Презентация на тему: Правовое регулирование, формы и методы несения дорожно-патрульной службы

Калашникова Ольга Викторовна

Правовое регулирование, формы и методы несения дорожно-патрульной службы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dps.pptx838.07 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Юридический колледж» Правовое регулирование, формы и методы несения дорожно-патрульной службы Автор проекта: преподаватель ГБПОУ «Юридический колледж» Калашникова О.В. Москва, 2021

Слайд 2

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность МДКВ 01.07 Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию административных правонарушений Раздел 7. Осуществление административной деятельности органов внутренних дел

Слайд 3

На занятии формируются компетенции: - юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок. На занятии усваиваются знания: - организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка; - основные правила и порядок подготовки и оформления документов. На занятии осваиваются умения/навыки: - решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп; - обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан; - обеспечивать законность и правопорядок; - охранять общественный порядок.

Слайд 4

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА Дорожно-патрульная служба (ДПС) — это система подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с возлагаемыми функциями полномочия по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Слайд 5

Правовую основу деятельности ДПС составляет: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».

Слайд 6

Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан.

Слайд 7

В соответствии с нормами Федерального Закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» к задачам ДПС относятся : сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения .

Слайд 8

Функции ДПС: оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении; осуществление распорядительно-регулировочных действий и контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий;

Слайд 9

осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств; разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей; информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению; проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, розыска угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;

Слайд 10

участие совместно с заинтересованными федеральными органа ми исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения; обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Слайд 11

ДПС ГИБДД МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии : с другими подразделениями территориальных органов МВД России на окружном, региональном и районных уровнях; с военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации; министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации; федеральной службой охраны и Федеральной службой безопасности Российской Федерации; министерством транспорта Российской Федерации; юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Слайд 12

Виды и структура подразделений ДПС: Как отмечалось, ДПС — структурное подразделение Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне. Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Слайд 13

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции. В составе ГИБДД ДПС формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных транспортных средств, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения: (а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы; (б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования; (в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах; (г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; (д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Слайд 14

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе. Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы: руководство; штаб; дежурная часть; группа кадров; группа исполнения административного законодательства и розыска; группа пропаганды; финансовая часть; техническая часть; служба тыла; роты (взвода). В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

Слайд 15

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС. В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России. Они выполняют следующие задачи: обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой; сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны; обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Слайд 16

Контроль сотрудниками ДПС соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы Методы деятельности ДПС включают в себя в основном контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, что соответствует ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения ДПС, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств.

Слайд 17

К основным методам ДПС можно отнести следующие: наблюдение за дорожным движением. предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил. контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния технических средств, водительских, регистрационных и путевых документов. выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения. пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Наблюдение за дорожным движением — основа применения всех последующих способов ДПС. Сотрудник ДПС оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы. Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения). Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается в основном за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Слайд 18

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п. Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения. В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Слайд 19

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается. Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства. Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации. Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств. При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Слайд 20

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных транспортных средств, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд транспортных средств специального назначения и транспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Этот метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием транспортных средств. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Слайд 21

Формы контроля Деятельность ДПС по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах: административно-процессуальной; активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения); внутриаппаратной и внешней; индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий; взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными . Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты, внешними — протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д. Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками ДПС: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении на стационарном посту ДПС. При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами. Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.

Слайд 22

В завершении хотелось бы отметить , что в целях реализации комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения, а также в целях сокращения дорожно-транспортного травматизма, Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы». Отмечаю, что Стратегия безопасности дорожного движения разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания президиума Госсовета и составит основу государственной политики по повышению безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования.

Слайд 23

Основные направления Стратегии Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; Повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов; Совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения; Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения; Развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Слайд 24

Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения. Принятие Стратегии и ее реализация совместно с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» позволит сохранить существующую тенденцию к сокращению дорожно-транспортного травматизма.

Слайд 25

Таким образом, подводя итог занятия, следует сделать следующие выводы: Дорожно-патрульная служба должна в определенной степени сочетать в себе качества работника патрульно-постовой службы, дорожной и технической инспекций ГИБДД, регистрационно-экзаменационных подразделений и некоторых других. Качественное выполнение оператино -служебной деятельности подразделения включает в себя разносторонней подготовки по вопросам административного, уголовно-процессуального, гражданского, экологического права, криминалистики, эксплуатации ТС и автомобильных дорог, средств регулирования движения; тактики задержания правонарушителей и преступников, применения огнестрельного оружия, оказания первой помощи пострадавшим и т.д. Сотрудник ДПС должен знать организационные формы и методы ДПС, приемы обеспечения безопасности дорожного движения в сложных дорожных условиях, порядок выполнения неотложных действий на местах ДТП, тактику выявления и пресечения нарушений правил дорожного движения, розыска лиц, скрывшихся на транспортных средствах, и других действий. Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.

Слайд 26

Вопросы для самоконтроля: Перечислите основные задачи и функции ДПС ГИБДД МВД России. Какие нормативные акты регламентируют деятельность дорожно-патрульной службы? В чем состоит специфика организационно-структурного построения ДПС? Перечислите основные направления Стратегии? Перечислите методы деятельности ДПС?

Слайд 27

Список источников Конституция Российской Федерации - http://www.constitution.ru Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; - https://base.garant.ru/12111975/ Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» ; - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !