Сценарий учебного занятия -КПР- Тема Определение места прокуратуры в системе государственных органов
Методические материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
Сценарий учебного занятия
по ОП 02_Конституционное право России
учебная дисциплина/междисциплинарный курс
для обучающихся ____2-го___ курса_
специальность ___________Правоохранительная деятельность__________
код, наименование специальности
преподаватель _______Воронцова Л.Ф.________________________________
фио преподавателя
Тема: Определение места прокуратуры в системе государственных органов. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1416, Начало действия документа - 14.03.2020 (в части отдельных положений). В соответствии с частью 1 статьи 3 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.03.2020), за исключением статей 1 и 2, вступающих в силу в особом порядке.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»//. Примечание к документу Начало действия редакции - 10.01.2021 (за исключением отдельных положений). Окончание действия редакции - 31.08.2021. Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 540-ФЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.12.2020). Пункт 4 статьи 51 вступает в силу с 1 января 2022 года.
- Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" (постатейный). М.: Проспект, 2018. 400 с.
- Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 7, п. 7.4).
- Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
- Справочная правовая система «Гарант» https://www.garant.ru/
- АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы (тестовые задания)
Вопрос (тестовое задание) |
1. Достижение кандидатом тридцатипятилетнего возраста требуется для назначения судьи: а) в Верховный Суд РФ; б) в районный суд; в) в гарнизонный военный суд; г) в Конституционный Суд РФ. |
2. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: а) председателем Конституционного Суда; б) председателем вышестоящего суда; в) председателем Верховного Суда РФ; г) соответствующей квалификационной коллегией судей. |
- ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)
1.Понятие и система прокуратуры Российской Федерации. |
2. Направления деятельности прокуратуры. |
3.Отрасли прокурорского надзора. |
- Понятие и система прокуратуры Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. //Статья 129. Конституция Российской Федерации
Система прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которую возглавляет Генеральная прокуратура России.
Термин «прокуратура» обозначает название государственного органа, который запрещено использовать в других наименованиях. Согласно ст. 28 «Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования» Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в стране политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».
Подразделениями отечественного надзорного ведомства являются территориальные, специализированные прокуратуры, учреждения науки, образования и редакции печатных изданий. Система территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству России. Конституционная норма устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов (ст. 5). Их перечень приводится в ст. 65 Основного Закона, и в настоящее время в составе Российской Федерации 85 субъектов. Из них: 22 республики, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, а также 3 города федерального значения.
Приказом Генпрокурора России от 5 июня 2000 г. N 98 "Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" в упомянутых федеральных округах были созданы управления Генеральной прокуратуры. Управления Генпрокуратуры в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Эти подразделения возглавляют заместители Генерального прокурора Российской Федерации. При выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры не подменяют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.
Деятельность прокуратур федеральных округов регламентируется Положением об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденным Генпрокурором России 28 января 2010 г. Управления в округах являются территориальными структурными подразделениями Генпрокуратуры, занимают промежуточное положение между центральным ведомством и прокуратурами субъектов Российской Федерации, входящими в состав соответствующего федерального округа. Они призваны обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на территории федеральных округов (п. 3.1).
В целях решения возложенных на них задач управления осуществляют взаимодействие с другими подразделениями, организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за соблюдением положений Конституции РФ, федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма, исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов, при подготовке и проведении выборов, законов о борьбе с терроризмом и экстремизмом, о государственной и муниципальной службе, о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, получение пенсий и пособий, законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения. Работа надзорных ведомств федеральных округов охватывает все направления деятельности, в том числе поддержание государственного обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены заместителями Генерального прокурора РФ в округах, а также по их поручению - по иным уголовным делам о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях. Управления прокуратуры выполняют прокурорские функции в пределах округа в отношении органов и их должностных лиц федерального уровня, действующих на территории того или иного федерального округа.
Среднее звено единой системы надзорного ведомства образуют прокуратуры субъектов Российской Федерации. Это прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они руководят деятельностью нижестоящих прокуратур (городов, районов, иных административно-территориальных единиц, а в некоторых случаях подчиненными специализированными прокуратурами, входящими в состав соответствующих субъектов Российской Федерации). Приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" возложил на прокуроров субъектов руководство и обеспечение деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных), надзор за исполнением законов на особо режимных объектах, надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратурах. Прокуратуры субъектов, кроме того, непосредственно выполняют прокурорские функции в пределах соответствующего субъекта.
Основное звено территориальных ведомств - прокуратуры городов и районов (в некоторых субъектах также окружные и межрайонные прокуратуры). Например, межрайонные прокуратуры г. Москвы являются структурными подразделениями столичной прокуратуры и находятся в ведомственном подчинении прокуратур административных округов Москвы. Возглавляют эти органы прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. В их штат входят должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.
Прокуратуры районного звена выполняют в полном объеме прокурорские функции в пределах соответствующего административно-территориального образования. Они, в частности, осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами следствия и дознания и другие виды надзора. В компетенцию районных прокуратур также входит участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону судебных решений. Прокуроры районов, городов осуществляют координацию деятельности районных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В районных (городских) прокуратурах ведется большая работа по рассмотрению и разрешению жалоб и иных обращений, постоянный прием граждан.
Специфические сферы производства и особая важность функционирования общества и государства в современных условиях обусловливают необходимость деятельности специализированных прокуратур. Они являются неотъемлемым элементом прокурорской системы и подразделяются на два типа. Первый включает военные, транспортные и по надзору на особо режимных объектах. Они осуществляют в полном объеме возложенные на прокуратуру функции в соответствующих сферах правовых отношений, не привязанных к территориальному делению страны. Второй тип - это природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действуют по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Перечисленные прокуратуры не заменяют деятельность территориальных прокуратур как основных звеньев прокурорской системы, а служат их логическим дополнением, связанным с определенной производственной спецификой.
- Направления деятельности прокуратуры.
Направления деятельности. Как известно, это понятие впервые появилось в Законе о прокуратуре СССР 1979 г., где ст. 3 называлась "Основные направления деятельности прокуратуры" . К ним Закон отнес:
- надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
- надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;
- надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
- борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими нарушениями законов в сфере народного хозяйства;
- борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан;
- борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
- разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
Понятие «функция прокурора» впервые было использовано в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. в ст. 9, в которой излагались обязанности прокурора республики: «непосредственное осуществление функций прокуроров в тех случаях, когда прокурором республики это будет признано необходимым». Также это понятие перешло и в Положение о прокурорском надзоре от 24 мая 1955 г. в ст. 6: «На основании статьи 117 Конституции СССР органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР». В Законе о прокуратуре СССР 1979 г. такого понятия уже не было и вновь оно появилось в Законе о прокуратуре РФ.
Направления деятельности прокуратуры - это те сферы общественных отношений, регулируемых правом, в которых участвует прокурор. В тех правоотношениях, в которых прокурор не участвует, - нет и прокурорской деятельности. Как представляется, эти правоотношения перечислены в ст. 1, 2, 9.1, 10, 51 Закона о прокуратуре. Это правоотношения в сфере деятельности органов исполнительной и законодательной власти, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, исполнения наказаний за совершенные преступления, правотворчества, международного сотрудничества по правовым вопросам, рассмотрении жалоб граждан, государственного статистического учета.
Конечно, не все указанные правоотношения в полном объеме являются сферой деятельности органов прокуратуры, а только та часть, которая определена
Законом о прокуратуре РФ и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность прокурора в тех или иных сферах правовых отношений - УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Трудовым кодексом, Кодексом административного судопроизводства РФ, Семейным кодексом РФ и т.д. Например, прокурор участвует в правоотношениях в сфере здравоохранения, культуры, но он не лечит людей, не ставит спектакли, а участвует только в тех правоотношениях, которые регламентируют деятельность органов управления здравоохранением и культурой, их должностных лиц, порядок издания ими правовых актов. Причем законодательство устанавливает пределы и условия такой деятельности.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов прокурор не полномочен вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, по общему правилу, проводит проверки только по поступившей информации о нарушении закона. В уголовном судопроизводстве прокурор в определенных пределах может руководить процессуальной деятельностью следователя, а дознавателя - в более широких и т.д.
В направлениях деятельности прокуратуры реализуются ее функции и полномочия. Перечень и объем правовых отношений, в которых участвует прокурор, зависит от многих объективных и субъективных факторов, сложившихся на определенном историческом отрезке, - это и форма правления в государстве, политический режим, уровень экономического развития, господство тех или иных правовых идей, школ, правовых традиций и т.д.
Функции. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции: это предусмотренная законодательством обязанность общего характера для достижения целей и выполнения задач, возложенных на прокуратуру государством и реализуемая с помощью соответствующих полномочий.
Также надо учитывать, что в отдельном направлении деятельности - в конституционном, уголовном, гражданском и административном процессах, трудовых, семейных и т.д. правоотношениях - кроме функций, предусмотренных Законом о прокуратуре, прокуроры реализуют и другие, присущие именно для этих видов правоотношений и закрепленные в соответствующих отраслях права.
Исходя из анализа Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют следующие функции:
1) надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;
2) уголовного преследования;
3) координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4) административного преследования;
5) правотворчества;
6) международного сотрудничества;
7) антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
8) правозащиты;
9) рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений;
10) участия в рассмотрении дел судами.
Содержание - конкретная деятельность прокурора, совершаемая в соответствии с предоставленными ему полномочиями для выявления нарушений закона. Например, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор полномочен иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона и т.д. (ст. 22 Закона о прокуратуре).
Отрасли прокурорского надзора.
Некоторые авторы выделяют подфункции и считают их отраслями прокурорского надзора:
Прокурорский надзор - это деятельность прокуратуры по выявлению правонарушения и принятию мер для восстановления законности. Данная деятельность так широка, что потребовалось выделить ее отдельные участки или подфункции в зависимости от правоотношений, в которых она осуществляется. Чаще всего эти подфункции именуют отраслями прокурорского надзора. Как представляется, функция здесь одна - надзорная, но реализуется она в разных направлениях прокурорской деятельности, т.е. в различных общественных отношениях, регулируемых правом (правоотношениях).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу |
1. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ. | Конституционный Суд РФ осуществляет: а) правосудие по гражданским делам; б) судебный надзор за деятельностью судов, входящих в судебную систему РФ; в) судебный контроль за Верховным Судом РФ; г) конституционный контроль |
2. Порядок формирования и реформирования Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда РФ и их юридическая сила. | 2. Решением Конституционного Суда РФ не является: а) постановление; б) определение; в) заключение; г) представление. |
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
1.. Составьте в тетради конспект по вопросам занятия
- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 7, п.7.3,
- по прилагаемому материалу.
Преподаватель Л.Ф. Воронцова