрового задания используем Smart- доску: способ «Передвинь фигуру») Перед нами образец маски. (сл. №24) Какая это маска? (Нельзя понять вид маски) Эта маска веселая или грустная, добрая или злая? (Маска не передает характер, не эмоциональная) Нравится? (Нет, не очень) Почему? (Не цветная, не яркая.) Что же необходимо, для того чтобы получилась красивая, интересная маска? (Определить вид и характер маски) Какую тему мы сегодня будем изучать? (Характерная маска) Давайте попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать и какую работу выполнять? Мы сегодня с вами продолжаем тему из цикла “Художник и зрелища”: - тема сегодняшнего урока: «Характерные маски». - цель: Нарисовать характерную маску. (сл. №25) Перед нами две маски «Пьеро и Арлекин» (сл. №26) Они похожи? (Нет) Чем они отличаются? (Они разного характера) Как это различить (По мимике) (сл. №27) | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | «Каждый сегодня может стать волшебником!» (сл. №28) Посмотрите на парты. У вас на них лежат интересные предметы. Как они называются? (шаблоны масок). Какого цвета шаблон? Как вы думаете, для чего этот предмет нам понадобится? Почему вместо глаз и рта только черточки? Как вы думаете, на праздник интересно надеть такую маску как у вас на столе? (Нет, она не яркая) Но ведь мы владеем волшебством! Мы – юные художники! Значит, нам с вами предстоит сегодня сделать из этой – скучной маски, веселую, праздничную - цветную. Примеры масок, которые вы видели, можно сделать самому. Хотите? (сл. №29-31) Надевай скорее маску! Сегодня мы сами будем изготавливать маски. | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | «Каждый составляет план работы!» (сл. №32) Зачитывание пунктов плана и краткое обсуждение. Обдумываем:
Рисуем:
Придумываем:
| |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | «Каждый запоминает последовательность работы!» (сл. №34) На доске памятка с иллюстрациями того, как используя один и тот же алгоритм работы, можно добиться различной эмоциональной характеристики героев. Последовательность изготовления маски. (проговариваем)
Мини-викторина: «Определи характер героя (добрый - злой, грустный – веселый и т.д.) (Для мини-викторины используем Smart- доску: способ «Передвинь фигуру») При этом необходимо обратить внимание учащихся на мимические характеристики образов. | |
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | «Каждый должен отдохнуть!» (сл. №33) Вот помощники мои, И т.д. (можно использовать несколько разных упражнений) | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | «Каждый приступает к работе! Волшебство начинается!» Практическая работа. (сл. №35) Выполнение эскиза выразительных острохарактерных масок. Итак, приступим.
При творческой работе можно выполнять задание самостоятельно, но при необходимости нужно ориентироваться на образцы. По ходу практической работы задаются контрольные вопросы:
| |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | «Каждый сможет теперь сам придумать и изготовить маску!» (сл. №36-37) Можно спросить двух- трех учеников, какую они решили изготовить маску и как её украсить? Почему именно так? - для того чтобы заострить внимание класса на этих вопросах и для того чтобы проблемные дети уяснили задание. - Не забудьте придумать название маски, составить рассказ (сказку) о маске. сл. №(36-37) |
9. | Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | «Каждый научился сегодня! Мы – волшебники, мы – художники!» – самостоятельная работа;
(При необходимости учитель в процессе работы решает, возникла ли необходимость перенести часть работы на следующее занятие) Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. Выставка работ. Рассматривание и анализ изготовленных масок. Чья работа понравилась и почему? Оценка работы всего класса и отдельных учеников. – Для чего нужна «маска»? – С какими масками вы познакомились? – Какие маски вам понравились особенно? – Где вы сможете использовать, полученные сегодня знания? |