Мои проекты

 Ржавина Наталья Ивановна

Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если педагог умеет направить собственную деятельность на ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

(Детский сад № 5)

адрес: 623401, Свердловская область, город Каменск-Уральский, улица Карла Маркса, 77

сайт: detsad5.gorodku@yandex.ru,  email: detsad5.k-ur@yandex.ru 

Проект

«Удивительный мир природы в произведениях писателя и художника  Чарушина Е.И.»

Разработчик:

воспитатель

Ржавина  Н.И., высшая квалификационная категория

                             

Каменск-Уральский

2022 год

  1. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: игровой, познавательный, творческий

По содержанию: ребенок и природа

По количеству участников проекта: группа детей 4 – 5 лет

По времени проведения: продолжительный (1 год)

По характеру контактов: в рамках группы, в контакте с семьей

  1. Актуальность проблемы

Содержание работы по формированию представлений об объектах окружающего мира отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера обучения. (ФГОС, раздел II, п. 2.6.).

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. У педагогов и родителей главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.

Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь на помощь приходит художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является Е.Чарушин. Произведения Евгения Чарушина отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Знакомя детей с творчеством писателя, художника, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. У детей развивается стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить различные речевые, изобразительные средства: отражать свои впечатления в рисунках и поделках.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы педагога. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Но нужно отметить, что родители не всегда объясняют детям, что к природе нужно относиться бережно, не понимают важность и возможность экологического воспитания детей через чтение художественной литературы. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу о том, что  приобщение родителей к экологическому воспитанию через семейное чтение литературных произведений укрепит и расширит взаимодействие детского сада и семьи и их понимание  важности привития детям с детства любви к окружающему миру природы.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость привития детям любви к миру природы, формирование у них экологических знаний и представлений через ознакомление с творчеством Чарушина Е.И. и с другой - не достаточным уровнем самостоятельного получения знаний дошкольниками  и отсутствием компетенции  родителей  в данном направлении,  привели к выбору темы проекта.

Уверена, что знакомство детей с природой через творчество писателей и художников, способствует гармоничному развитию личности и является средством формирования у них духовности. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

  1. Цель проекта: создание системы работы по разностороннему развитию (познавательной активности, экологическому воспитанию, творчеству) детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателя и художника Е.И.Чарушина.
  2.  Задачи проектной деятельности:
  1. Познакомить с литературным и художественным творчеством Е.И. Чарушина, расширять представления детей о животном мире через произведения писателя.
  2. Воспитывать интерес, добрые чувства и любовь к животным, умение замечать красоту природы посредством произведений писателя.

3. Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышления, любознательности и творческой деятельности.

  1.    Обеспечение проектной деятельности

1.Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

2.Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

3.Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

4.Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7

5.Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека,

2008, №5, с.78-84

  1. Предполагаемый результат

            Ребенок:

-интересуется художественной литературой, обладает начальными представлениями о природном мире;

              -понимает, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных знаний;

              -проявляет интерес, добрые чувства и заботу к животным, стремиться любить и беречь  природу;

              -умеет слушать и отвечать на вопросы, отражает свои впечатления о животном мире в рисунках и поделках.

Родители:

-понимают важность экологического воспитания через ознакомление с художественной литературой;

           -активно взаимодействуют с педагогом.

  1. Методы проекта:

-познавательное чтение;

-просмотр видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

-выставки;

-продуктивная деятельность;

-выпуск фото газеты;

-инсценировки и театрализации;

-экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры;

-эколого- физкультурные развлечения.

  1. Условия реализации проектной деятельности
  • развивающая предметно-пространственная среда группы;
  • демонстрационная доска;
  • тематические картинки;
  • дидактические игры;
  • книги Е.И. Чарушина.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

        Проект предусматривает организацию взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности; направлен на экологическое воспитание и развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством писателя Чарушина Е.И.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы «Детский сад № 5»: с детьми 4-5 лет - в совместной деятельности по четвергам и средам во второй половине дня четыре раза в месяц.

  1. Этапы реализации проекта:

Этапы деятельности

Содержание этапа

Концептуальный    

    (август 2022 г.)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование задач и цели проекта.

Разработка перспективного плана работы в рамках проекта и подбор материала

Исходно - диагностический  

(сентябрь 2022 г.)

Оценка уровня развития компетенций детей в  деятельности.

Деятельностный (сентябрь 2022г. – май 2023 г.)

Деятельность в соответствии с планом мероприятий. 

Итогово-диагностический

(май 2023 г.)

Анализ и обобщение результатов развивающей работы.

XI.    Содержание проектной деятельности

План работы с детьми

Календарно-тематический план мероприятий

2022-2023 учебный год

Образовательные области

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская деятельность

Изобразительная деятельность и конструирование

Игровая и коммуникативная деятельность

Сентябрь 1 неделя

Сентябрь 2 неделя

Сентябрь 3 неделя

Сентябрь 4 неделя

Чтение и пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Ёж в лесу»

Беседа о еже

Конструирование из шишек «Ёжик»

Подвижная игра «Запасливый Ежик»

Октябрь 1 неделя

Октябрь 2 неделя

Октябрь 3 неделя

Октябрь 4 неделя

Чтение и обсуждение рассказов Е.И. Чарушина «Кто как живёт» (белка, заяц, лиса, волк, медведь)

Беседа о диких животных

Конструирование из бумаги - оригами «Лиса»

П/и «Белка и боровички», «Хитрая лиса»

Ноябрь 1 неделя

Ноябрь 2 неделя

Ноябрь 3 неделя

Ноябрь 4 неделя

Чтение и пересказ рассказов Е.И. Чарушина «Рысь», «Рысь и рысёнок», «Лесной котёнок»

Беседа о рыси

Аппликация «Рысь»

П\и на снегу «Рысья тропа»

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

Декабрь 3 неделя

Декабрь 4 неделя

Чтение и беседа по рассказу Е.И. Чарушина «Воробей»

Беседа о птицах

Рисование «Воробей»

Подвижная игра «Воробушки и автомобили», «Воробьи и огород»

Январь 2 неделя

Январь 3 неделя

Январь 4 неделя

-

Чтение и беседа по рассказу Е.И. Чарушина «Болтливая сорока»

Беседа о зимующих птицах

Аппликация «Сорока-белобока»

-

Февраль 1 неделя

Февраль 2 неделя

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Чтение и пересказ рассказов Е.И. Чарушина «Сова», «Дятел»

Беседа о лесных птицах

Коструирование из бросового материала «Сова»

Подвижная игра «День и ночь»

Март 1 неделя

Март 2 неделя

Март 3 неделя

Март 4 неделя

Чтение и пересказ рассказов Е.И. Чарушина «Пингвины», «Северный олень»

Беседа о животных холодных стран

Рисование «Веселые пингвины»

Игра «Пингвины с мячом», физкультурный досуг «Школа пингвинов»

Апрель 1 неделя

Апрель 2 неделя

Апрель 3 неделя

Апрель 4 неделя

Чтение и пересказ рассказов Е.И. Чарушина «Лев», «Крокодил»

Беседа о животных Африки

Рисование «Крокодил»

Словесная игра с движениями «Мы охотимся на льва»

Май 1 неделя

Май 2 неделя

Май 3 неделя

Май 4 неделя

Чтение и пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Кит»

Беседа о морских обитателях

Конструирование из бумаги - «Кит»

Подвижная игра «Рыбки и кит»

План работы с родителями

Формы работы

Сроки

Родительское собрание

сентябрь 2022

Фотогазета  «Читаем дома книги Е.И. Чарушина»

ноябрь 2022

Эколого - физкультурное развлечение

февраль 2023

Открытая педагогическая форма «Пушистые герои рассказов Чарушина Е.И.»

март 2023

Выставка рисунков, выполненных совместно с детьми «Мой любимый герой произведений Е.И. Чарушина»

апрель 2023

Родительское собрание

май 2023



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

(Детский сад № 5)

адрес: 623401, Свердловская область, город Каменск-Уральский, улица Карла Маркса, 77

сайт: detsad5.gorodku@yandex.ru,  email: detsad5.k-ur@yandex.ru 

Проект

«Формирование основ экологической грамотности

 у детей старшего дошкольного возраста

 через знакомство с произведениями  

писателя Виталия Бианки»

Разработчик:

воспитатель

Ржавина  Н.И., высшая квалификационная категория

                             

Каменск-Уральский

2023 год

  1. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: игровой, познавательный, творческий

По содержанию: ребенок и природа

По количеству участников проекта: группа детей 5 – 6 лет

По времени проведения: продолжительный (1 год)

По характеру контактов: в рамках группы, в контакте с семьей

  1. Актуальность проблемы

Взаимодействие человека с природой в наш современный век складывается очень непросто. Слишком часто люди стали одерживать победу над природой, но обольщаться этими победами нельзя, так как за каждую победу природа мстит человечеству. Совершенно очевидно, что необходимо менять отношение общества к природе, чтобы сохранить мир в безопасности. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В период дошкольного детства закладывается фундамент дальнейшего осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь останутся в памяти человека.

Содержание работы по формированию представлений об объектах окружающего мира отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера обучения. (ФГОС, раздел II, п. 2.6.).

Экологическое воспитание – это не просто дань «модному» направлению в дошкольной педагогике – это формирование любви и ценностного отношения к природе, экономичного и бережного природопользования, восприятия себя частью природного мира. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив и зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. У педагогов и родителей главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.

Понимая ценность экологического воспитания, видя недостаток в знаниях детей и в то же время их заинтересованность, любознательность, я пришла к выводу о необходимости углубленной работы по разделу «Экологическое воспитание», через чтение художественной литературы. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности; можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Важную роль по экологическому воспитанию детей играет тесная взаимосвязь в работе детского сада и семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Но нужно отметить, что родители не всегда объясняют детям, что к природе нужно относиться бережно, не понимают важность и возможность экологического воспитания детей через чтение художественной литературы. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу о том, что приобщение родителей к экологическому воспитанию через семейное чтение литературных произведений укрепит и расширит взаимодействие детского сада и семьи и их понимание важности привития детям с детства любви к окружающему миру природы. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость привития детям любви к миру природы, формирование у них экологических знаний и представлений через ознакомление с творчеством В.Бианки и с другой - не достаточным уровнем самостоятельного получения знаний дошкольниками и отсутствием компетенции  родителей  в данном направлении,  привели к выбору темы проекта.

Знакомя детей с творчеством писателя, мы уделяем внимание не только духовному, но и экологическому воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. У детей развивается стремление выражать своё отношение к окружающему, оценить поведение героев произведений, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого, самостоятельно находить различные речевые, изобразительные средства: отражать свои впечатления в конструировании из бумаги в технике оригами.

Уверена, что знакомство детей с природой через творчество писателей способствует гармоничному развитию личности и является средством формирования у них духовности. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу.

  1. Цель проекта: создание системы работы по разностороннему развитию (экологическому воспитанию, познавательной активности, конструированию в технике оригами) детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателя  В.Бианки.  
  2.  Задачи проектной деятельности:
  1. Познакомить с литературным творчеством В. Бианки, расширять представления детей о животном мире через произведения писателя.
  2. Воспитывать интерес, добрые чувства и любовь к животным, умение замечать красоту природы посредством произведений писателя.
  3. Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышления, любознательности, мелкой моторики, глазомера, координации «глаз-рука».
  4. Продолжать знакомить с техникой оригами, базовыми формами; учить навыкам самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами (по образцу, устным инструкциям, по показу, по операционным картам).
  5. Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.
  1.    Обеспечение проектной деятельности

1.Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

2.Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

3.Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

4.Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7

5.Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека,

2008, №5, с.78-84

  6.Гр. Гроденский «Виталий Бианки». Критико-биографический очерк. Москва     Издательство «Детская литература», 1966год. 

  7.Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

 Казань, Татарское книжное издательство, 1981.

               8.Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки»

               Москва «Книга», 1973.

               9.Бианки В.В. Лесная газета

   10. «Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература»

   М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

  1. Предполагаемый результат

            Ребенок:

-интересуется художественной литературой, обладает начальными представлениями о природном мире;

                -понимает, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных знаний;

                -проявляет интерес, добрые чувства и заботу к животным, стремиться любить и беречь  природу;

                -умеет слушать и отвечать на вопросы, отражает свои впечатления о животном мире в рисунках и поделках.

Родители:

-понимают важность экологического воспитания через ознакомление с художественной литературой;

             -активно взаимодействуют с педагогом.

  1. Методы проекта:

- словесный: чтение художественных произведений, беседа, объяснение;
- наглядный: демонстрация, иллюстрации;
- практический: упражнение;
- игровой: подвижные игры;

- наблюдение; совместная и самостоятельная деятельность.

  1. Условия реализации проектной деятельности
  • книги В. Бианки;
  • иллюстрации;
  • видео и аудиозаписи по теме;
  • материалы для конструктивной деятельности.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

        Проект предусматривает организацию взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности; направлен на экологическое воспитание и развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством писателя В.Бианки.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы «Детский сад № 5»: с детьми 5-6 лет - в совместной деятельности во второй половине дня четыре раза в месяц.

  1. Этапы реализации проекта:

Этапы деятельности

Содержание этапа

Концептуальный    

    (август 2023 г.)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование задач и цели проекта.

Разработка перспективного плана работы в рамках проекта и подбор материала

Исходно - диагностический  

(сентябрь 2023 г.)

Оценка уровня развития компетенций детей в  деятельности.

Деятельностный (сентябрь 2023г. – май 2024 г.)

Деятельность в соответствии с планом мероприятий. 

Итогово-диагностический

(май 2024 г.)

Анализ и обобщение результатов развивающей работы.

XI.    Содержание проектной деятельности

План работы с детьми

Календарно-тематический план мероприятий

2023-2024 учебный год

Образовательные области

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности

Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструирование из бумаги - оригами

Игровая и коммуникативная деятельность

Сентябрь 1 неделя

Сентябрь 2 неделя

Сентябрь 3 неделя

Сентябрь 4 неделя

Чтение  сказки «Мышонок Пик» - «Как мышонок попал в мореплаватели»

Беседа по сказке «Мышонок Пик».

Мышка

Подвижная игра «Мышеловка» (Приложение 1)

Октябрь 1 неделя

Октябрь 2 неделя

Октябрь 3 неделя

Октябрь 4 неделя

Чтение и беседа по сказке «Дятел и малиновка»

Дятел

Игра малой подвижности «Дятел» (Приложение 1)

Ноябрь 1 неделя

Ноябрь 2 неделя

Ноябрь 3 неделя

Ноябрь 4 неделя

Чтение и пересказ рассказа «Купание медвежат»

Беседа «Как звери  готовятся к зиме»

Медведь

Подвижная игра «Медведи и пчёлы» (Приложение 1)

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

Декабрь 3 неделя

Декабрь 4 неделя

Чтение и беседа по сказке «Теремок»

Беседа о зимующих птицах

Сыч (сова)

Подвижная игра «Совушка» (Приложение 1)

Январь 2 неделя

Январь 3 неделя

Январь 4 неделя

 Январь 5 неделя

Чтение и пересказ сказки «Снежная книга»

Беседа о диких животных

Лиса

Подвижная игра «Хитрая лиса» (Приложение 1)

Февраль 1 неделя

Февраль 2 неделя

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Чтение и беседа по сказке «Глаза и уши»

Беседа об обитателях озер и болот

Лебедь

Подвижная игра «Гуси - лебеди» (Приложение 1)

Март 1 неделя

Март 2 неделя

Март 3 неделя

Март 4 неделя

Чтение и пересказ рассказа «Лесные домишки»

Беседа о перелётных птицах

Ласточка

Подвижная игра «Ласточка без гнезда» (Приложение 1)

Апрель 1 неделя

Апрель 2 неделя

Апрель 3 неделя

Апрель 4 неделя

Чтение и пересказ рассказа «Подкидыш»

Беседа «Как появляется птица»

Птичка в гнёздышке

Подвижная игра «Птички в гнёздышках» (Приложение 1)

Май 2 неделя

Май 3 неделя

Май 4 неделя

Май 5 неделя

Чтение и беседа по сказке «Как Муравьишка домой спешил»

Беседа о насекомых

Жук

Подвижная игра «Паук и мухи» (Приложение 1)

План работы с родителями

Формы работы

Сроки

Родительское собрание

сентябрь 2023

Фотогазета  «Читаем дома книги В.Бианки»

ноябрь 2023

Эколого - физкультурное развлечение

февраль 2024

Открытая педагогическая форма «Любимые герои сказок В.Бианки»

март 2024

Выставка поделок  детей

апрель 2024

Родительское собрание

май 2024

Приложение 1

Подвижная игра «Мышеловка»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: совершенствовать координацию движений и ловкость.

Игроки делятся на 2 группы. Одни образуют круг – «мышеловку». Другие – «мыши» - находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, идут по кругу, подняв сцепленные руки вверх, и говорят: Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. Всё погрызли, всё поели, всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки, доберёмся мы до вас. Вот поставим мышеловки – переловим всех за раз. В процессе произнесения слов дети – «мыши» вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается Отмечаются самые ловкие мыши.

Игра малой подвижности «Дятел»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: продолжать учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам. 

Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла. Все играющие встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу, и все вместе говорят слова: 

Ходит дятел по житнице,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает: 

Мне не скучно одному, 

Кого хочу, того возьму. 

С этими словами он быстро берется за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы»

 Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

 Участвуют 2 команды, одна команда – «медведи», другая – «пчёлы». Пчёлы стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3-4 м от «дома пчёл» отмечается линия леса – «дом медведей» На противоположной стороне на расстоянии 7-8 м от «дома пчёл» - «луг». По сигналу пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и «лакомятся» медом. По сигналу: «Медведи!» пчёлы летят к своим ульям и пятнают («жалят») тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пойманные медведи остаются в игре. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, запятнавшая большее количество медведей. При повторении игры дети меняются ролями.

Подвижная игра «Совушка»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

 Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами: «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились. Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать ловкость и быстроту.

Игроки стоят в кругу в центре площадки. По команде дети закрывают глаза, а педагог выбирает водящего – «хитрую лису», касаясь плеча одного из игроков. Хитрая лиса молчит и ничем себя не выдаёт. Дети открывают глаза и хором три раза спрашивают: «хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса прыгает в центр круга и говорит: «Я тут!» Дети разбегаются, а хитрая лиса старается их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза. В конце игры подсчитывают пойманных игроков и выбирают нового водящего. Пойманные игроки временно выбывают из игры.

Подвижная игра «Гуси - лебеди»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать ловкость и быстроту.

Выбирают детей на роль «волка» и «пастуха», остальные игроки – «гуси». На одной стороне площадки (в «доме») находятся гуси, на противоположной - «пастух». Сбоку «логово волка», остальное место – «луг». Пастух зовёт гусей на луг. - Гуси, Гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да! Да! Да! - Так летите! - Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой! - Так летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси перебегают через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их догнать и запятнать. Пойманные гуси остаются в игре, а пастух и волк – другие дети. 

Подвижная игра «Ласточка без гнезда»

Инвентарь: обручи малого диаметра по количеству детей.

Цель игры: воспитывать внимание и ловкость.

На площадке в свободном порядке расположены обручи – «гнёзда» по количеству детей. Игроки – «ласточки» бегают по площадке в разных направлениях, обегая гнёзда, а педагог убирает 1 или 2 обруча. По звуковому сигналу ласточки занимают любое гнездо. Игроки, которым не хватило обруча, - ласточки без гнезда. Игра повторяется 3-4 раза, ласточки без гнезда остаются в игре. Во время бега не наступать на гнёзда.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Инвентарь: обручи большого диаметра

Цель игры: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

С одной стороны площадки свободно разложить 3-4 больших обруча («гнёздышки») - «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети  – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. По сигналу воспитателя «Полетели птички в гнёзда!», дети бегут к обручам - в каждый обруч встают 2-3 детей. Игра повторяется.

Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Подвижная игра «Паук и мухи»

Инвентарь: обруч с натянутой по диагонали в разных направлениях резинкой.

Цель игры: развивать ловкость и координацию.

На одной стороне площадки находится «паутина» (обруч), которую педагог удерживает вертикально полу. Водящий – «паук» находится за паутиной. Остальные игроки – «мухи», разбегаются по всей площадке – «летают, жужжат». По команде: «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук пролезает через обруч – паутину и смотрит. Тех мух, которые пошевелились, паук отводит в паутину. После 2-3 повторений подсчитывается количество пойманных мух, выбирается новый водящий. Новый водящий выбирается из числа самых ловких мух.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Проект

«Экспериментирование с живой  и   неживой природой» посредством реализации парциальной программы «STEM-образование для детей дошкольного возраста»


Разработчик:

воспитатель

Ржавина  Н.И., высшая квалификационная категория

                             

                             

Каменск – Уральский

Краткое описание сути проекта: проект предусматривает организацию взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности; направлен на развитие  познавательной способности  детей дошкольного возраста посредством  ознакомления с окружающим  миром.

Проект осуществляют:

  • педагогические работники дошкольного учреждения;
  • дети и их родители;
  • социальные партнёры

Срок реализации проекта:  2 года (2019-2021)

Форма представления проекта: презентация

 Время: 

 Место: Детский сад № 5

Примерное количество участников:   группа 25 детей.

Структура  проекта:

  1. Описание проблемы.
  2. Обоснование  актуальности  планируемой  проектной  деятельности.
  3. Цель и задачи  проектной деятельности.
  4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их     реализации.
  5. Новизна
  6.  Планируемый результат.
  7. Формы работы по реализации проекта.

8. Этапы  реализации проекта «Экспериментирование с живой  и   неживой природой» посредством реализации парциальной программы «STEM-образование для детей дошкольного возраста»:

      9.  Приложения

9.1. Конспекты мероприятий и непосредственно образовательной деятельности.

9.2.Информационные материалы для взаимодействия с семьёй (статьи, видеопрезентации, фотографии).

9.3. Конспекты интерактивных и традиционных форм работы с родителями.

 

1.Описание проблемы

Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используют для получения новых знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных каждому конкретному человеку. За использование эксперимента как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие: знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более глубокими и прочными. Исследователь детского мышления Н. Н. Поддьяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

В области экологического воспитания экспериментирование особенно важно. Одной из задач воспитания экологической культуры является осмысление взаимосвязей, существующих в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем и будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получат неоценимые по своей важности знания. Такие знания останутся на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

2. Обоснование актуальности планируемой проектной деятельности

        Содержание работы по формированию представлений об объектах окружающего мира отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера обучения. (ФГОС, раздел II, п. 2.6.).

С  самого  рождения  ребенок  является  первооткрывателем,  исследователем  того  мира,  который  его  окружает, а  особенно  ребенок-дошкольник. Китайская  пословица  гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок  усваивает   все  прочно  и  надолго, когда  слышит,  видит  и  делает  сам.  Учеными  доказано,  что  чем  больше  органов  чувств  одновременно  участвуют  в  процессе  познания,  тем  лучше  человек  ощущает,  запоминает,  осмысливает,  понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал. Следовательно, чем  активнее  ребенок  трогает,  нюхает, ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее  развиваются  его  познавательные  способности, повышается познавательная активность.

        Но нужно отметить, что на занятиях проще преподнести готовые истины, готовые выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания,  учиться. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу о том, что такое  обучение  можно  назвать  пассивным,  у  него  нет  шансов  развить у  детей  высокую  познавательную  активность.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость  в опытно - экспериментальной деятельности детей, формирование у детей экологических знаний и представлений и с другой - не достаточным уровнем получения знаний дошкольниками самостоятельно привели к выбору темы проекта.

Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) я сделала акцент на STEAM-образование.

Правильно оборудованная в условиях образовательной организации исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставит  возможность насытить занятия в детском саду и экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.

3.Цель и задачи  проектной деятельности

Цель: создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.        Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качество и назначение предметов, инициировать, постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

2.        Поддерживать интерес к познанию действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдение и экспериментирование;

3.        Направлять поисковую деятельность детей;

4.        Помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания и умения;

5.        Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

6.        Учить анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их реализации

На сегодняшний период в дошкольном  образовании стоит  проблема организации  основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период  дошкольного  детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно  влияет  на  развитие  личности  ребенка, также как игровая. Главное достоинство применения  метода  экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети  получают  реальные  представления  о  различных  сторонах  изучаемого  объекта,  о  его  взаимоотношениях  с  другими  объектами  и  средой  обитания;

- идет обогащение  памяти  ребенка,  активизируются  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает  необходимость  совершать  операции  анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь, так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные  закономерности и выводы;

- происходит накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе.

        

5.Новизна 

Отличительной особенностью данного проекта будет являться то, что линия экспериментирования, исследования и наблюдения связана:

• с идеей «всматривания» в природу, в ее возможности, в свойства живых организмов, которые можно использовать человеку. Так высоту жирафа человек использует как подъемный кран, силу слона – как грузовик, улитка дарит нам идею присоски и пр. Ведь часто ребенок смотрит, но не видит всех этих чудесных свойств;  

• у ребенка разовьются начала рефлексивного мышления. Сотрудничество с взрослыми приобретёт новую форму – форму интеллектуального сотрудничества;

• важно, что здесь ребенок будет искать инженерную идею вообще, в целом, не для себя лично, а для всех. Эта линия будет развивать фантазию ребенка, способствовать моделирование и порождение новых форм.

 

6. Планируемый результат

  1. Расширение у детей представлений об окружающем мире.
  2. Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений  детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
  3. Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
  4. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь).
  5. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими).

7.Формы работы по реализации проекта:

-наблюдения  и  экологические  экскурсии  

-создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

-познавательное чтение;

-«Уроки доброты»;

-конкурсы и викторины, КВН;

-продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

-лаборатория (опыты и эксперименты);

-выпуск экологический газеты,

-день (неделя) “Волшебная экология души”;

-инсценировки и театрализации;

-экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

-эколого-познавательные праздники и развлечения.

8.Этапы реализации проекта «Экспериментирование с живой  и   неживой природой» посредством реализации парциальной программы «STEM-образование для детей дошкольного возраста»  на период с 2019 по 2021 годы: 

Этапы деятельности

Содержание этапа

Концептуальный    

    (август 2019 г.)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование задач и цели проекта.

Разработка диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания развития компетенций детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Разработка перспективного плана работы в рамках проекта.

Исходно - диагностический  

(сентябрь 2019 г.)

Оценка уровня развития компетенций детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Деятельностный (сентябрь 2019г. – апрель 2021 г.)

Деятельность в соответствии с планом мероприятий. 

Итогово-диагностический

(май 2021 г.)

Заключительная оценка уровня развития компетенций детей в познавательно-исследовательской деятельности. Сбор данных по результатам деятельности.

Анализ и обобщение результатов развивающей работы.

Содержание проектной деятельности представлено тематическим планированием формирующего этапа.

\

Календарно-тематический план мероприятий

2019-2020 учебный год

(старшая группа)

Месяц

Совместная деятельность педагога с детьми

Содержание работы с детьми

Метеоплощадка/

прогулка

Краткосрочный проект

ЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Растения»

сентябрь

1 неделя

«Удивительные растения» (1часть)

Опыт «Может ли растение дышать?», «Есть ли у растения органы дыхания?», «Нужен ли корешкам воздух?», «Что выделяет растение?»

Наблюдения за растениями на прогулке

«Огород на окошке»

2 неделя

 «Удивительные растения»  (2 часть)

Опыты «Во всех ли листьях есть питание?» «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Что нужно для питания растениям?»

3 неделя

Беседа: «Наши помощники»

Опыт «Для чего корешки?», Как увидеть движение воды через корешки»

4 неделя

 «Строение, значение частей растения» (2часть)

Опыт «Растение-нанос», «Вершки и корешки», «Живой кусочек», «Что внутри?»

ЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Человек»

октябрь

1 неделя

 «Наши руки»

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».        

«Органы чувств»

2 неделя

«Что можно почувствовать кожей?»

Опыт «Отгадай, что в мешочке»

3 неделя

«Для чего нужны уши?»

Опыт: «Слушай во все уши»        

4 неделя

«Что можно почувствовать носом?»

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Вещество ВОДА»

ноябрь

1 неделя

 «Вода в природе и в быту»,  «Вода – помощница»         

Опыт «Какого цвета вода?», «Есть ли у воды вкус и запах?», «Что будет с водой на морозе?»  «Тонет - не тонет»

Опыты с водой на метеоплощадке

«Волшебница Вода»

2 неделя

 «Поверхностная пленка воды» «Вода – источник жизни»        

Опыт «Есть ли у воды поверхностное натяжение?»

Опыт «Что растворяется в воде?»

3 неделя

 «Как очистить воду?» «Путешествие капельки»

Опыт «Куда делась вода?

Опыт «Чистая вода»

4 неделя

 «Чем соленая вода отличается от пресной?» «Выращиваем соляные кристаллы»

Опыт с яйцом

 Опыт «Расти кристалл»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема: «Вещество ВОЗДУХ»

декабрь

1 неделя

«Что такое воздух?»

 Опыт «Воздушные вихри»

«Сухой из воды»

«Этот удивительный воздух»

2 неделя

«Имеет ли воздух вес?»

Опыт «Где теплее?»

«Ветер в комнате» опыт с шариком

3 неделя

«Где может прятаться воздух?»

Опыт «Есть ли воздух в воде?» «Воздух в аквариуме»

4 неделя

«Воздух и запах»

Опыт «Чистый воздух»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Камни, песок»

январь

1 неделя

 «В царстве камней» Изучаем «Коллекцию камней»

Опыт «Мы геологи»

Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

 Выкладывание рисунков из камней

Строительные игры (строительство и украшение построек)

«Самоцветы Урала»

2 неделя

 «Где рождаются камни?»

Опыт «Вулкан»,

 «Найдем известняк»

3 неделя

«В пустыне»

Опыт «Песчанки – обитатели пустыни»

4 неделя

Исследуем песок

Опыт «Взвешиваем песок»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Глина, почва»

февраль

1 неделя

Исследуем  глину

Опыты «Знакомство с глиной»

2 неделя

Исследуем почву

 Опыт «Из чего состоит почва?»

3 неделя

Исследуем почву

Опыт «Есть ли в почве воздух?»

4 неделя

Исследуем почву

Опыт «Могут ли животные жить в земле?»

Тема «Магниты и магнетизм», «Волшебная бумага», «В мире электричества»

март

1 неделя

Исследование магнетизма

Опыты «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» (№11)

находим предметы, к которым притягивается магнит.

«Этот удивительный магнит»

2 неделя

Исследование свойств бумаги

Опыт 1,2,3,4,5 (картотека)

 

3 неделя

Исследование электричества

Опыты «Как увидеть и услышать электричество» 

 «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» (№ 11)     

4 неделя

Изучаем свет и цвет

«Свет вокруг нас».        

«Откуда радуга берется?».        

 «Волшебный круг».        

 

Изучение солнечных часов на метеоплошадке

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Тема «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

апрель

1 неделя

Изучаем космос

«Этот загадочный космос»        

«Солнечная система»

2 неделя

Изучаем планеты солнечной системы

«Солнце, Земля и другие планеты»        

3 неделя

Изучаем космос

Опыт «На орбите», «Прямо или по кругу»

4 неделя

Изучаем космос

Опыт «Приплюснутый шар», «Вращающаяся земля», «Темный космос»

ЖИВАЯ ПРИРОДА. Тема «Насекомые»

май

1 неделя

Исследуем насекомых

 «Кто такие насекомые?» Голоса насекомых

Наблюдение за насекомыми

«Насекомые»

2 неделя

Исследуем божью коровку

«Появление божьей коровки»

Наблюдение за божьими коровками

3 неделя

Исследования бабочку

 «Появление бабочки»

Наблюдение за бабочками

4 неделя

Исследования

червяков

Наблюдение за червяками

Календарно-тематический план мероприятий  по "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование"

2020-2021 учебный год

(подготовительная к школе  группа) 

Тема

Дата

Цели и задачи

Сентябрь

1

Путешествие  колоска

05.09.2020

Задачи: закрепить  знания  детей  о  злаковых  культурах, из  которых  выпекают  белый  и  чёрный  хлеб; развивать  умение  различать  растения  по  характерным  признакам(строение  колоска, цвет, количество  зёрен); познакомить  с  современной  технологией  изготовления  хлеба  и  сравнить  с  тем, как  его  изготовляли  раньше. технологией  изготовления  хлеба  и  сравнить  с  тем, как  его  изготовляли  раньше.

2

Сила тяготения

12.09.2020

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле

3

Посещение  кафе  «Дары  осени»

19.09.2020

систематизировать  представления  детей  об  овощах  и  фруктах; упражнять  детей  в  составлении  описательных  рассказов  об  овощах  и  фруктах; познакомить  с  технологией  приготовления  блюд  из  овощей  и  фруктов

4

Упрямые предметы. Хитрости инерции.

26.09.2020

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдений. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных)

Октябрь

5

Как  растения  готовятся  к  зиме . 

03.10.2020

формировать  у  детей  представления  о  состоянии  растений  осенью; дать  знания  о  плодах  и  семенах  деревьев, кустарников, травянистых  растений; дать  знания  о  способах  распространения  семян; учить  устанавливать  связи  между  состоянием  растений  и  условиями  среды, выявлять  причины  происходящих  изменений  в  природе; познакомить  детей  с  трудом  взрослых  в  парке  по  уходу  за  растениями  осенью; 

6

Волшебные стеклышки

10.10.2020

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить ,для чего они нужны человеку

7

Унылая пора! Очей очарованье!...

17.10.2020

Закреплять представления о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; умение видеть поэтическую красоту золотой осени; совершенствовать воображение, активизировать словарный запас, употребляя в речи слова «заморозок», «ледостав».

8

Почему предметы движутся?

24.10.2020

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом

9

Как  и  для  чего  человек  дышит.

31.10.2020

Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

Ноябрь

10

Путешествие  в  осенний  лес

07.11.2020

обобщить  и  систематизировать  знания  детей  об  осени; учить  устанавливать  связи  между  продолжительностью  дня, температурой  воздуха, состоянием  растений, наличием  пищи  для  животных  и  приспособлением  их  к  зиме; учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом; развивать логическое мышление (логическая задача «Книжка про осень») ; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

11

Беседа «Для  чего  растению  нужны  семена»

14.11.2020

закрепить  представления  о  том, что  семя-конечная  стадия  роста  растения, оно  необходимо  для  начала  жизни  нового  растения; формирование  представлений  о  распространении  семян  растений; развивать  наблюдательность, внимание, зрительную  память

12

Путешествие капельки

21.11.2020

формирование  представлений  о  круговороте  воды  в  природе; развивать  умение  самостоятельно  устанавливать  причинно-следственные  связи; воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к  воде

13

Что такое масса?

28.11.2020

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования

Декабрь

14

Клуб знатоков леса

05.12.2020

Формировать  у детей умение  на  практике  применять  знания  о  приспособлениях  животных  и  растений  к  условиям  жизни; формировать   умения  выделять  и  сравнивать  существенные  признаки, понимать  причинно-следственные  связи; развивать  доказательную, связную   речь.

15

Воздух

12.12.2020

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха,  имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

16

Приключения Мамонтёнка

19.12.2020

Закреплять знания о четырёх классах животных:  насекомых, птицах, зверях, рыбах;

учить детей выделять характерные    признаки    каждого класса животных с опорой на   модели;    тренировать в синхронизации понятий по   заданному   признаку;  обогащать словарный запас.

Январь

17

Как  живут  наши  пернатые  друзья  зимой

09.01.2021

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва  и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

18

Почему не тонут корабли?

16.01.2021

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

19

Север – царства льда и снега

23.01.2021

формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;

учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе;        закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата;   развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; вести диалог, отстаивать свое мнение, строить мыслительную операцию — сравнение, доказательную речь

20

Что такое огонь?

30.01.2021

Познакомить с огнем как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас

Февраль

21

Лес как экологическая система

06.02.2021

Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле»

22

Пищевые цепочки в лесу

13.02.2021

закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой  природы  на уровне частных   и   обобщённых понятий;  сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

23

Если хочешь быть здоров

20.02.2021

закрепить  представления  о  приспособляемости  человека  к  зимним  условиям; формировать  представления  об  использовании  факторов  природной  среды  для  укрепления  здоровья ;дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях;  познакомить  детей  с  правилами  поведения  при  заболеваниях

24

Путешествие Капельки

27.02.2021

Познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Март

25

Как поссорились март и февраль

06.03.2021

Продолжать формировать у детей представления о марте как  месяце пробуждения природы; развивать умение замечать изменения в неживой природе; увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевые облака. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи); дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли; синички поют; в середине марта прилетают грачи; в конце марта прилетают скворцы; у зайчихи родились зайчата, у медведицы – медвежата, у белки – бельчата. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям

26

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

13.03.2021

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасность для судоходства.

27

Комнатные растения-спутники нашей жизни (посадка комнатных растений)

20.03.2021

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать , обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи.

28

Загадки природы

27.03.2021

обобщить представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня); закреплять знания о правилах поведения в экосистемах; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепит знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Апрель

29

Весенняя экскурсия в лесопарк

03.04.2021

Сформировать  представления  детей  о  лесопарке  как  сообществе  растений  и  животных, понаблюдать  за  изменениями  в  природе  в  середине  весны ,сформировать  навыки   правильного  поведения  в  природе,

30

Почему в космос летают на ракете?

10.04.2021

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

31

Почему земля кормит

17.04.2021

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности

32

Откуда взялись острова?

24.04.2021

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Май

33

Весенние заботы птиц

08.05.2021

Обобщить  и  систематизировать  знания  детей  об  изменениях  в  жизни  птиц  весной. Учить  устанавливать  связи  между  сроком  прилёта  птиц  и  наличием  корма; познакомить  с  тем, как  птицы  устраивают  свои  гнёзда. Заботятся  о  птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам.

34

Как происходит извержение вулкана?

15.05.2021

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

35

Строим  экологический  город

22.05.2021

Уточнить  природоведческие  знания  детей  о  факторах  окружающей  среды. Необходимых  для  жизни  на  Земле; формировать  умение  прогнозировать  последствия  своих  действий; воспитывать  гуманное  отношение  к  природе, желание  сберечь  и  сохранить  красоту  природы.

 Список  литературы:

1.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников). Творческий центр Сфера Москва.

2. Экспериментирование с живой и неживой природой (Образовательный модуль). Издательство «Бином». Москва 2018г.

3. Салмина Е.Е.Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности.

4.Картотеки опытов и экспериментов.

5.Картотека опытов с водой.

6.Картотека опытов со снегом и льдом.

7. Познавательные опыты для детей. Альбом.

8.Картотека «Простые опыты с бумагой»