Презентация на тему: Правовое регулирование, формы и методы несения дорожно-патрульной службы
Правовое регулирование, формы и методы несения дорожно-патрульной службы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_dps.pptx | 838.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность МДКВ 01.07 Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию административных правонарушений Раздел 7. Осуществление административной деятельности органов внутренних дел
На занятии формируются компетенции: - юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок. На занятии усваиваются знания: - организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка; - основные правила и порядок подготовки и оформления документов. На занятии осваиваются умения/навыки: - решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп; - обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан; - обеспечивать законность и правопорядок; - охранять общественный порядок.
ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА Дорожно-патрульная служба (ДПС) — это система подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с возлагаемыми функциями полномочия по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Правовую основу деятельности ДПС составляет: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».
Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан.
В соответствии с нормами Федерального Закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» к задачам ДПС относятся : сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения .
Функции ДПС: оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении; осуществление распорядительно-регулировочных действий и контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий;
осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств; разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей; информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению; проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, розыска угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
участие совместно с заинтересованными федеральными органа ми исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения; обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
ДПС ГИБДД МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии : с другими подразделениями территориальных органов МВД России на окружном, региональном и районных уровнях; с военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации; министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации; федеральной службой охраны и Федеральной службой безопасности Российской Федерации; министерством транспорта Российской Федерации; юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.
Виды и структура подразделений ДПС: Как отмечалось, ДПС — структурное подразделение Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне. Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.
Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции. В составе ГИБДД ДПС формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных транспортных средств, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения: (а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы; (б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования; (в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах; (г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; (д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.
Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе. Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы: руководство; штаб; дежурная часть; группа кадров; группа исполнения административного законодательства и розыска; группа пропаганды; финансовая часть; техническая часть; служба тыла; роты (взвода). В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.
Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС. В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России. Они выполняют следующие задачи: обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой; сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны; обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.
Контроль сотрудниками ДПС соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы Методы деятельности ДПС включают в себя в основном контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, что соответствует ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения ДПС, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств.
К основным методам ДПС можно отнести следующие: наблюдение за дорожным движением. предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил. контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния технических средств, водительских, регистрационных и путевых документов. выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения. пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Наблюдение за дорожным движением — основа применения всех последующих способов ДПС. Сотрудник ДПС оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы. Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения). Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается в основном за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.
Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п. Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения. В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.
Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается. Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства. Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации. Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств. При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.
Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных транспортных средств, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд транспортных средств специального назначения и транспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Этот метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием транспортных средств. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.
Формы контроля Деятельность ДПС по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах: административно-процессуальной; активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения); внутриаппаратной и внешней; индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий; взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными . Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты, внешними — протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д. Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками ДПС: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении на стационарном посту ДПС. При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами. Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.
В завершении хотелось бы отметить , что в целях реализации комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения, а также в целях сокращения дорожно-транспортного травматизма, Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы». Отмечаю, что Стратегия безопасности дорожного движения разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания президиума Госсовета и составит основу государственной политики по повышению безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования.
Основные направления Стратегии Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; Повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов; Совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения; Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения; Развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения. Принятие Стратегии и ее реализация совместно с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» позволит сохранить существующую тенденцию к сокращению дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, подводя итог занятия, следует сделать следующие выводы: Дорожно-патрульная служба должна в определенной степени сочетать в себе качества работника патрульно-постовой службы, дорожной и технической инспекций ГИБДД, регистрационно-экзаменационных подразделений и некоторых других. Качественное выполнение оператино -служебной деятельности подразделения включает в себя разносторонней подготовки по вопросам административного, уголовно-процессуального, гражданского, экологического права, криминалистики, эксплуатации ТС и автомобильных дорог, средств регулирования движения; тактики задержания правонарушителей и преступников, применения огнестрельного оружия, оказания первой помощи пострадавшим и т.д. Сотрудник ДПС должен знать организационные формы и методы ДПС, приемы обеспечения безопасности дорожного движения в сложных дорожных условиях, порядок выполнения неотложных действий на местах ДТП, тактику выявления и пресечения нарушений правил дорожного движения, розыска лиц, скрывшихся на транспортных средствах, и других действий. Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.
Вопросы для самоконтроля: Перечислите основные задачи и функции ДПС ГИБДД МВД России. Какие нормативные акты регламентируют деятельность дорожно-патрульной службы? В чем состоит специфика организационно-структурного построения ДПС? Перечислите основные направления Стратегии? Перечислите методы деятельности ДПС?
Список источников Конституция Российской Федерации - http://www.constitution.ru Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; - https://base.garant.ru/12111975/ Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» ; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !