Урок окружающего мира в ТДМ по теме: " Весна – природа пробуждается."
Познакомить учащихся с сезонными явлениями в природе. Продолжить формирование умения работать с инфор мацией. Акцентировать внимание на признаках разного времени года.
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 181 КБ |
презентация (1 часть) | 2.14 МБ |
презентация (2 часть) | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель (Ф.И.О.) | Куштина Ирина Николаевна |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 класс |
Тема: | Весна – природа пробуждается. |
Целевые установки: | Задачи урока: Обучающие: Познакомить учащихся с сезонными явлениями в природе. Продолжить формирование умения работать с информацией. Акцентировать внимание на признаках разного времени года. Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся. Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Формировать УУД: Личностные: У учащегося будут сформированы: положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности мира природы, охране природы, зоровьесберегающем поведении. Регулятивные: Учащийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: Учащийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа живая – неживая, животные – растения и т. д.). Коммуникативные: Учащийся научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию. |
Оснащение урока (материалы к уроку) | Учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан) карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2) карточка с заданием для групповой работы (№ 3) карточки для саморефлексии компьютер экран мультимедиа презентация к уроку |
Этапы урока | Содержание этапа | |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) |
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2) Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения |
- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) - Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают) - Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3) Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. (С.Маршак) - (Слайд 4) Весна – природа пробуждается. - Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) -Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | (Слайд 5) - Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова. Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы? Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему? (Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» - Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы. - Что изображено? Как бы вы озаглавили? - Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6) - Назовите объекты неживой природы. - А теперь назовите объекты живой природы. - Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной. | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | Работа в парах. - По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей) - Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7) Карточка № 1. Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. - Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7) - Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 8) - А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь) - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9) - Как взаимосвязано потепление и состояние почвы? Опыт. - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. - Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник) - Что же произошло? - Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло) | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Объяснить смысл пословиц ( выбрать любую пословицу; обсудить все варианты, предложенные учащимися; выбрать правильный вариант)
| |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано? - Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него. - Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми) - Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10) - Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде) -Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний) -Из под снега расцветает Раньше всех весну встречает (подснежник) – «галантус» бывают синие и белые -Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница) Медуница - лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели) - Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов) - Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота) - Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем. - (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения. Охрана растений. - Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял? - Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок) - Не только растения реагируют на появление тепла. Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это …(птица) - Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться) - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары) Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы) - А какие птицы прилетают весной? - Как называют этих птиц? (Перелётные) - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач) (Слайд 12) - Прочитайте на стр.49 народную примету о граче. - Сообщение заранее подготовленного ученика о граче. - А кто же прилетает сразу после грача? Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец. Прилетай скорей …(скворец) (Слайд 12) - Прочитайте народную примету про скворца. - У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы. - Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12) А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13) Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)
- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку). - Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах? - Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? - А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. | |
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | ||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | - Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15) - Можем ли мы на него сейчас ответить? Работа в парах - Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16) Карточка № 2. Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света. - Проверка по слайду. (Слайд 17) Работа в группах. - Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 5 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18) Карточка № 3.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана). | |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? - Что нового узнали на уроке? - Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? |
9. | Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | - Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке - человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. - человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. - человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
Стало холоднее Стало теплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День уменьшается День увеличивается Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег и лёд
Первые проталины
Половодье И.Левитан. Весна. Большая вода
Раннецветущие растения Мать-и-мачеха Подснежник Медуница Ландыш Ветреница дубравная Первоцвет весенний
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дрозд Зяблик Горихвостка
Ласточка Стрижи
Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы . Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.
Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы . Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.
Составь рассказ по плану Весна приходит к нам сразу после ________. Весенние месяцы – это_______________. Весну можно узнать по таким признакам_______, Какие раннецветущие растения появляются весной? Какая особенность раннецветущих растений? Охрана раннецветущих растений. Какие птицы прилетают к нам весной? Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 9. Какую пользу приносят птицы? 10. Забота о птицах весной.