КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»
Автор: Ушанова Анна Владимировна, воспитатель «МБДОУ «Детский сад №205» г. Нижний Новгород
Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Я и моё имя". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»
Автор: Ушанова Анна Владимировна, воспитатель «МБДОУ «Детский сад №205» г. Нижний Новгород
Аннотация: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Я и моё имя". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Я и моё имя»
Цель: формирование представления о важности права на имя.
Задачи:
- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
-развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.
Материал:
- иллюстрации: «Все имеют равные права», «Имя».
- «Свидетельство о рождении» (ребенка).
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Предварительная работа с родителями:
- составление с ребенком генеалогического древа, рассказа на тему «Мое семья», «Моё имя»
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Доброе утро, дети. Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом (дети передают цветок)
Воспитатель: Ребята, когда вы здоровались, то произносили что … ИМЯ. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
1. Имена.
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена бывают ласкательные и грубые. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Васька, Ванька, Танька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Феденька», а к другому «Марина Витальевна»? Кто они?
Дети: «Феденька» - это мальчик, а «Марина Витальевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Ваня», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться (дети встают в круг на физкультминутку).
Физкультминутка «ДОМ ИМЁН»
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)
И ладошки покажите (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)
В этом доме мы живем! (руки вверху)
2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени? Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!
Воспитатель: Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении» (Показ документа).
В этом документе записаны: имя, отчество, фамилия ребенка, число, месяц, год рождения ребенка, место рождения, фамилия имя отчество мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.
Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.
Воспитатель: А вам нравятся ваши имена?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим ваши альбомы, которые вы приготовили с родителями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, имя расти не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Послушайте внимательно одну историю
Это было давно… Звали эту девочку ласково: Аня, Анечка, Анюта. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Анечка. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Аннушкой. А в детском саду я для всех Анна Владимировна.
Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Вовочка в школе станет Владимиром, Катенька–Екатериной, Лиза - Елизаветой
Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)
4. Разгадывание загадок
Воспитатель: Ребята, я приготовила загадки про имена. Давайте послушаем, и попробуем их разгадать:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли … (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
5. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
Спасибо, ребята, у меня есть право сказать, что вы молодцы.