Профилактика органами опеки и попечительства социального сироства
Профилактика органами опеки и попечительства
социального сиротства Основным направлением деятельности органов опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Органы опеки и попечительства по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей, также осуществляют защиту их прав и законных интересов. Социальное сиротство – явление, когда дети остаются без попечения при живых родителях. Как правило, это происходит в социально-неблагополучных семьях. Основной причиной социального сиротства является неспособность или нежелание родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым. Иногда это связано с отсутствием материальных ресурсов. В некоторых случаях – с тяжелым заболеванием родителей, инвалидностью, когда человек теряет возможность работать и ухаживать за ребенком. Но чаще всего социальными сиротами становятся дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни – злоупотребляют алкоголем, наркотиками, имеют иные зависимости. Семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании подрастающего поколения. Общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослым ребенок познает и усваивает правила взаимоотношений в обществе, принимает нормы, понятия и ценности общества. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства. Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами. В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, то есть от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики сиротства входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы: управления социальной защитой населения, управления образованием, органы опеки и попечительства, управления здравоохранением, службы занятости, службы внутренних дел. В соответствии с этим законом, специалисты органов опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы профилактики и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sotsialnogo_sirostva.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика органами опеки и попечительства
социального сиротства
Одним из основных направлений деятельности органов опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Органы опеки и попечительства по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей, также осуществляют защиту их прав и законных интересов.
Социальное сиротство – явление, когда дети остаются без попечения при живых родителях. Как правило, это происходит в социально-неблагополучных семьях.
Основной причиной социального сиротства является неспособность или нежелание родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым. Иногда это связано с отсутствием материальных ресурсов. В некоторых случаях – с тяжелым заболеванием родителей, инвалидностью, когда человек теряет возможность работать и ухаживать за ребенком. Но чаще всего социальными сиротами становятся дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни – злоупотребляют алкоголем, наркотиками, имеют иные зависимости.
Семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании подрастающего поколения. Общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослым ребенок познает и усваивает правила взаимоотношений в обществе, принимает нормы, понятия и ценности общества.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства. Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях.
В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, то есть от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики сиротства входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы: управления социальной защитой населения, управления образованием, органы опеки и попечительства, управления здравоохранением, службы занятости, службы внутренних дел.
В соответствии с этим законом, специалисты органов опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы профилактики и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства, а также тесно взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики.
С целью проведения профилактической работы специалисты органов опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.
Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в орган опеки и попечительства поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты незамедлительно ее проверяют. В случае ее подтверждения семья ставится на учет в отдел опеки и попечительства, в отдел по делам несовершеннолетних. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье. С семьями, состоящими на учете, регулярно проводится индивидуально-профилактическая работа.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты органа опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав, если имеются основания, согласно 69 статье Семейного Кодекса Российской Федерации. Такого рода исковое заявление может быть подано органом опеки и попечительства и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
Только лишь совместная деятельность абсолютно всех учреждений и ведомств, персонально направленная на поддержку каждой семьи по отдельности, способна предоставить заметные результаты, уменьшить число социальных сирот, улучшить положение семьи в целом. Также для органов опеки и попечительства большую роль играет помощь жителей и граждан, которые стали очевидцами случаев, при которых ребенок остался в социально опасном положении, а также положении, уряжающем его жизни и здоровью.