План-конспект учебного занятия -КПР-Раздел 3. Федеративное устройство России

Воронцова Лилиана Федоровна

Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся гр. ____201пБ____ курс __2_

специальность ___________Правоохранительная деятельность_______

код, наименование специальности

форма проведения дистанционно

преподаватель _______Воронцова Л.Ф.____________________________

фио преподавателя

Тема и № занятия Раздел 3. Федеративное устройство России.

Тема 3. 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

25. Практическое занятие № 8. Охарактеризовать конституционно-правовой статус республик в составе РФ.

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1ФКЗ.
  2. Федеративный договор от, 31 марта 1992 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.).// Сайт Конституции Российской Федерации - https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
  3. Шахрай С.М.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и  магистратуры. изд. 4-е, изм. и  доп. М.: Статут, 2017. 624 с. ( режим доступа - https://be5.biz/pravo/k042/index.html)
  4. Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 4, п. 4.2).
  5. Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  https://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history
  6. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  7. Справочная правовая система «Гарант»  https://www.garant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы, тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1.        Государственная целостность как принцип федеративного устройства означает:

а) невозможность выхода субъектов из Федерации по его желанию;

б) недопущение установления таможенных границ, пошлин и сборов;

в) признание рубля валютой РФ

;г) полное отсутствие суверенитета субъектов РФ.

2. Конституция РФ имеет верховенство:

а) на территории субъектов РФ;

б) на всей территории РФ;

в) на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон;

г) на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом.

3. Основополагающий после Конституции РФ документ, определяющий контуры федеративных отношений в стране, -это:

а) ФЗ «О гражданстве» 2002 года;

б ) Федеративный договор 1992 года;

в) ФЗ «О выборах Президента РФ» 2003 года;

г) ФКЗ «О Правительстве РФ»1997 года.

4. В состав Российской Федерации не входит следующий вид субъекта:

а) край;

б) город федерального значения;

в) автономная область;

г) автономная республика

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.        Основы правового статуса субъекта Российской Федерации.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5,

п. 5.5)

2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5,

п. 5.5)

  1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации

Вопросы правового статуса субъектов РФ относятся к важнейшим вопросам российского федерализма.

Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Статус субъекта РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ, в то же время он включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.

Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и самим субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республик определяется Конституцией РФ и конституциями республик (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта (ч. 2); статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5).

Статус отдельных субъектов РФ может уточняться в федеральных законах и иных правовых актах (например: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» с изменениями на 25 мая 2020 года). //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/316014/#ixzz6k24ea46W 

Вместе с тем, особенности конституционно-правового статуса отдельных субъектов отражены, в частности, в ст. 66. Признание Конституцией РФ наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах.

Понятие «субъект Российской Федерации», применяемое Конституцией РФ ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они получили новое качество, став равноправными субъектами Российской Федерации.

Свой статус субъекты Федерации обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора.

Все субъекты Федерации являются неотъемлемыми составными частями России и не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава Российской Федерации.

Все субъекты Федерации имеют равные права и обязанности как составные части федеративного государства.

Все субъекты Федерации самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ).

В настоящее время руководитель (высшее должностное лицо) субъекта Федерации - выборная должность. Должность руководителя субъектов Федерации именуется по-разному, исходя из сложившихся традиций.

На все субъекты Федерации в равной мере распространяется принцип территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ), а утверждается такое изменение на федеральном уровне - Советом Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Все субъекты Федерации в равной мере обладают правом заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ), а также участвовать в международных внешнеэкономических связях в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

После принятия Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация состояла из 89 субъектов. К началу 2012 г. в результате так называемых процессов «укрупнения» их количество сократилось до 83. По состоянию на 2021 г. в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа.

За годы, прошедшие с момента принятия действующей Конституции РФ, процесс изменения состава субъектов Федерации происходил следующим образом.

Ряд новых субъектов Федерации были образованы в результате объединения ("укрупнения") регионов в 2003 - 2008 гг. Объединение регионов осуществлялось в следующей процедуре. Органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации обращались к Президенту РФ с предложением об объединении регионов, после чего начинали работать инициативные группы, собиралось необходимое число подписей и в проектируемых к объединению субъектах Федерации проводились референдумы. После одобрения объединения на референдумах принимался федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации в результате объединения субъектов, ранее входивших в состав Российской Федерации.

В результате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа (2003 - 2005 гг.) с 1 декабря 2005 г. был образован новый субъект Федерации - Пермский край. В современной России это был первый опыт объединения регионов.

В 2004 - 2007 гг. в результате объединения трех регионов (Красноярского края и входивших в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов) с 1 января 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Красноярский край. В 2005 - 2007 гг. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации - Камчатский край. 1 января 2008 г. в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Иркутская область. 1 марта 2008 г. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Ряд субъектов Федерации меняли свои наименования. Так, Ингушская Республика и Республика Северная Осетия стали соответственно Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия - Алания, Республика Калмыкия Хальмг Тангч была переименована в Республику Калмыкия, наименование Чувашской Республики - Чаваш республики было изменено на Чувашскую Республику - Чувашию, Ханты-Мансийский автономный округ стал Ханты-Мансийским автономным округом - Югра.

Исходными для понимания основ конституционно-правового статуса субъектов Федерации являются следующие положения Конституции РФ 1993 г.:

- Субъект Российской Федерации - элемент ее федеративного устройства (ст. 5). Все субъекты Федерации равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

- Субъект Российской Федерации имеет собственную территорию (ч. 1 ст. 67). Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Основными территориальными единицами субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством являются города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки, сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования.

- Субъект Российской Федерации имеет свою собственность как часть государственной собственности и разграничивает ее с Российской Федерацией (п. «г» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации имеет права в части владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с ч. 1 ст. 77.

Также самостоятельно он устанавливает систему местного самоуправления (в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установление которых - вопрос совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации имеет свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты – уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

- Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.

- Субъект Российской Федерации представлен в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Субъект Федерации имеет право законодательной инициативы.

-  Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134), одобряет поправки к гл. 3 - 8 Конституции РФ (ст. 136).

- К ведению субъекта Российской Федерации относятся две группы вопросов: первая - в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации; вторая - полномочия субъекта Федерации, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения.

В области государственного строительства и управления это вопросы создания системы органов государственной власти, административно-территориального устройства, референдума и других форм непосредственной демократии, реализуемые на уровне субъекта РФ, награды и почетные звания субъекта РФ, его государственная символика.

В социально-экономической сфере к предметам ведения субъекта РФ относятся вопросы бюджета и финансовых средств, государственной собственности субъекта РФ, региональные программы и развитие региональных социальных инфраструктур и др.

В сферах духовной и культурной жизни субъект РФ может заниматься не только обеспечением сохранения и развития культуры, духовного и исторического наследия территории, но и решать специфические для региона задачи, например создания национально-культурной автономии, поддержания традиционного образа жизни.

Таким образом, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, обеспечивает целенаправленную деятельность каждого уровня государственной власти, с другой - служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ (ст. 72, 73, 76). В силу конституционных установлений субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации и соответственно реализации сферы совместного ведения, а в необходимых случаях сферы ведения Российской Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.

- Субъекты Российской Федерации имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать субъект РФ внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т.е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете.

- Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).

Например, в соответствии с Конституцией Бурятии государственными языками являются бурятский и русский языки (ст. 67). Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия в качестве государственных определяет калмыцкий и русский языки (ст. 18). Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский и русский (ст. 75 Конституции РФ). Государственными языками в Республике Марий Эл выступают марийский (горный, луговой) и русский языки (ст. 15 Конституции РФ) и т. д.

Вместе с тем автономной области и автономным округам, также построенным по национально-этническому принципу, право установления своего национального языка в качестве государственного не предоставлено. Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык это их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ, определяя Россию как федеративное государство, констатирует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, в Конституции РФ допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ.

Определенные виды субъектов РФ обладают своими специфическими особенностями.

Основная особенность республик заключается в том, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются также государствами. Республики, согласно ст. 66, 68 Конституции РФ, имеют свои конституции и государственные языки.

Закрепленное в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признания государственного суверенитета республик, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Республика в составе Российской Федерации  это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом РФ и строящее отношения с Россией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Республики имеют, как правило, наименование в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Многим республикам свойствен институт президентства. Административные центры республик называются столицами.

Согласно ст. 66 Конституции «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики». Федеративный договор именует республики суверенными государствами. Вместе с тем Конституция РФ не содержит такого определения и права республик на выход из состава Российской Федерации. Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, которые не являются суверенными.

В настоящее время в РФ находится 22 республики, перечень которых содержится в статье 65 Конституции Российской Федерации.

В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором.

Республики значительно отличаются друг от друга размерами территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и т.д. Вместе с тем каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

  1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством.

Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена Государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.

  1. Республики имеют свои конституции и законодательные системы.

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает свою конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции и федеральным законам (ст. 72 Конституции).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ (ст. 104 Конституции). По предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (ч. 2 ст. 76 Конституции). Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции).

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и правовым актом республики, изданным по вопросам, находящимся вне пределов предмета ведения Российской Федерации или предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует правовой акт республики (ч. 6 ст. 76 Конституции).

Республика наделена правом обращения в Конституционный Суд РФ в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь, Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами РФ.

  1. Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

В пределах ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Высшим органом законодательной власти является парламент, избираемый народом республики. Во многих республиках введен институт президента как главы государства (исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти некоторые республики образовали органы конституционного контроля - конституционные суды республик. Кроме них к судам субъектов РФ относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Статья 78 Конституции РФ устанавливает возможность создания на территории республики органов федеральной исполнительной власти с назначением соответствующих должностных лиц, а также возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

Республики имеют прямое представительство в Федеральном Собрании РФ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики:

- по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

  1. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. 

Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению ее субъекта, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

  1. Республика имеет такой важный элемент государственности, как официальный государственный язык.

Наряду с русским языком каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

В местностях, где компактно проживают представители других национальностей, наряду с государственными языками республики (в большинстве их установлено двуязычие), в качестве официального может быть использован язык данной национальности.

6. Каждая республика имеет свою государственную символику: герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах.

В символике выражены самобытность и исторические традиции народов республики.

Республики в составе Российской Федерации не могут в одностороннем порядке изменить свой статус. Вместе с тем этот статус не может быть изменен без согласия республики. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус республики может быть изменен только по взаимному согласию России и республики в соответствии с федеральным конституционным законом.

Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации установлены Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными законами, конституциями и законами республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе Российской Федерации сформулирован в ст. 73 Конституции РФ: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации но предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Конкретные полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и республик были рассмотрены в предыдущем параграфе при анализе предмета ведения и полномочий Российской Федерации. Важно отметить, что перечень предметов совместного ведения, сформулированный в ст. 72 Конституции, является исчерпывающим и не может расширяться федеральным законодательством. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти. Республики в составе Российской Федерации:

- принимают, изменяют и дополняют конституцию республики; осуществляют законодательную деятельность; контролируют соблюдение Конституции и законов республики; решают вопросы своего государственного устройства; дают согласие на изменение границ республики; на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории; устанавливают порядок их организации и деятельности;

- осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;

- учреждают государственные награды и почетные звания; определяют статус государственного языка; определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики; регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;

- распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;

- устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;

- формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;

- регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации.

1) Определите последовательность видов субъектов РФ в соответствии с Конституцией:

а) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

б) республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

в) районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

г) республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

2) Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

а) по требованию одного из субъектов РФ;

б) по взаимному согласию субъектов РФ;

в) по решению Конституционного Суда;

г) по решению Президента.

2. Конституционно-правовой статус республик – субъектов Российской Федерации.

1) Республика в составе России имеет:

а) свой Устав;

б) свою Конституцию;

в) свое законодательство, не зависящее от федерального;

г) только а) и в).

2) Выполните задание № 1 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради тезисный конспект  по вопросам занятия

(выборочная проверка).

- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 5, п.5.5.

2. Выполните задание № 1 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В.

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова