Рабочая программа Уголовный процесс
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 « Правоохранительная деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolovnyy_protsess.docx | 77.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД
« ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОДОБРЕНО Дисциплинарной цикловой комиссией 40.02.02 « Правоохранительные деятельность» Протокол № ____ от ___________г Председатель __________Анаева А.М.. ______________2023г | УТВЕРЖДАЮ Зам.директора УР ГБПОУ РД ___________ Цахаева С.П _________________2023 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
для специальности
среднего профессионального образования
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Базовая подготовка
Кизляр 2023-2024 гг
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 « Правоохранительная деятельность»
Организация-разработчик: ГБПОУ РД «ЭМК»
Разработчик:
Кадиева Айзинат Арслан-Кадиевна– преподаватель ГБПОУ РД «ЭМК»
Рабочая программа рекомендована и одобрена учебно-цикловой комиссией
Протокол № _____ от «___» _____г
Председатель ДЦК _____________Анаева А.М.
Рассмотрена на методсовете колледжа и рекомендована для применения в учебном процессе.
Содержание
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 10
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 12
- КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 13
- ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Уголовный процесс
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02«Правоохранительная деятельность».
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Уголовный процесс» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла ОП.08.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплина обучающийся должен уметь:
- принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и институты уголовно-процессуального права,
- принципы уголовного судопроизводства,
- особенности доказательств и доказывания в уголовном процессе;
- уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
- порядок производства по уголовным делам;
- особенности предварительной проверки материалов;
- поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел;
- порядок расследования уголовных дел в форме дознания.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы:
- общие компетенции: ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13;
- профессиональные компетенции: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 1.11.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 200 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 152 часа; самостоятельной работы обучающегося 76 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы на 5-6 семестр
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лекции | 48 |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированного зачета |
2.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы на 7 семестр
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | |
лекции | 48 |
практические занятия | 36 |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 44 |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Уголовный процесс» 5-6 семестр ( 3 курс)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Из них часов практической подготовки | Интернет источники | Осваиваемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Тема 1. | Сущность, задачи, исходные понятия уголовного судопроизводства | ОК 12, ПК 1.2, | |||
Содержание учебного материала: | 4 | ||||
| 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 1 тест по теме Сущность и понятия уголовного процесса. | 2 | ||||
Самостоятельная работа Задачи и цели уголовного процесса | 2 | ||||
Тема 2. | Источники уголовного процессуального права | 4 | ОК 12, ПК1.1, | ||
Содержание учебного материала | |||||
| 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 2. | 2 | ||||
Самостоятельная работа Иные субъекты уголовно-процессуальной деятельности | 2 | ||||
Тема 3. | Уголовное преследование | 4 | ОК 11, ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.3, | ||
Содержание учебного материала | |||||
| 2 2 | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практическая работа № 3 1. заполнение процессуальных документов. | 2 | ||||
Самостоятельная работа Работа над конспектом | 4 |
Тема 4. | Участники уголовного судопроизводства |
| ОК 10, ПК 1.2, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
| 2 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 4,5 1.Заполнение процессуальных документов 2.Заявления, сообщения о преступлении. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа Иные меры процессуального принуждения | 4 | ||||
Тема 5. | Доказательства и доказывание | 8 | ОК 10, ОК 11, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
| 2 2 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 6 1. Заполнение процессуальных документов. Форма и содержание постановлений (определений) | 2 | ||||
Самостоятельная работа Направление заявления по подследственности и подсудности | 4 | ||||
Тема 6. | Меры процессуального принуждения |
| ОК 13, ПК 1.7, | ||
Содержание учебного материала | |||||
| 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 7 Решение ситуационных задач | 2 | ||||
Самостоятельная работа Недопустимость разглашения данных предварительного следствия | 4 | ||||
Тема 7 | Возбуждение уголовного дела | 2 | ОК 11, ОК 13 | ||
Содержание учебного материала: | |||||
| |||||
Лабораторные работы |
Практическая работа № 8, № 9
2.Заполнение процессуальных документов (протокол очной ставки, протокол обыска, выемки) | 4 | ||||
Самостоятельная работа Производство освидетельствования, протоколы следственных экспериментов | 4 | ||||
Тема 8. | Предварительное расследование. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки | , ПК 1.7, ПК 1.11, | |||
Содержание учебного материала: | |||||
| 2 2 | ||||
Практическая работа № 10 1. тест по темам Возбуждение уголовного дела | 2 | ||||
Самостоятельная работа Основания и порядок изменения и дополнения ранее предъявленного обвинения | 8 | ||||
Тема 9. | Следственные действия | ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.4, | |||
Содержание учебного материала | |||||
1. Понятие и виды следственных действий. Характеристика отдельных следственных действий | 2 | ||||
Практическая работа № 11 Решение ситуационных задач | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Вызовы в судебное заседание и иные подготовительные действия судьи | 6 | ||||
Тема 10 | Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения | ОК 11, ОК 13, | |||
Содержание учебного материала | |||||
| 2 | ||||
Практическая работа № 12 Устный опрос по теме Судебное разбирательство | 2 | ||||
Самостоятельная работа Изменения и дополнения обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования. | 4 | ||||
Тема 11. | Возмещение вреда причиненного преступлением | 2 | ПК 1.7, ПК 1.11, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
| |||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 13 Решение ситуационных задач | 2 | ||||
Самостоятельная работа Особенности производства у мирового судьи. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | 4 |
Тема 12. | Приостановление и возобновление предварительного расследования | 2 | ОК 10, ПК 1.11, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
1. Понятие, основания и условия приостановления предварительного расследования. Процессуальный порядок приостановления расследования | |||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 14 .Тест по теме- Понятие, задачи, значения стадии исполнения приговора. | 2 | ОК 10, ПК 1.4, | |||
Самостоятельная работа Рассмотрение судьями ходатайств о снятии судимости | 4 | ||||
Тема 13. | Прекращение уголовного дела и уголовного преследования | 2 | ОК 10, ПК 1.4, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
1. Понятие и основания прекращения уголовного дела. Прекращение уголовного преследования | |||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 15. Пределы прав надзорной инстанции. | 2 | ОК 13, ПК 1.4, | |||
Самостоятельная работа значение и содержание определения суда надзорной инстанции | 4 | ||||
Тема 14. | Контроль и надзор за предварительным расследованием | 2 | ОК 13, ПК 1.4, | ||
Содержание учебного материала: | |||||
1.Сущность ,значение и формы судебного контроля за досудебным производством. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования | 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № | ОК 13, ПК 1.4, | ||||
Самостоятельная работа Этапы формирования коллегии присяжных по конкретному делу | 2 | ||||
Консультации по курсовой работе | - | ||||
Всего: | Максимальная учебная нагрузка обучающегося | 100 | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 68 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | 32 | ||||
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Уголовный процесс» 7 семестр ( 4 курс)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Из них часов практической подготовки | Интернет ресурс | Осваиваемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Тема 1 | Назначение и подготовка судебного заседания | 2 | |||
Содержание материала | |||||
1.Стадия назначения и подготовка судебного заседания. Порядок деятельности судьи по поступившему в суд уголовному делу. 2. Подсудность. Предварительное слушание. Назначение судебного заседания | ПК 1.1, ПК 1.2, ОК 13, ПК 1.4 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа: Особенности назначения и подготовки судебного заседания при производстве по уголовному делу у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей | 4 | ||||
Тема 2. | Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства. | 2 | ПК 1.1, ПК 1.2, | ||
Содержание материала | |||||
1.Стадия судебного разбирательства.Общие условия судебного разбирательства. 2.Порядок судебного разбирательства. Постановление и провозглашение приговора | |||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Тема3. | Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей. | ПК 1.1, ПК 1.2, ОК 13, ПК 1.4 | |||
Содержание материала | |||||
1.Особый порядок производства в суде первой инстанции 2. особенности производства у мирового судьи | 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа: особенности производства с участием присяжных заседателей | 4 | ||||
Тема 4. | Производство в суде второй инстанции | ОК 13, ПК 1.4, ПК 1.1, ПК 1.2, | |||
Содержание материала | |||||
1.Стадия производства в апелляционной инстанции. Общие условия апелляционного обжалования судебных решений . 2. Основания отмены или изменения судебного решения судом второй инстанции 3. Порядок производства в апелляционной инстанции | 2 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа№ 1 Общие условия апелляционного обжалования судебных решений . | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 5. | Исполнение приговора | ||||
Содержание материала | |||||
1.Сущность, значение производства по рассмотрению и разрешению споров, связанных с исполнением приговора. 2. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению .Вопросы, разрешаемые судом при исполнении приговора. | 2 2 | ОК 13, ПК 1.4, ПК 1.1, ПК 1.2, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 6. | Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда | ПК 1.1, ПК 1.2, ОК 13, ПК 1.4, | |||
Содержание материала | |||||
1.Стадия производства в кассационной инстанции. Порядок производства в кассационной инстанции. 2.Стадия производства в надзорной инстанции. Порядок производства в надзорной инстанции. 3.Стадия возобновления производства по уголовному ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. | 2 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа№2 Особенности производства с участием присяжных заседателей | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 7. | Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних | ПК 1.1, | |||
Содержание материала | |||||
1.Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 2.Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних | 2 2 | ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 13, ПК 1.4, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа: особенности судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних | 4 | ||||
Тема 8 | Производство о применении принудительных мер медицинского характера | ||||
Содержание материала | |||||
| 2 2 2 2 | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 13, ПК 1.4, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа №3 , 4 1.Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. 2. Предварительное расследование уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа: Особенности производства предварительного следствия по уголовному делу | 4 | ||||
Тема 9. | Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. | ||||
Содержание материала | |||||
1.Понятие особенностей и общие условия производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 2.Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц | 2 2 | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 10 | Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства | ||||
Содержание материала | |||||
1. Понятие, задачи и значение международной правовой помощи по уголовным делам 2. Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи 3. Виды международной правовой помощи. Направление и исполнение запроса об оказании международной правовой помощи 4. Характеристика отдельных видов оказания международной правовой помощи | 2 2 2 2 | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа №5 Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 11. | Уголовный процесс зарубежных государств | ||||
Содержание материала | |||||
1.Общая характеристика уголовного процесса развитых зарубежных стран 2.Состязательный тип уголовного процесса .Смешанный тип уголовного процесса | 2 2 | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, | |||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа №6,7 1.Стадия производства в кассационной инстанции. 2.Порядок производства в кассационной инстанции. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Тема 12. | Предварительное производство (предварительное следствие) в уголовном процессе развитых зарубежных стран | ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, | |||
Содержание материала | |||||
1.Характеристика досудебного производства в развитых зарубежных странах 2.Возбуждение уголовного дела (уголовного преследования) Применение мер уголовно-процессуального принуждения 3.Производство следственных действий 4.Прослушивание разговоров и электронное наблюдение | 2 2 2 2 | ||||
Лабораторные работы | |||||
Практическая работа № 8,9,10 1.Производство следственных действий 2.Решение задач на порядок исполнения приговора 3. Работа с нормативными документами. | 2 2 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства | |||||
Тема 13 | Содержание учебного материала 1.Взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями: понятие, значение. 2.Правовые основы, принципы взаимодействия. Порядок направления и исполнения запросов о правовой помощи. 3.Экстрадиция. | 6 | |||
Итого | Лекции 64 | Практ 20 | С/р 44 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально - экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место для студентов и преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер.
Информационное обеспечение обучения
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 Уголовный процесс : учебник для вузов / Б. Б. Булатов [и др.] ; под редакцией Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 581 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16817-4 . — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531760
2.Гриненко, А. В. Уголовный процесс : учебник и практикум для СПО / А. В. Гриненко.
— 6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 286 с. — (Серия : Профессиональное образование).
3.Уголовный процесс : учебник для СПО / А. И. Бастрыкин [и др.] ; под ред. А. И. Бастрыкина, А. А. Усачева. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 468 с. — (Серия : Профессиональное образование).
4.Францифоров, Ю. В. Уголовный процесс : учебник и практикум для СПО / Ю. В. Францифоров, Н. С. Манова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Профессиональное образование).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Всеобщая декларация прав человека: (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 10 декабря 1948 года) // Российская газета. - 5 апреля. - 1995.
- О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16.12.1966г. \\ Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
- О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества: Конвенция от 26.11.1968г. \\ Ведомости ВС СССР. 1971.-№ 2.-Ст.18.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года \\ Российская газета, № 1993. № 237. 25 декабря 1993 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 26.05.1996 г. № 63 - ФЗ \\ СЗ РОФ .1996.
№ 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4924.
- Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103 -ФЗ (с изм. и доп.)// СЗРФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. № 11. Ст. 1002.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 1999. № 2. Ст. 233; 2001. № 13. Ст. 1140.
- Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.
- Зникин В.К. Оперативно-розыскная деятельность как система добывания и собирания уголовно-процессуальных доказательств: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2000.
- Иванов В. Д. Уголовное право/В.Д. Иванов.- М.: Изд-во Приор, 2011.- 420 с.
- Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. - М.: Экзамен, 2009. - 436 с.
- Игнатов А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. - СПб: Питер, 2009. - 612 с.
- Курс Российского уголовного права. Общая часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В.
Наумова. - М.: Спарк, 2011. - 456 с.
- Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. - 514 с.
- Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2011. - 678 с.
- Уголовное право РФ. Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина.- М.: Норма, 2011. - 570 с.
- Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012. - 720 с.
- Уголовное право. Общая часть: Учебник под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2011. - 516 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства | Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач |
Знать: | |
- основные понятия и институты | - письменный опрос, тестирование |
уголовно-процессуального права;
| - письменный опрос, - выступление с сообщениями (докладами) |
доказывания в уголовном процессе; - уголовно-процессуальное | на практических занятиях - письменный опрос, решение |
законодательство РФ; - порядок производства по уголовным | ситуационных задач - письменный опрос, решение |
делам; - особенности предварительной проверки | ситуационных задач - письменный опрос, заполнение |
материалов; - поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел; | процессуальных документов - письменный опрос, решение ситуационных задач |
- порядок расследования уголовных дел в форме дознания. | - устный опрос, решение ситуационных задач |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности | Уметь принимать решения и владеть навыками общения | Экспертная оценка на практических занятиях |
ОК.11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Регулярно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. Применять знания в области уголовного судопроизводства | Экспертная оценка на практических занятиях |
ОК.12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета | Обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | Экспертная оценка на практических занятиях |
ОК.13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Проявлять принципиальность и нетерпимость к коррупционному поведению | Экспертная оценка на практических занятиях |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом | - демонстрировать ценностное отношение к праву (закону); ценности справедливости, патриотизма, гуманизма, гражданского достоинства, а также осознание социальной важности профессии юриста и ответственности за принятые решения | Практическая работа |
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | - осознавать социальную важность профессии юриста и ответственность за принятые решения | Практическая работа |
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права | - демонстрировать систему знаний уголовного процесса | Практическая работа |
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок | - анализировать и оценивать юридические (правовые) нормы и правоотношения, являющиеся объектами правовой деятельности; | Практическая работа |
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений, иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки | - демонстрировать способность собирать нормативную (правовую) и фактическую информацию, имеющую значение для правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; | Практическая работа |
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн | - собирать, обрабатывать, хранить нормативную (правовую) и фактическую информацию, имеющую значение для правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности | Практическая работа |
- ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка - по желанию | наименование оценочного средства |
1. | Тема 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса | ОК 12, ПК 1.2, | тест |
2. | Тема 2. Субъекты уголовного процесса | ОК 12, ПК1.1, | Решение задач |
3. | Тема 3. Доказательства в уголовном процессе | ОК 11, ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.3, | Заполнение документов |
4. | Тема 4. Меры процессуального принуждения | ОК 10, ПК 1.2, | Заполнение документов |
5. | Тема 5. Возбуждение уголовного дела | ОК 10, ОК 11, ОК 13, ПК 1.7, | Заполнение документов |
6. | Тема 6. Предварительное расследование | ОК 11, ОК 13, ПК 1.7, ПК 1.11, | Заполнение документов |
7. | Тема 7. Следственные действия | ОК 11, ОК 13, ПК 1.7, ПК 1.11, | Заполнение документов |
8. | Тема 8. Понятие подозреваемого, обвиняемого | ОК 10, ПК 1.11, | Решение задач |
9. | Тема 9. Стадия подготовки к судебному разбирательству | ОК 10, ПК 1.4, | Решение задач |
10. | Тема 10. Судебное разбирательство | ОК 10, ПК 1.4, | Решение задач |
11. | Тема 11. Производство апелляционной и кассационной инстанции | ОК 13, ПК 1.4, | Устный опрос |
12. | Тема 12. Исполнение приговора | ОК 13, ПК 1.1, ПК 1.4, | Решение задач |
13. | Тема 13. Производство в надзорной инстанции | ОК 13, ПК 1.4, | тест |
14. | Тема 14. . Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей | ОК 13, ПК 1.4, | Решение задач |
- Типовые контрольные задания или иные материалы
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Кто может выступать в качестве стороны в уголовном процессе? [1]
- свидетель;
- эксперт;
- представитель гражданского истца;
- переводчик;
- секретарь судебного заседания.
Согласно УПК РСФСР, подозреваемый - это: [1]
- лицо, в отношении которого избрана мера пресечения до предъявления ему обвинения;
- лицо, в отношении которого имеются улики;
- лицо, которое подозревается в совершении преступления;
- лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве подозреваемого.
Согласно УПК РСФСР, обвиняемый - это: [1]
- лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
- лицо, которому предъявлено обвинение;
- лицо, дело в отношении которого принято к производству судом;
- лицо, которое обвиняется в совершении преступления.
В каком ведомстве есть следственные аппараты? [1]
- в органах государственного пожарного надзора;
- в органах пограничной службы Российской Федерации;
- в федеральных органах налоговой полиции;
- в таможенных органах;
- в милиции общественной безопасности.
Не являются органом дознания: [1]
- служба внешней разведки Российской Федерации;
- начальники следственных изоляторов;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании;
- федеральные органы налоговой полиции;
- таможенные органы.
Представитель не может выступать в уголовном процессе вместо: [1]
- потерпевшего;
- свидетеля;
- гражданского истца;
- гражданского ответчика.
Участие защитника обязательно по делам: [1]
- в которых участвует несколько потерпевших;
- лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений;
- в которых участвует государственный обвинитель;
- в которых участвует представитель потерпевшего или гражданского истца;
- во всех указанных случаях участие защитника обязательно.
Защитник допускается к участию в деле, согласно УПК РСФСР, с момента: [1]
- вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
- доставления подозреваемого в дежурную часть милиции;
- предъявления подозреваемому протокола его допроса;
- который определяется следователем в каждом конкретном случае;
- предъявления подозреваемому постановления о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения.
Эксперт отличается от специалиста тем, что: [1]
- обладает более квалифицированными специальными познаниями;
- имеет соответствующий диплом;
- содействует следователю в обнаружении, изъятии и фиксации доказательств;
- дает заключение, которое является самостоятельным доказательством по делу;
- участвует в производстве обыска, выемки, следственного осмотра.
Какой суд может выступать в качестве суда первой инстанции? [2]
- кассационный;
- надзорный;
- суд, рассматривающий дело по вновь открывшимся обстоятельствам;
- Верховный суд РФ;
- апелляционный;
- все указанные ответы неверные.
- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, практического опыта, характеризующие этапы формирования компетенций Уголовный процесс является одной из основных учебных дисциплин, которая имеет
своей целью подготовку квалифицированных юристов, глубоко знающих уголовно- процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности.
Многочисленные изменения, постоянно дополняющие Уголовно-процессуальный кодекс, свидетельствуют о высокой динамике развития уголовно-процессуального права (последние изменения на момент подготовки настоящих методических указаний были внесены федеральным законом от 18 июля 2009 г).
Учебная дисциплина «Уголовный процесс» является специальной в структуре основной программы, и служит важным средством формирования правовой культуры и правового мышления.
Программа разработана на базе Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федеральных конституционных законов и других законодательных актов.
Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими во время работы в органах дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, адвокатуре.
Изучение курса «Уголовный процесс» тесно связано с такими дисциплинами, как
«Теория государства и права», «Конституционное право РФ», «Уголовное право»,
«Гражданское право», «Гражданский процесс», «Криминалистика», «Судебная медицина»,
«Юридическая психология».
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «У головный процесс»
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
- понимать основные положения науки уголовного процесса, уголовно- процессуального законодательства и практики его применения
- приобрести практические навыки по применению уголовно-процессуальных норм, производству процессуальных действий, принятию решений и их оформлению во всех стадиях уголовного процесса
- анализировать и решать проблемы, возникающие в процессе реализации норм УПК
РФ.
Правила проведения дискуссии:
- В ходе дискуссии каждый из участников свободно мыслит и выражает свою точку зрения на решаемую проблему, сколь бы непопулярной и неприемлемой для остальных она не казалась.
- Все утверждения, за исключением фактологических, должны сопровождаться обоснованием, ссылками на нормы уголовного права.
- Высказывания должны относиться только к решаемой проблеме и быть связаны с излагаемыми точками зрения - развивать, вносить поправки или же отвергать высказанные ранее суждения.
- Необходимо соблюдать правила и нормы поведения при совместной поисковой деятельности. Выступления должны проходить организованно, каждый из участников может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками
- В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
- Каждая позиция, высказывание, должны быть внимательно рассмотрены.
В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания.
Критерии оценки знаний студентов по дисциплине «Уголовный процесс»
Итоговой формой контроля по курсу «Уголовный процесс» является зачет.
Оценка «отлично» по дисциплине ставится, если студент достаточно хорошо ориентируется в содержании материала, быстро и точно отвечает на вопросы. Ответ должен характеризоваться последовательностью, логикой изложения, студент должен подтверждать свои теоретические знания примерами. Речь должна быть грамотной и выразительной.
Оценка «хорошо» ставится при условии достаточно хорошего владения материалом, но при наличии в ответе небольших погрешностей.
На «удовлетворительно» можно оценить ответ студента, который затрудняется привести примеры, ответ которого не отличается грамотностью речи и логикой изложения. При этом студент знает основные понятия курса.
ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
- Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
В целях реализации компетентностного подхода программой предусмотрено использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с неаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающегося:
Технология личносто-ориентированного обучения - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность обучающегося, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Технология дифференцированного обучения, представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Дифференцированное обучение - это:
- форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств( гомогенная группа);
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференцированный подход в обучении - это:
- создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Технология диалогового обучения - это одна из главных технологий личностно- ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому ДТО являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными.
Диалог - это особая среда, в которой студенты чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем студентам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.
Технология обучения в сотрудничестве.
В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Целью обучения является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал лекций. Движущие силы учения это
радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество преподавателя и студентов.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы групп