Презентация на тему: Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_organizatsiya_i_deyatelnost_ovd_v_usloviyah_spets.rezhimov.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность МДКВ 01.07 Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию административных правонарушений Раздел 7. Осуществление административной деятельности органов внутренних дел
На занятии формируются компетенции: - юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок. На занятии усваиваются знания: - организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка; - основные правила и порядок подготовки и оформления документов. На занятии осваиваются умения/навыки: - решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп; - обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан; - обеспечивать законность и правопорядок; - охранять общественный порядок.
Правовое регулирование и деятельность органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайному и военному положении
В соответствии с и. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" одной из обязанностей полиции является участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях. Пункт 31 ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона предоставляет полиции право для выполнения возложенных на нее обязанностей "применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами".
Чрезвычайное положение Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, нрав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ.
Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения в соответствии с нормами гл. III Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" (далее – Закон о чрезвычайном положении), можно разделить на три группы. 1) меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст. 11); 2) меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в п. "а" ст. 3 Закона о чрезвычайном положении (ст. 12); 3) меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 Закона о чрезвычайном положении (ст. 13).
Указом Президента России о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; б) установление ограничений на свободу передвижения но территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "а" ст. 3 Закона о чрезвычайном положении, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в ст. 11 данного Закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента России о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: а) введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; б) ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ; е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 Закона о чрезвычайном положении, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в ст. 11 данного Закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента России о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности; г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; д) отстранение от работы па период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. "ж" ст. 11 и и . "в" ст. 13 Закона о чрезвычайном положении, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Большую роль в обеспечении правового режима чрезвычайного положения играют внутренние войска МВД России, обладающие соответствующими административными полномочиями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" на внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы РФ.
Военное положение В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении" (далее – Закон о военном положении) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
На основании указов Президента России на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры: 1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; 2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; 3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; 4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; 5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; 7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; 8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; 9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; 10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; 11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; 12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ; 14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; 15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; 16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией[1]; 17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ; 18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности; 19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
В период действия военного положения целый ряд мероприятий органы внутренних дел должны будут проводить в области ведения территориальной обороны. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" территориальная оборона – система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований.
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности ОВД во время проведения публичных и массовых мероприятий
Одним из важнейших демократических завоеваний современной России является реализация нрава граждан на организацию и проведение мирных собраний, митингов, демонстраций и пикетирований. Для претворения этого права в жизнь принят целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов. Целью публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой государства, действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также позицией или действиями каких-либо общественно-политических сил. Ни для кого не секрет, что изначально мирные по своей сути публичные мероприятия могут таить в себе угрозу нарушения общественного порядка и спокойствия граждан. В ходе массовых публичных мероприятий часто происходят групповые нарушения общественного порядка, под прикрытием которых совершаются посягательства на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, а также на собственность физических и юридических лиц. Нередки случаи, когда мирные собрания, митинги и демонстрации, а также шествия и пикетирования превращались в страшные побоища, во время которых происходили массовые, групповые нарушения общественного порядка, создавалась реальная угроза жизни и здоровью людей. Собрания, митинги, демонстрации и пикетирования, иные массовые мероприятия представляют собой социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности во время их проведения, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных формирований.
Массовое публичное мероприятие – крупное общественно-политическое, спортивное, культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которое обычно проводится в крупных городах, но может охватывать и прилегающие к ним населенные пункты, а также территории. По территориальному признаку: По содержанию и направленности: Районного Межрайонного Городского Областного республиканского и государственного масштаба. общественно-политические культурно-зрелищные спортивные религиозные
К охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий привлекаются: наряды ППСП; участковые уполномоченные полиции; сотрудники лицензионноразрешительной системы; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних; подразделения Госавтоинспекции, транспортной полиции, вневедомственной охраны; специальные подразделения полиции; подразделения уголовного розыска; подразделения по борьбе с экономическими преступлениями коррупцией; тыловые подразделения; подразделения следствия и дознания; подразделения внутренних войск МВД России; курсанты учебных заведений системы МВД России и др.
В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, иных правоохранительных органов по охране общественного порядка во время проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, недопущения совершения массовых беспорядков необходимо проведение постоянной работы по следующим направлениям: • выявление и пресечение деятельности террористических и экстремистских группировок, а также организаций и лиц, вынашивающих намерения участвовать в групповых правонарушениях общественного порядка; • установление и привлечение к ответственности участников групповых нарушений общественного порядка, совершенных ранее; • выявление и проведение профилактической работы среди лиц, распространяющих ложные слухи, вызывающие нагнетание социальной напряженности, провоцирующие граждан на участие в групповых правонарушениях и других насильственных или противоправных действиях; • выявление фактов и привлечение виновных к ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; • выявление и привлечение виновных к ответственности за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; • проведение профилактической работы с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел; • усиление борьбы с изготовлением, перевозкой и распространением наркотиков и т.п.
В деятельности органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования можно выделить три этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.
Подготовительный этап Начинается с момента получения информации о готовящемся массовом мероприятии, в соответствии с которой определяют задачи по организации охраны общественного порядка. В этот период реализуется функция планирования совместной деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий, отрабатываются организационные основы для других этапов. Подготовительный этап включает: уяснение задач, определение способов их выполнения; анализ оперативной обстановки, выработку управленческого решения по вопросам организации охраны общественного порядка. В процессе уяснения задач уточняются: место, время, программа проведения массового мероприятия, информация о количестве зрителей и иных участниках, маршрутах их движения, расположении торговых точек, предприятий общественного питания, стоянок автотранспорта, погодных условиях, а также выясняются другие обстоятельства, характеризующие само мероприятие. При анализе оперативной обстановки также выясняется: какая категория участников будет присутствовать; места возможного совершения правонарушений; состояние подъездных путей; противопожарное состояние территориальных объектов; какие технические средства будут использоваться при перевозке участников и зрителей.
Основными направлениями работы оперативного штаба в период подготовки и проведения массовых мероприятий являются: • разработка и уточнение планов действий при проведении массовых мероприятий. Разработка планов действий органов внутренних дел в особых условиях осложняется тем, что планирование осуществляется, как правило, при недостатке данных о возможности возникновения особых условий, их размахе, времени, месте наступления и др.; • организация и осуществление контроля за поддержанием высокой степени готовности привлекаемых к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий сил и средств, проведение учений и тренировок; • организация моральной и психологической подготовки личного состава и обучение его умелым, профессиональным действиям применительно к реальной обстановке с использованием технических и специальных средств; • обеспечение надежного взаимодействия органов внутренних дел, подразделений внутренних войск, органов и подразделений других министерств и ведомств; • выработка совместных мер но предупреждению негативных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.
Исполнительный этап Начинается с момента прибытия сил и средств к месту проведения массового мероприятия и является основным. Данный этап заключается в непосредственном обеспечении общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий, охватывает действия нарядов и управление ими при его проведении. По прибытии на место проведения массового мероприятия руководителями органов внутренних дел проводятся: проверка личного состава, его экипировка, а также рабочий инструктаж старших групп, во время которого сообщается о возможных изменениях времени начала и порядка проведения конкретного мероприятия и иных изменениях в оперативной обстановке, производится расстановка сил и средств для дальнейшего несения службы; вводится предусмотренное планом ограничение движения транспорта и пешеходов; производится удаление из зоны оцепления случайных лиц; организуется служба нарядов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в районе проведения массового мероприятия и на прилегающей территории.
На сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при осуществлении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий возлагаются следующие основные задачи: 1) предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности; 2) обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения; 3) оказание содействия общественным формированиям в принятии мер по охране общественной безопасности; 4) обеспечение охраны общественного порядка на прилегающей территории.
Заключительный этап На этом этапе предусматриваются действия по отводу сил и средств, привлеченных к охране правопорядка, возобновлению нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, отмене вводимых на период массовых мероприятий ограничений торговли и общественного питания. На следующий день после проведения массовой акции органы внутренних дел представляют в органы власти и прокуратуру информацию, в которой должны быть отражены следующие обстоятельства: сведения о проходившем массовом мероприятии; количестве участников, организаторах, количестве задействованных сил органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; месте, времени и способе совершения правонарушений; сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников правоохранительных органов; сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителями, принятых к ним мерах.
Список источников https:// ставф.крду.мвд.рф / upload/site122/ document_file /T_38_lekciya.pdf http://isfic.info/poladm/demud110.htm http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ https:// мвд.рф https://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pravovye-osnovy-deyatelnosti-organov-vnutrennikh-del-v-usloviyakh-deistviya-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!