Рабочая программа Криминалистика СПО
Рабочая программа Криминалистика для студентов 3 курса специальности 40.02.02. " Правоохранительная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriminalistika.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.09 Криминалистика
по специальности
«Правоохранительная деятельность»
Форма обучения очная
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Криминалистика
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Правоохранительная деятельность».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программе повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять технико-криминалистические средства и методы;
- проводить осмотр места происшествия;
- использовать оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;
- использовать тактические приемы при производстве следственных действий;
- использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп преступлений
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения криминалистической техники;
- основные положения тактики проведения отдельных следственных действий;
- формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;
- основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося, составляет 167 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося составляет 137 часа;
самостоятельная работа обучающегося, составляет 30 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 10 | Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 12 | Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета |
ОК13 | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону. |
ПК | Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. |
ПК | Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК | Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права. |
ПК | Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок. |
ПК | Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки. |
ПК | Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки. |
ПК | Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 167 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 137 |
в том числе: | |
лабораторные | 26 |
лекционные | 111 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» | ||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Их них часов практической работы | Осваиваемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Общая теория криминалистики | 14 | |||
Тема «Криминалистика как область научного знания» | Содержание учебного материала: Содержание дисциплины «Криминалистика» и ее задачи. Связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Понятие и задачи криминалистики Общая характеристика криминалистической тактики. Понятие, предмет, метод, система криминалистики Место криминалистики в правовой системе Российской Федерации. Уголовно-процессуальные нормы: виды и структура отношений в области криминалистической тактики расследования преступлений: понятие, структура. Понятие, виды, содержание и форма уголовно-процессуальных актов регулирующих процесс расследования преступления. Уголовно-процессуальные гарантии. Соотношение криминалистики с другими отраслями права и юридическими науками. Понятие и система источников криминалистики. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации - составная часть законодательства Российской Федерации в криминалистической деятельности. Постановления Конституционного суда Российской Федерации и их роль в формировании уголовно-процессуального права. Законы, регулирующие криминалистическую деятельность. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и их значение при осуществлении производства по уголовным делам. | 4 | ОК 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Понятие, объект, предмет криминалистики. Функции, источники, законы развития, методы криминалистики. Система криминалистики Криминалистика в системе наук. История развития отечественной криминалистики | 2 | |||
Тема «Криминалистическая характеристика предварительных проверки и расследования» | Содержание учебного материала: Понятие, соотношение, структура предварительных проверки и расследования. Принципы предварительных проверки и расследования. Виды деятельности, реализуемые в ходе предварительных проверки и расследования. Понятие, виды и значение криминалистической характеристики преступлений. Криминалистическая характеристика отдельных элементов преступлений Понятие и содержание следственной ситуации. Классификация и типизация следственных ситуаций | 4 | ПК | |
Тема Теория криминалистической модели и криминалистического моделирования. Версия» | Содержание учебного материала: Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования. Криминалистическая версия. Методы организации расследования. Криминалистическая версия, ее классификация. Правила выдвижения и проверки версии. Понятие значение и элементы планирования расследования преступлений. Предмет, задачи и методы криминалистической профилактики. Особенности криминалистических средств и методов следственного предупреждения. Криминалистическое прогнозирование и прогнозы. | 2 | ПК | |
Тема Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве | Понятие и метод специальных познаний в криминалистической науке | 2 | ||
Раздел 2 Криминалистическая тактика | 10 | |||
Содержание учебного материала: Общие положения учения о тактической операции. Понятие и классификация тактической операции. Структура тактической операции. Основные элементы тактической операции. | 2 | ОК 11 | ||
Тема «Теория криминалистической идентификации» | Содержание учебного материала: Понятие, научные основы и виды криминалистической идентификации. Объекты криминалистической идентификации. Понятие и классификация идентификационных признаков. Общая методика экспертного идентификационного исследования | 2 | ПК | |
Самостоятельная работа обучающихся Понятие идентификации объектов Признаки идентификации. Понятие свободных и экспериментальных образов. Идентификационные признаки. Виды идентификации. Субъекты криминалистической идентификации. Стадии процесса идентификации. Формы и виды идентификации Криминалистическая диагностика. | 4 | |||
Тема «Криминалистическая теория планирования и организации расследования» | Содержание учебного материала: Понятие планирования и организации расследования. Принципы планирования расследования. Техника планирования расследования. Планирование следственного действия | 2 | ОК 11 | |
Тема #1058;актика проверки показаний на месте | Содержание учебного материала: #1087;ринятия решения о необходимости и целесообразности проверки показаний на месте; #1087;одготовки к производству проверки показаний на месте; #1092;иксации полученных результатов. | 2 | ||
Раздел 3 Криминалистическая техника | 42 | |||
Тема «Общие положения криминалистической техники» | Содержание учебного материала: Понятие и классификация технико-криминалистических средств. Поисковые технико-криминалистические средства. Технико-криминалистические средства фиксации и изъятия объектов. Технико-криминалистические средства исследования объектов. Технико-криминалистические следообразующие средства. Криминалистические фотографирование, звукозаписи и видеозаписи. Криминалистическое исследование оружия, документов. Габитоскопия, фоноскопия, одорология их понятие. Криминалистическое исследование материалов, веществ, изделий. | 4 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Криминалистическая регистрация, научно-технические средства и методы, используемые для исследования вещественных доказательств. Криминалистические средства фиксации и изъятии объектов. | ||||
Тема «Криминалистическая фотография и видео звукозапись» | Содержание учебного материала: Понятие криминалистической фотографии, кинематографии и видео звукозаписи Запечатлевающая съемка. Исследовательская съемка. Криминалистическая звукозапись Оформление применения криминалистической фотографии, кинематографии, видео звукозаписи Измерительная фотосъемка. Масштабная фотосъемка. Метрическая съемка. Репродуктивная съемка. Опознавательная съемка. Цвет различительная контрастирующая фотосъемка. Обзорная фотосъемка. Узловая фотосъемка. Детальная фотосъемка. Понятие приемов фотографирования и их виды. Особенности фотографирования криминалистических объектов. Применение видео- и звукозаписи в криминалистической деятельности. | 4 | ПК | |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | 4 | |||
Содержание учебного материала: Понятие и значения трасологии. Ее принципы и основные теоретические положения. Понятие и классификация следов в трасологии. Их образование. Общие правила обнаружения, фиксация и изъятия следов. Следы рук. Следы ног. Следы взлома. Следы зубов и ногтей человека, их виды и значения. Способы обнаружения, фиксация и их изъятия. Возможности и методика дактилоскопической экспертизы. Пороскопические исследования. Следы кожного покрова тела человека и возможности их исследования. Иные материальные следы преступления. Следы транспортных средств и их виды. Понятие научные основы и виды КИМВИ. Криминалистическое исследование почв. Криминалистическое исследование лакокрасочных и материалов покрытия. Запаховый след и его исследования. Процесс их хранения. Использование розыскных собак при исследовании следов преступления. | 4 | 2 | ОК 13 | |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление применения криминалистической фотографии, кинематографии, видео звукозаписи. Иные следы - объекты трасологического исследования. Трасологическое исследование | ||||
Тема «Криминалистическая баллистика» | Содержание учебного материала: Понятие криминалистической баллистики. Задачи и значение. Объекты баллистического исследования. Механизм образования следов выстрела. Осмотр огнестрельного оружия и следов выстрела. Судебно-баллистическая экспертиза. Идентификация оружия по стреляной пуле и гильзы. | 2 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Установление направления, места и дистанции выстрела. Понятие и классификация холодного оружия. Следственный осмотр и предварительное исследования холодного оружия | ||||
Тема «Технико-криминалистическое исследование документов» | Содержание учебного материала: Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов. Выявление признаков подделки документов. Исследование машинописных текстов. Исследование полиграфической продукции. Восстановление содержания поврежденных документов следственный осмотр документов, его задачи и методы фиксации. Осмотр и предварительное исследования полиграфической продукции. | 2 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Признаки изменения в первоначальном содержании документов. Признаки изменения текста документа. Залитие зачеркнутые и другие не читаемые тексты. Исследование и восстановления текста саженных и разорванных документов. | ||||
Тема «Криминалистическое исследование письма»
| Содержание учебного материала: Научные основы криминалистического исследования письма. Идентификационные признаки письма. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма. Основы идентификационной экспертизы письма. Почерковедческая экспертиза. | 4 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Тема «Исследование некоторых видов нетрадиционных криминалистических объектов» | Содержание учебного материала: Общие положения и задачи криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. Криминалистическая взрывотехника. Криминалистическая фоноскопия. Криминалистическая одорология. Криминалистическая голография. | 4 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Тема «Идентификация человека по признакам внешности» | Содержание учебного материала: Классификация и характеристика признаков внешности. Использование методики "словесного портрета" в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике. Виды идентификации человека по признакам внешности. Основы фотопортретной идентификационной экспертизы. | 4 | 2 | ОК 12 |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Содержание учебного материала: Понятие и значение уголовной регистрации. Виды криминалистических учетов. | 2 | ПК | ||
Тема «Тактические основы следственных действий» | Содержание учебного материала: Криминалистическая характеристика и классификация следственных действий. Понятие и классификация тактических приемов и правил. Общие тактические приемы и правила. Понятие, виды и принципы следственного осмотра. Осмотр места происшествия. Осмотр трупа. Освидетельствование живого лица. Иные виды следственного осмотра. Понятие, задачи и виды допроса. Подготовка к допросу. Общие положения тактики допроса. Ситуационные особенности допроса. Особенности допроса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого. Очная ставка. Понятие обыска. Подготовка к обыску. Тактические приемы обыска. Фиксация результатов обыска. Тактика выемки. Понятие и виды и задачи предъявления для опознания. Подготовка к предъявлению для опознания. Тактика предъявления для опознания. Познавательная функция проверки показаний на месте. Подготовка к производству проверки показании на месте. Тактические особенности производства и фиксация проверки показаний на месте. Понятие и виды и задачи следственного эксперимента. Подготовка и проведение следственного эксперимента. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента. Понятие и виды судебных экспертиз Подготовка материалов и назначение экспертиз. | 12 | 2 | ОК 13 |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Приемы и правила криминалистические сходных следственных действий. | ||||
Тема: Криминалистическое исследование следов зубов. Криминалистическое исследование следов губ, кожного покрова головы и других частей тела человека | Содержание учебного курса: Идентификационные и диагностические признаки следов зубов человек Особенности фиксации и изъятия следов зубов человека Самостоятельная работа обучающихся: Общая методика экспертного исследования следов зубов человека | 2 2 | 2 | |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Раздел 4 Методы расследования | 14 | |||
Тема «Общие положения криминалистической методики расследования» | Содержание учебного материала: Расследование умышленных убийств, преступлений против половой неприкосновенности. Расследование преступлений против собственности. | 2 | ПК | |
Самостоятельная работа обучающихся: Расследование иных видов преступлений: Преступления против общественной безопасности. Преступления против государственной власти и порядка управления Преступления против конституционных прав и свобод Военные преступления Преступления в сфере экономики Преступления против мира и человечества | 2 | |||
Содержание учебного материала: Понятие юридической Понятие алиби. Проверка алиби. 1место. Совершения преступления; Время совершения данного преступления; Место, где в этот момент находился человек, заявивший о своем алиби. Полное и частично" алиби. Вопросы исследования алиби: - где конкретно находился заявивший об алиби в момент совершения преступления и чем там занимался в это время; - откуда, с кем, с какой целью туда прибыл, когда, с кем, в связи с чем, в какое время покинул это место, какой период времени находился в этом месте; - кого там видел, в какой обстановке, кто его видел, с кем вступал в контакт, что делали те, кто находился в этом месте; - на фоне каких природно-климатических явлений (состояние погоды, наличие осадков и т. п.), протекало его пребывание на этом месте, какие события социального характера происходили в месте пребывания и за его пределами; - кому, помимо непосредственных очевидцев, было известно о намерении побывать в данном месте в данное время, кому и каким образом стало известно, что он там находился; - с помощью каких материально фиксированных носителей информации может быть подтвержден исследуемый факт алиби; - причины несвоевременного сообщения об алиби, если для заявления о нем имелась реальная возможность или даже необходимость; - в какой одежде, обуви прибыл заявитель на место своего нахождения во время совершения расследуемого преступления, какие вещи имел при себе, в какой одежде, обуви, с какими вещами убыл оттуда. Общие версии: 1) алиби реально (имеет место); 2) алиби надуманно (ложно). | 4 | 2 | ПК | |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Тема «Выявление и разоблачение инсценировки» | Содержание учебного материала: Особенности выявления и разоблачения инсценировки. Понятие инсценировки разновидности (группы): - по субъекту: - по месту: - по целям: - по объекту: - по содержанию: и реализацией соответствующего варианта дезинформирующего следствие поведения и с сообщением ложных сведений. Обстоятельства события, в связи с которым осуществлена инсценировка (характер, время, место, участники события и т.д.); характеристика инсценированного события (вид, признаки); участники инсценировки и роль каждого в содеянном, цели и мотивы, которыми они руководствовались; обстоятельства подготовки и осуществления инсценировки (место, время, что и в какой последовательности было сделано, предметы, материалы, использованные инсценировщиками и т. д.); последствия инсценировки (несвоевременное возбуждение уголовного дела, привлечение к ответственности невиновных, совершение других преступлений лицами, не понесшими своевременно наказания и т. д.); обстоятельства, связанные с дачей инсценировщиками ложных показаний | 2 | 2 | ПК |
Лабораторная работа Работа в рабочей тетради «Криминалистическая лаборатория» | ||||
Тема «Расследование событий, связанных с ложью» | Содержание учебного материала: Криминалистическая характеристика лжи. Общие положения выявления и разоблачения лжи. Выявление и разоблачение самооговора: 1) пассивная ложь (умолчание); 2) активная ложь. | 2 | ПК | |
Самостоятельная работа обучающихся: Активная ложь а) ложь, целиком состоящую из вымысла; б) частичную ложь (соединение элементов правды с элементами лжи). | ||||
Итого: 137 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Криминалистика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методического комплекса по дисциплине
«Правоохранительные и судебные органы»,
карточки, раздаточный материал: ситуации, задачи, тесты,
мультимедийные лекции, схемы.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебник.-М.:Юристъ,#1089;.
Петров М.И. Криминалистика: Курс лекций.- М. : Экзамен,#1089;.
Дополнительная литература:
Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебное пособие .-М. : Юриспруденция, #1089;.
Баев О.Я. Основы криминалистики : Учебник.-М.: экзамен,#1089;
Криминалистика:Учебник.-/ под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова.-
Москва: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, #1089;.
Интернет ресурсы:
- Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ. Форма доступа
- «Электронная библиотека. Право России» Форма доступа
http:// - Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа .
- «Федеральные органы исполнительной власти» - cайт. Форма доступа /main/
Криминалистика: Учебник под ред. А.Ф. Волынского, В.Л. Лаврова.-Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, #1089;.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
проводить осмотр места происшествия; | Текущий контроль: Устный опрос |
использовать оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов; | Текущий контроль: Решение практических задач, составление тезисов, составление документации |
использовать тактические приемы при производстве следственных действий; | Периодический контроль: Решение практических задач и примеров, оформление документации |
использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп преступлений | Текущий контроль: Решение практических задач, составление тезисов, составление документации |
Знания: | |
общие положения криминалистической техники | Текущий контроль: Устный опрос, тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
основные положения тактики проведения отдельных следственных действий | Текущий контроль: письменный (и/или устный) опрос, тестирование, экспертное наблюдение и оценка выполнения лабараторных работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работ |
формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений | текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений | устный опрос, тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Итоговый экзамен по дисциплине |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ №504 от #1075;.) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) Ветеринария
Разработала:
Яровая Н.Ю.. – преподаватель специальных дисциплин Илекского зоотехнического техникума – филиала ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК Информационных технологий и учетно – экономических дисциплин
Протокол № ______ __________________
Председатель ПЦК ______________
Программа рассмотрена и одобрена на заседании учетно-методической комиссии филиала
Протокол № ______ __________________
Председатель учебно-методической комиссии ______________
СОГЛАСОВАНО
Специалист учебно-методического управления ______________
Заведующая библиотекой ________________ В.М. Бочкарева