КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование представляет собой одну из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку оно является ключевым фактором
экономического и социального развития государства и общества.
В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе — высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Одним из условий, позволяющих реализовывать гарантированное конституционное право на качественное и безопасное образование, является
институт государственной регламентации.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» государственная регламентация образователь-
ной деятельности в Российской Федерации направлена на установление
единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями данных требований.
Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой совокупность используемых органами государственной
власти правовых и административных процедур, включающих в себя:
• лицензирование образовательной деятельности;
• государственную аккредитацию образовательной деятельности;
• федеральный государственный контроль качества образования;
• федеральный государственный надзор в сфере образования.
Как и в любой сфере общественной жизни, государственное регулирование и реформирование системы образования обусловлено историческими процессами. Осуществляя серьезные преобразования в стране,
органы власти предлагают различные методы регулирования в определенный исторический момент. Создание инновационных, цифровых, эффективных и результативных механизмов невозможно без учёта исторических событий, преемственности и использования накопленного опыта
в реформируемых сферах общественной жизни.
В связи с этим представляет интерес и актуальность изучение нормативных правовых актов и материалов, связанных с различными периодами становления системы государственного контроля (надзора) в российском обществе.
Анализ документов государственного контроля (надзора) в сфере образования в России в период с ХVIII века и по настоящее время подтверждает
гипотезу о кардинальных изменениях в сфере контроля (надзора) в пер-
вые годы жизни советской школы. Даже понятие «инспектор» стремились
изгнать из практики народного образования после революции 1917 года.
Сменивший инспектора «инструктор» не прижился в системе контроля,
и позже вновь решено было заменить инструкторский аппарат народного
образования подразделениями инспекторов.
Инспектирование как одна из основных форм государственного
контроля в области образования просуществовала вплоть до 90-х годов
XX века. И только в результате правительственных и ведомственных решений в 1990-х годах упраздняется институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а наименования должностей приводятся
в соответствие с действующей классификацией должностей государственных служащих (например, специалист, ведущий, главный специалист).
Исследование дореволюционного, советского, а затем и российского
опыта разработки и реализации государственной политики в сфере образования, организации государственного надзора (контроля) и осуществления нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования посредством анализа документов позволяет сделать вывод о преемственности при совершенствовании законодательства, регламентирующего
проведение проверок в сфере образования.
Проблемы правоприменения в сфере государственного контроля (надзора), учредительного и иного контроля отчасти предопределены несовершенством формулировок официальных документов, разнообразной административной и судебной практикой, отсутствием объективного и всестороннего анализа действенности применяемых мер правового реагирования
по итогам проведенных проверок.
Эффективность и результативность проводимых в настоящее время
реформ в системе российского образования в целом и государственного
контроля (надзора) в частности зависит от глубины понимания происходящих в обществе процессов, особенностей правового регулирования ре-
формы контрольно-надзорной деятельности, тенденций к переходу на модель профилактики в условиях цифровизации экономики и образования.
Теоретические выводы и практико-ориентированные предложения ав-
торов монографии обусловлены результатами диалектического метода научного познания, а также использованием общенаучных (анализ, синтез,
сравнение, моделирование) и частно-научных методов (историко-право-
вой, сравнительно-правовой, экспертиза) исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образование представляет собой одну из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку оно является ключевым фактором
экономического и социального развития государства и общества.
В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе — высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Одним из условий, позволяющих реализовывать гарантированное конституционное право на качественное и безопасное образование, является
институт государственной регламентации.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» государственная регламентация образователь-
ной деятельности в Российской Федерации направлена на установление
единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями данных требований.
Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой совокупность используемых органами государственной
власти правовых и административных процедур, включающих в себя:
• лицензирование образовательной деятельности;
• государственную аккредитацию образовательной деятельности;
• федеральный государственный контроль качества образования;
• федеральный государственный надзор в сфере образования.
Как и в любой сфере общественной жизни, государственное регулирование и реформирование системы образования обусловлено историческими процессами. Осуществляя серьезные преобразования в стране,
органы власти предлагают различные методы регулирования в определенный исторический момент. Создание инновационных, цифровых, эффективных и результативных механизмов невозможно без учёта исторических событий, преемственности и использования накопленного опыта
в реформируемых сферах общественной жизни.
В связи с этим представляет интерес и актуальность изучение нормативных правовых актов и материалов, связанных с различными периодами становления системы государственного контроля (надзора) в российском обществе.
Анализ документов государственного контроля (надзора) в сфере образования в России в период с ХVIII века и по настоящее время подтверждает
гипотезу о кардинальных изменениях в сфере контроля (надзора) в пер-
вые годы жизни советской школы. Даже понятие «инспектор» стремились
изгнать из практики народного образования после революции 1917 года.
Сменивший инспектора «инструктор» не прижился в системе контроля,
и позже вновь решено было заменить инструкторский аппарат народного
образования подразделениями инспекторов.
Инспектирование как одна из основных форм государственного
контроля в области образования просуществовала вплоть до 90-х годов
XX века. И только в результате правительственных и ведомственных решений в 1990-х годах упраздняется институт инспекторов на всех уровнях органов управления образованием, а наименования должностей приводятся
в соответствие с действующей классификацией должностей государственных служащих (например, специалист, ведущий, главный специалист).
Исследование дореволюционного, советского, а затем и российского
опыта разработки и реализации государственной политики в сфере образования, организации государственного надзора (контроля) и осуществления нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования посредством анализа документов позволяет сделать вывод о преемственности при совершенствовании законодательства, регламентирующего
проведение проверок в сфере образования.
Проблемы правоприменения в сфере государственного контроля (надзора), учредительного и иного контроля отчасти предопределены несовершенством формулировок официальных документов, разнообразной административной и судебной практикой, отсутствием объективного и всестороннего анализа действенности применяемых мер правового реагирования
по итогам проведенных проверок.
Эффективность и результативность проводимых в настоящее время
реформ в системе российского образования в целом и государственного
контроля (надзора) в частности зависит от глубины понимания происходящих в обществе процессов, особенностей правового регулирования ре-
формы контрольно-надзорной деятельности, тенденций к переходу на модель профилактики в условиях цифровизации экономики и образования.
Теоретические выводы и практико-ориентированные предложения ав-
торов монографии обусловлены результатами диалектического метода научного познания, а также использованием общенаучных (анализ, синтез,
сравнение, моделирование) и частно-научных методов (историко-право-
вой, сравнительно-правовой, экспертиза) исследования.
- Мне нравится (1)