Презентация "Защита прав потребителей при продаже товара"

Презентация на тему: "Защита прав потребителей при продаже товара" по дисцилине Защита прав потребителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_prav_potrebiteley_pri_prodazhe_tovara.pptx511.07 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права потребителя при продаже товара и их защита Подготовила студентка 3 курса Группы 01001902 Михайленко Василина

Слайд 2

Права потребителя при обнаружении в приобретенном им товаре недостатков Если в приобретенном товаре потребитель обнаружил недостатки, которые не были оговорены продавцом, то по своему выбору потребитель имеет право потребовать: – заменить приобретенный им товар на товар аналогичной марки надлежащего качества. Это требование потребитель вправе предъявить изготовителю, продавцу. Товар, представляемый для замены должен быть качественным, иметь те же потребительские свойства, марку, что и товар, требующий замены. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении, при этом потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой товара на день замены. Сроки замены товара следующие: 1) в течение семи дней со дня предъявления требования о замене товара с недостатками потребителем; 2) в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования, если необходима дополнительная проверка качества приобретенного с недостатками товара; 3) в течение месяца со дня предъявления такого требования, если в момент предъявления требования отсутствует нужный для замены товар. Потребитель на период замены товара имеет право требовать предоставить во временное бесплатное пользование товар длительного пользования, который обладает такими же основными потребительскими свойствами, причем требование потребителя должно быть исполнено в течение трех дней со дня предъявления, а товар должен быть доставлен за счет изготовителя, продавца, то есть бесплатно для потребителя. Требование о безвозмездном предоставлении на время замены товара длительного пользования не распространяется на товары, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Слайд 3

– заменить приобретенный им товар на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены, если цена товара отличается. Это требование предполагает, что потребительские свойства этих товаров существенно различаются, следовательно, различаются и цены этих товаров, поэтому перерасчет стоимости товаров должен производиться. Требование потребитель имеет право предъявить продавцу. Закон о защите прав потребителей предусматривает положение о том, что потребитель обязан доплатить разницу в ценах, если цена товара, который он требует заменить, ниже цены товара, который предоставляется взамен; разница в ценах должна быть выплачена потребителю, если цена товара, который потребитель требует заменить, выше цены товара, который предоставляется взамен. При этом цена товара, который подлежит замене, определяется на момент его замены, а цена товара, который предоставляется для замены определяется на момент предъявления требования о замене. В том случае, если продавец добровольно не удовлетворяет требование потребителя о цене заменяемого товара и цене передаваемого товара взамен заменяемого, то эти цены определяются на момент вынесения судом решения о замене товара;

Слайд 4

– соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование потребитель имеет право предъявить продавцу. В Законе о защите прав потребителя предусматривается положение о том, что если потребитель предъявил требование о соразмерном уменьшении покупной цены товара, то в расчёт принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке товара. В случае неудовлетворения этого требования добровольно продавцом в расчёт принимается цена товара на момент вынесения решения о соразмерном уменьшении покупной цены судом.

Слайд 5

В юридической литературе предлагаются следующие варианты ответа на вопрос о том, какая сумма должна или может быть выплачена потребителю: среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертом или анализируются цены на выполнение ремонтных работ в месте проживания потребителя; сумма, которая соответствует проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками; любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают компенсацией за недостатки товара. – устранить незамедлительно безвозмездно недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом. Это требование потребитель имеет право предъявить изготовителю, продавцу.

Слайд 6

Недостатки товара должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, который объективно необходим для их устранения обычно применяемым способом, если в письменной форме срок устранения недостатков товара не определён соглашением сторон. При этом следует отметить, что вышеуказанный срок не может превышать сорок пять дней. Что касается товаров длительного пользования, то изготовитель, продавец обязаны предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, который обладает этими же основными потребительскими свойствами, в трёхдневный срок безвозмездно и за свой счёт обеспечить доставку. На некоторые товары длительного пользования (перечень их устанавливается Правительством РФ) вышеуказанное требование не распространяется. Например, в такой перечень включено гражданское оружие, следовательно, на этот товар не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Следует иметь в виду, что гарантийный срок на товар при устранении его недостатков продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня его выдачи по окончании ремонта.

Слайд 7

Гражданско-правовая защита нарушенных прав потребителя при продаже товара Ответственность за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, возлагается на продавца, изготовителя, импортёра, если потребитель докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, которые возникли до этого момента, то есть бремя доказывания лежит на потребителе. Ответственность за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, возлагается на продавца, изготовителя, импортёра, если они не докажут, что эти недостатки возникли после передачи товара потребителю изза того, что потребитель нарушил правила использования товара, правила хранения и транспортировки, из-за действий третьих лиц или непреодолимой силы, то есть бремя доказывания лежит на продавце, изготовителе, импортёре.

Слайд 8

Если продавец нарушил срок передачи потребителю предварительно оплаченного им товара и потребитель предъявил ему требование о передаче оплаченного товара в установленный им новый срок или о возврате суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом, то эти требования не подлежат удовлетворению, то есть продавец освобождается от ответственности, если докажет, что срок передачи потребителю предварительно оплаченного товара был нарушен из-за непреодолимой силы или по вине потребителя (п.5 ст.23.1 Закона о защите прав потребителей). Что касается гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, то следует сказать о том, что в Законе о защите прав потребителей в основном указывается на применение таких форм гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков и взыскание неустойки, поэтому считаем необходимым указать важные положения об этих формах гражданско-правовой ответственности, установленные в ГК РФ. Итак, возмещение убытков является общей формой гражданско-правовой ответственности по договорным обязательствам, что подтверждается положением п. 1 ст. 393 ГК РФ о том, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; если кредитор использовал иные способы защиты нарушенных прав, которые предусмотрены законом или договором, то он все равно имеет право требовать от должника возмещения убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Таким образом, возмещение убытков отличается от других форм гражданскоправовой ответственности, которые применяются лишь в случаях, предусмотренных законом или договором.

Слайд 9

В состав убытков, которые подлежат возмещению кредитору в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства должником включается: 1) реальный ущерб – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; 2) упущенная выгода – неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы не было нарушено его право; если же лицо, нарушившее право другого лица, получило доходы вследствие этого, то лицо, право которого нарушено, может потребовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. При рассмотрении состава убытков следует обратить внимание на следующие моменты: 1) в составе реального ущерба возмещаются не только понесенные кредитором расходы, но и расходы, которые он должен будет произвести для восстановления своего нарушенного права; 2) определен минимальный предел размера упущенной выгоды, если нарушивший обязательство должник получил вследствие этого доходы: размер упущенной выгоды не может быть меньше, чем полученные нарушителем права доходы.

Слайд 10

В ст. 15 ГК РФ указывается важное положение для гражданского оборота, а именно «лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения причиненных ему убытков». Если раньше, до внесения изменений в ГК РФ, ответить на вопрос о том, что означает в гражданском праве принцип полного возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, было затруднительно, то сейчас на этот вопрос отвечает положение п. 5 ст. 393 ГК РФ, в котором устанавливается, что возмещение убытков в полном размере означает ситуацию, когда кредитор в результате их возмещения должен оказаться в положении, в котором он находился бы, если бы неисполненное или ненадлежащим образом исполненное обязательство исполнено было бы должником надлежащим образом. Следовательно, можно сделать вывод о том, что при возмещении убытков кредитор не должен получить ничего лишнего, а только то, что позволит восстановить его нарушенное право. Данный вопрос должен решаться путем четкого и конкретного регулирования положений, устанавливающих способы определения размера убытков и их доказывания. Так, п. 3 ст. 393 ГК РФ содержит положение об используемых ценах при определении размера убытков, а также положение о том, что при определении размера упущенной выгоды следует учитывать меры, которые предпринимает кредитор для ее получения и приготовления, сделанные им с этой целью (п. 4 ст. 393 ГК РФ).

Слайд 11

Для определения размера убытков и их доказывания можно использовать разъяснения, имеющиеся в совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», направленные на определение объема подлежащих взысканию убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств: 1) необходимость расходов, которые должны быть произведены для восстановления нарушенного права и их предполагаемый размер может быть подтвержден обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых, в частности, могут быть представлены сметы затрат на устранение недостатков в выполненной работе, в оказанной услуге, в товаре; договор, в котором определяется размер ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства; 2) по требованию о возмещении убытков в виде неполученных доходов, причиненных недопоставкой комплектующих изделий или недопоставкой сырья, размер такого дохода может быть определен исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной в договоре, заключенном с получателем этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья, транспортнозаготовительных расходов, а также других затрат, которые связаны с производством готовых товаров.

Слайд 12

Часто возникает ситуация, когда факт нарушения должником обязательства и вследствие этого кредитору причинены убытки не вызывает сомнения, но кредитор не подтвердил надлежащими доказательствами размер этих убытков. Если раньше отсутствие доказательств, которые подтверждали бы размер подлежащих возмещению убытков, являлось основанием для отказа кредитору в иске, то теперь суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещение убытков только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. Если размер убытков не установлен с разумной степенью достоверности, то тогда суд определяет размер убытков, подлежащих удовлетворению в пользу кредитора с учетом всех обстоятельств дела, а также исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

Слайд 13

Одной из важнейших форм гражданско-правовой ответственности является взыскание неустойки, а ст. 12 ГК РФ включает взыскание неустойки в перечень способов защиты гражданских прав. Пунктом 1 ст. 330 ГК РФ устанавливается понятие неустойки – это денежная сумма, которая определяется законом или договором, и должна быть оплачена должником в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства. Взыскание неустойки является наиболее распространенной формой гражданско-правовой ответственности в договорных обязательствах, поскольку представляет собой удобное средство упрощенной компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а именно: при взыскании неустойки потерпевшая сторона доказывает лишь факт нарушения контрагентом условий договора, не требуется доказывать и обосновывать размер неустойка, так как неустойка как денежная сумма определяется сторонами в договоре или устанавливается в законе. Неустойка имеет две разновидности: штраф и пеню.

Слайд 14

Государственная и общественная защита прав потребителей Государственная защита прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – органом государственного надзора, государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. Орган государственного надзора имеет право: проводить контрольные закупки товаров, работ, услуг, причём такая контрольная закупка может быть проведена органом надзора незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры; давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступить в дело по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, а также утверждает методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей.

Слайд 15

Должностные лица органов государственного надзора имеют следующие права: запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, изготовителей, продавцов, исполнителей, владельцев агрегаторов, общественных организаций документы и информацию по вопросам защиты прав потребителей; посещать помещения, территорию, которые используются изготовителем, продавцом, владельцем агрегатора при осуществлении своей деятельности для проведения мероприятий по контролю; выдавать вышеуказанным лицам предписания: а) о прекращении нарушения прав потребителей; б) о прекращении нарушений обязательных требований; в) об устранении выявленных нарушений обязательных требований; г) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде; 4. обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, а также с заявлением о ликвидации изготовителя, продавца, исполнителя, владельца агрегатора за неоднократное нарушение прав потребителей (неоднократное – два раза или более в течение одного календарного года) или грубое нарушение прав потребителей (грубое – это повлекшее смерть или массовые заболевания, а также отравление людей).

Слайд 16

Что касается полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области защиты прав потребителей, то они осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным организациям в осуществлении ими защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления для защиты прав потребителей имеют право: консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, рассматривать их обращения; обращаться в суды для защиты прав конкретного потребителя, а также неопределенного круга потребителей; разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей. Если по обращению потребителя выявляются ненадлежащего качества и опасные для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды товары, работы, услуги, то органы местного самоуправления обязаны об этом незамедлительно сообщить в федеральные органы исполнительной власти, которые контролируют качество и безопасность товаров, работ, услуг.

Слайд 17

Общественные объединения потребителей также осуществляют защиту прав потребителей, для этого им законодательно представлены следующие права: право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товара, работы, услуги и соответствия их потребительских свойств заявленной информации о них изготовителем, продавцом, исполнителем; право участвовать в разработке обязательных требований к товару, работе, услуге и проектов законов, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителе; право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и информировать о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверок этих фактов и принятия мер в случае их подтверждения орган государственного надзора и орган местного самоуправления; право вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о принятии мер по повышению качества товаров, работ и услуг; право вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, которые производят и реализуют товары, выполняют работу, оказывают услуги, несоответствующие обязательным требованиям, предъявленным к ним, и нарушают права потребителей, установленные законом; право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов органов власти, которые противоречат нормативным правовым актам РФ в области защиты прав потребителей.