ОП.В.11 Профессиональная этика - МР
Методические рекомендации по изучению дисциплины Профессиональная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.v.11_professionalnaya_etika_-_mr_vorontsova_lf.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
"ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
(ГБПОУ Юридический колледж)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.11 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Уровень подготовки: базовый
Форма обучения: заочная
Москва 2019
ОДОБРЕНО Методическим советом колледжа Протокол от 05.09.2019 г. № 01 | |
СОГЛАСОВАНО ЦК профессионального цикла по специальности «Правоохранительная деятельность» Протокол от 28.08.2019 г. № 01 | Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 Юриспруденция от 12.05.2014 № 509 |
Составители (авторы): | Воронцова Лилиана Федоровна, преподаватель ГБПОУ Юридический колледж. |
Методические рекомендации написаны с целью обеспечения обучающимся заочного отделения оптимальную организацию процесса самостоятельного изучения дисциплины, а также выполнения различных форм самостоятельной работы. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ 9
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 10
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся заочного отделения в организации процесса овладения системой знаний, умений и навыков по общепрофессиональной дисциплине ОП.В.11 Профессиональная этика в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка) от 12.05.2014 г. № 509.
Общепрофессиональная дисциплина ОП.В.11 Профессиональная этика является вариативной частью Программы подготовки специалистов среднего звена и входит в профессиональный учебный цикл.
Изучение общепрофессиональной дисциплины ОП.В.11 Профессиональная этика направлено на освоение нормативной системы, направленной на регулирование поведения юриста применительно ко всем сферам его профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- находить взаимосвязь между этическими нормами и требованиями законодательства;
- сочетать методы правового и этического регулирования;
- применять нравственные нормы и правила служебного поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной этической культуры и профессионального самоусовершенствования.
должен знать:
- основные категории и принципы этики;
- нравственные требования, составляющие содержание кодексов профессионального и служебного поведения в сфере юриспруденции;
- сущность профессионально-нравственной деформации, способы ее предупреждения и преодоления;
- нормы этикета и особенности юридического этикета.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих и профессиональных компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.2. Осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
Учебным планом предусмотрена учебная нагрузка, включающая:
- обязательные аудиторные занятия, в том числе обзорные лекции и практические занятия;
- самостоятельную работу, включающую изучение учебного материала, выполнение письменных контрольных работ, курсовых проектов.
В качестве аттестации по дисциплине предусмотрен дифференцированный зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Название разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка курсанта, час | Кол-во аудиторных часов | Самостоятельная работа курсанта, час | ||
Всего часов | В том числе: | ||||
Аудиторные занятия, час | Практические занятия, час | ||||
Раздел 1. Общие проблемы этики | 20 | 4 | 2 | 2 | 16 |
Раздел 2. Этические основания профессиональной деятельности юриста | 40 | 8 | 4 | 4 | 32 |
ИТОГО по дисциплине | 60 | 12 | 6 | 6 | 48 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общие проблемы этики
Тема. Этика как наука. Этика и мораль
Понятие этики. Предмет, задачи и система курса «Профессиональная этика». Содержание термина «этика». Соотношение профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел с общей теорией морали. Место этики в системе общепрофессиональных дисциплин. Этика как способ миропонимания. Анализ важнейших моральных и этических учений. Анализ основных этапов исторического развития этических учений.
Понятие морали. Особенности морального сознания. Структура морали. Соотношение целей и средств морали. Функции морали. Определение сущности и структуры морали.
Вопросы для самопроверки:
- Предмет и основные задачи этики.
- Место этики в структуре современного философского знания.
- Соотношение нормативной, прикладной и профессиональной этики.
- Соотношение понятий этика, мораль, нравственность.
- Основные функции морали в обществе.
- Основные концепции происхождения морали.
- Основные закономерности и тенденции развития морали?
- Взаимосвязь правового и нравственного в деятельности юриста.
- Виды профессиональной юридической этики.
Задания для самостоятельной работы:
Работа с конспектом занятия, учебной литературой.
Подготовка презентаций и устных сообщений по темам: «Учители человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед»; «Философы-моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше, Толстой, Швейцер». Составление логической схемы, «Место норм морали в системе социальных норм»; «Моральный выбор: границы и требования»; «Риск в ситуации морального выбора». Составление логических схем «Структура морали», «Функции морали»; анализ таблиц «Регулятивные элементы нравственного сознания», «Основные элементы поступка».
Тема. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения
Содержание основных этических категорий: «добро и зло», «долг и совесть», «честь», «свобода и необходимость». Регулятивное значение нравственного долга. Этические антиномии. Условия осуществления нравственного долга. Виды долга. Природа совести. Виды и функции совести. Реализация основных категорий этики в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Вопросы для самопроверки:
- Добро и зло как ценностные ориентиры профессиональной морали юриста. Понятие о справедливости.
- Нравственная мотивация поступка.
- Понятие чести и достоинства как выражение ценности личности, ее социально-нравственной значимости.
- Проблемы морального выбора в деятельности юриста. Проблема «меньшего зла».
- Категория долга. Соотношение морального и служебного долга
- Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности.
- Категория совести. Совесть как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
- Категория чести как оценка и признание заслуг сотрудников правоохранительных органов перед обществом.
Задания для самостоятельной работы:
Работа с конспектом занятия.
Составление кроссвордов и творческих заданий с использованием основной терминологии по дисциплине.
Работа со словарями, справочной литературой: анализ содержания основных этических категорий.
Раздел 2. Этические основания профессиональной деятельности юриста
Тема. Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности
Понятие права. Соотношение сфер морали и права в социальной жизнедеятельности. Общее в морали и праве. Различное в морали и праве. Основной вопрос политики. Основные подходы в понимании соотношения политики и нравственности. Взаимосвязь политики и морали. Различия между политикой и моралью. Нравственный характер политической деятельности – необходимое условие эффективности работы правоохранительной системы. Анализ единства, различия и взаимодействия правовых и нравственных норм.
Вопросы для самопроверки:
- Мораль и право. Нравственные основы права.
- Моральные аспекты профессиональной деятельности.
- Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.
- Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.
- Единство и различие морали и права. Учет этнокультурных различий.
- Соотношение морали и политики: общие черты и различия.
Задания для самостоятельной работы:
Работа с конспектом занятия.
Анализ уголовно-процессуального законодательства социальных норм».
Подготовка устного сообщения по теме: «Место норм морали в системе».
Тема. Профессиональная этика юриста. Нравственный характер правоохранительной деятельности
Понятие и виды профессиональной этики. Профессиональная этика: ее предмет и основные черты. Структура и функции профессиональной этики. Этический кодекс в профессиональной деятельности юриста.
Нравственная сущность служения обществу и государству. Уважение закона – понятие нравственное. Понятие служебного коллектива правоохранительных органов. Основные моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива. Факторы и условия, определяющие стабильность деятельности служебных коллективов правоохранительных органов. Руководитель как организатор нравственных отношений в служебном коллективе. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Вопросы для самопроверки:
- Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
- Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.
- Методы изучения профессиональной этики юриста.
- Виды профессиональной этики юриста.
- Нравственная мотивация поступка.
- Нравственная ценность правоохранительной деятельности.
- Нравственность как социально-историческое явление. Ее происхождение, историческое развитие и сущность.
- Нравственные взаимоотношения в профессиональных коллективах.
- Нравственные основы применения физической силы, специальных средств и оружия в профессиональной деятельности.
- Нравственная свобода выбора.
- Мера ответственности личности за моральный выбор.
- Этикет начальника и подчиненного. Правила общения с коллегами по работе.
Задания для самостоятельной работы:
Работа с конспектом занятия, учебной литературой.
Устное обоснование позиции по вопросу специфики и социальной ценности профессиональной этики юриста.
Устное сообщение по теме «Мой нравственный выбор в предлагаемых обстоятельствах».
Анализ материалов СМИ.
Тема. Нравственная основа профессиональной деятельности отдельных юридических профессий
Этический кодекс: понятие, виды, назначение. Особенности профессиональных кодексов. Прикладной аспект профессиональных кодексов. Анализ кодекса судейской этики: содержание и значение. Этика судебных прений. Анализ кодекса профессиональной этики адвоката и Профессионального кодекса нотариусов РФ.
Вопросы для самопроверки:
- Профессиональные кодексы этики юриста: понятие, виды.
- Кодекс адвокатской этики, его роль в решении профессиональных задач.
- Кодекс профессиональной этики адвоката, основные понятия, цель, значение.
- Кодекс профессиональной этики государственного служащего. Содержание и значение.
- Этика нотариуса.
- Этикет как проявление моральной воспитанности.
- Этика судебных прений.
- Этическое значение кодекса судейской этики. Основные принципы.
- Этические основы допроса потерпевшего.
- Этические основы допроса несовершеннолетнего.
- Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
- Нравственные основы очной ставки.
- Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.
- Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.
Задания для самостоятельной работы:
Анализ текстов кодексов.
Подготовка устного сообщения на тему: «Если бы автором кодекса был я…».
Тема. Аспекты прикладной этики в деятельности сотрудников правоохранительных органов
Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов. Сущность и формы проявления нравственно-профессиональной деформации. Основные причины, порождающие нравственно-профессиональную деформацию. Пути выхода из ситуации, способной провоцировать нравственно-профессиональную деформацию личности и поведения юриста. Нравственное формирование личности сотрудников правоохранительных органов. Определение этических норм делового общения и служебного этикета сотрудников правоохранительных органов.
Вопросы для самопроверки:
- Основные направления профилактики и пути преодоления профессионально-нравственной деформации представителей юридических профессий
- Структура и содержание морального облика представителя юридической профессии (по сферам деятельности).
- Соотношение нравственной цели и средств в профессиональной деятельности юриста.
- Проблемы профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее решения.
- Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач
- Причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
- Признаки и структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
- Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
- Этикет служебного общения
- Этические требования к профессиональной культуре общения юриста.
- Способы предотвращения конфликтных ситуаций.
- Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов.
- Нравственное поведение сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время, в быту.
- Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов.
- Эстетическая значимость внешнего вида личного состава органов внутренних дел.
Задания для самостоятельной работы:
Работа с конспектом занятия, учебной литературой.
Анализ таблицы «Факторы, ведущие к профессиональной деформации».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ
Взаимосвязь правового и нравственного в деятельности юриста. | |
Виды профессиональной юридической этики. | |
Добро и зло как ценностные ориентиры профессиональной морали юриста. Понятие о справедливости. | |
Единство правовой и моральной ответственности юриста. | |
Единство правовых и нравственных начал в деятельности юриста. | |
Кодекс адвокатской этики, его роль в решении профессиональных задач. | |
Кодекс профессиональной этики адвоката, основные понятия, цель, значение. | |
Кодекс профессиональной этики государственного служащего. Содержание и значение. | |
Мера ответственности личности за моральный выбор. | |
Мораль, ее функции и структура. | |
Мораль и право. Их роль в социальном регулировании, соотношение и значение в деятельности юриста. | |
Нравственная мотивация поступка. | |
Нравственная ценность правоохранительной деятельности. | |
Нравственность как социально-историческое явление. Ее происхождение, историческое развитие и сущность. | |
Нравственные взаимоотношения в профессиональных коллективах. | |
Нравственные начала осуществления правосудия. | |
Нравственные основы законодательства о правосудии. | |
Нравственные основы применения физической силы, специальных средств и оружия в профессиональной деятельности. | |
Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ. | |
Нравственные основы уголовного и уголовно-процессуального законодательства. | |
Нравственный конфликт как своеобразная ситуация морального выбора. | |
Основные направления профилактики и пути преодоления профессионально-нравственной деформации представителей юридических профессий. | |
Основные приемы профессионального воздействия в общении юристов с гражданами. | |
Основные характеристики служебной этики, такта и этикета. | |
Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте. | |
Понятие чести и достоинства как выражение ценности личности, ее социально-нравственной значимости. | |
Понятие этики как науки и ее основных категорий. | |
Понятие этики юриста, ее особенности. | |
Правила поведения сотрудника правоохранительных органов при отработке жилого сектора. | |
Проблемы морального выбора в деятельности юриста. Проблема «меньшего зла». | |
Проблемы профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее решения. | |
Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». | |
Профессиональная этика и ее значение для развития культуры юриста. | |
Профессиональные кодексы этики юриста: понятие, виды. | |
Профессиональный риск сотрудника органов внутренних дел. | |
Соотношение нравственной цели и средств в профессиональной деятельности юриста. | |
Структура и содержание морального облика представителя юридической профессии (по сферам деятельности). | |
Структура профессиональной деформации: деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности. | |
Этика нотариуса. | |
Этика производства основных следственных действий. | |
Этика судебных прений. | |
Этикет как проявление моральной воспитанности. | |
Этикет начальника и подчиненного. Правила общения с коллегами по работе. | |
Этикет служебного общения. | |
Этические требования к профессиональной культуре общения юриста. | |
Этическое значение кодекса судейской этики. Основные принципы |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники – нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21).
- Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, в ред. от 22.04.2013) от 18.07.2012 г.
- Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации Постановление собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18.04. 2001 №10 «О профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации».
- Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.)
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 N 1920- "О Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Дополнительные источники - нормативная литература:
- Сборник законов Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
- Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
- Учебники и учебные пособия:
- Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 318 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
- Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. /Под ред. Дубова Г.В. – М.: Издательство «Щит-М», 2007. – 524 с.
- Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие /Под ред С.С. Пылёва/. М., 2009.
- Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
- Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., МосУ МВД России, 2008.
- Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.:ЩитМ, 2009.
- Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел / Под ред. Н.В. Румянцева, С.С. Пылева. – М.: Издательство «Щит-М», 2009. – 476 с.
- Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1- 3. М., 2008.
- Пономаренко В.А., Булдыгеров А.В. Начальная профессиональная подготовка. Методические рекомендации для проведения занятий по дисциплине. М.: Московский университет МВД России, 2007 г.
- Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие/ Под ред. Пылева С.С.- М.: Московский университет МВД России, 2009. – 256 с.
Словари и справочники:
- Ткач М.И. Популярный юридический энциклопедический словарь. М.: Юрайт, 2008.
- Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. Общ. ред. А.Ф.Малышевский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 399 с.
Интернет-ресурсы:
- Российская государственная библиотека. Форма доступа - www. rsl.ru
- Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Форма доступа - base.garant.ru
- Правовая система Консультант Плюс. Форма доступа - www.consultant.ru
- Правовая система «Кодекс». Форма доступа – www.kodeks.ru
- Правовая система «Российское законодательство». Форма доступа -www.zakonrf.info
- Сайт «Библиотекарь.Ру» . Форма доступа - www.bibliotekar.ru/index.html
- Сайт «Википедия» Порталы: Персоналии. Философия. Форма доступа - ru.wikipedia.org/wiki
- Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации. Форма доступа - www.gov.ru
- Конституционный Суд РФ. Форма доступа - www.ks.rfnet.ru
- Институт «Открытое общество». Форма доступа - www.osi.ru
- Институт научной информации по общественным наукам РАН. Форма доступа - www.inion.ru