Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы

рекомендации по написанию ВКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._1.5_pd_metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_vkr.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПРАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УиВР

ГБПОУ Юридический колледж

_________________ Л.Ф. Воронцова

______________ 20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

по профессиональному модулю

«Оперативно-служебная деятельность»

по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

базовый уровень

курс 4

РАЗРАБОТЧИКИ

Преподаватели

______________     М.Г. Новикова

_______________   Н.В. Александрова

   

«___»___________ 2020 г.

РАССМОТРЕНО 

Протокол заседания

ЦК Профессионального цикла

Специальности

Правоохранительная деятельность

от ____ _________ _____

Рекомендовано к использованию

в учебном процессе

Москва – 2020

СОГЛАСОВАНО

Ведущий специалист по качеству и

содержанию образования

_________________ О.А. Чистякова

               

____  _____________2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Общие положения……………………………………………………………3

Выбор темы……………………………………………………………………6

Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы...................................................................................................................7

 Требования к оформлению выпускной квалификационной

работы.................................................................................................................16

Порядок представления и защиты выпускной квалификационной работы…………………………………………………………………………18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области профессионального модуля ПМ.01 «Оперативно-служебная деятельность», в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

В результате освоения профессионального модуля происходило формирование общих и профессиональных компетенций:

Общие компетенции:

ОК 3.        организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективность и качество;

ОК 6.        осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития:

ОК 7.        использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

ОК10. адаптирование к меняющимся условиям профессиональной деятельности;

ОК11.самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации;

ОК12. выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

ОК13.проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву т закону;

       

Профессиональные компетенции:

 ПК 1.1. умение юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства, принятие решений и совершение процессуальных действий в точном соответствии с законом;

 ПК 1.2. обеспечение соблюдения законодательства участниками уголовно-процессуальной деятельности;

  ПК1.3. осуществление реализации норм материального и процессуального права;

  ПК 1.4. принятие мер к обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охране общественного порядка;

ПК 1.5.        осуществление оперативно-служебных мероприятий в соответствии с профилем подготовки.

ПК 1.6.        применение мер административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.

 ПК 1.7. обеспечение выявления, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;

 ПК 1.11. обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.

ПК 1.12.        осуществление предупреждения преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

ПК 1.13.        осуществление своей профессиональной деятельности во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.

Выпускная квалификационная работа показывает уровень освоения учащимся методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Выпускная квалификационная работа должна:

  • носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
  • соответствовать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
  • отражать умения учащегося пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
  • быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выполнение обучающимся выпускной квалификационной работы проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональному модулю ПМ.01 «Оперативно-служебная деятельность»;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- выработку навыков применения теоретических знания при решении поставленных вопросов;

- овладения методикой самостоятельного научного исследования;

- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию.

ВЫБОР ТЕМЫ

Тема ВКР должна быть актуальной, учитывать потребности теории и практики, применение норм материального и процессуального права. Выбор темы происходит на основе примерной тематики выпускных работ, разрабатываемой преподавателями цикловой комиссии. Тема может быть предложена самим обучающимся с учетом его научно-практических интересов с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы ВКР курсант может обращаться за консультациями к преподавателю, председателю цикловой комиссии.

После выбора темы исследования выпускник оформляет заявление об утверждении темы, подписывает его, утверждает у председателя цикловой комиссии.

Запрещается дублирование тем в одной учебной группе.

Для подготовки выпускной квалификационной работы обучающемуся назначается научный руководитель приказом директора колледжа.

Изменение темы ВКР или руководителя разрешается в исключительных случаях по заявлению студента, согласованному с председателем цикловой комиссии не позднее, чем за два месяца до срока защиты. Все изменения утверждаются приказом директора колледжа.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

     Структура выпускной квалификационной работы включает:

- Титульный лист.

- Задание на выполнение ВКР (двусторонний лист), вшивается в работу после титульного листа, но не нумеруется.

- ОГЛАВЛЕНИЕ.

- ВВЕДЕНИЕ.

- Текст работы (ГЛАВЫ и параграфы).

- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

- СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

- ПРИЛОЖЕНИЕ.

Все структурные элементы работы (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ) начинаются с нового листа, располагаются посередине страницы, прописными буквами без кавычек и точки в конце. Заголовки структурных элементов работы выделяются полужирным шрифтом, размер шрифта 18.

Все страницы работы, включая ПРИЛОЖЕНИЕ, нумеруются арабскими цифрами по порядку – от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на ней номер не ставится. Второй страницей считается ОГЛАВЛЕНИЕ, на ней номер не ставится. Последний лист ВКР с датой и подписью дипломника не нумеруется.

Страницы ПРИЛОЖЕНИЯ должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц. Страницы ПРИЛОЖЕНИЯ нумеруются, но не входят в общий объем ВКР.

Порядковый номер страницы печатается вверху по центру. Номера проставляются с 3-ей страницы. Размер шрифта номера страницы – 10-11.

  1.   Титульный лист является первой страницей дипломной работы и оформляется в установленном порядке, содержит информацию о колледже, в котором выполнена ВКР, название работы, фамилию и инициалы обучающегося, научного руководителя, ответственного за нормоконтроль, рецензента, место и год написания работы. Номер на титульном листе не ставится.

Название дипломной работы приводится без слова тема и не заключается в кавычки.

2. Лист с заданием вшивается в дипломную работу после титульного листа, не считается и не нумеруется.

3. ОГЛАВЛЕНИЕ – это перечень структурных элементов работы, глав и параграфов дипломной работы с указанием соответствующих номеров страницы, с которой они начинаются. Указание «стр.» не пишется.  

Оглавление должно формироваться автоматически, используя возможности текстового редактора WORD – автособираемое оглавление.

Первый параграф каждой главы содержит номер главы, в которую он входит, и собственный порядковый номер, нумерация ставится через точку. Нумерация параграфов внутри главы всегда начинается с цифры 1. Знак параграфа не ставится ни в оглавлении, ни в тексте работе. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Все структурные элементы дипломной работы и главы печатаются прописными буквами. Параграфы строчными буквами с прописной заглавной буквы. Размер шрифта оглавления – 14, междустрочный интервал – полуторный.  Размер шрифта слова ОГЛАВЛЕНИЕ – 18, начертание шрифта – полужирное. Слово оглавление отделяется от текста двумя полуторными межстрочными интервалами.

Оформление оглавления:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ………………………………………………6 1.1. Название параграфа 1 в главе 1……………………………………….       9 1.2. Название параграфа 2 в главе 1…………………………………………15 ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………………………………………17 2.1. Название параграфа 1 в главе 2………………………………………     ...20 2.2. Название параграфа 2 в главе 2…………………………………...........24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………28 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35

4. Во ВВЕДЕНИИ к ВКР ставится практическая проблема, и обосновываются актуальность её решения, цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, отмечается степень исследованности проблемы, указывается метод или методы исследования, указывается, в чём заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.  

Слово ВВЕДЕНИЕ, оформляется на отдельной строке прописными буквами по центру строки, начертание шрифта полужирное.  Актуальность – обязательное требование к любой исследовательской и научной работе. То, как обучающийся умеет правильно понимать и оценивать тему с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность и научную зрелость. Актуальность дипломной работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, выделением некоторого противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения выявленного противоречия. Значимость работы – раскрытие либо теоретического, либо практического «выхода», описание того, как могут применяться полученные результаты.  Также обязательным элементом Введения является Программа исследования, которая представляет собой изложение концепции исследования и включает следующие элементы: объект, предмет, цель, задачи, методы. В тексте введения они выделяются полужирным шрифтом.  

Формулировка объекта и предмета исследования: Объект исследования-  это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта (частный аспект процесса или явления; результат познания субъектом объекта). Соотношение объекта и предмета – как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как название.

Далее формулируется цель исследования, и указываются конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии поставленной целью. Цель – конечный результат исследования, то, ради чего оно проводится. Задачи исследования – промежуточные этапы, достижение которых необходимо для реализации поставленной цели.  

Автор дипломной работы должен обязательно указать на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели; на каком конкретном материале выполнена работа, её практическая часть; дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Автор составляет краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема ещё не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.  

В конце введения необходимо раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объём ВВЕДЕНИЯ в дипломной работе не более 10% от общего объема работы.

5. Текст основной части работы

Текст работы должен быть четким и кратким, не допускающим неоднозначных толкований. Не допускается применение для одного и того же понятия различных         научных терминов, близких по значению (синонимов), а также иностранных слов и терминов, если есть равнозначные в русском языке.  

Не разрешается произвольное сокращение слов, замена слов буквенными обозначениями и математическими знаками.  

5.1. Заголовки глав и параграфов помещаются над текстом посередине страницы, пишутся без кавычек и точки в конце. Если глава или параграф имеют две и более строчек, то между строчками устанавливается одинарный межстрочный интервал. Переносить слова в заголовках не допускается.

Заголовки глав и параграфов основной части работы выделяются полужирным шрифтом, наименование шрифта Times New Roman. Размер шрифта заголовков глав – 18. Размер шрифта заголовков параграфов – 16. Размер текста работы – 13-14. Наименование шрифта всей дипломной работы – Times New Roman.

Подчеркивать заголовки глав и параграфов не допускается. Заголовки глав пишутся прописными буквами. Заголовки параграфов пишутся с прописной буквы далее строчными буквами.

В заголовки не включают сокращенные слова, аббревиатуры и формулы. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов- название глав.  

Заголовки глав и параграфов в основном тексте должны точно повторять заголовки в оглавлении.  

5.2. Основная часть дипломной работы делится на главы и параграфы.

Каждая глава дипломной работы начинается с новой страницы, а параграфы, расположенные внутри главы, следуют один за другим последовательно, их не нужно начинать с новой страницы.

Слово ГЛАВА и наименование главы отделяются от последующего наименования параграфа двумя межстрочными полуторными интервалами. Заголовок главы выравнивается по центру страницы. Заголовки глав нумеруются арабскими цифрами с точкой после цифры.  

Параграф отделяется от предыдущего и последующего текстов двумя полуторными интервалами.

В заголовках параграфов должно отсутствовать слово или знак параграфа. Заголовки параграфов нумеруют двумя арабскими цифрами: первая цифра – номер главы, вторая номер параграфа в текущей главе, разделенных точкой и точкой после второй цифры.

Новый параграф не следует начинать на той же странице, что и предыдущий, если до конца этой страницы остается менее трех строчек, то есть если на страницу входят менее трех строк нового параграфа, то его нужно начинать с новой страницы.

5.3. Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие, например,  

Примечания: 1. . ..  2. . . .  

Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку.  

6. Библиографическая ссылка – это библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы документе и обеспечивает его идентификацию и поиск. Рекомендуется использовать один из двух основных способов библиографических ссылок:

 а) Внутритекстовые ссылки — это ссылки на источник, приводимые непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Есть два варианта оформления цитирования внутритекстовых ссылок: - через указание в круглых скобках фамилии автора и года работы (в случае двух соавторов – указываются оба автора, в случае большего числа соавторов – фамилия первого автора и обозначение «и др.»)  - через указания в квадратных скобках номера источника в списке литературы.

 б) Подстрочные ссылки (внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле). Размер шрифта подстрочных ссылок – 11.

 При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразную сквозную нумерацию по всей работе: - или по всему тексту, - или в пределах каждой главы, - или для каждой страницы текста.

 Библиографические ссылки в виде подстрочных примечаний оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Следует обратить внимание на цитирование. Возможны два способа цитирования:

− прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата);

− косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором диплома своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту и со ссылками на первоисточники.

 Все главы основной части необходимо завершать краткими выводами. Объем основной части дипломной работы составляет примерно 80% от общего объема работы.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – неотъемлемая часть любой работы. Оно оформляется на отдельной странице. В Заключении подводится итог проведенного исследования, и оно предполагает наличие обобщённой итоговой оценки проделанной работы, написанием выводов и предложений.  

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нём должны быть изложены итоговые результаты. Заключение носит форму синтеза накопленной в основной части информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.  

В нем должны содержаться оценка результатов работы, выводы по проведенной работе, предложения (рекомендации) по использованию полученных результатов. В заключении следует указать пути и цели дальнейшей работы или обосновать нецелесообразность её продолжения.  

Объем заключения не более 10% от общего объема дипломной работы.

7. Оформление СПИСКА ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Список источников и литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании ВКР. Каждый источник, включённый в список, должен иметь отражение в основной части работы. Недопустимо включать в список те источники, которые фактически не были использованы. Заголовки разделов Списка источников и литературы располагаются посередине страницы, указываются без кавычек и точки в конце и выделяются полужирным шрифтом.

Список источников и литературы имеет сквозную единую нумерацию,

Недопустимо использовать только учебные пособия, библиография должна состоять в основном из монографий и научных статей из сборников, и периодических изданий. Наличие популярной литературы резко снижает ценность работы. Обращается внимание на год издания библиографических ссылок. Рекомендуется преимущественно использовать публикации последних пяти лет.  

        Структура Списка литературы и источников по разделам:

Нормативно-правовые акты

        Располагаются в порядке субординации, а одинаковые по уровню – в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания.

Научная и учебная литература

        Издания располагаются в алфавитном порядке по начальным буквам фамилий авторов или заглавий изданий.  

Допускается введение раздела – Интернет-ресурсы. Он помещается в конце списка и формируется в алфавитном порядке. В этом случае следует указать фамилию автора, название работы, год издания, адрес сайта. Нежелательно давать больше 3-4 ссылок на Интернет-ресурсы.

        В зависимости от особенностей и целей работы в Список могут быть включены другие разделы.

8. В ПРИЛОЖЕНИЕ включается дополнительный и вспомогательный материал, необходимый для полноты работы, но который загромождает основной текст работы. Работа может содержать одно или несколько приложений. По форме приложение может представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы.

В тексте работы на все ПРИЛОЖЕНИЯ должны быть даны ссылки. ПРИЛОЖЕНИЯ располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Приложение обозначается заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь, без знака № (например, Приложение А, Приложение Б) и должно иметь тематический заголовок. Перечень приложений указывается в оглавлении.  Допускается указание в оглавлении в одной строке несколько приложений, например, Приложения А-Е. Приложение оформляются как продолжение основного текста работы на последующих её страницах (в конце работы).  

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием по центру строки ПРИЛОЖЕНИЕ, и иметь тематический заголовок, который также записывают по центру с прописной буквы, но отдельной строкой.  

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. К оформлению дипломных работ, выполняемым обучающимися колледжа, предъявляются следующие требования:

 - общий объем дипломной работы от 40 до 60 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала без учета приложения и списка источников и литературы;

- дипломная работа выполняется компьютерным способом (с применением печатающих устройств) с одной стороны листа формата А-4 (297х210 мм);

 - каждая страница оформляется со следующими полями: верхнее, нижнее, левое- не менее 20, правое- 10. При твердом переплете допускается левое поле не более 30.

- шрифт используется Times New Roman, размер 14. Текст должен быть отформатирован по ширине листа с абзацным отступом – 1,25 «по верхней линейке»;

 - название главы оформляется шрифтом Times New Roman, размер – 18, начертание шрифта полужирное, выравнивание – по центру;

 - название параграфа оформляется шрифтом Times New Roman, размер – 16, начертание шрифта полужирное, выравнивание – по центру;

- все страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами последовательно по порядку от введения до последнего без пропусков; задание вшивается после титульного листа, не считается и не нумеруется;

- номера страниц титульного листа и оглавления не проставляются, но учитываются при общем подсчете страниц,

- нумерация располагается вверху страницы, по центру, размер шрифта номера страницы – 11, шрифт Times New Roman, начертание шрифта обычное;

- раздел ВВЕДЕНИЕ начинается с 3-ей страницы;

- если в работе необходимо привести библиографические подстрочные ссылки, они помечаются надстрочным знаком сноски;

- размер подстрочных ссылок – 11, шрифт Times New Roman, начертание шрифта обычное, красная строка 1,25;

- расстояние между названием главы и параграфа, названием параграфа и последующим или предыдущим текстом должно равняться двум полуторным интервалам;

- каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку источников и литературы, приложению;

- дипломная работа выполняется строго научным языком, не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В назначенный день проводится защита дипломной работы перед ГЭК. Защита проводится в открытом формате.

Порядок защиты дипломной работы следующий:

1. доклад дипломника (10 мин);

 2. ответы дипломника на вопросы членов комиссии;

3. зачитывание текстов отзыва научного руководителя и рецензии рецензента (допускаются выступления научного руководителя и рецензента, если они присутствуют на защите);

4. ответы дипломника на замечания научного руководителя в отзыве и замечания рецензента в рецензии;

5. заключительное слово дипломника.  

Для иллюстрации доклада дипломник готовит презентацию на компьютере.

Презентация к диплому представляет собой наглядное лаконичное изложение информации об исследовании, которое проводилось в дипломной работе. Важно выделить из работы ее основные части, которые подтверждают актуальность темы и результативность проведенного исследования и продемонстрировать их на 12-15 слайдах. Каждый слайд должен оформляться заголовком. Кроме основных понятий, на которых базируется работа исследователя, на слайдах могут быть представлены графики, иллюстрации, картинки, таблицы, все, что наглядно продемонстрирует ход работы и выводы. Текст должен хорошо восприниматься и быть читаемым. Поэтому не стоит выбирать размер шрифта меньше 28, а для заголовков — меньше 36. 

Структура презентации:

  1. Первый слайд — это титульный лист, на котором демонстрируется полное название учебного заведения, тему выпускной квалификационной работы, ФИО студента, название специальности, ФИО научного руководителя, город и год защиты работы.
  2. На следующих страницах презентации описывается проблема, цели, задачи исследования. Все должно быть представлено в виде кратких тезисов.
  3. Дальше следует информация о методах проводимого исследования, подчеркивается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость.
  4. Основные этапы выполнения дипломной работы можно оформить несколькими небольшими предложениями, которые разместятся на следующих страницах презентации.
  5. На последних слайдах обязательно необходимо продемонстрировать результаты, которые были получены в ходе исследования. Указать на проблемы, которые при этом возникли, а также описать способы их решения.

Следует прорепетировать речь, сочетая текст с меняющимися слайдами.

Начальный и заключительный слайды должны быть одинаковыми. На них указывают полное название учебного заведения, тему выпускной квалификационной работы, ФИО студента, название специальности, ФИО научного руководителя, город и год защиты работы. Повтор информации на этих двух страницах напоминает членам комиссии данные курсанта, чтобы обратиться к нему лично.

В докладе дипломника должны быть отражены:

1. Научная и практическая значимость проблемы, решению которой служит защищаемая дипломная работа.

2. Формулировка цели и задач дипломной работы.

3. Обоснование методов.

4. Основные полученные в дипломной работе результаты.

5. Выводы из проделанной работы (можно зачитать текст выводов из дипломной работы).

С замечаниями научного руководителя дипломник знакомится до предварительной защиты на заседании выпускающей цикловой комиссии, с замечаниями рецензента дипломник знакомится до защиты дипломной работы, поэтому следует подготовить аргументированные ответы на эти замечания. Если замечания справедливы, дипломник соглашается с ними.

В заключительном слове дипломник может поблагодарить научного руководителя и других лиц, помогавших в работе, а также рецензента и членов ГЭК за внимание к работе.

Оценка дипломной работы после обсуждения выставляется на закрытом заседании ГЭК и объявляется дипломнику по окончании заседания ГЭК.