"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"
методическая разработка по теме

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regtaym.docx22.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЭГТАЙМ

Рэгтайм (от англ. Rag Time – «рваный ритм», «разорванное время») -  ещё один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX – началу XX века и сыгравший не меньшую, чем блюз, роль в становлении раннего джаза. Конкретно термин rag означает звуки, появляющиеся между долями такта. Фактически, это ярко выраженное синкопирование в мелодической линии на базе ровного аккомпанемента в четвертых или восьмых долях такта. В узком смысле слова «рэгтайм» означает американский аналог европейской фортепианной музыки конца прошлого века. В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек. Всё это звучало и в Соединённых Штатах, но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров - пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, «неправильных» акцентов, опора на «блюзовые» ноты. С перемещением в столичные условия рэгтайм теряет свою импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Теперь его создавали образованные композиторы, знающие европейскую фортепианную технику, гармонию, а сами рэгтаймы издавались в нотах. Одной из главных причин распространения рэгтаймов явилась необычайная популярность в США прошлого века фортепиано или механического пианино, которое должно было быть в каждом «приличном» доме.

Истоки рэгтайма – во многих музыкальных формах, прежде всего в танцевальных кадрилях, лансье, польках, но самое большое влияние на рэгтайм оказал марш. Марш был самой популярной музыкальной формой, известной любому негритянскому музыканту, и поэтому неудивительно, что именно марш сыграл решающую роль в становлении рэгтайма.

Подлинным основоположником концертного или «классического» рэгтайма стал негритянский композитор и пианист Том Тэрпин. Тэрпин больше всего на свете любил играть, а не сочинять, и лишь немногие из своих пьес фиксировал на бумаге. В его рэгтаймах сплавились в удивительно новом качестве менестрельный кэйк-уок, деревенская полька, городская кадриль и аристократический менуэт,  европейские формообразующие принципы и африканская ритмическая энергия.  

Тэрпин придал рэгтайму классически строгую форму из четырёх различных, часто контрастирующих по рисунку и настроению частей, логически сочетающихся друг с другом и образующих законченное композиционное целое. Малоизвестный широкой публике, Том Тэрпин оказал огромное влияние на молодых пианистов-композиторов, в числе которых был автор всемирно известных рэгтаймов Скотт Джоплин.

Джоплину удалось перевести афро-американские ритмы в структуру европейского склада, он стал одним из основоположников классического концертного рэгтайма. Джоплин считал, что рэгтайм – жанр композиторской музыки, и потому относился к нему очень серьёзно. Рэгтайм выходил из-под пера композитора как целостное, тщательно проработанное, отточенное во всех деталях, полностью завершённое  произведение. Его форма была «закрытой», она не предусматривала и не допускала импровизации. Отсюда вытекали и соответствующие особенности художественной ткани. Предназначенный для фортепиано – темперированного инструмента – регтайм был абсолютно очищен от «блюзовых» звучаний.    

 Кроме Скотта Джоплина можно назвать еще немало других авторов и исполнителей популярных рэгтаймов, в том числе Джеймса Скотта (James Scott), Джозефа Лэмба (Josef Lamb). В самом конце XIX и начале XX веков мода на рэгтаймы была невероятна, в то же время появляются композиции, которые с успехом исполнялись не только на фортепиано, но и ранними джазовыми бэндами, типичные примеры "Tiger Rag", "12 Street Rag". Одновременно с использованием рэгтаймов марширующими оркестрами пианисты раннего джаза получили свободу импровизационного подхода в этом жанре. Уже Джелли Ролл Мортон ("Jelly Roll" Morton) был вполне свободен от точных композиторских указаний. Следующий период взлета интереса к рэгтайму приходится на 20 - 30-е годы нашего века. В это время их взяли на вооружение пианисты гарлемской школы, одним из основателей которой стал Джеймс Пи Джонсон (James P. Johnson). Его учениками, мастерами стиля страйд-пиано, были Фэтс Уоллер (Fats Waller), Каунт Бэйси (Count Basie) и многие другие. Как концертный жанр, рэгтайм возрождался несколько раз и в послевоенное время. Он исполнялся, как пианистами - виртуозами, так и большими оркестрами. Сильное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, так называемой, "прохладной стороне" джаза, в отличие от хот-джаза, тяготеющего к афро-американским музыкальным корням.

Музыкально-выразительная система рэгтайма

Три момента в их неразрывном сочетании определили новизну выразительности рэгтайма – ритм, манера фортепианной игры и приёмы формообразования. Первое среди них принадлежит ритмическому началу.

Ритмический строй рэгтайма ознаменовал начало новой эпохи в музыке, осуществил переворот в ритмическом мышлении, господствовавшем в европейской культуре на протяжении многих веков, впервые ввёл полиритмическую структуру музыки в качестве главного принципа организации материала и главного средства создания художественного образа.

Особенности ритмического стиля рэгтайма:

  1. синхронность двух контрастных ритмических пластов (маршевая двухдольность в басах и синкопирование в верхнем пласте фактуры);
  2. точность акцентов (ассоциация с механическим движением);
  3. черты танцевальности, переданные через мотивно-ритмическую повторность.

Типичные ритмические структуры мотивов рэгтайма:

  1. ослабление сильной доли при помощи паузы или лиги, сдвиг акцента к слабым долям;
  2. перекрестные ритмы (например, секвенции из трёх звуков в рамках четырёхдольного такта);
  3. разрыв ритмического узора посредством пауз (break);
  4. неожиданная остановка в движении (stoptime);
  5. повторение мелодии на изменённом ритмическом мотиве;
  6. последовательно выдержанная, опережающая и запаздывающая синкопа.  

Для рэгтайма характерен сдержанный темп («не слишком быстро», «в темпе медленного марша»), строго выдержанный метр, не допускающий rubato.

Ритмической свободе рэгтайма противопоставлены заимствованные из европейской традиции строгие принципы формообразования.  Форма классического рэгтайма проста. Она восходит к бытовой музыке США  XIX века – польке, кадрили, маршу для духового оркестра и другим салонным пьесам. По существу рэгтайм – это попурри (последование самостоятельных тем, которые не развиваются).

Наиболее типичная схема рэгтайма: последование четырех (реже пяти) само стоятельных тем, укладывающихся в 16-тактовые построения. Темы непосредственно сопоставляются (без связок и переходов). Все вместе они образуют два раздела:

I - АА ВВ А  ( А:|| В:||А) – элементы простой трёхчастной репризной формы;

II – СС  DD  - по типу трио военного марша. Расположение материала в трио, как правило, по схеме: ||:С: ||: D: || - раздел С в тональности субдоминанты, раздел D в основной тональности (С.Джоплин «Кленовый лист»).

Изредка встречаются отклонения от основной схемы: Джоплин «Хризантема» - вст. AA BB A CC DD C; «Артист эстрады»  - вст. АА ВВ А СС связка DD; «Танец в стиле рэгтайм» - вст. AA BB C D E (последние три темы не повторяются). В некоторых пьесах различимы признаки рондообразности.

И всё из всех жанров и форм европейской музыки рэгтайм ближе всего к сложной трёхчастной форме с трио. Это проявляется в миниатюрности формы;   в делении на квадратные по строения (4, 8, 16); в принципе периодической повторности; в моторном, танцевальном тематизме; в наличии трио, выразительная функция которого - создать известный контраст, в том числе тональный, к первому разделу формы.

Несмотря на некоторую механичность, выразительность рэгтайму придаёт внутреннее движение. Темы следуют одна за другой по нарастающей (первая тема – А – как правило, яркая, легко запоминающая, в манере двухдольного марша; вторая – В – сходная с первой, но ещё более подвижная; третья - С – контрастирует  с музыкой первого раздела большей мелодичностью и более весомым ритмом; четвёртая – D – подвижная, блестящая, является динамической вершиной пьесы.    

       

Целостность рэгтайму придают также интонационные связи разделов (Джоплин. «Кленовый лист» - начало разделов А и В одним мотивом; восходящий полутоновый мотив в басовой партии в разделах А, тт.1и З и D - тт.4 и 5); изменение фактуры (Джоплин. «Кленовый лист», раздел А, тт. 9-16).

С точки зрения гармонии рэгтайм не представляет особого интереса. Обычно это простая гармоническая основа с упором на главные функции лада, с отклонениями в родственные тональности, иногда с внезапными тональными сдвигами. Влияние классической гармонии выражается в применении трезвучий и их обращений, доминантового  и вводного септаккордов с типичными для классической гармонии разрешениями. Но широко применяются и характерные средства джазовой гармонии – параллелизм аккордов, добавленные тона, вспомогательные септ- и нонаккорды.

В мелодическом стиле рэгтайма переплелись мелодика популярных салонных танцев XIX века, сентиментальных баллад, тем фортепианных классических фортепианных произведений романтического стиля. В более поздних образцах мелодика вообще как бы растворяется в ритмических фигурах.  

Рэгтайм оказал огромное влияние на инструментальные формы негритянской народной музыки, которые стали впоследствии джазом. В профессиональной музыке стиль регтайма использовали А.Дворжак (струнный квартет «Американский» - 1892 год, симфония «Из Нового Света» - 1893 год), И.Ф. Стравинский (балетная пантомима «История солдата», регтаймы для 11 инструментов), а также Д.Мийо («Бык на крыше»), Дебюсси («Кукольный кэйкуок»), Сати («Парад»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны "Студенческая газета БМУ"

Информационный исследовательский проект студента 4 курса специальности "Хоровое дирижирование" Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексее...

Коллективный учебный проект «МУЗЫКИ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ». Руководитель преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный учебный проект студентов специальности «Хоровое дирижирование» «МУЗЫКИ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ». Руководитель - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосим...

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель  - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкал...