Статья "Современные дети- поколение Z"
статья

Степанова Татьяна Юрьевна

Современные дети-какие они? Это дети нового покаления- покаления Z

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_rebenok.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 г. Черемхово»

665401, г. Черемхово, ул. Забойщика, 47 тел. 5-43-18,

E-mail: Dou24Cheremxovo@yandex.ru     

Современные дети: стратегии взаимодействия взрослых с новым поколением

Подготовил: педагог-психолог

Степанова Т. Ю.

Черемхово, 2021г.

Содержание:

  1. Современный ребенок.
  2. Портрета современного ребенка.
  3.  «ПОКОЛЕНИЕ Z»
  4. Влияние технического прогресс на психику ребенка.
  5. Каков современный ребенок?
  6. Влияние технического процесса на психику ребенка.
  7. Как воспитывать современных детей.
  8. Изменения современных детей
  9. Заключение.

  1. «Современный ребенок»

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризис 7 лет. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Как воспитывать современного ребенка? Сегодня эти вопросы мы попробуем разобрать.

Предлагаю нарисовать портрет современного ребенка.

  1. Портрет современного ребенка.

Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный.

Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором [3].


3.  «ПОКОЛЕНИЕ Z»

Поколение  Z - какое оно?

Но, прежде чем мы рассмотрим понятие поколения _ давайте с вами вспомним, само определение слова «поколение» — это группа людей, рождённых в определённый возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.

Поколение  Z – это поколение цифровых технологий.

Сейчас в мире живут и работают представители шести поколений:  Поколение GI (1900−1923 г. р.) - Дети Первой мировой войны , революций и Гражданской войны, солдаты Великой Отечественной войны – поколение, пережившее голод, разруху и потерю близких. Поколение, остановившее фашизм. Они ещё помнят жизнь без электричества, холодильников, самолётов, радио и телевидения. Живя при социализме люди понимали, что и как должно быть, но боялись высказать своё мнение.

  1. Молчаливое поколение (1923−1943 г. р.) -  назвали так за склонность к соблюдению норм и законов – это законопослушное, терпеливое поколение, жившее в окружении “стукачей”, поэтому выражение своих мыслей награждалось путёвкой в совсем не пионерский лагерь.
  2. Поколение Беби-Бумеров (1943−1963 г. р.) - Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Они выросли в настоящей супердержаве.

Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. События, которые предопределили судьбу этого поколения, очень мощные. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди.

  1. Поколение Х (1963−1984 г. р.) - ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
  2. Поколение Милениум , или Y (1984−2000 г. р.) - ценности: свобода, развлечения, результат как таковой. В систему ценностей этих людей также включены понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
  3. Поколение Z (c 2000 г. р.), которое будет обучаться по новым ГОС в ближайшие 10−15 лет. Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования.

Сейчас в классах современной школы учатся два поколения: поколение Миллениум- это ученики 10 −11-х классов, и поколение Z , которое представляют в школе ученики 1–9-х классов.

Поколение Z — это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, цифровое поколение.

Чем же оно отличается от предыдущих поколений?

1. Это дети мультимедийных технологий;

2. Нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.

3. Ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

4. Ценят честность и откровенность.

5. Быстро взрослеют.

6. Иначе занимаются творчеством.

7. Феномен детской многозадачности.

8. Иначе учатся

9. По-другому функционирует память

10. Концентрация внимания уменьшилась в десятки раз.

11. «Клиповое мышление».

12. Гипперактивны.

13. Склонны к аутизации.

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет

Из этой специфики вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной .

Минусы этого поколения- рост одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, рост тревожности, усугублённой чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошённости, растерянности, неверия в себя.

Плюсы- у всей популяции современных детей повышается уровень интеллекта.

  • Увеличивается категория одарённых детей. Среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, так называемые «лидеры», и дети — 2 золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, т.е. «творческие дети», и дети, обладающие двигательным талантом «спортсмены».

Если верить представителям теории поколений, поколение Z — это поколение «новых художников», оно даст миру большое количество новых талантов, великих музыкантов, писателей, поэтов, скульпторов и художников.

Чем же поколение Z будет отличаться от предыдущих поколений?

Чем дальше, тем больше будет заметна социально-психологическая поляризация, расслоение молодёжи: расслоение интеллектуально-культурное, а не экономическое.

Большая часть нового поколения будет становиться «рабами общественного мнения», точнее — рабами Интернета.

По сравнению с предыдущими поколениями, у новой молодёжи ещё больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Исчезает традиционная семья.

Какие ценности будут у представителей поколения Z?

Ценности здоровья для нового поколения будут ещё более актуальны. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей — карьера и благосостояние.

Как поколение Z будет проявлять себя на работе? В отношениях с начальниками, коллегами?

  • Как работники они будут менее ответственными, менее исполнительными.
  • Как дети будут постоянно ожидать от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки всего, что они делают на работе.
  • Вырастут идеалистами.
  • Будут уходить в мир виртуальной реальности.

Это поколение поэтов, живописцев и композиторов. Поколения Z будут запасать продукты впрок В технике они будут ценить надёжность, долговечность и, как ни странно, блочность. Большую роль в их жизни приобретут книги. Будут весьма практичными (идеалисты-прагматики).

Что окажет решающее влияние на развитие и формирование поколения Z?

  • Новое поколение может оказаться еще более податливым для манипуляции.
  • Главным становится потребление — информации, товаров, услуг, развлечений.

Важно понять, что у каждого времени свое поколение.

Поколение Z не хуже, не лучше, не умнее — оно лишь другое.

  1. Каков современный ребенок?

 Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова [2] называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают всё происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения. Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность». 
У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь».

  1. Влияние технического прогресса на психику ребенка.

Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”». Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи.
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду.

Основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на детей с высоким уровнем развития и низким уровнем психического развития.

Следующий вывод: о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – «неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью». Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Во время концертов, в кинотеатрах они свободно перемещаются в незнакомом пространстве. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Дети гиперактивны. В организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста, не увеличилось. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детское восприятие, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего.

 Третий вывод – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений».

Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями.

Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

6. Изменения  современных детей.
Обобщив все вышесказанное, можно выделить 16 значимых изменений у современных детей:

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти.
11. Снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных детей.
15. Проблема взаимоотношении между ребенком и   взрослым.
16. Изменения в ценностных ориентациях (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.  

7. Заключение.

Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.

Литература

  1.  Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
  2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
  3. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
  4. Интернет ресурс https://psixologiya.org/razdely/biznes/2155.html?start=1 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика из поколения в поколение.

В статье рассказывается о педагогической династии семьи Козловцевых, работающих в дошкольном учреждении....

Педагогика из поколения в поколение.

В статье рассказывается о педагогической династии семьи Козловцевых, работающих в дошкольном учреждении....

Дети поколения :как их воспитывать ?

Современных детей психологи называют поколением . Мальчикам и девочкам, которые появились на свет в 21 веке, довелось жить в особом мире, где различные средства связи стали заменителями живого общения...

Кто такие дети поколения Z

Наверняка вы знаете о миллениумах (или Y) – это самое исследуемое поколение за всю историю. Им сейчас от 16 до 29 лет, и именно они составляют внушительную платежеспособную часть аудитории интер...

Консультация для родителей и педагогов. ДЕТИ ПОКОЛЕНИЯ Z: КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ?

Характеристика детей z. Приемы воспитания детей этого поколения....

"Дети поколения "альфа" - как их воспитывать?"

Современное поколение "Дети- альфа"....


 

Комментарии

Вальщикова Ольга Олеговна

Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.