ОПД.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01Дошкольное образование углубленной подготовки
Рабочая программа по предмету ОПД.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.01Дошкольное образование углубленной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_popd_-.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
0Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
______________Т.М.Токманцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.04 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности»
для специальности: 44.02.01 Дошкольное образование
г. Салехард 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании методической кафедры
общественных дисциплин
протокол №
от « » 20 г.
УТВЕРЖДЕНА на заседании
научно-методического совета
протокол №
от « » 20 г.
Заведующий методической кафедрой:
/ Вастихина Г.В.
(подпись)
Автор-составитель:
Преподаватель общественных дисциплин Бутько Елена Николаевна
Рецензент:
Преподаватель общественных дисциплин Вастихина Галина Владимировна
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки).
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки)
Примерная программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для профессиональной подготовки по очной, очно-заочной, заочной формам и в форме экстерната по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
П.00 Профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования
к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1. Использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования;
У2. Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
У3. Анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
знать:
З 1. Основные положения Конституции Российской Федерации;
З 2. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
З 3.Понятие и основы правового регулирования в области образования;
З 4. Основные законодательные акты и нормативные акты, регулирующие правоотношения в области образования;
З 5. Социально-правовой статус воспитателя;
З 6. Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
З7. Правила оплаты труда педагогических работников;
З 8. Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
З 9. Виды административных правонарушений и административной ответственности;
З 10. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и
судебный порядок разрешения споров;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
подготовка сообщений; работа с нормативно-правовыми актами; составление практических ситуаций написание эссе | 4 8 2 2 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Понятие правовых норм. Основные положения Конституции Российской Федерации | 6 | ||||
Тема 1.1 Конституция РФ – основной закон государства | 1 | . Порнятие социальных и правовых норм Нормативно-правовые акты и система Российского законодательства | 2 | ||
2 | Конституция – РФ : основные черты, особенности, функции, структура и юридические свойства | ||||
3 | Основы конституционного строя РФ | 2 | |||
Самостоятельная работа. Правовой статус личности в РФ. | 2 | ||||
Раздел 2 Правовое регулирование отношений в сфере образования | 18 | ||||
Тема2.1. Образовательное право. Государственная политика в области образования | Содержание учебного материала: | 4 | |||
1. | Понятие образовательного права. | 1 | |||
2. | Основные направления государственной политики в области образования | 1 | |||
3. | Принципы образовательного права: гуманизм, демократизм, справедливость, равноправие, единство прав и обязанностей, принцип педагогического сотрудничества. | 1 | |||
4. | Государственные гарантии прав граждан РФ в сфере образования: положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в системе образования, требования к приему граждан в образовательные учреждения. | 1 | |||
Практическая работа №1 Работа со справочно-поисковой системой «КонсультанПлюс». ФЗ-273 «Об образовании – основной источник образовательного права РФ | 2 | ||||
Тема 2.2. Образовательные отношения | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Образовательные правоотношения: объекты, субъекты, общий порядок регулирования | 1 | |||
2. | Источники образовательного права, регулирующие правоотношения в области образования | 1 | |||
3. | Уровни и формы получения образования: образовательный ценз, ступени профессионального образования | 1 | |||
4. | Государственные образовательные стандарты: понятие и правовая природа государственных образовательных стандартов, стандарты нового поколения, структура государственного образовательного стандарта | 1 | |||
Самостоятельная работа: | |||||
1 Виды образовательных программ | 4 | ||||
Тема 2.3. Образовательное учреждение | Содержание учебного материала: | 2 | |||
Характеристика основных типов и видов образовательных учреждений в Российской Федерации | 1 | ||||
Характеристика основных документов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения: Устав, учредительный договор, коллективный договор. | 2 | ||||
Учредитель образовательного учреждения, порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения. | 1 | ||||
Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений. | 2 | ||||
Практическое занятие №2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ –базы прохождения педагогической практики | 2 | ||||
Самостоятельная работа Подбор и обоснование эффективных современных и традиционных форм самоуправления в образовательных учреждениях. | 2 | ||||
3. Правовое положение участников образовательного процесса | 24 | ||||
Тема 3.1. Педагогическое право. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
Понятие педагогического права, предмет педагогического права и сферы его действия. | 1 | ||||
Правовой статус работника образовательного учреждения, особые права и обязанности педагогических работников | 1 | ||||
Нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус работника дошкольного образовательного учреждения. | 1 | ||||
Анализ профессиональной этики: правомерное поведение педагогических работников во взаимодействиях с субъектами педагогических отношений. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||
1. Анализ основных прав и обязанностей работника дошкольного образовательного учреждения на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. | |||||
2. Составление примерного кодекса современного воспитателя. | |||||
Тема 3.2. Анализ правового положения педагогических работников | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Порядок допуска к занятию педагогической деятельностью: условия допуска | 1 | |||
2. | Анализ академических прав и свобод педагогических работников. | 1 | |||
3. | Характеристика особенностей дисциплинарной, административной, уголовной ответственности работника образовательного учреждения | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||
Систематизация информации, полученной из положений Трудового Кодекса РФ. Анализ видов ответственности работников образовательных учреждений, решение правовых задач. | |||||
Тема 3.3. Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования | Соде Содержание учебного материала: | 2 | |||
Су 1. | Особ Особенности регулирования трудовых отношений в системе образования: принцип единства и дифференциации | 1 | |||
2. | Трудовой договор с педагогическими работниками: особенности заключения, изменения и расторжения | 1 | |||
3. | Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников: продолжительность рабочего времени, учебная нагрузка, режим работы | 1 | |||
4. | Ознакомление с правилами оплаты труда педагогических работников: способы оплаты, ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, тарифно-квалификационные характеристики работников образования. | 1 | |||
5. | Анализ дополнительных гарантий, предоставляемых педагогическим работникам: стимулирующие надбавки, льготы, компенсации работникам образовательных учреждений. | 2 | |||
Практическое занятие №3. Составление трудового договора | 2 | ||||
Практическое занятие №4. Рабочее время и время отдыха | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | |||||
Подготовка сообщений на основе НПА об основных и дополнительных гарантиях работников образовательных учреждений для обсуждений на круглом столе. | 2 | ||||
Тема 3.4. Виды ответственности педагогических работников | 1 | Виды ответственности. Дисциплинарная ответственность. | 2 | ||
Тема 3.5. Основы административного законодательства. | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1. | Виды административных правонарушений: правонарушения, посягающие на права граждан, правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие. | 1 | |||
2 | Характеристика административной ответственности: виды административных наказаний, порядок назначения административных наказаний. | 2 | |||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||
Составление практических ситуаций по вопросам административного законодательства, связанных с профессиональной деятельностью педагога. | |||||
Тема 3.6. Правовой статус обучающихся (воспитанников)образовательных организаций | Содержание учебного материала: | 2 | |||
1 | Обучающиеся (воспитанники)и их правовой статус: общая характеристика, правовая ответственность как гарантия прав и законных интересов. | 1 | |||
2 | Классификация прав и обязанностей обучающихся (воспитанников): общие права, непосредственные образовательные права и обязанности, опосредованные права и обязанности, специальные права | 2 | |||
3 | Определение правового статуса воспитанников дошкольных образовательных учреждений | 2 | |||
3.Контрольная работа по разделу 3 | |||||
Итого | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально- экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- стенка для учебно-методических материалов (3 секции);
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся не менее 25;
- учебная, методическая, справочная литература, сборники кодексов, нормативно-правовые акты (сборники законов, положений)
- раздаточный материал, материалы для контроля (тесты, тексты с заданиями и др.);
- электронные учебные пособия по образовательному праву
- комплект учебно-наглядных пособий;
- лицензионное программное обеспечение.
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в интернет;
- акустическая система;
- проектор;
- интерактивная доска (экран).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН10 декабря 1948 года
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция)
3. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года
4. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от12 декабря 1993г (действующая редакция).
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
8. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в последней редакции)
9. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в последней редакции)
10. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в последней редакции)
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации!»№273-ФЗ от 29.12.2012 (в последней редакции)
13. Федеральный закон от 24июля 1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» N 124-ФЗ, (ред. от 17.12.2009)
14. Федеральный закон от 24 июня 1996г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 г.)
15. Федеральный закон от 4 декабря «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г.)
Литература
1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении: учебник для СПО/А.Н.Кузибецкий, В.Ю.Розка, М.В.Николаева. – 3-е изд., стер.- М. :Академия, 2016
2. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности / А.И.Тыщенко Ростов н/Д: Феникс, 2017.
3. Образовательное право: учебник /под ред. А.Н.Кузибецкого- М..: Академия, 2015.
5. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: Учеб. Пособие для студ. сред проф. учеб. заведений/ В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская; под ред. В.И. Шкатуллы.-5-е изд. -М.: Издательский центр «Академия» 2017.-304c.
6. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования./ Д.А. Ягофаров М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2016.-399с.
Дополнительные источники
- Зайцева Л.М. Конституционные основы права каждого на образование [Электронный ресурс] / Л.М.Зайцева - http://www.stydenty.ru/articles/i/5
- Кислов А.Г., Ягофаров Д.А. Третья всероссийская научно-практическая конференция "Права участников образовательных отношений: проблемы теории и практической реализации" / А.Г. Кислов, Д.А. Ягофаров// Право и образование. - М., 2015, № 1. - С. 212-217
- Погребняк Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса / Л.П Погребняк М.: Изд. Центр педагогического образования, 2016.- 80с.
- Рожков И.А. Становление образовательного права в Российской Федерации [ Электронный ресурс] / И.А. Рожков - http://ecsocman.edu.ru/direktor/msg/177585.html
Информационно-правовая система «ГАРАНТ»
Поисково-правовая система «КонсультантПлюс»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение использовать нормативно- правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования; | -оценка умения находить ответ на поставленный вопрос в нормативно-правовых актах; - оценка умения решать правовые задачи с опорой на НПА и анализ нормативно-практических актов на практических занятиях; |
Умение защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством | -оценка за решение проблемных ситуаций на практических занятиях; -оценка умения составлять служебные записки, жалобы , исковые заявления; -оценка умения аргументировано отстаивать свои интересы (по заданной ситуации) |
Умение анализировать и оценивать результаты последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения | -оценка умений анализировать правовые последствия действий педагога на практическом занятии при обсуждении практических ситуаций -оценка умений аргументировано отвечать на правовые вопросы; |
Знать основные положения Конституции Российской федерации | -оценка результатов работы на устных опросах; -оценка знаний по результатам тестирования по тексту Конституции РФ |
Знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | -оценка знаний по результатам работы на практическом занятии |
Знать понятие и основы правового регулирования в области образования; | -оценка знаний по результатам устного опроса -контроль знаний по результатам итогового тестирования; |
Знать основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования; | -оценка умения находить ответы в нормативно-правовых актах, грамотно ссылаться на них; -контроль выполнения самостоятельной работы; -контроль знаний по результатам тематической контрольной работы |
Знать особенности социально – правового статуса педагогического работника; | -оценка знаний в результате устного опроса и практической работы; -контроль знаний по результатам тестирования; |
Знать порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | --оценка знаний в результате устного опроса и практической работы; -контроль знаний по результатам тестирования; |
Знать правила оплаты труда педагогических работников; | оценка знаний в результате устного опроса и практической работы; |
Знать понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | -оценка применения знаний в дискуссионных обсуждениях на практическом занятии- -заполнение таблицы |
Знать виды административных правонарушений и административной ответственности | -оценивание знаний при фронтальном опросе на занятии; -решение правовых задач |
Знать нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | --оценка за тестирование на зачете |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования | ОК 2, ОК 4, ОК 9, ОК 11 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1 | – оценка решения ситуационных задач; - оценка анализа конкретных ситуаций; - оценка по результатам устного опроса; – оценка по результатам тестирования; -анализ нормативно-правовой документации; - оценка Договора между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) |
Уметь: защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством | ОК 3, ОК 4, ОК 11 | – оценка решения ситуационных задач; – оценка по результатам тестирования |
Уметь: анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 11 ПК 3.3 | – оценка решения ситуационных задач; – оценка по результатам тестирования |
Знать: основные положения Конституции Российской Федерации | ОК 4 | – оценка по результатам тестирования; – оценка участия в игре-викторине |
Знать: права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации | ОК 3, ОК 4 | – оценка по результатам тестирования; – оценка участия в групповом обсуждении; - оценка обобщающей таблицы |
Знать: понятие и основы правового регулирования в области образования | ОК 2, ОК 4, ОК 11 ПК.1.2, ПК.1.3, ПК.3.2 | – оценка по результатам устного опроса |
Знать: основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования | ОК 2, ОК 5, ОК 11 | – оценка по результатам устного опроса; – оценка работы в малых группах; - оценка участия в групповом обсуждении |
Знать: социально-правовой статус воспитателя | ОК 5 | - оценка участия в дискуссии; - оценка презентаций |
Знать: порядок заключения трудового договора и основания его прекращения | ОК 4, ОК 11 | – оценка по результатам тестирования; – оценка решения ситуационных задач |
Знать: правила оплаты труда педагогических работников | ОК 4, ОК 11 | – оценка по результатам тестирования - оценка анализа конкретных ситуаций |
Знать: понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника | ОК 4, ОК 11 | – оценка по результатам тестирования; – оценка решения ситуационных задач |
Знать: виды административных правонарушений и административной ответственности | ОК 3, ОК 4, ОК 11 | – оценка решения ситуационных задач; - оценка анализа нормативно-правовой документации |
Знать: нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | ОК 3, ОК 4, ОК 11 | - оценка анализа конкретных ситуаций |
Знать: правовой статус и нормативное обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций, порядок создания и регламентацию деятельности | ОК 4, ОК 5, ОК 11 ПК.2.2, ПК.2.3, ПК.2.4, ПК.2.5 | – оценка решения ситуационных задач; - оценка работы с нормативно-правовыми актами; – оценка по результатам устного опроса; |
Знать: регулирование управленческих отношений в сфере образования | ОК 4, ОК 5 | - оценка работы с нормативно-правовыми актами |
Знать: права и обязанности работников образовательной организации | ОК 2, ОК 9, ОК 11 ПК.2.6, ПК 3.2 | – оценка работы в малых группах; – оценка по результатам тестирования |
Знать: международные нормативно-правовые акты в области защиты прав детей, механизм их реализации | ОК 4, ОК 5 ПК 3.2 | – оценка по результатам тестирования; - оценка участия в дискуссии |