Методическая разработка Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей
учебно-методическое пособие

Стаценко Вера Александровна

Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей тонко, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_statsenko_v.a.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

Стаценко Вера Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №17 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка

Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Стаценко Вера Александровна,

воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида №17 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

г.Амурск

2023 год

Содержание

1.

Актуальность опыта …………………………………………………....

3

2.

Теоретические основы организации процесса взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семей воспитанников……….

4

3.

Организация процесса взаимодействия педагогов и семей воспитанников ………………………………………………………….

7

4.

Результативность опыта ……………………………………………….

13

5.

Библиография ………………………………………………………….

14

6.

Приложения……………………………………………………………..

Аннотация

В методической разработке представлен практический материал по использованию игр мягкой педагогики в развитии сенсорики малышей.

В разработке раскрывается актуальность применения развивающих игр «Мягкой педагогики» во всестороннем развитии детей.

Методическая разработка рекомендована воспитателям групп раннего и младшего дошкольного   возраста  дошкольных образовательных учреждений.

1. Введение

Познание окружающего мира начинается в младенчестве и строится на активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Н.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками.Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей тонко, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.

В соответствии с ФГОС ДОна первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным, и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.).

Психологи считают, что в дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами, ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. Особенно актуально это в раннем возрасте, когда ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Когда ребенок учится хватать игрушки, нужно помочь малышу приспособить хватательные движения к форме предмета), его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение,      «маленькое» это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» -то, что берется пальцами. На втором - третьем году жизни задачи сенсорного воспитания более сложные, хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития у детей, необходимо создавать условия, которые позволят обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, сформировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый).

  Реализуя образовательную программу дошкольного образования «Теремок»  меня заинтересовал  учебно-методический комплект Е.Д. Файзуллаевой «Мягкая педагогика»: воспитание детей раннего возраста», где представлены авторские игры,  которое можно успешно использовать в сенсорном развитии малышей. Это и послужило основанием для  определения темы моей методической разработки:«Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей».

Цель:развитие сенсорного опыта малышей средствами использование развивающих игр «мягкой педагогики»

Задачи:

-   пополнить предметно-развивающую среду  пособиями «мягкой педагогики» для сенсорного развития детей;

- систематизировать игры «мягкой педагогики», направленные на формирование представлений детей о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине);

- внедрить в практикуработы с детьми игры «мягкой педагогики»;

- определить эффективность применения игр  «мягкой педагогики» в развитии сенсорного опыта малышей.

2.  Понятие «мягкой педагогики», разные аспекты «мягких игр»

Понятие «мягкая игрушка» знакомо всем. А вот о термине «мягкая педагогика» слышали немногие.Основы «мягкой педагогики» заключены в самом значении слова «мягкий». У него есть синонимы: пластичный, податливый, пушистый, нежный, тонкий, учтивый, вежливый, благоприятный. Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять родителю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру.

Развивающие игры «Мягкой педагогики» предлагаемые Е. Д. Файзуллаевой – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля. 

Ею разработаны такие пособия как:

«Вязанная графика»;

«Шифоновая радуга»;

      «Палочки–игралочки»;

«Меховые рукавички»;

«Мнушки» и другие.

Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их можно использовать как:

- спокойные сенсорные сказки;

- тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка;

- средства для релаксации;

- дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности;

- для индивидуальной и групповой работы с детьми.

В своих статьях Е.Д Файзуллаева говорит о том, что можно использовать любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, всё, что есть, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут создавать мягкую среду. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину, пасту для лепки.

Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.

     Разные аспекты «мягких игр»

Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.

Сенсорный аспект

При использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого необходимо вводить в обиход большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.). При игре с ними ребенок получает своеобразный опыт переживаний, развивает сенсорные навыки.

Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться разнообразно. Например, ребенку можно предложить завязать определенное количество узелков, сложить из лоскута ту или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету лоскуты и сделать коврик заданного цвета и т. п.

Терапевтический аспект

Если ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему может помочь игра с лоскутками, которая способна переключить малыша на совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями позволят поднять настроение. Например, игра в прятки. Малыш прячется, надевая на голову небольшое шифоновое полотно, а взрослый его ищет, зовет по имени. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В ситуации расставания с мамой (например, в детском саду) это носит характер замещающего компонента.

Коммуникативный аспект

Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети и взрослые объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они настраиваются друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.

Много игр с элементарными правилами можно придумать с полотнами, которые используются в качестве «полянки», «моря», «огня», «ветра», «тучи» и пр. Вместе с музыкальным сопровождением взаимодействие с полотном, управляемым совместно с другими детьми и взрослыми, дает ребенку расширенный опыт эмоциональных переживаний, сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего игрового правила и т. д.

Игровой аспект

Тканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань — хорошее средство для передачи образов. Взаимодействуя с ребенком, взрослый оживляет условно выполненный персонаж (из розового лоскута: голова, туловище-платьице, ручки — это девочка Машенька; из коричневого лоскута: голова с маленькими ушками, туловище, небольшие лапки — это медведь).

Творческий аспект

Сюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности взрослого. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания картин из ткани, веревочек, клубков или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных).

В самом понятии творчества заложена идея созидания — в противовес идее потребительства. Для игр можно использовать абсолютно разные материалы. В творчестве важно не выполнять по образцу и по картинке, а придумывать свое, необычное, нестандартное.

3. Практическое обоснование  использования развивающих игр «мягкой педагогики» в развитии сенсорного опыта детей

      В детском саду с детьми раннего возраста я работаю не первый год. Наблюдая за детьми своей группы, оценивая их умения и навыки по сенсорному развитию во время диагностики нервно-психического развития, я отметила довольно низкий уровень сенсорных способностей, дети не показывают определённые цвета предметов, не могут собрать простую пирамидку, игрушку-матрёшку, не владеют умением действовать со шнуровками, слабо развита моторика рук и глазомер. В беседе с родителями по теме «Сенсорного воспитания детей дома», узнала, что в игровом уголке ребенка есть в наличии множество мягких игрушек, машинок, игрушек - трансформеров, не подходящих детям по возрасту, а также, совсем мало или нет вообще развивающих игрушек и игр: пирамидок, кубиков, конструкторов, вкладышей, шнуровок и т.п. Сами родители порой не знают о значении таких развивающих игр для полноценного развития ребёнка и мало занимаются дома. Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого создала в группе предметно-развивающую среду, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. В зависимости от наполнения пособий для сенсорного развития детей раннего возраста, игры могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша, развития воображения, творческих способностей, восприятие сенсорных эталонов, развития активной речи.

Для целенаправленной работы была составлена картотека развивающих игр «мягкой педагогики и  разработан перспективный план.

 Некоторыми элементами «мягкой педагогики» наша группа уже оснащена и фрагментарно применяется в образовательной деятельности с детьми. А многие пособия придумали сами, сделали своими руками и разработали способы «мягкого» взаимодействия взрослых и малышей. Представляю несколько пособий, сделанными своими руками на основе пособий Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика», которые я использую в работе с детьми раннего и младшего возраста. Свои пособия мы разработали с учетом всех необходимых особенностей. Они очень интересные, яркие, развивающие. Игры с пособиями позволяют малышам различать цвета, формы, величину, различать размер и количество. И огромную роль имеет развитие мелкой моторики рук, так как является умственной способностью ребёнка.

«Шифоновая радуга»- это оригинальный авторский конструктор для рисования тканью, который может использоваться в игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. Поскольку сенсорно-перцептивная сфера является доминирующей на раннем этапе развития, то материалы, с которыми взаимодействует ребенок, имеют большое значение. Ткань мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как много функциональность, открытость, комфортность. В зависимости от решаемых задач, тканевые средства могут выступать в разных качествах. Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» - набор лоскутков разного цвета и размера. Прозрачность ткани, ее «воздушность» и небольшая плотность позволяет ребенку и педагогу комфортно чувствовать себя под полотном и ощущать цвет «изнутри». Пластичность и податливость полотен позволяет моделировать разные формы и композиции. Например, предлагается детям выложить из желтой ткани солнышко, из синего облачко, из зеленого травку или листик и т. д., а также сложить из ткани ту или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету лоскуты и сделать коврик заданного цвета и т. п. Легкость ткани дает возможность создавать хореографию цвета и вариативность игровых и сюжетных линий. Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста. Мобильность и полифункциональность позволяют использовать его в разных направлениях развития детей: досуговое, образовательно-развивающее, коррекционное. Используются как форма адаптационного вхождения ребенка в сообщество и в ритм дня. Во время адаптации «Шифоновая радуга» поможет ребенку переключиться на совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями помогут поднять настроение, вызвать положительные эмоции. Например, игра «Шапка – невидимка», ребёнку предложить вообразить, что он надевает шапочку на голову (легкую вуаль) и малыш становится невидимым, а взрослый его ищет, зовет по имени. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». Игры с легкими прозрачными тканями помогут поднять настроение, вызвать положительные эмоции, создать благоприятный  эмоциональный климат в группе, способствует снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Разноцветные платочки – это универсальный методический материал, помогающий сформировать у детей элементарные математические представления, развивать умение ориентироваться в пространстве, расширять представления о свойствах окружающего мира, обогащать словарный запас ребенка.

 

Представьте себя, сидящими на мягком ковре в уютном месте… Перед Вами коробочка с ворохом пушистых верёвочек разных цветовых оттенков. Так и хочется погрузить руки в эту мягкую горку и свободно поиграть, прожить каждую на ощупь. Свободно расположив одну из верёвочек на светлом холсте, с удивлением обнаруживаете, что это какой-то образ… Хочется дополнить его, «дорисовать» этими мягкими карандашами. С радостью понимаете, что Ваш рисунок очень пластичен и может меняться по Вашему хотению и получается Ваше изобретение… И сам процесс расслабляет и вдохновляет одновременно!

«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование, как изобразительное письмо детей». В процессе использования «Тактильного рисования вязаными сенсорными карандашами» решаются задачи:

- развития тонкой моторику пальцев рук;

-развития координированности движения рук;

-обогащается чувственный опыт;

-развиваются мыслительные процессы и творческая активность;

-развивается речь ребенка;

-развивается воображение;

-формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;

-развивается умение действовать по образцу.

  Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, в этом случае ребёнку предлагается нарисованный шаблон, который нужно разукрасить «вязаными сенсорными карандашами», так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т.д.)

       Авторское игровое пособие «Волшебные варежки» зарекомендовало себя как эффективное средство в социально-коммуникативном развитии детей раннего возраста. С помощью этого пособия, которое представляет собой набор разноцветных варежек, мы привлекаем малышей к участию в совместной уборке игрушек после завершения игровой деятельности.

Так, воспитатель, надевая на руку синюю варежку, объявляет детям, что эта варежка собирает автомобили в гараж, и демонстрирует ее действия. Аналогично педагог показывает, как голубая варежка убирает посуду для кукол на кухне, зеленая варежка собирает конструктор в контейнер, желтая – фрукты и овощи в корзинку, а оранжевая – кубики и пирамидки на полочку. Так же красная варежка наводит порядок в чемодане «доктора», а фиолетовая – в сумке «парикмахера». Малыши с удовольствием принимают предложение поиграть с «волшебными варежками», убирают игрушки на место, и «мягко» выходят из игры. Таким образом, педагог организует для детей комфортную обстановку в группе. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В период адаптации тканевые средства также можно применять в качестве психологически защищающих средств. Мягкие пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой воспитательницы, притягивают внимание ребенка, и он быстрее может откликнуться на предложение пойти вместе поиграть.

 «Мнушки»

«Мнушки»- мягкие текстильные игрушки, не создающие резких громких звуков во время игры. Они могут быть в форме мячиков разного цвета, которые можно использовать для развития мелкой моторики ребенка. Мягкие мячики-«мнушки» дают возможность выполнять много воспитательных, образовательных и коррекционных задач c детьми младшего дошкольного возраста и позволяют детям раннего возраста окунуться в мир сенсорики. Игры «Найди клубочку домик», «Собери для друзей клубочки» «Нарисуй дорожку из шнурочков», «Подбери шнурочек для сказочного героя», «Большие и маленькие», «Путаница» и др, «мягко» знакомят малышей с цветом, формой, размером, помогают накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. Разыгрываемые ситуации подбираются с учетом интереса детей, очень близки и понятны маленьким воспитанникам, способствуют обогащению их эмоциональной сферы. В набор «мнушки», можно дополнительно добавить вязанные полоски такого же цвета и разные по размеру (узкий, широкий).

Развивающая пособие  «Разноцветная семейка»

Игрушка состоит из гусениц (5 штук разных цветов и длины), комплекта листьев с аппликациями по размеру гусениц. Листья снабжены липучками для пристегивания аппликаций. Тело гусеницы состоит из головы и сегментов. Головы – это обвязанные шарики наполненные сентепоном  с симпатичными личиками, разными прическами и шапками. Сегменты – это обвязанные контейнеры от киндер – сюрпризов. Головы и сегменты снабжены кнопками, которые обеспечивают их соединение и трансформацию. Детям предлагается собрать гусеницу какого-либо цвета, соединяя  сегменты гусеницы между собой, найти листочек соответствующего размера и прикрепить гусеницу с помощью липучки, найти самую длинную, короткую, выбрать гусениц-девочек, гусениц-мальчиков. Детям можно также предложить ответить на вопросы: гусеница какая? (красная), голова какая? (круглая), брюшко какое? (овальное), бантик какой? (желтый) и т.

      Игра «Весёлые фигуры» - это увлекательное времяпровождение для детей младшего дошкольного возраста. В игре представлены пять основных объемных геометрических фигурИгра предназначена как для занятий с одним ребёнком, так и с 2-3 детьми. В состав игры входят объемные вязаные фигуры, карточки с предметами.

К весёлым фигурам малыш подберёт предметы похожей формы,

закрепит знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), цвет;

Фетровая история

Игры из фетра – универсальное средство развития детей, их можно постоянно обновлять, пополнять, заменять, и, самое главное, фетровые плоскостные предметы (геометрические фигуры, фигурки животных, людей, предметы природы и др.) можно использовать по любому замыслу педагога, ребёнка или совместного творчества. Это то средство, которое привлекает внимание детей, развивает фантазию, сенсорные эталоны, мелкую моторику, математические категории (счёт, количество, величину и др.), коммуникативные навыки и может стать основой будущей режиссёрской игры.

«Дидактический календарь природы»

Развивающий календарь помогает в игровой форме знакомить ребят с временами года и явлениями природы, развивает мелкую моторику,

речь, зрительное  восприятие. Детали выполнены из разноцветного фетра, что  помогает достаточно быстро выучить цвета. Все детали календаря съемные. Дети лучше всего усваивают то, что могут рассмотреть и потрогать руками. Также из фетра мы сделали различные детали, характерные для разных времён года.

Для зимы - снежные сугробы, снежинки, тучки и солнышко.

Для весны цветочки, светло-зелёные листочки, облака, солнышко, первоцветы.

Для лета - траву, цветы, бабочек, темно-зелёные листья, яблоки, солнце, облака.

Для осени - тучки, солнце, жёлтые и оранжевые листья, грибы.

«Фетровый конструктор» представляет собой игровое поле и набор геометрических фигур различной величины (квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, кляксы), вырезанных из разноцветного фетра. На первом этапе работы с конструктором детям предлагается знакомство с его деталями (форма, цвет, величина). Малыши еще пока хаотично выкладывают их на игровое поле, а педагог в это время предлагает ребенку дидактические задания – «Разложи по цвету (форме, величине)», «Назови деталь», «Найди такую же деталь» и т.д. Затем, для создания образов из геометрических фигурок, маленькие воспитанники привлекаются к строительству домика, машинки, солнышка, цветочка путем накладывания деталей конструктора на плоскостную схему. Мягкие на ощупь, красочные элементы данного конструктора доставляют детям приятные тактильные ощущения, вызывают эмоциональный отклик, желание снова и снова взять их в руки.

«Огород» представляет собой «мягкую» книгу из фетра из двух страниц. На первой странице содержится грядки, на которых растут овощи, на второй- фруктовые деревья. Съемные детали оснащены липучками. Детям предлагается подобрать овощи и фрукты по размеру, сортировать по цвету, соотносить формы овощей и фруктов с геометрическими фигурами, на закрепление знаний о геометрических фигурах, расширить представления о месте произрастания овощей (пространственное мышление). Эта игра не только знакомит детей с овощами, развивает речь, воспитывает любознательность у детей, она также знакомит детей с формой, цветом, пространственным мышлением, но и развивает мелкую моторику рук,  массируя биологически активные точки на пальцах.

Сенсорное дерево – представляет собой конус из фетра зеленого цвета. Дерево дополняется съемными атрибутами. Весна представлена в виде весенних цветов, осень в виде листьев разных цветов и форм фруктов, шишек, желудей, а зима в виде новогодней елки. У детей формируется умение определять цвет, форму, величину, количество предметов,
 развивается внимание, наблюдательность, творческое воображение, мелкая моторика рук; воспитывается самостоятельность при выполнении игрового задания.

Текстильные материалы используемые на основе «детских видов деятельности» (игровой, продуктивной, коммуникативной, двигательной)  в этой ситуации выступают как предметы-амплификаторы. (предметы которые максимально обогащают спецефические детские виды деятельности: игровая, практическая, изобразительная, общение).

Этот метод позволяет решать такие задачи как:

-        развитие воображения, умение узнавать в игрушках, сделанных из платочков знакомые игрушки (куколка, зайчик, птичка, мышка, гнездо, бабочка, рыбка);

-         развитие умения создавать простые образы знакомых предметов путем складывания, скручивания и завязывания узелков платочков (бабочка, гнездо, морковка, колобок, яблочко), дополняя прищепками;

-         формировать желание детей повторять игровые действия по ходу обыгрываемого сюжета с предметами-амплификаторами;

-         создавать игровые ситуация успеха, игровые ситуации для общения;

-         развивать умение эмоционально включаться в игровую ситуацию,

-         овладевать детьми широким спектром предметных действий (орудийные, соотносящие, собственно игровые действия);

-         развивать коммуникативные навыки детей, потребность в общении со взрослыми;

-         поддерживать поисковую деятельность детей

Библиография:

1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3  лет)/ под ред. И.А.Лыковой. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.

2. Файзулаева Е.Д. «Мягка педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. М.: «Цветной мир», 2021. 88 с.

3.Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Е.Д. Файзулаева, А.И. Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018 – 71 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"

Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"...

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») Технология «Textile-fun» /«Досуг с тканью»/ разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер и основана на мног...

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно...

Методическая разработка: "Игра с крупами, как средство развития речи и внимания у детей в младшей и ясельной группах".

Методическая разработка: "Игры с крупами в младшей и ясельной группах.  Разработала: Арефьева Ю.В. педагог-психолог ГБДОУ №13, Курортного района Санкт-Петербурга  ...

Проект "Мягкая педагогика как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

Познавательно – игровой проект в первой младшей группе...