Рабочая программа Профессионального модуля 1
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.01(030912), квалификация – юрист для студентов первого и второго курса ГБПОУ МО «Красногорский колледж».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm01obespechenie_realizatsii_na_978_chasov.doc | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
г.Красногорск 2017
Одобренона заседании учебно-
методического объединения (УМО) протокол № ___ от _______
Утверждено
заместитель директора
по образовательно-инновационной
деятельности
__________________ Т.П.Дубровская
"___"_________ 20__ г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 400201 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик:
ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Разработчики программы:
преподаватели: Антонова А.В.
Матвеева И.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 25 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 33 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 Право и организация социального обеспечения в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке работников в области предоставления социального обеспечения при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;
- формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
- пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
- определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
- общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
- публичного выступления и речевой аргументации позиции;
уметь:
- анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
- принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
- определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
- определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
- формировать пенсионные дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
- пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
- консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
- запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
- составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
- осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
- использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
- информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
- оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
знать:
- содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
- понятия и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
- правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
- основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
- основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
- юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
- структуру трудовых пенсий;
- понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
- государственные стандарты социального обслуживания;
- порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
- порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
- способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
- основы психологии личности;
- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: На освоение программы профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»
Графиком учебного процесса отведено:
1) максимальной учебной нагрузки обучающегося – 978 часов, включая:
а) обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 660 часов,
из них:
- теоретических занятий – 440 часов:
- практических занятий – 220 часов;
б) самостоятельной работы обучающегося – 318 часа;
2) учебной и производственной практики – 72 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1
Результатом освоения программы профессионального модуля 1 является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, представленными в таблице 1:
Таблица 1 – Профессиональные и общие компетенции
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.2. | Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.3. | Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите |
ПК 1.4. | Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии |
ПК 1.5. | Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат |
ПК 1.6. | Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
ОК 12. | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
ОК 13. | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
3. Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. ПК 1.4 ПК 1.5. | Раздел 1. Определение прав граждан на пенсионное обеспечение и пособия по социальному страхованию | 498 | 338 | 120 | 20 (предполагается. что работа над курсовым будет во время теоретических и практических занятий. Специально часов не выделено) 20 | 160 | 180 | 36 | - |
ПК 1.3. | Раздел 2. Определение прав граждан на социальное обслуживание и медико-социальную экспертизу | 480 | 332 | 30 | 158 | - | |||
ПК 1.6. | Раздел 3. Организация психологического контакта с клиентами (потребителями социальных услуг) | 70 | 36 | - | |||||
Всего: | 978 | 660 | 220 | 40 | 318 | 180 | 108 | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
МДК.01.01. Право социального обеспечения | |||||||
Раздел 1 Определение прав граждан на пенсионное обеспечение и пособия по социальному страхованию | 322 | ||||||
Тема 1.1. Социальная защита и социальное обеспечение | Содержание
| 44 | |||||
1. | Право социального обеспечения как отрасль права Понятие, предмет, метод и принципы Права социального обеспечения (всеобщность, осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета, дифференциация видов, условий и уровня обеспечения, гуманизм, приоритетность оказания помощи несовершеннолетним, адресность, добровольность, доступность) | 4 | 1 | ||||
2. | Виды и формы социального обеспечения: государственное социальное страхование, ассигнования из федерального бюджета, государственная социальная помощь. Функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная. | 4 | 1 | ||||
3. | Понятие и характеристика отдельных видов источников социального обеспечения. | 2 | 2 | ||||
4 | История развития социального законодательства в России. | 2 | 1 | ||||
5 | Правоотношения по социальному обеспечению Понятие правоотношений по социальному обеспечению. Виды правоотношений по социальному обеспечению. | 2 | 2 | ||||
6 | Содержание правоотношений по социальному обеспечению | 2 | 3 | ||||
7 | Трудовой (страховой) стаж Понятие и виды трудового стажа (общий, страховой, стаж на соответствующих видах работ). | 2 | 2 | ||||
8 | Характеристика общего трудового (страхового) стажа. Определение правил исчисления общего трудового (страхового) стажа. | 2 | 3 | ||||
9 | Периоды работы или иной общественной полезной деятельности, включаемые в общий трудовой (страховой) стаж. | 2 | 2 | ||||
10 | Характеристика трудового стажа. Определение правил исчисления трудового стажа. Периоды работы или иной общественной полезной деятельности, включаемые в трудовой стаж. | 2 | 3 | ||||
11 | Характеристика страхового стажа. Определение правил исчисления страхового стажа. | 4 | 2 | ||||
12 | Характеристика стажа на соответствующих видах работ. Определение правил исчисления стажа на соответствующих видах работ. | 4 | 2 | ||||
13 | Периоды работы или иной общественной полезной деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. | 4 | 2 | ||||
14 | Понятие и виды доказательств трудового стажа (письменные документы, свидетельские показания). | 4 | 2 | ||||
15 | Особенности установления периодов работы по отдельным видам доказательств (по свидетельским показаниям, письменным документам) | 4 | 2 | ||||
Практические занятия | 32 | ||||||
1. | Решение ситуационных задач по определению прав граждан на конкретный вид социального обеспечения. Определение вида правоотношений по социальному обеспечению в конкретной практической ситуации. | 8 | |||||
2 | Исчисление продолжительности страхового стажа в конкретной практической ситуации. | 8 | |||||
3 | Исчисление продолжительности общего стажа в конкретной практической ситуации. | 6 | |||||
4 | Исчисление продолжительности специального трудового стажа в конкретной практической ситуации. | 6 | |||||
5 | Исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ в конкретной практической ситуации. | 4 | |||||
Тема 1.2. Трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению | Содержание | 60 | |||||
1. | Понятие трудовой пенсии. Лица, имеющие право на трудовую пенсию. Виды трудовых пенсий и их структура. | 2 | 1 | ||||
2 | Финансирование трудовых пенсий | 2 | 1 | ||||
3 | Право на выбор пенсии. Индивидуальный лицевой счет. Специальная часть индивидуального лицевого счета. | 2 | 2 | ||||
4 | Пенсионные накопления: понятие, формирование. | 2 | 2 | ||||
5 | Определение понятия и условий назначения трудовой пенсии по старости. | 2 | 1 | ||||
6 | Условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости. | 2 | 2 | ||||
7 | Основания приостановления, восстановления и прекращения выплаты пенсий. Выплата сумм, недополученных в связи со смертью пенсионера. Удержания из пенсий | 2 | 2 | ||||
8 | Порядок доставки и выплаты трудовых пенсий | 2 | 2 | ||||
9 | Определение порядка расчета трудовой пенсии по старости. | 2 | 2 | ||||
10 | Определение условий сохранения и конвертации пенсии по старости. | 2 | 2 | ||||
11 | Валоризация пенсий в РФ | 2 | 3 | ||||
12 | Определение понятия и условий назначения трудовой пенсии по инвалидности. | 2 | 1 | ||||
13 | Определение порядка расчета трудовой пенсии по инвалидности. | 2 | 3 | ||||
14 | Определение понятия и условий назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. | 2 | 3 | ||||
15 | Определение порядка расчета трудовой пенсии по случаю потери кормильца. | 2 | 3 | ||||
16 | Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. | 2 | 1 | ||||
17 | Характеристика отдельных видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсия за выслугу лет). | 4 | 2 | ||||
18 | Характеристика отдельных видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии по инвалидности). | 4 | 2 | ||||
19 | Характеристика отдельных видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению (по случаю потери кормильца). | 4 | 2 | ||||
20 | Характеристика отдельных видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальная пенсия). | 4 | 2 | ||||
21 | Пожизненное содержание судей. | 4 | 2 | ||||
22 | Особенности назначения, исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению для военнослужащих | 4 | 2 | ||||
23 | Особенности назначения, исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению для лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф | 4 | 2 | ||||
24 | Особенности назначения, исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава | 4 | 2 | ||||
Практические занятия | 64 | ||||||
1. | Определение права на назначение трудовой пенсии по старости и определение ее размера по конкретной ситуации. | 14 | |||||
2 | Определение права на назначение трудовой пенсии по инвалидности и определение ее размера по конкретной ситуации. | 10 | |||||
3 | Определение права на назначение трудовой пенсии по потери кормильца и определение ее размера по конкретной ситуации. | 14 | |||||
4 | Определение права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и определение ее размера по конкретной ситуации для военнослужащих. | 12 | |||||
5. | Определение права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и определение ее размера по конкретной ситуации для федеральных государственных служащих. | 14 | |||||
Тема 1.3. Пособия и иные выплаты отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите | Содержание | 90 | 1 | ||||
1. | Понятие пособий и их классификация. Единовременные, ежемесячные и периодические пособия. Пособия, возмещающие утраченный заработок. Пособия, выплачиваемые с целью социальной поддержки. | 4 | |||||
2 | Государственные пособия гражданам, имеющим детей. | 2 | 2 | ||||
3 | Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности Пособие по беременности и родам. | 4 | 2 | ||||
4 | Единовременное пособие при рождении ребенка. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами | 4 | 2 | ||||
5 | Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. | 2 | 2 | ||||
6 | Пособие для граждан из числа сирот | 2 | 1 | ||||
7 | Материнский капитал: понятие, условия назначения и выплаты, размеры и направления расходования. | 4 | 1 | ||||
8 | Правовой статус безработного: понятие, права и обязанности, порядок регистрации. | 4 | 2 | ||||
9 | Условия порядок назначения и выплаты пособия по безработице. | 4 | 2 | ||||
10 | Условия и порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. | 6 | 2 | ||||
11 | Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. | 4 | 2 | ||||
12 | Иные виды пособий и компенсационные выплаты Пособие при возникновении поствакционального осложнения. | 4 | 2 | ||||
13 | Пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом | 2 | 2 | ||||
14 | Пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту | 2 | 2 | ||||
15 | Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы | 4 | 3 | ||||
16 | Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве | 4 | 2 | ||||
17 | Компенсационные выплаты в социальном обеспечении в связи с семейными обстоятельствами. | 4 | 3 | ||||
18 | Компенсационные выплаты с различными юридическими факторами | 10 | 2 | ||||
Курсовая работа | 20 | ||||||
Практические занятия | 46 | ||||||
1 | Определение перечня документов, необходимых для установления и расчета пособия женщинам – матерям. | 8 | |||||
2 | Оформление памяток-консультаций «Документы, необходимые для оформления пособий гражданам, имеющим детей в РФ» на основе анализа нормативно-правовых актов. | 2 | |||||
3 | Формирование дела получателя пособия по безработице. | 2 | |||||
4 | Определение права на назначение пособия по безработице и определение размера данного пособия в конкретной практической ситуации. | 8 | |||||
5 | Формирование дела получателя пособия по временной нетрудоспособности. | 2 | |||||
6 | Определение права на назначение пособия по временной нетрудоспособности и определение размера данного пособия в конкретной практической ситуации. | 8 | |||||
7 | Определение права на назначение пособия на погребение и определение размера данного пособия в конкретной практической ситуации. | 6 | |||||
8 | Решение практических ситуаций по определению права граждан на получение иных видов пособий и компенсационных выплат. | 10 | |||||
Самостоятельная работа при изучении 1 раздела ПМ 01.
| 121 | ||||||
Примерная тематика домашних заданий 1. Проработка учебной, специальной литературы, ресурсов Интернет, периодических изданий по профилю подготовки по вопросам:
| |||||||
Учебная практика
Деловая игра по итогам учебной практики по 1 разделу - «Назначение трудовой пенсии по старости» | 36 | ||||||
МДК.01.02. Психология социально-правовой деятельности | |||||||
Раздел 2 Определение прав граждан на социальное обслуживание и медико-социальную экспертизу | 78 | ||||||
Тема 2.1. Социальное обслуживание | Содержание | 18 | |||||
1 | Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика отдельных видов социального обслуживания (обслуживание на дому, стационарное обслуживание, полустационарное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь) | 2 | 1 | ||||
2 | Правовые основы организации трудового устройства инвалидов. Характеристика основных форм трудоустройства инвалидов (на обычных предприятиях, на специализированных предприятиях, работа на дому, работа в учебно-производственных предприятиях, в кооперативах, индивидуально-трудовая деятельность). | 2 | 2 | ||||
3 | Организация протезирования в РФ и порядок снабжения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, специальными транспортными средствами. | 2 | 2 | ||||
4 | Определение условий и порядка материально-бытового обслуживания престарелых и инвалидов. Характеристика основных видов и форм материально-бытового обслуживания. | 6 | 2 | ||||
5 | Понятие, виды льгот и преимуществ в социальном обеспечении. Определение круга граждан, имеющих право на льготы и преимущества. | 6 | 2 | ||||
Практические задания | 16 | ||||||
1. | Определение порядка предоставления отдельных видов социального обслуживания при решении практических ситуаций. | 4 | |||||
2. | Определение условий предоставления отдельных видов социального обеспечения с использованием справочно-правовых систем при решении практических ситуаций | 2 | |||||
3. | Анализ и изучение нормативно-правовых актов при решении практических ситуаций по определению права на социальное обслуживание | 2 | |||||
4. | Оформление пакета документов для помещения в стационарное учреждение социального обслуживания | 2 | |||||
5. | Подготовка консультаций для граждан и юридических лиц по вопросу предоставления отдельным категориям граждан различных льгот и преимуществ | 2 | |||||
6. | Решение практических ситуаций по определению условий и порядка реализации права на льготы и преимущества отдельным категориям граждан. | 4 | |||||
Тема 2.2. Медико-социальная экспертиза | Содержание | 30 | |||||
1 | Понятие медико-социальной экспертизы (МСА). Инвалидность: понятие, группы, причины, учреждения МСЭ. Виды учреждений МСА | 4 | 2 | ||||
2 | Экспертиза временной нетрудоспособности. Особенности выдачи листка временной нетрудоспособности при различных основаниях в связи с болезнью, увечьем | 2 | 3 | ||||
3. | Особенности выдачи листка временной нетрудоспособности в связи с беременностью, родами, уходом за больным членом семьи | 2 | 3 | ||||
4 | Особенности выдачи листка временной нетрудоспособности в связи с протезированием, санаторно-курортным лечением | 4 | 3 | ||||
5 | Порядок признания лица инвалидом: правовые основы, процедура направления, оформление документов. | 4 | 3 | ||||
6 | Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы. | 4 | 2 | ||||
7 | Инвалидность вследствие трудового увечья и профессионального заболевания: понятие, нормативное регулирование. | 4 | 2 | ||||
8 | Порядок расследования несчастного случая на производстве (в т.ч. со смертельным исходом, групповым несчастным случаем)) | 6 | 3 | ||||
Практические занятия | 14 | ||||||
1 | Решение ситуаций, определяющих право выдачи листков временной нетрудоспособности. | 4 | |||||
2 | Решение ситуаций по определению правильности проведения экспертизы временной нетрудоспособности. | 2 | |||||
3 | Анализ листков временной нетрудоспособности на факт выявления ошибок в оформлении | 2 | |||||
4 | Решение ситуаций, определяющих порядок направления на медико-социальную экспертизу. | 2 | |||||
5 | Решение ситуаций, определяющих порядок освидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья. | 2 | |||||
6 | Деловая игра «Судебная защита при решении спорных вопросов по результатам медико-социальной экспертизы» | 2 | |||||
Самостоятельная работа при изучении 2 раздела ПМ 01.
| 104 | ||||||
Примерная тематика домашних заданий
| |||||||
Учебная практика 1. Подготовка юридических консультаций по вопросам:
2. Решение производственных ситуаций по определению правил установления временной нетрудоспособности и выдаче листка временной нетрудоспособности. 3. Анализ правовых документов по выявлению недостатков в оформлении листков временной нетрудоспособности. 4. Оформление правовых документов по расследованию несчастных случаев на производстве. | 36 | ||||||
Раздел 3 Организация психологического контакта с клиентами (потребителями социальных услуг) | |||||||
Тема 3.1. Введение в психологию лиц с ограниченными возможностями | Содержание | 50 | |||||
1. | Понятие психологии. Предмет и задачи психологии. Основные направления психологии. Особенности и функции психики. | 4 | 1 | ||||
2. | Психология познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. | 4 | 2 | ||||
3. | Психология инвалидов и лиц пожилого возраста | 6 | 2 | ||||
4 | Психология личности с патопсихологическими симптомами | 6 | 2 | ||||
5 | Психология личности с сенсорными и статодинамическими симптомами | 6 | 2 | ||||
6 | Социальная психология старения. | 6 | 2 | ||||
7 | Возрастные изменения в пожилом возрасте | 6 | |||||
Практические занятия | 50 | ||||||
1 | Решении практических ситуаций по определению нарушений основных функций организма. | 50 | |||||
Тема 3..2. Психология личности | Содержание | 28 | |||||
1. | Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность''. Их характеристика. Факторы становления личности. | 2 | 1 | ||||
2. | Предмет психологии личности. | 2 | 1 | ||||
3. | Подходы к изучению личности | 2 | |||||
4. | Обучение и труд в развитии личности | 2 | |||||
5. | Проблемы психологии личности. | 2 | 2 | ||||
6. | Структура личности. Социализация личности | 2 | 2 | ||||
7. | Психика личности: структура, психические свойства | 4 | 3 | ||||
8. | Психические познавательные процессы | 2 | 2 | ||||
9. | Эмоционально-волевая сфера личности: эмоциональные состояния, стресс. | 4 | 2 | ||||
10 | Психология групп: понятие группы и ее основные характеристики . | 2 | 1 | ||||
11 | Виды групп, девиантное поведение личности | 4 | |||||
Практические занятия | 8 | ||||||
1. | Решение практических задач по определению типов темперамента и характера. | 2 | |||||
2. | Решение практических ситуаций по выявлению причин стресса и определению путей его преодоления. | 2 | |||||
3. | Создание психологического портрета личности на основе данных конкретной практической ситуации. | 2 | |||||
4. | Составление сравнительной характеристики психологических портретов. | 2 | |||||
Тема 3.3. Этические принципы и приоритеты интересов в профессиональной деятельности специалиста | Содержание | 34 | |||||
1. | Понятие и категории профессиональной этики специалиста Основные функции и принципы профессиональной этики специалиста. | 6 | 1 | ||||
2. | Интересы клиента, ответственность специалиста, права клиента, сотрудничество специалиста и клиента. Основы нравственной культуры. | 4 | 1 | ||||
3. | Личностно-нравственные качества специалиста. Призвание и профессия. Уровень моральности специалиста. Нравственность как основа личности специалиста. | 6 | 2 | ||||
4. | Основные компоненты нравственного сознания:
- нравственная потребность. | 6 | 1 | ||||
5. | Эстетическая и этическая культура | 6 | 1 | ||||
6. | Личностные качества специалиста. Гражданская позиция специалиста. Внешние формы этикета. | 6 | 2 | ||||
Практические занятия | 8 | ||||||
1. | Составление проекта Кодекса профессиональной этики специалиста (Разделы: Принципы деятельности, Права и обязанности, Ответственность специалиста) | 2 | |||||
2. | Решение практических ситуаций по определению проявляющихся понятий потребности себя вести нравственно в конкретных ситуациях | 2 | |||||
3 | Формирование внешнего облика специалиста (физический облик, мимика, жесты, позы, осанка, оформление внешности, манера поведения) | 2 | |||||
4 | Решение практических ситуаций по выявлению нарушений профессиональных и моральных принципов «Антикоррупционное законодательство. Антикоррупционное поведение» | 2 | |||||
5 | |||||||
6. |
| ||||||
Тема 3.4. Деловое общение специалиста | Содержание | 20 | |||||
1. | Общение: понятие и виды общения, роль обратной связи. Структура общения. | 2 | 1 | ||||
2. | Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. | 2 | 2 | ||||
3. | Особенности делового общения. | 2 | 2 | ||||
4. | Детерминация человеческого поведения в деловом общении | 2 | 1 | ||||
5. | Деловое общение в рабочей группе | 2 | 3 | ||||
6. | Этика делового общения | 2 | 1 | ||||
7. | Особенности этики делового общения в различных культурах (западноевропейской, протестантская этика, в учении Конфуция). Особенности национальной этики | 2 | 1 | ||||
8. | Этикет и культура поведения делового человека (правила вербального этикета, общение по телефону, деловой переписки) | 2 | 2 | ||||
9. | Общение в процессе консультирования. | 4 | 3 | ||||
Практические занятия | 6 | ||||||
1. | Выполнение имитации разговора по телефону: основные правила общения, этикет телефонного разговора. | 1 | |||||
2. | Подготовка письменных ответов на запросы органов власти, граждан и юридических лиц по предложенным ситуациям. | 1 | |||||
3. | Выполнение имитационного задания по ведению переговоров с контролирующими и вышестоящими органами. | 1 | |||||
4. | Выполнение тестовых заданий «Ваш стиль общения», «Коммуникативные и организаторский способности». | 1 | |||||
5. | Решение практических ситуаций по определению характеристик сторон общения. | 1 | |||||
6. | Выполнение тестовых заданий по самооценке навыков искусству общения и решения деловых ситуаций | 1 | |||||
Самостоятельная работа при изучении 3 раздела ПМ 01.
| 36 | ||||||
Примерная тематика домашних заданий Проработка учебной, специальной литературы, ресурсов Интернет, периодических изданий по профилю подготовки по вопросам:
| |||||||
Учебная практика
1).Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста 2).Этические и нравственные принципы в профессиональной деятельности 3).Особенности делового общения
| |||||||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ
| |||||||
Примерная тематика курсовых работ по «Праву социального обеспнчения»: Тема 1. Право социального обеспечения: понятие, предмет, метод. Тема 2. Источники права социального обеспечения.. Тема 3. Правоотношения по системе социального обеспечения.. Тема 4. Трудовой стаж. Тема 5. Трудовая пенсия по старости. Тема 6. Трудовая пенсия по инвалидности. Тема 7. Пенсия по случаю потери кормильца. Тема 8. Пенсия за выслугу лет. Тема 9. Пособие по безработице. Тема 10. Пособие по временной нетрудоспособности. Тема 11. Льготы по системе социального обеспечения. Тема 12. Единовременные пособия. Тема 13. Медицинская помощь и лечение. Тема 14. Компенсационные выплаты. Тема 15. Социальное обслуживание. Тема 16. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Тема 17. Пособия на детей. Тема 18. Финансирование социального обеспечения. Примерная тематика курсовых работ по «Психологии социально-правовой деятельности»: • Медикопсихологическая реабилитация людей опасных профессий. • Особенности ценностно-смысловой сферы людей, работающих в стрессогенных условиях. • Жизнестойкость, базисные убеждения как личностный ресурс психического здоровья. • Влияние качества жизни на соматическое и психологическое здоровье человека. • Физиологическая и психологическая адаптация. • Влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека. • Психологический ресурс соматического здоровья. • Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека. • Изучение личностных параметров лиц опасных профессий. • Психологическая и физиологическая адаптация людей, работающих в стрессорных условиях. • Психологическая реабилитация участников военных действий. • Психология сироты. • Психология детдомовца. • Талантливы ли дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности»? • Характер и личность: история и современные взаимоотношения. • Ригидный характер/личность и их типы. • «Чувствительность к проблемам» как характеристика творческой личности /практического психолога. • Когнитивно-поведенческая терапия страхов. • Когнитивно-поведенческая терапия фиксированных форм поведения. • «Ригидная» семья - «ригидный» ребенок - «ригидный» взрослый (роль семьи в ригидизации личности ребенка). • Суицид (самоубийство или его попытка) как фиксированная форма поведения. • «Чувство нового» и неофобии. • Невербальные формы фиксированною поведения. • Фиксированные формы речевого поведения. • Авторитарная личность (психолога, педагога, руководителя). • Этнические стереотипы как фиксированные формы поведения. • Предубеждения и предрассудки как психологическая проблема. • Психология профессионально-личностной деформации (психолога, учителя, психотерапевта, психиатра, руководителя etc). • Фиксированные формы поведения учителя. • Фиксированные формы поведения практического психолога (психотерапевта). • Фиксированные формы поведения в менеджменте. • Фиксированные формы поведения как защитное поведение (психическая ригидность как зашитый механизм). • Креативность - что это такое? Уровни и варианты, отношения с флексебильностью. • Психобиопрофессиограмма психологической деятельности (психолога). • Характерология - история и современность (диагностика и развитие). • Девиации поведения - психологические механизмы, возможности профилактики и психокоррекции. • Фиксированные формы поведения в гештальтпсихологии и терапии. • Фиксированные формы поведения в психоанализе (диагностика и психотерапия). • Ригидность мотивов (диагностика и коррекция). • Личностное развитие и личностный рост - взаимоотношения. • Фиксированные формы поведения в межличностных отношениях. • Личность как предмет медицинской психологии. • Пути и способы деригидизации личности (от ригидности к флексибильности). • Психология мудрости (отношения ума и мудрости). • Гении в школе. • Психология здоровья (участника образовательного процесса). • Контент-анализ в диагностической и коррекционной работе психолога. • Психологическое консультирование и психотерапия. • Модификация поведения (психолого-педагогические проблемы). • Психология и психотерапия энуреза. • Психология и психотерапия страхов (перед экзаменами, публичными выступлениями, важными встречами, переговорами). • Психологические проблемы переселения (например, в Германию, Россию). • Психология аддиктивного поведения (алкогольная, наркотическая зависимости) и их психопрофилактика и психокорреция. • Поведенческая терапия и психоанализ. • Психология семьи: диагностика, консультирование, психотерапия. • Семья - открытая или закрытая система: проблемы и системная психотерапия. • Супервизия и области применения. • Экспресс-психотерапия: понятия и области применения. • Психология и психотерапия заикания. • Язык и психотерапия. • Язык и психоанализ. • 3. Фрейд и его критики. • Психологическое консультирование (психотерапия) детей и подростков. • История психотерапии. • Неудачи психотерапии - виды и причины. • Исследование эффективности психотехнологий. • Клиент/ пациент - проблемы мотивации в психотерапии и психологическом консультировании. • Психологические основы психоаналитической психотерапии. • Психологические основы поведенческо-когнитивной психотерапии. • Психологические основы гештальтпсихотерапии. • Личность в поведенческой психологии и психотерапии. • Поведенческая терапевтическая диагностика. • Психология толерантности - интолерантности. • Флексибильность как базовая характеристика толерантной личности. • Профилактика и коррекция интолерантных установок и поведения. • Интолерантность как фактор деструктивных конфликтов (межличностных, семейных, межэтнических и др.). • История Сибирской психологии. • Супервизия в профессиональной подготовке и профессионально- личностном росте психолога (психотерапевта). • Психология беременных женщин. • Психологические проблемы родовспоможения: их профилактика и психотерапия. • Психология людей в «середине жизни» (45-60 лет). • Психология и психологические проблемы бабушек и дедушек. • психология и психотерапия семьи. • Слабые стороны «третьей силы в психологии» (гуманистической психологии). | |||||||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Право социального обеспечения»; компьютерный кабинет «Информационных технологий в профессиональней деятельности».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Право социального обеспечения»:
- подборка нормативно-правовых актов РФ в сфере социального обеспечения;
- комплекты раздаточного практического материала;
- бланки документации, оформляемых органами социального обеспечения населения при назначении пенсий, пособий и иных выплат, при оказании различных видов социальных услуг
Оборудование компьютерного кабинета «Информационных технологий в профессиональней деятельности» и рабочих мест:
- компьютеры;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- рабочие места по количеству обучающихся.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая рекомендуется проводить концентрированно в районных и городских отделениях органов социальной защиты населения, предприятиях и организациях разных форм собственности.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Учебно-методическая документация:
1. Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессионального модуля.
3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.
2. Сборник тестовых заданий по разделам модуля.
3. Сборник ситуационных задач по разделам модуля.
4. Учебно-методические пособия управляющего типа (методические рекомендации для выполнения практических работ, рефератов, курсовых работ и др.).
6. Образец дневника-отчета по производственной практике по профессиональному модулю
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты в действующей на момент изучения модуля редакции:
Законы:
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. -63с – ISBN 978-5-370-01394-2
- Российская Федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
- Российская Федерация "
Законы. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»: федер. закон: [принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г.: одобр.Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ в ред от 03.07.2016 - Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
- Российская Федерация. Законы. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»: закон: N 4468-1Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016)
- Российская Федерация. Законы. : Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования»
- Российская Федерация. Законы. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 декабря 2006г.: одобр.Советом Федерации27 декабря 2006 г. ] N 255-ФЗ В ред. от 09.03.2016
- Российская Федерация. Законы. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: федер. закон: [Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016).] N 81-ФЗ
- Российская Федерация. Законы. «О погребении и похоронном деле»: федер. закон: [Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
- Российская Федерация. Законы. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
- Российская Федерация. Законы. «О негосударственных пенсионных фондах»: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
- Российская Федерация. Законы. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
- Российская Федерация. Законы. «О занятости населения в Российской Федерации»: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016)
- Российская Федерация. Законы. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016)
- Российская Федерация. Законы. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: федер. закон: [принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г.: одобр.Советом Федерации 5 декабря 2001г.] № 167-ФЗ В ред. от 14.12.2015
Учебники и учебные пособия:
- Буянова, М.О. Право социального обеспечения/ М.О.Буянова. - М.:КНОРУС, 2016.- 636с. - ISBN 978-5-390-00561-3
- Долженкова, Г. Д. Право социального обеспечения/ Г.Д.Долженкова. —М. : Юрайт-Издат, 2015. — 187 с. — ISBN 978-5-94879-780-9
- Афанасьева, О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста/ О.В.Афанасьева. -М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2015г. – 224с. - ISBN 5-7695-0620-2
- Шеламова, Г.М., Этикет делового общения/ Г.М.Шеламова. – М: Издательский центр «Академия», 2015г.- 192с.- ISBN 5-7695-1948-7
Интернет-ресурсы:
- Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: http://www.rehabin.ru/
- Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://market-pages.ru
- Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://www.ref.by/refs
- Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: http://fictionbook.ru/
- Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: http://www.invalid.ru
- Интернет ресурс «minfin.ru» - официальный сайт Министрества финансов РФ. Форма доступа: http://www.pfrf.ru.;
- Интернет ресурс «fss.ru.» - официальный сайт Фонда социального страхования РФ. Форма доступа: http://www.fss.ru.;
- Интернет ресурс «ffoms.ru .ru» - официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. Форма доступа: http://www.ffoms.ru;
- Интернет ресурс «fssn..ru» - Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. Форма доступа: www.fssn.ru.;
- Интернет ресурс «garant..ru» - Информационно-правовой портал. Форма доступа: http://www.garant.ru.;
- Интернет ресурс «consultant.ru» - Официальный сайт компании Консультант плюс. Форма доступа: http://www.consultant.ru.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» реализуется в течение 3-х семестров обучения.
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение дисциплин из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а так же самостоятельная работа обучающегося. Нестандартными формами обучения при изучении данного модуля являются деловые и ролевые игры по моделированию действий специалиста, семинары, проблемные занятия, дискуссии.
Для успешного освоения профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами (учебно-методической литературой, типовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе и курсовой работе).
Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку и оформление рефератов по выбранной теме, проведение исследований по курсовой работе, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих и профессиональных компетенций.
Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, защиты практических работ. В конце изучения профессионального модуля проводится экзамен квалификационный.
Учебная практика проводится в специализированных кабинетах под руководством преподавателей, осуществляющих преподавание междисциплинарного курса профессионального модуля.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится концентрировано. Базами производственной практики являются предприятия и организации, с которыми образовательное учреждение заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным оборудованием.
Производственная практика проводится под руководством преподавателей и специалистов предприятия-базы практики. Руководитель от техникума назначается приказом директора из числа преподавателей специальных дисциплин. В обязанности преподавателя-руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.
Руководители практики студентов от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего образования гуманитарного профиля;
- прохождение стажировки в органах социального обеспечения не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- наличие высшего образования гуманитарного профиля;
- опыт работы в органах социального обеспечения не менее 3 лет;
- прохождение стажировки в органах социального обеспечения не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. | Однозначность, полнота и доступность толкования НПА | Защита практических работ Наблюдение за выполнением заданий в процессе учебной производственной практики |
Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | Ведение приема граждан в соответствии нормативными документами ("Инструкция о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения") | Защита практических работ Наблюдение за выполнением заданий производственной практики Заключение руководителей практики |
Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. | Точность и скорость анализа пакета документов на соответствие их состава требованиям действующим нормативно-правовым актам Аргументация выбранных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан | Защита заданий производственной практики Защита практических работ Наблюдение за выполнением заданий производственной практики |
Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. | Соответствие процедуры установления и расчетов пенсий и пособий действующим НПА Результативность поиска необходимых сведений с использованием информационных технологий | Защита заданий производственной практики Защита практических работ Наблюдение за выполнением заданий производственной практики |
Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат. | Правильность и полнота формирования пакета документов для предоставления отдельного вида социальной помощи | Наблюдение за выполнением заданий производственной практики Защита практических работ |
Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | Оперативность и полнота консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты Соответствие процесса консультирования требованиям этических норм и правилам делового общения | Наблюдение за выполнением заданий в процессе учебной и производственной практики Заключение руководителей практики |
Квалификационный экзамен по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Точность представления о сущности и значимости будущей профессии Адекватность самооценки при освоении профессии | Наблюдение за деятельностью |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Аргументированность выбора совокупности действий при выполнении поставленных задач Правильность самоанализа при оценке эффективности и качества выполненных задач | Решение ситуационных задач Оценивание практических работ |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Эффективность поиска необходимой информации посредством различных источников (в т.ч. и электронных) Правильность использования найденной информации | Решение ситуационных задач Оценивание практических работ |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Правильность и оперативность применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности | Наблюдение за деятельность обучающегося Оценивание практических работ |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Корректность и однозначность в ходе общения с коллегами, руководством и потребителями | Оценивание практических работ |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Обоснованность оценки работы членов коллектива. Самоанализ собственной работы | Решение ситуационных задач |
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | Соответствие совершаемых действий требованиям действующего законодательства | Решение ситуационных задач |
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | Соответствие общения правилам делового этикета и культуры поведения | Наблюдение за деятельность обучающегося |
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | Твердость и принципиальность позиции законопослушания | Наблюдение за деятельность обучающегося Решение ситуационных задач |