Рабочая программа по дисциплине Семейное право

Бережная Светлана Юрьевна

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

         32

в том числе:

 

     практические занятия

          6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Промежуточная аттестация в форме экзамена 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.07_semeynoe_pravo.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ  ЯО Великосельский аграрный колледж

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по учебной работе

______________________ / Е.А. Круглова

«31» августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

2023 г.

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного Министерством образования и науки РФ 07.05.2014 г. приказ N 461.

        Организация-разработчик:  ГПОУ  ЯО Великосельский аграрный колледж

        Разработчик:  Бережная Светлана Юрьевна, преподаватель юридических дисциплин ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж

Рекомендовано Цикловой комиссией социально-экономических и правовых дисциплин: протокол №1 от 31  августа 2023 года.


                                                           СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Семейное право

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, предусматривающей освоение знаний и умений в области семейного права.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Дисциплина Семейное право является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины Семейное право обучающийся должен уметь:

 применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

составлять брачный договор и алиментное соглашение;

оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;

анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать:

основные понятия и источники семейного права;

содержание основных институтов семейного права.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной  нагрузки обучающегося   48  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

         32

в том числе:

     практические занятия

          6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Промежуточная аттестация в форме экзамена  

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Семейное право»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Понятие семейного права

Содержание учебного материала  

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права.

2

1

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «История развития семейного права».

2

Тема 2.

Семейные правоотношения

Содержание учебного материала  

Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Понятие родства, супружества и свойства.

2

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Основание возникновения семейных правоотношений»

2

Тема 3.

Брак

Содержание учебного материала  

Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным.

6

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой.

Подготовка сообщения на тему: «Брак в истории развития семейного права».

            2

Тема 4.

Личные и имущественные правоотношения супругов.

Содержание учебного материала  

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов.  Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по обязательствам.

6

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление брачного договора.

2

Тема 5.

Правоотношение родителей и детей.

Содержание учебного материала  

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.

4

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщений по темам:

«Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей».

2

Тема 6.

Алиментные обязательства членов семьи.

Содержание учебного материала  

Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.

6

2

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление соглашения об уплате алиментов.

2

Тема 7.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание учебного материала  

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.

4

1

Самостоятельная работа:  Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщений на темы:

«Права и обязанности опекунов и попечителей»; «Усыновление – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»; «Приемная семья».

2

Тема 8.

Акты гражданского состояния.

Содержание учебного материала  

Акты гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского состояния. Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.

2

2

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщения на тему: «Регистрация акта гражданского состояния».

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гражданскому и семейному праву».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12. 1993г. \ действующая редакция
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (с изменениями и дополнениями от 30.06.2008 г.) \ действующая редакция
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). \ действующая редакция
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г..
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. \ действующая редакция
  6. Федеральный закон от 15.11.97 « 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями и дополнениями от 25 октября 2001 г., 23.07.2008 г.). \ действующая редакция
  7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г.). \ действующая редакция
  8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основных системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2001 г.). \ действующая редакция
  9. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». \ действующая редакция
  10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48
  11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,  имеющих детей  » от 29.12.2006 г. №256\ действующая редакция
  12. Конвенция о правах ребенка.

Основной источник: 

  1. Ульбашев, А. Х. Семейное право : учебник для среднего профессионального образования / А. Х. Ульбашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с.Дополнительный источник:
  2. Абашин Э.А. Семейное право /Э.А. Абашин М.:  Форум, 2008,-230 с.
  3. Семейное право: учебное пособие/ Гомола А.И.и др.; под ред. Гомолы А.И., Саломатова Е.Н. –М.: «Академия», 2007,- 250 с.
  4. Антокольская М.В.Семейное право./ М.В. Антокольская  М.: Юрист, 2008, -370 с.
  1. Красильников И.Б. Семейное право / И.Б.Красильников. М.: Форум, 2009, 520 с.

Информационные справочно-правовые системы:

    «КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы

http:// www.minjust.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, решения ситуационных задач, тестирования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                                   1

                                   2

Умения:

Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

Защита практической работы, проверочная работа

Составлять брачный договор и алиментное соглашение;

 Отчёт по практическому занятию                                                                         

Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав.

Решение ситуационных задач

Анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

Отчёт по практическому занятию

Знания:

Основные понятия и источники семейного права

Проверочная работа, тестирование

Содержание основных институтов семейного права

Проверочная работа, тестирование.