Конспект дистанционного занятия на тему: Анализ научно-исследовательской литературы
Конспект занятия, проводимого дистанционно, позволяет обучающимся проходить обучение вне учебного заведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionka_gr_36_za_02_maya_pso_malysheva_ab.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по МДК 01.01. Право социального обеспечения
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 36 курс 3
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(набор 2013г.)
(углубленная подготовка)
дата проведения 30 апреля 2016 г.
форма проведения дистанционно
преподаватель А.Б. Малышева
Тема Анализ научно-исследовательской литературы
Цель занятия: Формирование компетенций по осуществлению профессионального толкования нормативных правовых актов; по осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития; по использованию информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности; по ориентированию в условиях постоянного изменения правовой базы.
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понимания по анализированию научно-исследовательской литературы для написания курсовой работы.
Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса.
Развивающая: Формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли, умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Информационно-справочное оснащение обсуждается с каждым обучающимся индивидуально, согласно выбранной темы курсовой работы
- Изучаемые вопросы занятия
|
Главный источник исследовательской работы – научные тексты. Выбор литературы для изучения – важная составляющая работы исследователя.
Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: первый этап - первичное ознакомление источника (на котором отсеивается ненужная литература), второй - глубокий анализ.
Основания выбора литературы для изучения:
- по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
- по рекомендации научного руководителя;
- как случайный выбор из имеющейся под рукой литературы (например, из периодической печати).
При написании курсовой и дипломной работ обучающийся сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности.
Изучение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.
При выборе книги или статьи для изучения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать их изучение, начав с более простых и постепенно переходя к более сложным. Как правило, более сложными являются теоретические тексты и менее сложными – методические, то есть эмпирические описательные.
Целесообразно изучение научной литературы начать с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся.
Вторичное изучение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое и направленное по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.
Подбор литературы следует вести с учетом: жанра (монографии, статьи, тезисы, методические разработки), предметной тематики (по психологии, педагогике, социологии, философии), периода издания (литературы прошлых лет издания, новая и новейшая), авторских научных школ. Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников.
Минимальный объем научного текста, изучаемый для выполнения исследовательской работы следующий: для курсовой – не менее 500 страниц.
Конспектирование источников
Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Это процесс образования нового знания на знании изучаемом. Конспектирование есть способ переработки информации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом.
Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет в тексте понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.
Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики своей структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.
Виды конспектирования:
- выборочное и сквозное;
- репродуктивное и продуктивное.
Каждый вид имеет свои особенности и пригоден для решения разных задач.
Формы конспектирования: выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия.
Технологические приемы конспектирования: выписки цитат, пересказ своими словами, выделение идей и теорий, критические замечания, уточнения, перевод на более простой и понятный язык, собственные разъяснения, сравнивание позиций, реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем, описание связей и отношений, введение дополнительной информации и др.
В процессе конспектирования проводится анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа: обзорный, сравнительный, системный, проблемный, аспектный, критический, феноменологический, контент-анализ, герменевтический, комплексный, функциональный и др. Каждый из этих видов имеет свою технологию, что дает разные результаты.
3. Домашнее задание на следующее занятие
Обучающиеся должны прислать на электронный адрес aleksandramalyshevaa@mail.ru преподавателя ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СПИСОК ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ курсовой работы.
Преподаватель А.Б. Малышева
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ЦК
дисциплин профессионального цикла
специальности «Право и организация
социального обеспечения»
ГБПОУ Юридический колледж
от ____ ___________ 2016 г. № ___