Планы конспекты занятий по дисциплине"Уголовное право"т.4.2

план-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_4.2.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.07 Уголовное право

для обучающихся 3 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 4.2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Вид занятия – практическое 1(2ч.)

Цель занятия выработка у учащихся навыков в квалификации преступлений

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы Преступления против свободы, чести и достоинства личности.

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной квалификации преступлений Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1.Уголовное право. Общая и Особенная части  Рарог А.И. Проспект.  Москва 2016 Электронная версия www.prospekt.org

2. Уголовное право России. Особенная часть Гладких В.И.,Крюкова М.Г. Юстиция, Москва 2018

Междисциплинарные связи: Административное право

Внутридисциплинарные связи Тема 2.2 Состав преступления. Элементы состава преступления

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности
2. Преступления против личной свободы
3. Преступления против чести и достоинства личности

4. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
6. Преступления против половой неприкосновенности личности

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Решение и разбор практических задач

Задача 1.Кошкин и Тугов по предварительному сговору похитили несовершеннолетнюю Зубову и по телефону потребовали от ее родителей выкуп 10 тыс. руб. В момент передачи денег преступники были задержаны. Зубова была обнаружена в квартире Кошкина и оϲʙᴏбождена.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача  2.Работники милиции Ермолаев и Ковалев, будучи в нетрезвом состоянии, беспричинно задержали Марнахяна и продержали всю ночь в дежурной комнате линейного пункта милиции.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача 3.Преподаватель музыки Никонов давал уроки на дому. К нему в квартиру часто приходили ученицы — девочки разного возраста. Соседка Никонова стала распространять среди жильцов слухи о том, что Никонов занимается развращением малолетних.

Задача 4.Желая дискредитировать начальника цеха Семако, Федин стал распространять в коллективе сведения, что Семако был ранее судим за взяточничество и систематически занимается поборами с рабочих, а бригадиров заставляет приписывать в нарядах объемы выполненных работ.

Комиссией, созданной для проверки сведений, установлено, что они ложные.

Дайте юридическую оценку действиям Федина.

Задача 5.Пустовойтов из мести решил сорвать свадьбу своей знакомой Даниловой, которая не согласилась выйти за него замуж. С этой целью он под благовидным предлогом пригласил к себе домой ее жениха Фролова и, угрожая “изуродовать, как бог черепаху”, заставил его спуститься в подпол, где продержал двое суток. В назначенное время свадьба не состоялась, Данилова посчитала себя опозоренной тем, что Фролов передумал на ней жениться и сбежал накануне свадьбы. В результате с Даниловой случился сердечный приступ и она в течение двух месяцев лечилась в больнице. 
Совершено ли Пустовойтовым преступление? Обоснуйте свой ответ. 

Задача 6.Нигде не работающий, престарелый Бекаев был задержан охраной частного магазина по подозрению в совершении кражи продуктов питания. Ему было предложено честно обо всем рассказать. Однако он заявил, что никаких краж продуктов не совершал, и стал просить отпустить его или вызвать милицию. Однако начальник охраны Енаев связал Бекаеву руки, привязал к ногам двухпудовую гирю и в таком состоянии отвез его на территорию склада, где продержал более 10 часов. После этого, пригрозив расправой, если тот расскажет кому-либо о случившемся, Енаев отпустил Бекаева. 
Какому объекту уголовно-правовой охраны причинен вред действиями Енаева? 
Состав какого преступления против личности образуют действия Енаева? 

Задача 7.Сергей Пономарев поехал на заработки на Северный Кавказ, поддавшись на уговоры заезжих Кадырова и Шамилева. Однако, прибыв по названному этими лицами адресу к сельскому жителю Магомаеву, он был помещен в зидан (домашнюю тюрьму), где прожил 7 лет. Хозяева обращались с ним хуже, чем со скотом: кормили отходами пищи, заставляли выполнять тяжелую физическую работу с раннего утра до глубокой ночи, не выпускали даже на прогулку. Когда Сергей тяжело заболел, он был продан Магомаевым односельчанину Мирзоеву, у которого прожил 5 лет в аналогичных условиях. 
Во время проведения контртеррористической операции российские военные освободили изможденного Пономарева из заточения. 
Дайте юридическую оценку поведению названных в задаче лиц. 
Раскройте признаки объективной стороны преступлений, предусмотренных ст.ст. 1271 и 1272.

Задача 8.Топаеву стало известно о том, что подростки Кимов и Лоев угнали принадлежащий ему мотоцикл и спрятали его в лесу. Для того чтобы побудить подростков, старшему из которых исполнилось 15 лет, признаться в содеянном, вернуть мотоцикл, Топаев запер их в сарае и оставил там на ночь. Замерзнув (дело происходило в октябре), Кимов и Лоев решили развести костер, чтобы обогреться, однако сарай загорелся. Подросткам не удалось выбраться из огня и они погибли, а сарай и прилегающая к нему электрическая подстанция полностью сгорели. 
Квалифицируйте содеянное Топаевым. Укажите общественно опасные последствия, которые вменяются Топаеву в вину.

Задача  9.Калинина, не имевшая ϲʙᴏих детей, встретила в парке пятилетнюю Лену и с целью оставить ее у себя повела домой. При этом родители обнаружили пропажу девочки и заявили в полицию. Калинина была задержана.

Дайте юридическую оценку действиям Калининой. 

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________М.Г.Новикова

подпись ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от 31.08.2018г. протокол № 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.07 Уголовное право

для обучающихся 3 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 4.2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Вид занятия – практическое 1(2ч.)

Цель занятия выработка у учащихся навыков в квалификации преступлений

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы преступление против жизни издоровья

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной квалификации преступлений Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1.Уголовное право. Общая и Особенная части  Рарог А.И. Проспект.  Москва 2016 Электронная версия www.prospekt.org

2. Уголовное право России. Особенная часть Гладких В.И.,Крюкова М.Г. Юстиция, Москва 2018

Междисциплинарные связи: Административное право

Внутридисциплинарные связи Тема 2.2 Состав преступления. Элементы состава преступления

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности
2. Преступления против личной свободы
3. Преступления против чести и достоинства личности

4. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
6. Преступления против половой неприкосновенности личности

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Решение и разбор практических задач

Задача 10. Майский, работавший зав. отделением психиатрической больницы, узнал, что жена состоит в интимной связи с его знакомым Г., и решил им отомстить. Пригласив Г. в ресторан, он подсыпал ему в бокал сильнодействующее наркотическое вещество. Когда Г. потерял сознание, Майский попросил официанта вызвать психиатрическую "скорую", заявив, что у его друга приступ психического заболевания, а сам спешно отправился в клинику. Там он, встретив санитарную машину с Г., перевез "больного" в свое отделение и, оформив документы, госпитализировал Г. с диагнозом "шизофрения". В течение месяца Г. по назначению Майского вводили наркотические препараты, вследствие чего тот постоянно был в состоянии наркотического опьянения и в конечном счете стал наркозависимым. Лишь благодаря вмешательству прокуратуры по звонку одного из санитаров "лечение" Г. было прекращено.

Дайте уголовно-правовую характеристику совершенного.

Задача 11.Амосов, Куделина и Мишина организовали «малое предприятие» по оказанию интимных услуг. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏй цели они знакомились с девушками привлекательной внешности, предлагали им высокооплачиваемую работу в качестве манекенщиц, обучали их «хорошим манерам», а затем под угрозой избиения, требуя возврата выданных им денег, принуждали вступать за плату в сексуальные отношения с мужчинами.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача 12.Павлов и Арбузов, проезжая около 23 часов по городу на автомашине, принадлежащей Котову, увидели идущую по улице Лосеву. Попросив Котова остановиться, Павлов и Арбузов подошли к Лосевой и предложили ей прокатиться с ними. Когда Лосева стала отказываться, Павлов направил ей в лицо из баллончика струю газа нервно-паралитического действия. Когда Лосева потеряла сознание, Павлов и Арбузов затащили ее в машину, где поочередно изнасиловали Через некᴏᴛᴏᴩое время, узнав о наступившей беременности, Лосева покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна квартиры, расположенной на четвертом этаже.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача 13.Несовершеннолетние Титов и Жарков встретили на улице возвращавшуюся домой знакомую им несовершеннолетнюю Бутову. Заведя ее в безлюдное место, Титов предложил Бутовой вступить с ним в половую связь, на что последняя ответила отказом, заплакала и просила отпустить ее. Тогда Титов пригрозил ей, что в случае отказа ее могут изнасиловать их друзья, находящиеся поблизости, после чего повалил Бутову на землю и совершил половой акт. Затем половой акт с потерпевшей пытался совершить Жарков, однако в ϶ᴛᴏт момент он был задержан сотрудниками полиции.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача 14.Пенкина враждовала со своей невесткой. Однажды вечером она пригласила к себе Корнилова, угостила его вином и предложила изнасиловать невестку. Приведя Корнилова в комнату к спавшей невестке, Пенкина подушкой закрыла ей голову, а Корнилов попытался совершить половой акт. Однако потерпевшая оказала упорное сопротивление, и ему не удалось исполнить свое намерение.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

Задача 15.Ченцова находилась у ϲʙᴏих знакомых по случаю празднования Нового года. Почувствовав себя плохо после выпитого вина, она легла на диван и уснула. Воспользовавшись ее нетрезвым состоянием, Рулев уговорил Ченцову вступить с ним в половую связь. Об ϶ᴛᴏм через два дня стало известно родителям Ченцовой, кᴏᴛᴏᴩые написали заявление прокурору, требуя привлечь Рулева к уголовной ответственности.

Дайте юридическую оценку действиям Рулева.

Задача 16.Авдеев, 17 лет, был привлечен к ответственности за изнасилование Райкиной, 14 лет и 11 месяцев. Однако на допросе Райкина заявила, что в половую связь с Авдеевым вступила добровольно. Кроме того, было установлено, что при знакомстве Райкина сказала Авдееву, что ей 16 лет.

Подлежит ли Авдеев уголовной ответственности?

Задача 17.В период с 1994 г. по 1997 г. Смирнов подстерегал в подъездах высотных домов несовершеннолетних мальчиков, с кᴏᴛᴏᴩыми заходил в лифт и там под угрозой совершал насильственные половые акты.

Дайте юридическую оценку действиям Смирнова.

Задача 18.Пенкина враждовала со своей невесткой. Однажды вечером она пригласила к себе Корнилова, угостила его вином и предложила изнасиловать невестку. Приведя Корнилова в комнату к спавшей невестке, Пенкина подушкой закрыла ей голову, а Корнилов попытался совершить половой акт. Однако потерпевшая оказала упорное сопротивление, и ему не удалось исполнить свое намерение.

Дайте юридическую оценку действиям Пенкиной.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________М.Г.Новикова

подпись ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от 31.08.2018г. протокол № 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.07 Уголовное право

для обучающихся 3 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 4.2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Вид занятия – урок 1(2ч.)

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовного законодательства

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1.Уголовное право. Общая и Особенная части  Рарог А.И. Проспект.  Москва 2016 Электронная версия www.prospekt.org

2. Уголовное право России. Особенная часть Гладких В.И.,Крюкова М.Г. Юстиция, Москва 2018

Междисциплинарные связи: Административное право

Внутридисциплинарные связи Тема 2.2 Состав преступления. Элементы состава преступления

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Понятие преступления 

2. Элементы состава преступления

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности
2. Преступления против личной свободы
3. Преступления против чести и достоинства личности

4. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
6. Преступления против половой неприкосновенности личности

1. Понятие и виды преступлений против свободы чести и достоинства личности

Данную категорию преступлений образуют посягательства, включенные в главу 17 УК РФ. Фактически в одной главе Кодекса оказались объединены две группы преступлений, каждая из которых имеет свой непосредственный объект:

 а) против личной свободы (ст. 126-128 УК РФ);

 б) против чести и достоинства личности (ст. 129-130 УК РФ).

Право каждого на личную свободу и неприкосновенность личности закреплено Конституцией Российской Федерации (ст. 22). Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, подвергаться произвольному аресту, задержанию и содержанию под стражей, а также изгнанию”.

Посягательство на личную свободу граждан по общему правилу влечет ответственность по ст. 126 (похищение человека), 127 (незаконное лишение свободы), 127.1 (торговля людьми), 127.2 (использование рабского труда) и ст. 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар).

Одно из преступлений против общественной безопасности образует захват заложника - деяние, также связанное с посягательством на личную свободу человека (ст. 206 УК РФ). На свободу человека могут посягать и иные преступления, имеющие другой непосредственный объект, например совершаемые должностными лицами - представителями власти (органов уголовной юстиции) и поэтому предусмотренные в других главах Особенной части УК (ст. 286, 301, 305).

В соответствии со ст. 21 и 23 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени

Умаление чести и достоинства личности, а именно клевета ст.128.1 влечет уголовно-правовую ответственность.

Таким образом, под преступлениями против свободы, чести и достоинства личности понимаются деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения.

2. Преступления против личной свободы

Самостоятельный анализ учащимися ст.ст. 126 – 128 УК РФ

3. Преступления против чести и достоинства личности

Клевета имеет своим непосредственным объектом честь и достоинство личности

 Честь -это нравственная категория, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных качеств другими людьми.

Под достоинством же, которое тесно связано с честью, понимается особое моральное отношение человека к самому себе, характеризующее его репутацию в обществе (благоразумие, мировоззрение, нравственные качества, образование и уровень знаний, соблюдение правил общежития и достойный образ жизни и др.).

Самостоятельный анализ учащимися ст. 128.1  УК РФ

4. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Глава 18 УК РФ “Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности” содержит деяния, которые могут быть разделены на две группы:

 а) сопряженные с открытым сексуальным насилием;

б) состоящие в грубом нарушении норм половой морали совершеннолетними лицами по отношению к лицам молодого возраста.

 К числу первых относятся изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ), развратные действия (ст. 135 УК РФ) составляют вторую группу.

Все названные преступления имеют своим видовым объектом половую неприкосновенность и половую свободу личности. С учетом сказанного преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (в теории и на практике их довольно часто именуют “половыми”) можно определить как предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, грубо нарушающие сложившийся в обществе уклад сексуальных отношений путем посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность личности.

5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом

Самостоятельный анализ учащимися ст. 131,  132, 133 УК РФ

6. Преступления против половой неприкосновенности личности

Самостоятельный анализ учащимися ст. 134,  135, 133 УК РФ

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________М.Г.Новикова

подпись ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от 31.08.2018г. протокол № 1