План-конспект учебного занятия- -КПР-Тема 4.5. Правительство РФ

Воронцова Лилиана Федоровна

Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся гр. ____202пБ____ курс __2_

специальность ___________Правоохранительная деятельность__________

форма проведения дистанционно

преподаватель _______Воронцова Л.Ф ._____________________________

№ и тема занятия 40. Тема 4.5. Правительство РФ _

 Правительство – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» СЗ РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1416, (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru  - 14.03.2020),
  3. Федеральный конституционный закон Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». СЗ РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061, Начало действия документа - 06.11.2020. В соответствии со статьей 37 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 06.11.2020).
  4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 07.05.2018.
  5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 21.07.2020.
  6. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», СЗ 27.01.2020, № 4, ст. 346.
  7. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 20.11.2020) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 100, 13.05.2008,
  8. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 28.04.2021) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». СЗ РФ, 07.06.2004, № 23, ст. 2313.
  9. Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 588 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260» Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru , 16.04.2021
  10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. (утв. Правительством РФ 29.09.2018). в соответствии с публикацией на сайте http://static.government.ru/  по состоянию на 02.10.2018.
  11. Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 7, п. 7.2).
  12. Конституционное право России / Безруков А.В., - 3-е изд. - М.:Юстицинформ, 2015. - 304 с.: ISBN 978-5-7205-1264-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/600401 
  13. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
  14. Электронный музей конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/106/  ) материалы о правовом статусе Правительства РФ.
  15. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/ 
  16. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1. Отклонённый Советом Федерации Федерального Собрания РФ законопроект направляется:

а) возвращается Президенту РФ;

б) возвращается Правительству РФ;

в) возвращается в Государственную Думу;

г) остается в Совете Федерации для пересмотра

2. Президент Российской Федерации не подписал принятый Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон. Каковы последствия этого:

а) Закон не считается принятым и никогда не будет введен в действие;

б) Государственная Дума и Совет Федерации могут вторично принять этот Закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России;

в) Закон будет опубликован Государственной Думой и рекомендован к исполнению;

г) Государственная Дума может вторично принять этот Закон в прежней редакции одной третьей голосов от общего числа, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России.

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.         Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209, конспект в  рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

2. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209, конспект в  рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

3.Структура Правительства РФ -

Официальный сайт Правительства РФ

http://government.ru/gov/persons/#vice-premiers 

  1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти

Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации.

В период 1991 - 1993 гг. российское Правительство непосредственно возглавлялось Президентом страны и одновременно во многих вопросах было подчинено Верховному Совету и Съезду народных депутатов РФ. Новый Основной Закон в полной мере обеспечил конституционные гарантии самостоятельности в деятельности Правительства, что на практике позволило создать необходимые условия для последовательной реализации экономических реформ и стратегии дальнейшего развития страны.

Представляются недопустимыми ликвидация поста Председателя Правительства и возвращение к системе, когда Президент возглавлял исполнительную власть.

Во-первых, это противоречит действующей Конституции РФ и ведет к прямому изменению основ конституционного строя со всеми вытекающими конституционно-правовыми последствиями.

Во-вторых, с учетом российской политической традиции в нашей стране пост относительно независимого Председателя Правительства выполняет роль политического буфера.

Современная история нашей страны показала, что конструкция «Президент - глава исполнительной власти» слишком неустойчива в российских условиях.

Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ Правительство РФ политически ответственно и подотчетно не только перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).

Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Согласно Закону Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, действующим на основе Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ Закон устанавливает

- народовластие,

- федерализм,

- разделение властей,

- ответственность,

- гласность,

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует

- исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации,

- осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации,

- принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

2. Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Правительство РФ - коллегиальный орган, в состав которого входят члены Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа,  подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям

Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители (в том числе один первый заместитель) и федеральные министры.

Решения по важнейшим вопросам компетенции Правительства РФ принимаются коллегиально на его заседаниях.

Правительства РФ:

-  разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, экологии, а также в области охраны окружающей среды;

- обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

- обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

- осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

- содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

- обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

- создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Заседания Правительства РФ должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На практике Правительство заседает еженедельно. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на его заседаниях, и принятых по этим вопросам решениях.

Для решения оперативных вопросов в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» образован Президиум Правительства РФ.

Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Правительство - коллегиальный орган и все его члены должны составлять с Председателем Правительства единую команду.

Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Он возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства, систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определяет полномочия заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Заместители Председателя Правительства РФ участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, координируют, в соответствии с распределением обязанностей, работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность, предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, участвуют в выработке и реализации политики Правительства РФ, обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента РФ, - и Президенту РФ.

Закон также устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в должности Председателя Правительства РФ и члена Правительства РФ.

Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Им запрещается 

заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

выезжать за счет физических и юридических лиц в служебные командировки за пределы Российской Федерации, за исключением тех, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, осуществляются на взаимной основе с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Закон содержит и некоторые другие ограничения для Председателя и членов Правительства РФ.

Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. Поскольку срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, срок полномочий Правительства совпадает с ним. При этом, если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в трех установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом в любое время по его усмотрению.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1.        Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.

Исполнительную власть Российской  Федерации осуществляет:

а) Совет Федерации РФ;

б) Правительство РФ;

в) Конституционный Суд РФ;

г) прокуратура

2.        Определение состава и порядка формирования Правительства РФ

Слагает ли свои полномочия Правительство РФ перед вновь избранным

Президентом:

а) да;

б) нет;

в) в особых случаях;

г) если захочет Президент РФ.

В какие сроки и кому вносит Председатель Правительства предложения о структуре федеральных исполнительных органов:

а) на следующий после назначения день в Совет Федерации;

б) Президенту не позднее недельного срока после назначения;

в) в течение месяца в Государственную Думу;

г) не позднее недельного срока в Совет Федерации

3.        Структура Правительства РФ

Правительство Российской Федерации состоит из:

а) Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской

Федерации и федеральных министров;

б) Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

в) Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ;

г) Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ,  Председателя

Государственной Думы РФ.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради конспект  по вопросам занятия

- Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.2, стр. 205 – 209

-  по прилагаемому материалу.

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова