План-конспект учебного занятия -КПР-Раздел 3. Федеративное устройство России
Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП 02_Конституционное право России
учебная дисциплина/междисциплинарный курс
для обучающихся гр. ____201пБ____ курс __2_
специальность ___________Правоохранительная деятельность_______
код, наименование специальности
форма проведения дистанционно
преподаватель _______Воронцова Л.Ф.____________________________
фио преподавателя
Тема и № занятия Раздел 3. Федеративное устройство России.
Тема 3. 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.
25. Практическое занятие № 8. Охарактеризовать конституционно-правовой статус республик в составе РФ.
Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6‑ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7‑ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2‑ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11‑ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1‑ФКЗ.
- Федеративный договор от, 31 марта 1992 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.).// Сайт Конституции Российской Федерации - https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
- Шахрай С.М.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. изд. 4-е, изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с. ( режим доступа - https://be5.biz/pravo/k042/index.html)
- Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 4, п. 4.2).
- Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации https://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history
- Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
- Справочная правовая система «Гарант» https://www.garant.ru/
- АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы, тестовые задания)
Вопрос (тестовое задание) | Ответ |
1. Государственная целостность как принцип федеративного устройства означает: а) невозможность выхода субъектов из Федерации по его желанию; б) недопущение установления таможенных границ, пошлин и сборов; в) признание рубля валютой РФ ;г) полное отсутствие суверенитета субъектов РФ. | |
2. Конституция РФ имеет верховенство: а) на территории субъектов РФ; б) на всей территории РФ; в) на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон; г) на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом. | |
3. Основополагающий после Конституции РФ документ, определяющий контуры федеративных отношений в стране, -это: а) ФЗ «О гражданстве» 2002 года; б ) Федеративный договор 1992 года; в) ФЗ «О выборах Президента РФ» 2003 года; г) ФКЗ «О Правительстве РФ»1997 года. | |
4. В состав Российской Федерации не входит следующий вид субъекта: а) край; б) город федерального значения; в) автономная область; г) автономная республика |
- ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)
1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации. (конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5, п. 5.5) |
2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации. (конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5, п. 5.5) |
- Основы правового статуса субъекта Российской Федерации
Вопросы правового статуса субъектов РФ относятся к важнейшим вопросам российского федерализма.
Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Статус субъекта РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ, в то же время он включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.
Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и самим субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республик определяется Конституцией РФ и конституциями республик (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта (ч. 2); статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5).
Статус отдельных субъектов РФ может уточняться в федеральных законах и иных правовых актах (например: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» с изменениями на 25 мая 2020 года). //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/316014/#ixzz6k24ea46W
Вместе с тем, особенности конституционно-правового статуса отдельных субъектов отражены, в частности, в ст. 66. Признание Конституцией РФ наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах.
Понятие «субъект Российской Федерации», применяемое Конституцией РФ ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они получили новое качество, став равноправными субъектами Российской Федерации.
Свой статус субъекты Федерации обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора.
Все субъекты Федерации являются неотъемлемыми составными частями России и не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава Российской Федерации.
Все субъекты Федерации имеют равные права и обязанности как составные части федеративного государства.
Все субъекты Федерации самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ).
В настоящее время руководитель (высшее должностное лицо) субъекта Федерации - выборная должность. Должность руководителя субъектов Федерации именуется по-разному, исходя из сложившихся традиций.
На все субъекты Федерации в равной мере распространяется принцип территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ), а утверждается такое изменение на федеральном уровне - Советом Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).
Все субъекты Федерации в равной мере обладают правом заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ), а также участвовать в международных внешнеэкономических связях в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
После принятия Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация состояла из 89 субъектов. К началу 2012 г. в результате так называемых процессов «укрупнения» их количество сократилось до 83. По состоянию на 2021 г. в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа.
За годы, прошедшие с момента принятия действующей Конституции РФ, процесс изменения состава субъектов Федерации происходил следующим образом.
Ряд новых субъектов Федерации были образованы в результате объединения ("укрупнения") регионов в 2003 - 2008 гг. Объединение регионов осуществлялось в следующей процедуре. Органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации обращались к Президенту РФ с предложением об объединении регионов, после чего начинали работать инициативные группы, собиралось необходимое число подписей и в проектируемых к объединению субъектах Федерации проводились референдумы. После одобрения объединения на референдумах принимался федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации в результате объединения субъектов, ранее входивших в состав Российской Федерации.
В результате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа (2003 - 2005 гг.) с 1 декабря 2005 г. был образован новый субъект Федерации - Пермский край. В современной России это был первый опыт объединения регионов.
В 2004 - 2007 гг. в результате объединения трех регионов (Красноярского края и входивших в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов) с 1 января 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Красноярский край. В 2005 - 2007 гг. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации - Камчатский край. 1 января 2008 г. в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Иркутская область. 1 марта 2008 г. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.
Ряд субъектов Федерации меняли свои наименования. Так, Ингушская Республика и Республика Северная Осетия стали соответственно Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия - Алания, Республика Калмыкия Хальмг Тангч была переименована в Республику Калмыкия, наименование Чувашской Республики - Чаваш республики было изменено на Чувашскую Республику - Чувашию, Ханты-Мансийский автономный округ стал Ханты-Мансийским автономным округом - Югра.
Исходными для понимания основ конституционно-правового статуса субъектов Федерации являются следующие положения Конституции РФ 1993 г.:
- Субъект Российской Федерации - элемент ее федеративного устройства (ст. 5). Все субъекты Федерации равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).
- Субъект Российской Федерации имеет собственную территорию (ч. 1 ст. 67). Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Основными территориальными единицами субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством являются города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки, сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования.
- Субъект Российской Федерации имеет свою собственность как часть государственной собственности и разграничивает ее с Российской Федерацией (п. «г» ч. 1 ст. 72).
- Субъект Российской Федерации имеет права в части владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72).
- Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с ч. 1 ст. 77.
Также самостоятельно он устанавливает систему местного самоуправления (в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установление которых - вопрос совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72).
- Субъект Российской Федерации имеет свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты – уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
- Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.
- Субъект Российской Федерации представлен в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Субъект Федерации имеет право законодательной инициативы.
- Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134), одобряет поправки к гл. 3 - 8 Конституции РФ (ст. 136).
- К ведению субъекта Российской Федерации относятся две группы вопросов: первая - в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации; вторая - полномочия субъекта Федерации, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения.
В области государственного строительства и управления это вопросы создания системы органов государственной власти, административно-территориального устройства, референдума и других форм непосредственной демократии, реализуемые на уровне субъекта РФ, награды и почетные звания субъекта РФ, его государственная символика.
В социально-экономической сфере к предметам ведения субъекта РФ относятся вопросы бюджета и финансовых средств, государственной собственности субъекта РФ, региональные программы и развитие региональных социальных инфраструктур и др.
В сферах духовной и культурной жизни субъект РФ может заниматься не только обеспечением сохранения и развития культуры, духовного и исторического наследия территории, но и решать специфические для региона задачи, например создания национально-культурной автономии, поддержания традиционного образа жизни.
Таким образом, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, обеспечивает целенаправленную деятельность каждого уровня государственной власти, с другой - служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ (ст. 72, 73, 76). В силу конституционных установлений субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации и соответственно реализации сферы совместного ведения, а в необходимых случаях сферы ведения Российской Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.
- Субъекты Российской Федерации имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать субъект РФ внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т.е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете.
- Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).
Например, в соответствии с Конституцией Бурятии государственными языками являются бурятский и русский языки (ст. 67). Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия в качестве государственных определяет калмыцкий и русский языки (ст. 18). Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский и русский (ст. 75 Конституции РФ). Государственными языками в Республике Марий Эл выступают марийский (горный, луговой) и русский языки (ст. 15 Конституции РФ) и т. д.
Вместе с тем автономной области и автономным округам, также построенным по национально-этническому принципу, право установления своего национального языка в качестве государственного не предоставлено. Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык это их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).
2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, в Конституции РФ допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ.
Определенные виды субъектов РФ обладают своими специфическими особенностями.
Основная особенность республик заключается в том, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются также государствами. Республики, согласно ст. 66, 68 Конституции РФ, имеют свои конституции и государственные языки.
Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Республика в составе Российской Федерации это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом РФ и строящее отношения с Россией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.
Республики имеют, как правило, наименование в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Многим республикам свойствен институт президентства. Административные центры республик называются столицами.
Согласно ст. 66 Конституции «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики». Федеративный договор именует республики суверенными государствами. Вместе с тем Конституция РФ не содержит такого определения и права республик на выход из состава Российской Федерации. Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, которые не являются суверенными.
В настоящее время в РФ находится 22 республики, перечень которых содержится в статье 65 Конституции Российской Федерации.
В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором.
Республики значительно отличаются друг от друга размерами территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и т.д. Вместе с тем каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.
- Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством.
Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена Государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.
- Республики имеют свои конституции и законодательные системы.
Республика самостоятельно разрабатывает и принимает свою конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции и федеральным законам (ст. 72 Конституции).
Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ (ст. 104 Конституции). По предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (ч. 2 ст. 76 Конституции). Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции).
Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и правовым актом республики, изданным по вопросам, находящимся вне пределов предмета ведения Российской Федерации или предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует правовой акт республики (ч. 6 ст. 76 Конституции).
Республика наделена правом обращения в Конституционный Суд РФ в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь, Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами РФ.
- Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
В пределах ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Высшим органом законодательной власти является парламент, избираемый народом республики. Во многих республиках введен институт президента как главы государства (исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.
В системе органов судебной власти некоторые республики образовали органы конституционного контроля - конституционные суды республик. Кроме них к судам субъектов РФ относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.
Статья 78 Конституции РФ устанавливает возможность создания на территории республики органов федеральной исполнительной власти с назначением соответствующих должностных лиц, а также возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.
Республики имеют прямое представительство в Федеральном Собрании РФ.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики:
- по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
- Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности.
Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению ее субъекта, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.
- Республика имеет такой важный элемент государственности, как официальный государственный язык.
Наряду с русским языком каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.
В местностях, где компактно проживают представители других национальностей, наряду с государственными языками республики (в большинстве их установлено двуязычие), в качестве официального может быть использован язык данной национальности.
6. Каждая республика имеет свою государственную символику: герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах.
В символике выражены самобытность и исторические традиции народов республики.
Республики в составе Российской Федерации не могут в одностороннем порядке изменить свой статус. Вместе с тем этот статус не может быть изменен без согласия республики. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус республики может быть изменен только по взаимному согласию России и республики в соответствии с федеральным конституционным законом.
Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации установлены Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными законами, конституциями и законами республик.
Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе Российской Федерации сформулирован в ст. 73 Конституции РФ: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации но предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».
Конкретные полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и республик были рассмотрены в предыдущем параграфе при анализе предмета ведения и полномочий Российской Федерации. Важно отметить, что перечень предметов совместного ведения, сформулированный в ст. 72 Конституции, является исчерпывающим и не может расширяться федеральным законодательством. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.
Исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти. Республики в составе Российской Федерации:
- принимают, изменяют и дополняют конституцию республики; осуществляют законодательную деятельность; контролируют соблюдение Конституции и законов республики; решают вопросы своего государственного устройства; дают согласие на изменение границ республики; на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории; устанавливают порядок их организации и деятельности;
- осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;
- учреждают государственные награды и почетные звания; определяют статус государственного языка; определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики; регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;
- распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;
- устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;
- формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;
- регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.
Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ |
1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации. | 1) Определите последовательность видов субъектов РФ в соответствии с Конституцией: а) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; б) республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа; в) районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа; г) республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа. 2) Границы между субъектами РФ могут быть изменены: а) по требованию одного из субъектов РФ; б) по взаимному согласию субъектов РФ; в) по решению Конституционного Суда; г) по решению Президента. | |
2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации. | 1) Республика в составе России имеет: а) свой Устав; б) свою Конституцию; в) свое законодательство, не зависящее от федерального; г) только а) и в). 2) Выполните задание № 1 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В. |
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
1.. Составьте в тетради тезисный конспект по вопросам занятия
(выборочная проверка).
- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 5, п.5.5.
2. Выполните задание № 1 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В.
Преподаватель Л.Ф. Воронцова