Конспект дистанционного занятия на тему: Анализ научно-исследовательской литературы

Малышева Александра Борисовна

Конспект занятия, проводимого дистанционно, позволяет обучающимся проходить обучение вне учебного заведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionka_gr_36_za_02_maya_pso_malysheva_ab.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по МДК 01.01. Право социального обеспечения

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 36 курс 3

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(набор 2013г.)

(углубленная  подготовка)

дата проведения 30 апреля 2016 г.

форма проведения дистанционно

преподаватель А.Б. Малышева

Тема Анализ научно-исследовательской литературы

Цель занятия: Формирование компетенций по осуществлению профессионального толкования нормативных правовых актов; по осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития; по использованию информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности; по ориентированию в условиях постоянного изменения правовой базы.

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понимания по анализированию научно-исследовательской литературы для написания курсовой работы.

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса.

Развивающая: Формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли, умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать.


Информационно-справочное оснащение обсуждается с каждым обучающимся индивидуально, согласно выбранной темы курсовой работы

  1. Изучаемые вопросы занятия
  1. Анализ научно-исследовательской литературы

Главный источник исследовательской работы – научные тексты. Выбор литературы для изучения – важная составляющая работы исследователя.

Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: первый этап - первичное ознакомление источника (на котором отсеивается ненужная литература), второй - глубокий  анализ.

Основания выбора литературы для изучения:

  • по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
  • по рекомендации научного руководителя;
  • как случайный выбор из имеющейся под рукой литературы (например, из периодической печати).

При написании курсовой и дипломной работ обучающийся сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности.

Изучение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для изучения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать их изучение, начав с более простых и постепенно переходя к более сложным. Как правило, более сложными являются теоретические тексты и менее сложными – методические, то есть эмпирические описательные.

Целесообразно изучение научной литературы начать с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся.

Вторичное изучение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое и направленное по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Подбор литературы следует вести с учетом: жанра (монографии, статьи, тезисы, методические разработки), предметной тематики (по психологии, педагогике, социологии, философии), периода издания (литературы прошлых лет издания, новая и новейшая), авторских научных школ. Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников.

Минимальный объем научного текста, изучаемый для выполнения исследовательской работы следующий: для курсовой – не менее 500 страниц.

Конспектирование источников

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Это процесс образования нового знания на знании изучаемом. Конспектирование есть способ переработки информации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом.

Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет в тексте понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики своей структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:

  • выборочное и сквозное;
  • репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид имеет свои особенности и пригоден для решения разных задач.

Формы конспектирования: выписки, составление плана, тезисы, аннотация, рецензия.

Технологические приемы конспектирования: выписки цитат, пересказ своими словами, выделение идей и теорий, критические замечания, уточнения, перевод на более простой и понятный язык, собственные разъяснения, сравнивание позиций, реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем, описание связей и отношений, введение дополнительной информации и др.

В процессе конспектирования проводится анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа: обзорный, сравнительный, системный, проблемный, аспектный, критический, феноменологический, контент-анализ, герменевтический, комплексный, функциональный и др. Каждый из этих видов имеет свою технологию, что дает разные результаты.

3. Домашнее задание на следующее занятие

Обучающиеся должны прислать на электронный адрес aleksandramalyshevaa@mail.ru преподавателя ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СПИСОК ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ курсовой работы.

Преподаватель                                                                А.Б. Малышева

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЦК

дисциплин профессионального цикла

специальности «Право и организация

социального обеспечения»

ГБПОУ Юридический колледж

от ____ ___________ 2016 г. № ___