КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Гинзбург Денис Александрович

Образование представляет собой одну из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку оно является ключевым фактором

экономического и социального развития государства и общества.

В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе — высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Одним из условий, позволяющих реализовывать гарантированное конституционное право на качественное и безопасное образование, является

институт государственной регламентации.

В соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об образовании

в Российской Федерации» государственная регламентация образователь-

ной деятельности в Российской Федерации направлена на установление

единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями данных требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой совокупность используемых органами государственной

власти правовых и административных процедур, включающих в себя:

• лицензирование образовательной деятельности;

• государственную аккредитацию образовательной деятельности;

• федеральный государственный контроль качества образования;

• федеральный государственный надзор в сфере образования.

Как и в любой сфере общественной жизни, государственное регулирование и реформирование системы образования обусловлено историческими процессами. Осуществляя серьезные преобразования в стране,

органы власти предлагают различные методы регулирования в определенный исторический момент. Создание инновационных, цифровых, эффективных и результативных механизмов невозможно без учёта исторических событий, преемственности и использования накопленного опыта

в реформируемых сферах общественной жизни.

В связи с этим представляет интерес и актуальность изучение нормативных правовых актов и материалов, связанных с различными периодами становления системы государственного контроля (надзора) в российском обществе.

Анализ документов государственного контроля (надзора) в сфере образования в России в период с ХVIII века и по настоящее время подтверждает

гипотезу о кардинальных изменениях в сфере контроля (надзора) в пер-

вые годы жизни советской школы. Даже понятие «инспектор» стремились

изгнать из практики народного образования после революции 1917 года.

Сменивший инспектора «инструктор» не прижился в системе контроля,

и позже вновь решено было заменить инструкторский аппарат народного

образования подразделениями инспекторов.

Инспектирование как одна из основных форм государственного

контроля в области образования просуществовала вплоть до 90-х годов

XX века. И только в результате правительственных и ведомственных решений в 1990-х годах упраздняется институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а наименования должностей приводятся

в соответствие с действующей классификацией должностей государственных служащих (например, специалист, ведущий, главный специалист).

Исследование дореволюционного, советского, а затем и российского

опыта разработки и реализации государственной политики в сфере образования, организации государственного надзора (контроля) и осуществления нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования посредством анализа документов позволяет сделать вывод о преемственности при совершенствовании законодательства, регламентирующего

проведение проверок в сфере образования.

Проблемы правоприменения в сфере государственного контроля (надзора), учредительного и иного контроля отчасти предопределены несовершенством формулировок официальных документов, разнообразной административной и судебной практикой, отсутствием объективного и всестороннего анализа действенности применяемых мер правового реагирования

по итогам проведенных проверок.

Эффективность и результативность проводимых в настоящее время

реформ в системе российского образования в целом и государственного

контроля (надзора) в частности зависит от глубины понимания происходящих в обществе процессов, особенностей правового регулирования ре-

формы контрольно-надзорной деятельности, тенденций к переходу на модель профилактики в условиях цифровизации экономики и образования.

Теоретические выводы и практико-ориентированные предложения ав-

торов монографии обусловлены результатами диалектического метода научного познания, а также использованием общенаучных (анализ, синтез,

сравнение, моделирование) и частно-научных методов (историко-право-

вой, сравнительно-правовой, экспертиза) исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование представляет собой одну из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку оно является ключевым фактором

экономического и социального развития государства и общества.

В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе — высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Одним из условий, позволяющих реализовывать гарантированное конституционное право на качественное и безопасное образование, является

институт государственной регламентации.

В соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об образовании

в Российской Федерации» государственная регламентация образователь-

ной деятельности в Российской Федерации направлена на установление

единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями данных требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой совокупность используемых органами государственной

власти правовых и административных процедур, включающих в себя:

• лицензирование образовательной деятельности;

• государственную аккредитацию образовательной деятельности;

• федеральный государственный контроль качества образования;

• федеральный государственный надзор в сфере образования.

Как и в любой сфере общественной жизни, государственное регулирование и реформирование системы образования обусловлено историческими процессами. Осуществляя серьезные преобразования в стране,

органы власти предлагают различные методы регулирования в определенный исторический момент. Создание инновационных, цифровых, эффективных и результативных механизмов невозможно без учёта исторических событий, преемственности и использования накопленного опыта

в реформируемых сферах общественной жизни.

В связи с этим представляет интерес и актуальность изучение нормативных правовых актов и материалов, связанных с различными периодами становления системы государственного контроля (надзора) в российском обществе.

Анализ документов государственного контроля (надзора) в сфере образования в России в период с ХVIII века и по настоящее время подтверждает

гипотезу о кардинальных изменениях в сфере контроля (надзора) в пер-

вые годы жизни советской школы. Даже понятие «инспектор» стремились

изгнать из практики народного образования после революции 1917 года.

Сменивший инспектора «инструктор» не прижился в системе контроля,

и позже вновь решено было заменить инструкторский аппарат народного

образования подразделениями инспекторов.

Инспектирование как одна из основных форм государственного

контроля в области образования просуществовала вплоть до 90-х годов

XX века. И только в результате правительственных и ведомственных решений в 1990-х годах упраздняется институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а наименования должностей приводятся

в соответствие с действующей классификацией должностей государственных служащих (например, специалист, ведущий, главный специалист).

Исследование дореволюционного, советского, а затем и российского

опыта разработки и реализации государственной политики в сфере образования, организации государственного надзора (контроля) и осуществления нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования посредством анализа документов позволяет сделать вывод о преемственности при совершенствовании законодательства, регламентирующего

проведение проверок в сфере образования.

Проблемы правоприменения в сфере государственного контроля (надзора), учредительного и иного контроля отчасти предопределены несовершенством формулировок официальных документов, разнообразной административной и судебной практикой, отсутствием объективного и всестороннего анализа действенности применяемых мер правового реагирования

по итогам проведенных проверок.

Эффективность и результативность проводимых в настоящее время

реформ в системе российского образования в целом и государственного

контроля (надзора) в частности зависит от глубины понимания происходящих в обществе процессов, особенностей правового регулирования ре-

формы контрольно-надзорной деятельности, тенденций к переходу на модель профилактики в условиях цифровизации экономики и образования.

Теоретические выводы и практико-ориентированные предложения ав-

торов монографии обусловлены результатами диалектического метода научного познания, а также использованием общенаучных (анализ, синтез,

сравнение, моделирование) и частно-научных методов (историко-право-

вой, сравнительно-правовой, экспертиза) исследования.