Сценарий учебного занятия - КПР-Тема Органы государственной власти в России

Воронцова Лилиана Федоровна

Методические материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Сценарий учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся ____2-го _ курса __

специальность ___________Правоохранительная деятельность_______

код, наименование специальности

преподаватель _______Воронцова Л.Ф.____________________________

фио преподавателя

Тема: Органы государственной власти в России.

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1ФКЗ.
  2. Федеративный договор от, 31 марта 1992 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) /// Сайт Конституции Российской Федерации - https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 1, 1996.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 1, 1997
  5. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. изд. 4-е, изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с. (режим доступа – https://be5.biz/pravo/k042/index.html))
  6. Конституционное право России: учебник//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 4, п. 4.2).
  7. Справочная правовая система «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru/
  8. Справочная правовая система «Гарант» - https://www.garant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы, тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

1.        Что подразумевает «вхождение» автономного округа в состав края,

области:

а) утрату автономным округом элементов своего статуса;

б) соответствие всех окружных законов краевым или областным;

в) недопустимость принятия автономными округами самостоятельных

бюджетов;

г) наличие единой территории и населения края, области, включающих

территорию и население автономного округа.

2. Статус края, области определяется:

a) Конституцией РФ;

б) конституцией края, области;

в) уставом края, области;

г) федеральным законом.

3. Возможно ли количественное изменение субъектов Российской

Федерации?

а) нет, это исключено;

б) да, возможно, но только в сторону уменьшения количества;

в) да, возможно, но только в сторону увеличения количества;

г) да, возможно, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения

количества.

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.        Понятие и признаки государственного органа Российской Федерации.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.1)

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.1)

  1. Понятие и признаки государственного органа Российской Федерации

Термин «государство», как и само явление, является многогранным. В специальной государствоведческой литературе под государством понимается прежде всего особая, универсальная для данного общества политическая организация, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом.

Реализация государственной власти, ее воплощение в государственно-властных полномочиях, предполагает образование ее (государственной власти) субъектов (носителей). Государственная власть в лице своих органов и с помощью права определяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов - общественных организаций, органов самоуправления и др.

Юридическая литература в системе конституционного права выделяет один из основополагающих институтов данной отрасли - органы государства. Этот институт составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти, виды органов государства, принципы их образования и деятельности.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности общества, решения задач и выполнения функций государства необходимо создание общественных и государственных организаций. Важнейшими из числа последних являются государственные органы. Органы государства - это один из каналов, через которые народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Для органов государства характерны следующие основные черты:

1. Государственный орган уполномочен государством осуществлять его задачи и функции. При этом он может выполнять ряд функций.

2. Орган государства наделен государственно-властными полномочиями. Наличие их - важнейшая черта, определяющий признак государственных органов, отличающий их от общественных организаций, а также от государственных учреждений и предприятий.

Властные полномочия выражаются в том, что государственные органы могут решать в пределах предоставленных им прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение изданных ими актов. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые поэтому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

Властные полномочия государственных органов воплощаются в их компетенции. Под компетенцией органов понимается совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

3. Государственный орган образуется в установленном законом порядке. Формирование государственных органов осуществляется в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами. По способу образования обычно принято классифицировать органы государства на выборные и назначаемые. 

Представительные (выборные) органы образуются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Совокупность норм, регламентирующих формирование этих государственных органов, образует самостоятельный конституционно-правовой институт - избирательное право. Эти нормы закрепляют принципы избирательного права, организационные начала и специфику избирательной системы, они регулируют порядок подготовки и проведения выборов и иные отношения, связанные с формированием выборных органов. Таким образом, выборные органы избираются непосредственно гражданами, народом.

Назначаемые органы формируются другими государственными органами. Например, Правительство РФ формируется Президентом РФ и Государственной Думой, Конституционный Суд РФ - Президентом РФ и Советом Федерации и т.п. Порядок образования этих органов регламентируется нормами, определяющими правовое положение этих органов. Кроме того, он закрепляется и нормами, закрепляющими компетенцию государственного органа, который участвует в формировании (назначении) данных органов.

Для государственных органов характерно, что они функционируют (действуют) в установленном законом порядке. Их деятельность осуществляется в надлежащих организационно-правовых формах, с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными законом для того или иного государственного органа. Например, согласно Конституции РФ (ст. ст. 99, 100) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно; в предусмотренных законом случаях палаты могут собираться совместно, заседания являются открытыми в случаях, предусмотренных регламентом палаты; палата вправе проводить закрытые заседания; каждая из палат организует свою работу в соответствии с регламентом, принятым ею.

Механизм государства, основу которого составляет государственный аппарат, является составной частью демократии (народовластия) в Российской Федерации. Указанный государственный аппарат активно взаимодействует с институтами прямой демократии, местного самоуправления, общественно-представительных структур.

Орган государства имеет определенное внутреннее организационное строение. С этой точки зрения его можно охарактеризовать как первичную систему в государственном аппарате. И как любая система, орган имеет определенную структуру, т.е. комплекс взаимообусловленных внутренних связей. Статус государственного органа (а значит, и его структура) регламентируется правовыми нормами.

Совокупность норм, «регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статус государственных служащих, гарантии и процедура его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизм прохождения государственной службы» образуют институт государственной службы. Это комплексный правовой институт, включающий нормы административного (по преимуществу), трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которые регулируют государственно-служебные отношения.

Таким образом, государственный орган - это коллектив граждан, образуемый в установленном законом порядке, имеющий внутреннее строение, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций, наделенный государственно-властными полномочиями, действующий в установленном законом порядке и являющийся частью единого государственного аппарата, единой системы органов государства.

Характеристика Российской Федерации как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) предполагает урегулирование организации и деятельности государственных органов правовыми нормами и соблюдение этих норм. Верховенство закона, режим законности - необходимый аспект становления российского правового государства. Принципиальное значение для государства имеет положение о том, что процесс осуществления государственной власти регулируется правом, в результате чего властеотношения опосредуются правоотношениями.

В Конституции РФ (ст. 15) прямо закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Каждый орган государства имеет правовой статус и должен действовать соответственно с ним. Статус - явление сложное, состоящее из ряда элементов. Базу правового положения государственного органа составляют нормы, закрепляющие его сущность как органа государства (см. выше: черты государственного органа). Кроме того, элементами правового статуса государственного органа являются также конкретные социальные цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственного органа, пространственный (территориальный) предел деятельности, место государственного органа в единой системе органов - государственном аппарате, система его связей с другими органами: подотчетность, подконтрольность, обязательность актов одного государственного органа для другого, другие формы взаимоотношений органов между собой.

Одним из элементов правового статуса является ответственность. Для решения проблемы ответственности недостаточно очертить компетенцию органов и должностных лиц: безответственность может присутствовать в работе тех органов и должностных лиц, компетенция которых определена законом.

К элементам правового статуса часто относят также право издания актов определенного наименования и соответствующей статусу органа юридической силы, возможность иметь право юридического лица, право пользования различными государственными символами, право на финансирование из определенного источника.

Таким образом, для выявления правового статуса государственного органа необходимо ответить на вопросы:

- каков пространственный предел деятельности органа (федеральный, республиканский, областной и т.п.);

- к какому виду органов он относится по содержанию основной деятельности: орган законодательной власти, орган исполнительной власти, орган судебной власти;

- кто данный орган учреждает, образует, формирует его состав;

- кому орган подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответствен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты;

- какова компетенция органа;

- кто ему подотчетен, подчинен, подконтролен, чьи акты он может отменять, приостанавливать, изменять, опротестовывать и т.д.;

- каков порядок деятельности государственного органа;

- какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов;

- какими государственными символами орган может пользоваться (герб, флаг и т.д.);

- каковы источники финансирования органа;

- обладает ли орган правами юридического лица.

Указанные положения определяют возможность вступления государственного органа в правоотношения, формы и пределы реализации этих правоотношений, которые опосредуют собственно саму организацию и деятельность органа государства.

Необходимым элементом правового статуса любого государственного органа является его компетенция. Компетенция государственных органов по отношению к компетенции государства носит производный характер. Обладая изначальной компетенцией, государство распределяет ее между своими органами таким образом, чтобы они работали слаженно и представляли собой единый механизм, осуществляющий функции государства. Закрепление за органом государства компетенции есть один из способов государственно-правового регулирования поведения субъектов права, организации и упорядочения общественных отношений. В компетенции находит внешнее проявление разделение труда по управлению делами государства, в котором отражаются социальная сущность государства и объективные закономерности развития самого общества. Проявляясь первоначально в сравнительно простых формах, такое разделение труда все более усложняется по мере развития общественных отношений, расширения, дробления и специализации государственных функций. В конечном счете необходимость установления более или менее стабильного разделения труда между государственными органами приобретает столь важное значение, что осознается в качестве основополагающего конституционного принципа всякого государства.

Анализ компетенции государственных органов позволяет определить их функции и назначение. Кроме того, анализ компетенции дает возможность выработать обоснованные рекомендации и предложения по усовершенствованию правового положения органа, изменению и дополнению действующего законодательства.

Слово «компетенция» происходит от латинского слова competere, что означает «добиваться», «соответствовать», «подходить». Это понятие имеет два прочно вошедших в обиход значения:

1) круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают познаниями («ведают что-то»)

2) круг полномочий (прав и обязанностей – «ведать чем-то»).

Понятие «компетенция» обычно формулируют как точно определенный, в зависимости от назначения органа, круг подведомственных ему вопросов с соответствующим объемом правомочий, необходимых для осуществления деятельности. Понятие «компетенция» в равной степени охватывает и права, и обязанности государственного органа, являясь родовым понятием. Права, обязанности - это различные виды полномочий государственного органа. Если права сохраняют за органом известную свободу, выбор при решении тех или иных жизненных ситуаций, то обязанности не оставляют никакого места для усмотрения органа и условия их осуществления всегда точно оговаривают в законе. Права представляют собой меру возможного поведения государственного органа, а обязанности - меру должного его поведения.

Нельзя установить компетенцию органа, не очертив сферу или область приложения данных ему властных полномочий, характер вопросов, которыми надлежит заниматься. Этот круг деятельности в его юридически значимом отражении в законодательстве называется предметами ведения органа государства. Причем под предметами ведения понимаются не отдельные вопросы и не совокупность каких-то вопросов, а конкретные области государственной деятельности.

Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.

Говоря о компетенции органов государства, необходимо сказать о территориальном (пространственном) факторе, учитываемом при разделении труда между государственными органами.

Пространственные пределы деятельности государственных органов, как правило, устанавливаются на базе федеративного устройства России и административно-территориального устройства субъектов Федерации.

Таким образом, компетенция органа государства является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Причем все составные части компетенции обладают внутренним единством и согласованностью. Компетенция - юридическое выражение функций органов государственной власти, правовая форма осуществления этих функций.

Функции органов государства проявляются через совокупность всех элементов компетенции.

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Система - это упорядоченная совокупность элементов, расположенных в определенной последовательности, их взаимосвязанный комплекс, объединенный в единое целое. Система - не просто сумма составляющих ее частей. Это всегда качественно новое образование, которое в своем единстве обладает значительно большим потенциалом и возможностями, чем все его элементы.

Государственный аппарат России как система характеризуется целостностью, упорядоченностью и сложностью. Эти качества придают государственному аппарату принципы, лежащие в основе его организации и деятельности. Именно они обеспечивают необходимую стройность и единство построения органов государства, ту организованность и упорядоченность, которые свойственны всякой рационально построенной системе.

Как и во всякой иной области общественной жизни, принципы функционирования системы государственных органов России - это лежащие в ее основе и выражающие ее сущность исходные руководящие начала, ведущие идеи и установки. Они представляют собой общетеоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную природу российского государственного аппарата.

Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:

1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).

Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:

- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, а также через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края», разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Принятие и промульгация законов одним и тем же органом нарушили бы баланс властей в сфере законотворчества.

3. Не может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей представление (органом исполнительной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер (Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края»). Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ) отражает особенности государственного устройства России, децентрализацию государственной власти, отход от административно-командных методов управления, в целом процесс демократизации общества.

Из Конституции РФ следует, что субъекты Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ч. 1 ст. 77), другим положениям Конституции РФ и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1), единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10).

Компетенция органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из ст. 77 (ч. 1) Конституции РФ, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.

При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что система органов государственной власти республики как субъекта Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством (субъекта Федерации).

4. Законность в организации и деятельности органов государства.

Этот принцип предполагает соблюдение Конституции РФ, законов и иных актов Российского государства всеми государственными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность в организации и деятельности системы государственных органов России включает следующие требования:

а) формирование государственных органов в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами государства;

б) обеспечение функционирования государственных органов в рамках их компетенции;

в) осуществление деятельности в надлежащих организационно-правовых формах с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными для того или иного государственного органа.

Закрепление в конституционном порядке принципов организации и деятельности государственных органов сопровождается установлением четкой классификации органов государства. Признаки классификации могут быть различными. Многообразие оснований классификации способствует углубленному изучению проблем организации и деятельности государства (государственного аппарата).

По субъектам формирования государственных органов выделяются:

- избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации (представительные органы);

- формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и т.д.).

По территориальным пределам (масштабам) деятельности государственные органы можно разделить на центральные (федеральные) и государственные органы субъектов Федерации (республиканские, краевые, областные, г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов).

По характеру компетенции государственные органы делятся на органы общей и органы специальной компетенции. К первой группе относятся те, компетенция которых характеризуется как комплексная - межотраслевая или межфункциональная. Примером служит Правительство РФ. Ко второй группе принадлежат органы, обладающие отраслевой или функциональной компетенцией. Сфера их влияния - определенная область деятельности государства или выполнение соответствующей определенной функции. Среди таких органов - министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии и т.п.

По порядку осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные органы государства. В коллегиальных органах обсуждение вопросов их компетенции и принятие соответствующих актов осуществляются коллегиально, т.е. лицами, в совокупности составляющими данный орган. Для этого, как правило, устанавливается особый процессуальный порядок деятельности (требование определенного кворума членов коллегиального органа, необходимость большинства голосов для принятия решения и т.д.). К этой группе относятся, например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.

В системе единоначальных государственных органов решения принимаются лично руководителем государственного органа. Это обычно отраслевые и функциональные органы исполнительной власти. В составе единоначальных органов нередко создаются коллегии. Они обсуждают важнейшие, принципиальные вопросы развития подведомственной отрасли, выполняемых функций. Однако рекомендации коллегии проводятся в жизнь решениями руководителей таких органов.

По занимаемому месту и положению в системе государственных органов одного и того же вида государственные органы делятся на:

- вышестоящие;

- нижестоящие;

- по способу образования:

- выборные;

 -назначаемые;

- по правовому акту, в соответствии с которым они возникают:

- указанные в тексте Конституции РФ;

- не указанные в тексте Основного Закона;

- по условиям возникновения:

- возникшие в общем порядке;

- созданные в результате чрезвычайных обстоятельств и др.

Наиболее подробно и конкретно в Конституции РФ фиксируется организация и деятельность федеральных органов, их связи и взаимодействие.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит напрямую ни в одну из ее ветвей (законодательную, исполнительную, судебную).

Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и Президента. В Конституции РФ заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент реализует в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством РФ.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» определяет основы правового статуса Президента - закрепляет функции, которые конкретизируют в обобщенной форме статус Президента как главы государства: он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Кроме того, в этой главе закрепляются ключевые полномочия Президента РФ, основные принципы его выборов, порядка вступления в должность и прекращения исполнения полномочий Президента России. Соответствующие положения Конституции РФ требуют дальнейшего раскрытия в законодательстве на уровне федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Это означает, что, во-первых, формой правления в Российской Федерации является президентско-парламентская республика, а политический режим характеризуется как представительная (т.е. опосредованная выборами) парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Во-вторых, в предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Признание Федерального Собрания органом законодательной власти вместе с тем означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации компетенцией в сфере законодательства.

Конституционный статус Федерального Собрания закреплен в гл. 5 Конституции РФ. В ней определяются основные начала и принципы формирования Федерального Собрания, его структура, полномочия палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), принципиальные положения, определяющие взаимоотношения парламента с Президентом РФ и Правительством России. В этой же главе закрепляются основы правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также процессуальные нормы, являющиеся ключевыми в регулировании законотворческого процесса.

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, порядок деятельности Федерального Собрания, статус органов Федерального Собрания, законодательный процесс, способы осуществления полномочий регламентируются федеральным законодательством.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет, согласно Конституции РФ (ст. 110), Правительство РФ.

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушений.

Конституция РФ (гл. 6 «Правительство Российской Федерации») содержит нормы, которые:

- определяют состав и порядок формирования Правительства РФ;

- закрепляют основные его полномочия;

- определяют основы организации деятельности Правительства РФ;

- закрепляют форму и юридическую силу актов, издаваемых Правительством РФ;

- определяют отношения между Правительством РФ и Президентом РФ, Правительством РФ и Государственной Думой.

Правовой статус Правительства РФ, помимо Конституции РФ, регламентируется федеральным законодательством.

Судебная власть в Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 118), осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Глава 7 Конституции РФ («Судебная власть и прокуратура») закрепляет основы правового статуса Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия, и принципы правосудия.

Вопросы организации судебной власти и осуществления правосудия, а также организации органов прокуратуры и осуществления прокурорского надзора регулируются федеральными законами, базирующимися на конституционных положениях.

Последняя статья гл. 7 Конституции РФ определяет основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Таким образом, конституционное регулирование положения федеральных государственных органов является в одних случаях достаточно широким и конкретным (Президент РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации и Государственная Дума, в меньшей степени Правительство РФ), поскольку в Конституции РФ непосредственно регламентируются все наиболее существенные вопросы их организации и деятельности. Что касается судебных органов и прокуратуры РФ, то конституционное регулирование их функционирования происходит в меньшем объеме. Соответствующие конституционные нормы регламентируют только наиболее важные и принципиальные положения, устанавливающие компетенцию (для Верховного Суда РФ Конституция РФ устанавливает только основные направления деятельности), порядок формирования и принципы деятельности.

Конституционное регулирование организации и деятельности органов нашего государства неизбежно должно учитывать и учитывает специфику государственно-территориального устройства России, федеративную природу российской государственности.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

1.        Понятие и признаки государственного органа Российской Федерации

1) Выберите государственный орган и определите его правовой статус, ответив на следующие вопросы:

- каков пространственный предел деятельности органа (федеральный, республиканский, областной и т.п.);

- к какому виду органов он относится по содержанию основной деятельности: орган законодательной власти, орган исполнительной власти, орган судебной власти;

- кто данный орган учреждает, образует, формирует его состав;

- кому орган подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответствен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты;

- какова компетенция органа;

- кто ему подотчетен, подчинен, подконтролен, чьи акты он может отменять, приостанавливать, изменять, опротестовывать и т.д.;

- каков порядок деятельности государственного органа;

- какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов;

- какими государственными символами орган может пользоваться (герб, флаг и т.д.);

- каковы источники финансирования органа;

- обладает ли орган правами юридического лица.

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

1) Назовите ветви власти, которые традиционно выделяются в соответствии с принципом разделения властей в РФ.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради тезисный конспект по вопросам занятия

(выборочная проверка).

- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 7, п.7.1.

Преподаватель                                                        Л.Ф. Воронцова