Сценарий учебного занятия КПР по теме Правительство РФ

Воронцова Лилиана Федоровна

Методические материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Сценарий учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся 2-го курса

специальность ___________Правоохранительная деятельность__________

преподаватель _______Воронцова Л.Ф._____________________________

Тема Правительство РФ _

 Правительство – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» СЗ РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1416, начало действия документа - 14.03.2020 (в части отдельных положений). В соответствии с частью 1 статьи 3 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru  - 14.03.2020), за исключением статей 1 и 2, вступающих в силу в особом порядке.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации». СЗ РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712, начало действия редакции - 09.01.2017. Изменения, внесенные Федеральным конституционным законом от 28.12.2016 № 12-ФКЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru  - 29.12.2016).
  4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 07.05.2018.
  5. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 23.11.2016, с изм. от 21.01.2020) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». СЗ РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2290. 
  6. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 25.03.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,  21.01.2020,
  7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 28.03.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». СЗ РФ, 07.06.2004, № 23, ст. 2313. Начало действия редакции - 30.03.2020. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2020 № 359, вступили в силу со дня опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.03.2020).
  8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. (утв. Правительством РФ 29.09.2018). в соответствии с публикацией на сайте http://static.government.ru/  по состоянию на 02.10.2018.
  9. Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 7, п. 7.2).
  10. Конституционное право России / Безруков А.В., - 3-е изд. - М.:Юстицинформ, 2015. - 304 с.: ISBN 978-5-7205-1264-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/600401 
  11. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
  12. Электронный музей конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/106/  ) материалы о правовом статусе Правительства РФ.
  13. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/ 
  14. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1. Отклонённый Советом Федерации Федерального Собрания РФ законопроект направляется:

а) возвращается Президенту РФ;

б) возвращается Правительству РФ;

в) возвращается в Государственную Думу;

г) остается в Совете Федерации для пересмотра

ответы

2. Президент Российской Федерации не подписал принятый Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон. Каковы последствия этого:

а) Закон не считается принятым и никогда не будет введен в действие;

б) Государственная Дума и Совет Федерации могут вторично принять этот Закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России;

в) Закон будет опубликован Государственной Думой и рекомендован к исполнению;

г) Государственная Дума может вторично принять этот Закон в прежней редакции одной третьей голосов от общего числа, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России.

направлять в отчете

(следующий файл)

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.         Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.

(конспект: Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

2. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

3.Структура Правительства РФ -

Официальный сайт Правительства РФ

http://government.ru/gov/persons/#vice-premiers 

  1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти

Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же как и органы законодательной и судебной власти, Правительство РФ[1], осуществляющее исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.

В периода 1991 - 1993 гг. российское Правительство непосредственно возглавлялось Президентом страны и одновременно во многих вопросах было подчинено Верховному Совету и Съезду народных депутатов РФ. Новый Основной Закон в полной мере обеспечил конституционные гарантии самостоятельности в деятельности Правительства, что на практике позволило создать необходимые условия для последовательной реализации экономических реформ и стратегии дальнейшего развития страны.

Представляются недопустимыми ликвидация поста Председателя Правительства и возвращение к системе, когда Президент возглавлял исполнительную власть.

Во-первых, это противоречит действующей Конституции РФ и ведет к прямому изменению основ конституционного строя со всеми вытекающими конституционно-правовыми последствиями.

Во-вторых, с учетом российской политической традиции в нашей стране пост относительно независимого Председателя Правительства выполняет роль политического буфера.

Современная история нашей страны показала, что конструкция «Президент - глава исполнительной власти» слишком неустойчива в российских условиях.

Формально в действующей конституционной модели организации системы государственной власти отсутствует «непосредственное подчинение» Правительства РФ главе государства и Федеральному Собранию. Однако фактически и юридически была закреплена «двойная» ответственность высшего органа исполнительной власти страны перед Президентом и парламентом страны.

Согласно Конституции РФ, Правительство РФ политически ответственно и подотчетно не только перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).

Как и во многих других случаях, в наиболее существенных вопросах, касающихся деятельности Правительства РФ (например, назначение Председателя Правительства РФ, формирование кабинета министров, подотчетность Правительства РФ и пр.), Конституция предусматривает использование технологий «двойного ключа», что означает необходимость согласованных действий Президента и парламента Российской Федерации и способствует снижению рисков нарушения баланса ветвей власти.

Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Согласно Закону, Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, действующим на основе Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ Закон устанавливает

- народовластие,

- федерализм,

- разделение властей,

- ответственность,

- гласность,

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует

- исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации,

- осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации,

- принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

2. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Правительство РФ - коллегиальный орган, в состав которого входят члены Правительства РФ (Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры).

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители (в том числе один первый заместитель) и федеральные министры.

Решения по важнейшим вопросам компетенции Правительства РФ принимаются коллегиально на его заседаниях.

Закон содержит перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ:

- представление Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

- установление номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; установление объемов выпуска государственных ценных бумаг;

- решения о внесении законопроектов в Государственную Думу;

- рассмотрение проектов программ приватизации федеральной государственной собственности;

- образование Президиума Правительства РФ;

- заключения международных договоров и некоторые другие.

Заседания Правительства РФ должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На практике Правительство заседает еженедельно. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на его заседаниях, и принятых по этим вопросам решениях.

Для решения оперативных вопросов в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» образован Президиум Правительства РФ.

Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

В силу важности кандидатуры Председателя Правительства РФ для руководства исполнительной властью в стране Конституция РФ устанавливает сложную процедуру его назначения, предусматривающую ключевую роль Президента РФ и участие Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В соответствии с Конституцией РФ и законом согласия Государственной Думы на освобождение от должности Председателя Правительства РФ не требуется. По закону он может быть освобожден от должности Президентом РФ по заявлению об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении Председателя Правительства РФ от должности в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не могут полноценно функционировать без надлежащим образом сформированного Правительства РФ, а Правительство формирует Президент по представлению Председателя Правительства, Конституция РФ устанавливает жесткие сроки внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ.

В целях ускорения процесса назначения Председателя Правительства РФ Конституция РФ обязывает Государственную Думу рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в недельный срок.

Порядок рассмотрения данной кандидатуры установлен Регламентом Государственной Думы и включает в себя доклад кандидата на пост Председателя Правительства РФ по программе основных направлений деятельности Правительства. Кандидат также обязан отвечать на вопросы депутатов в течение установленного Регламентом времени. Далее Регламент предусматривает выступления по выдвинутой кандидатуре представителей фракций и депутатских групп. Решение принимается депутатами простым большинством голосов и оформляется постановлением Государственной Думы.

Конституция РФ предусматривает также случай, когда разногласия между Президентом РФ и Государственной Думой по кандидатуре Председателя Правительства РФ становятся непреодолимыми. 

Чтобы не допустить, сбоя в деятельности исполнительной власти в стране, Президент РФ имеет право в случае троекратного отклонения Государственной Думой представленных им кандидатур Председателя Правительства РФ назначить Председателя Правительства своим указом и распустить Государственную Думу, назначив новые выборы.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ Президент РФ может трижды предлагать Государственной Думе одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. Конституционный Суд РФ разъяснил, что Конституция предусматривает способы преодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания формирования и вследствие этого блокирования деятельности Правительства РФ как одного из институциональных элементов конституционного строя Российской Федерации, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Конституции РФ.

Выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ является прерогативой Президента РФ.

Конституция, не ограничивая данное право, позволяет Президенту самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата[2].

Нормы действующей Конституции РФ не содержат препятствий для практической реализации идеи о формировании правительства парламентского большинства. Хотя в Конституции ничего не сказано, чем руководствуется Президент РФ, предлагая Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ, на практике его усмотрение в определенной мере ограничено.

Президент РФ не является абсолютно свободным в своем выборе, поскольку кандидатура на пост Председателя Правительства РФ должна быть одобрена большинством голосов депутатов Госдумы. Следовательно, Президент РФ должен принимать во внимание партийный состав Госдумы с целью избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.

Так, например, в 1998 г. после отставки Правительства С.В. Кириенко Президент РФ Б.Н. Ельцин дважды вносил в Госдуму кандидатуру В.С. Черномырдина на пост Председателя Правительства. Парламент дважды выразил несогласие. С целью избежать парламентско-правительственного кризиса Президент РФ провел серию консультаций и в результате согласился предложить Государственной Думе компромиссную кандидатуру Е.М. Примакова, которая и была поддержана большинством депутатов[3].

Кроме того, в случае отставки Правительства РФ в связи с выражением ему недоверия парламентом Президент всегда оказывается перед необходимостью проведения предварительных консультаций с фракциями и депутатскими группами. Очевидно, что силовое давление в такой ситуации вряд ли эффективно, учитывая последствия таких действий для будущего Правительства.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал важность поиска согласия между Президентом РФ и парламентом при назначении Председателя Правительства РФ. В частности, он указывал, что из ст. 111 Конституции РФ во взаимосвязи с другими статьями Основного Закона «следует необходимость согласованных действий Президента Российской Федерации и Государственной Думы в ходе реализации своих полномочий в процедуре назначения Председателя Правительства РФ. Поэтому указанная процедура предполагает поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике»[4].

Способы (формы) поиска согласия могут быть различны. Именно для обеспечения такого взаимодействия Конституция РФ устанавливает и для Президента РФ, и для Государственной Думы соответствующие сроки (ст. 111, ч. ч. 2 и 3).

Очевидна необходимость предварительных консультаций Президента с фракциями и депутатскими группами Государственной Думы, взаимодействия в иных правомерных формах. Нежелательны как односторонние действия Президента, его давление на депутатов при представлении кандидатуры Председателя Правительства, так и отказ Государственной Думы искать компромисс с Президентом.

Кроме того, согласно Конституции РФ, устройство политической системы в Российской Федерации предполагает политическую ответственность Правительства не только перед Президентом, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).

В целях оперативного формирования Правительства РФ Конституция устанавливает срок, в течение которого Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Конституция РФ устанавливает такой порядок формирования персонального состава Правительства РФ, при котором должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров замещаются при участии как Президента РФ, так и Председателя Правительства РФ.

Свои конституционные полномочия по назначению этих лиц Президент РФ может осуществить только при наличии предложения Председателя Правительства РФ. Последнее слово остается за Президентом РФ, поскольку именно он принимает решение о назначении. Обязательность участия в данной процедуре Председателя Правительства РФ объясняется тем, что Правительство - коллегиальный орган и все его члены должны составлять с Председателем Правительства единую команду.

Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Он возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства, систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определяет полномочия заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Заместители Председателя Правительства РФ участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, координируют, в соответствии с распределением обязанностей, работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность, предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, участвуют в выработке и реализации политики Правительства РФ, обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ, - и Президенту РФ.

Закон также устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в должности Председателя Правительства РФ и члена Правительства РФ.

При назначении на должность, а впоследствии ежегодно они обязаны представлять сведения о своем имуществе и доходах, которые могут быть опубликованы.

Им запрещено одновременно с пребыванием в данной должности быть членами Совета Федерации, депутатами любых представительных органов государственной власти и местного самоуправления, занимать другие должности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Им запрещается 

заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

выезжать за счет физических и юридических лиц в служебные командировки за пределы Российской Федерации, за исключением тех, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, осуществляются на взаимной основе с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Закон содержит и некоторые другие ограничения для Председателя и членов Правительства РФ.

Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. Поскольку срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, срок полномочий Правительства совпадает с ним. При этом, если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в трех установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом в любое время по его усмотрению.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

1.        Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет:

а) Совет Федерации РФ;

б) Правительство РФ;

в) Конституционный Суд РФ;

г) прокуратура

2.        Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Слагает ли свои полномочия Правительство РФ перед вновь избранным

Президентом:

а) да;

б) нет;

в) в особых случаях;

г) если захочет Президент РФ.

В какие сроки и кому вносит Председатель Правительства предложения о структуре федеральных исполнительных органов:

а) на следующий после назначения день в Совет Федерации;

б) Президенту не позднее недельного срока после назначения;

в) в течение месяца в Государственную Думу;

г) не позднее недельного срока в Совет Федерации

3.        Структура Правительства РФ

Правительство Российской Федерации состоит из:

а) Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской

Федерации и федеральных министров;

б) Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

в) Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ;

г) Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ, Председателя

Государственной Думы РФ.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради конспект по вопросам занятия

- Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209

-  по прилагаемому материалу.

2. На основании официального сайта Правительства РФ

http://government.ru/gov/persons/#vice-premiers

составьте схему структуры Правительства РФ с указанием федеральных министерств.

ВОПРОС НА «5».

Проанализируйте на основании сравнительной таблицы изменения по порядку формирования Правительства РФ на основании предложенных поправок к Конституции РФ (таблица в отдельном файле).

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова


[1] См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/106/ ) материалы о правовом статусе Правительства РФ.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании отдельных положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ

[3] Шахрай С. Правительство парламентского большинства // Стратегии. 2005. N 1 (январь).

[4] См.: п. 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ.