ПК 4.3
план-конспект урока

Фазылова Лидия Вахитовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 125.57 КБ
Файл конспект 2 27.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.23 г.         

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 39

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В.

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Булатова А.С.

Фазыловой Лидии

Тема урока музыки: «Восточные мотивы»

            Цель: Формирование духовной культуры личности через ознакомление с балетом «Гаянэ», колыбельной «Гаянэ», танцем с саблями.

            Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся c балетом «Гаянэ», колыбельной «Гаянэ», танцем с саблями. Ознакомление с терминами (восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы, национальный колорит). Формировать представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими образами в музыке русских композиторов. Разучить 1 и 2 куплет и припев песни «Начальная школа». Формировать навыки слушания музыки, умение передать свои впечатления об услышанном в высказывании.

Развивающая: Развивать музыкальное восприятие, мышление, слух, певческий голос учащихся. Развивать в детях любовь к музыке. Развивать творческие способности учащихся в слушательской и исполнительской деятельности. Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать.

Воспитательная: Воспитывать у учащихся музыкально-эстетические чувства. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: А. Хачатурян колыбельная «Гаянэ» из балета «Гаянэ», танец с саблями из балета «Гаянэ», Е. Плотникова – «Пусть осень пройдёт золотая».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

2 мин

- Здравствуйте, ребята, начался урок музыки поэтому, для начала мы с вами поздороваемся по музыкальному. (Музыкальное приветствие)

- Ребята, скажите мне, а в каких случаях говорят: «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения?

- Хорошо, ребята, сегодня эта фраза откроет нам тайну Восточной музыки.  Обратите внимание на слайд, тут у нас как раз-таки дверь, которая открывается именно этим заклинанием. Давайте все вместе проговорим это заклинание, и узнаем тему нашего урока.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

- Волшебное заклинание с просьбой что-то открыть.

- (проговаривают «Сезам, откройся»)

2.

Организация слушательской деятельности

15 мин

(На слайде название темы «Восточные мотивы»)

- Ребята, а что вы знаете про Восток? Как вы себе его представляете?

- А вы знали, что у народов Востока есть своя музыка?

- У народов Востока очень красивая музыка, им характерны восточные интонации. Это словарное слово, запишите пожалуйста к себе в тетрадку. Мелодию как раз-таки «украшают» вспомогательными тонами. Это называется орнаментом, запишите себе это словарное слово.

- Ребята, а вы знали, что восточную музыку пишут не только композиторы Востока, но и наши, русские композиторы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей.

- Сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Востоку в поиске сокровища, но по пути нам будут встречаться задания, которые нам с вами нужно будет выполнить.

- Первое что нам нужно сделать это отгадать загадку и понять, какое произведение нам нужно будет послушать.

Загадка

Эту песню нам пела мама,

Когда колыбель качала.

- Правильно, ребята, это колыбельная. Сейчас мы с вами послушаем колыбельную из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна - армянского советского композитора. Перед тем как мы послушаем, я вам расскажу откуда это произведение. Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. Этот балет повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь.

- Послушайте, и ответьте мне на вопрос присутствуют ли в колыбельной восточные интонации и орнамент.

- Какие у вас сложились впечатления о музыки? Как вы думаете, что чувствовала Гаянэ счастье или наоборот грусть, замешательство?

- Отлично! Мы справились с этой задачей, идём дальше.

- Ребята, посмотрите, что же изображено на картинке?

- Правильно, дальше нам нужно с вами прослушать произведение из балета «Гаянэ» «Танец с саблями».

- После прослушивания ответьте на вопрос, на каких музыкальных инструментах играли музыканты?

- Какие впечатления сложились о прослушанном произведении? Отличается ли «Танец с саблями» от «Колыбельной Гаянэ»? Если да, то чем?

- Хорошо, ребята. Эти два произведения нам представили, как контрастный образ. Контрастный образ – это такой пример в искусстве, когда одному образу тут же противопоставляется совершенно иной, который воплощает в себе совершенно противоположные качества. Это словарное слово, запишите его пожалуйста. В этих произведениях так же присутствовал национальный колорит. Колорит – это особенная эмоциональная окраска некоторых эпизодов в музыкальном произведении, которая достигается использованием различных регистров, сменой тональности и т. п. В данном случае, был именно национальный колорит, т.к. композитор использовал смену тональностей и ритма так, что, послушав произведение мы сразу поняли то что эта музыка относится к Востоку. Национальный колорит это словарное слово, запишите его пожалуйста.

- Ребята, вот мы с вами и дошли до сокровища вы молодцы! Посмотрите, тут у нас в сундуке не только золото, но и какая-то бутылка с письмом, сейчас мы посмотрим, что там.

- Это ноты песни, которую нам нужно выучить. Сейчас мы с вами и приступим. Для начала мы её послушаем.

- (отвечают)

- Да\нет

- (записывают)

- Колыбельная

- (отвечают)

- Сабля

- (записывают)

- (записывают)

- (слушают)

3.

Организация

исполнительской

деятельности

13 мин

- Встаем со своих мест. Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить.

- Послушайте 1 предложение.

(Пою)

- Давайте попробуем вместе.

- Послушайте далее.

(Пою)

- Попробуем вместе.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

- В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте.

(Пою)

- Давайте повторим.

- Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова!

- Молодцы, теперь давайте споем ее полностью под минусовку.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- повтор одного звука;

-хроматизмы

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- начало с затакта

- Прохлопывание ритма.

Дикционные:

-труднопроизносимые слова.

-Четкое проговаривание «Р»;

- окончание на согласную букву.

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

4.

Итог урока

3 мин

Запишите домашнее задание повторите песню «Начальная школа» и нарисовать с чем ассоциируется одно из прослушанных нами произведений.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Какие произведения мы сегодня послушали?

Молодцы, посмотрите на слайд, и ответьте на вопросы

Вы очень хорошо работали на уроке, но теперь нам пора прощаться.

Музыкальное прощание

(мажорное трезвучие) со словами до свидания!

- (отвечают)



Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.23 г.         

Учитель музыки: Королёва Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В.

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Булатова А.С.

Фазыловой Лидии

Тема урока музыки: Этюд

            Цель: знакомство учащихся с Ф. Шопеном и его творчеством.

            Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “Этюд” и биографией Шопена, дать некоторые сведения и термины, разучить песню «Кто добрее всех на свете», накопление музыкально-слухового опыта.

Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока, развивать воображение, музыкальные способности, мышление, умение слушать и слышать музыку.

Воспитательная: прививать интерес к музыке композиторов воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный (собственный показ).

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Этюд №12, этюд №1 Ф. Шопен, песня “Кто добрее всех на свете” Л. Мельникова.

Структура урока: 

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

6 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Начнем наш урок с стихотворения, а вы подумайте, как может называться это стихотворение.

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна —
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…

-Родина, верно. А что такое Родина?

-Да, а теперь представьте, что надолго уехали в другую страну, о чем вы будете скучать, чего вам будет не хватать?

-Представьте, что не можете вернуться и больше не переступите порог дома, не пройдетесь по родным улицам. Что чувствуете?

-Да, грустно. Так случилось с одним молодым человеком. В 19 лет он покинул родной дом и не вернулся никогда.

Посмотрите на портрет, знаете, кто это? (На слайде)

-Это Фредерик Шопен - великий польский композитор и пианист.

Как вы думаете, о чем мы с вами будет сегодня разговаривать?

-Итак, попробуйте сформулировать задачу сегодняшнего урока

- Здравствуйте.

- Родина, родной край и т.д.

-Там, где родился.

(Ответы учащихся)

- Грусть.

(Предположения учащихся)

- О Родине, о Фредерике Шопене.

- познакомиться с Фредериком Шопеном и его творчеством.

2.

Организация

 слушательской деятельности

13 мин

- Сегодня мы поговорим о великом композиторе, пианисте - Фредерике Шопене.

Может, кто-то уже слышал про этого пианиста?

-Хорошо, знаете ли вы какие-нибудь интересные факты про него?

-Здорово, а сейчас мы представим, что попали в музей, посвященный Фредерику Шопену.

(Видео на слайде)

-В каком году родился?

-Итак, кто внимательно смотрел. Где родился Шопен?

-Как называли маленького Шопена?

-Молодцы. Среди сочинений Шопена: 2 концерта, 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, вальсы, мазурки, прелюдии, этюды и другие произведения.

Шопеном написано 26 этюдов, кто-нибудь знает, что такое этюд?

-Сегодня мы знакомимся с новым понятием, запишите его в тетрадь.

(Определение на слайде)

Этюд-упражнение для беглости пальцев.

-Сейчас все сядем ровно и красиво, будто мы на концерте и прослушаем этюд Шопена, затем, чтобы сравнить определение с музыкой.

(Звучит этюд №12)

-Соответствует определение музыке?

-Как вы это поняли, как прозвучала музыка?

-Молодцы, а может ли упражнение передать чувства, рассказать о чем-то?

-Обычно называется просто - “этюд”, но этот называется “революционный”.

Кто-нибудь знает, что такое революция?

-Фредерик Шопен назвал этюд революционным, потому что был написал в Польше во время восстания в 1830 году против русского самодержавия.

Этюд был написан в Париже в 1831 году и издан через два года.

Какими словами можно описать характер этюда?

-Молодцы, а сейчас мы представим, что мы пианисты, и под музыку поиграем пальцами мелодию этюда.

(2-ое слушание)

-Сегодня мы с вами знакомимся с еще одним новым определением “Камерная музыка”, запишите его себе в тетрадь.

(Определение на слайде)

-А мы идем дальше, следующее произведение, которое мы прослушаем, этюд №6 композитора Карла Черни.

(Играю этюд №1 c-dur)

Как думаете, почему он этюд называется технический?

-Верно. Сейчас мы еще раз его прослушаем и пока звучит музыка, вы будете показывать куда идет мелодия, если вверх - показываете рукой вверх, если вниз - показываете вниз, согласны?

(2-ое слушание этюда)

-Молодцы, отлично справились.

-Да, нет.

-Да, нет.

-1810

-Недалеко от Варшавы.

-Маленький Шопенок.

- Да, нет.

(Слушают)

-Да.

-Очень быстро.

-Да.

(Предположения)

-Волнительный, быстрый и т.д.

(Выполняют задание)

(Слушают)

-Потому что развивает технику игры.

-Да.

3.

Организация

исполнительской деятельности

8 мин

- Ребята, на прошлом уроке вы разучивали песню “Кто добрее всех на свете”, сегодня мы продолжаем разучивать песню, но для начала вспомним и послушаем

(Звучит “Кто добрее всех на свете”)

-Мы начинаем разучивать 2-ой куплет, для этого поиграем в игру «эхо», я пою, а вы повторяете.

(Играю первую фразу и пою)

- Теперь вы.

(Играю мелодию)

Играю вторую фразу и пою)

- Ваша очередь.

(Играю мелодию)

Затем соединяю первую и вторую фразу. В таком же темпе разучиваю весь куплет.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

(Пою весь куплет, играю мелодию)

- Теперь попробуем спеть под минусовку.

- Молодцы.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Скачки вверх и вниз.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

- Помощь инструмента.

Ритмические:

- Быстрый темп.

- Слуховая наглядность.

Дикционные:

-Трудно произносимые слова и словосочетания.

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

(Слушают)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

4.

Итог урока

3 мин

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Давайте вспомним, что такое этюд.

-Можем ли мы назвать этюд музыкальный жанром?

-Да, можем.

Что вы сегодня узнали о Шопене?

-Что было интереснее всего?

-Отлично, на этом на урок закончен, до свидания.

- О Фредерике Шопене, этюд и т.д.

-Пьеса для развития техники игры.

-Да.

(Ответы детей)

- Петь, играть и т.д.

- До свидания