Проектирование учебного занятия по дисциплине ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Тема: Наследственное право
Деловая игра по дисциплине "Гражданское право" тема: Наследственное право. 2 часа практических занятий;
Задачи УЗ:
Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.
Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.
Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж
Проектирование учебного занятия по дисциплине
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Тема: Наследственное право
Преподаватель: Бережная Светлана Юрьевна
Великое, 2017
Проектирование на уровне учебной дисциплины«Гражданское право»
Проектирование на уровне дисциплины, профессионального модуля
- Профессия /специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
- Курс обучения: 1 курс
Учебная дисциплина (УД), объем учебного времени:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
- Место УД в учебном плане, профиль подготовки: общепрофессиональная дисциплина
- Требования ФГОС к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры и доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
- логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- понятие, виды и условия действительности сделок;
- основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, в т.ч. срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности; формы и виды собственности; основания возникновения и прекращения права собственности;
- договорные и внедоговорные обязательства;
- основные вопросы наследственного права;
- гражданско-правовая ответственность.
- Основной тип педагогического процесса: Сущностно-репродуктивный
- Освоить понятия норм правовых актов, регулирующих общественные отношения в гражданском праве.
- Научиться применять на практике нормы гражданского законодательства.
- Форма итоговой аттестации по УД: экзамен
Проектирование на уровне темы
- Название и № темы по программе УД: Наследственное право – урок № 34.
- Объем учебного времени: 90 мин.
- Место темы в УД, межпредметные связи теория государства и права, конституционное право, семейное право, гражданский процесс, страховое право.
- Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС:
Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.
Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.
Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.
Планируемые результаты учебного занятия:
ПК1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
- Методологические подходы к организации педагогического процесса: системно-деятельный и личностный подход.
- Методы и формы оценки образовательного результата по теме: наблюдение, беседа, решение ситуационных задач, работа с нормативными правовыми актами, самооценка.
- Используемые учебно-методические материалы: рабочая программа учебной дисциплины, календарно–тематический план, план самостоятельного изучения материала, презентация, раздаточный материал к уроку, конспект лекций, ГК РФ.
- Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Проектирование на уровне конкретного занятия
- Название темы учебного занятия (№ УЗ в теме) Наследственное право
- Место УЗ в теме, межпредметные связи: 2 часа практических занятий;
- Межпредметные связи: теория государства и права, конституционное право, семейное право, гражданский процесс, страховое право.
- Цели (ожидаемые результаты), уровень освоения содержания: создание условий для закрепления понятия наследственное право для совершенствования умений по применению норм гражданского права в учебной и профессиональной деятельности.
- Задачи УЗ:
Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.
Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.
Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.
- Критерии (показатели) достижения целей: выполнение в течение урока всех заданий, активное участие,
- Тип занятия: урок закрепления знаний и формирования ЗУН. Деловая игра.
- Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы, др. литература:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
- "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
- Гражданское право. Общая часть: учебник для СПО Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016;
- : Гражданское право. Особенная часть: учебник для СПО Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Ведущие образовательные технологии: технология игрового обучения.
9. Форма предъявления учебного материала учащимся: Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, дидактическое обеспечение, ноутбук, мультимедийный проектор.
Технологическая карта занятия
Этапы и временные рамки (согласно выбранной технологии) | Цель этапа (ожидаемый результат) | Показатели достижения ожидаемого результата | Деятельность обучающихся (методы учения, виды деятельности) | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля) |
1. Подготовительный этап (До УЗ) | Подготовиться к проведению урока. | По возможности помогают преподавателю. | Фронтальная | На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: проверяет аппаратуру, сдвигает столы для работы в группах (делит группу студентов на микро-группы). | |
2. Организационный момент (3 мин.) | Поприветствовать друг друга. Отметка отсутствующих. | Наличие на партах тетрадей, ручек, кодексов. Готовность студентов к учебной деятельности, наличие положительного настроя на восприятие информации. | Готовят тетради, ручки, кодексы. | Фронтальная | Приветствует студентов и гостей. Контролирует готовность студентов к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на совместную работу. |
3. Мотивация. Целеполагание (4 мин.) | Обозначить тему, план, главную цель занятия. Активизировать мыслительную деятельность и актуализировать имеющиеся знания студентов, для установления связи изучаемой темы с их жизненным опытом. Настроить на активное восприятие. | Готовность студентов к учебной деятельности, наличие положительного настроя на восприятие информации. | Студенты внимательно слушают. Принимают участие в обсуждении цели УЗ с учетом их жизненного опыта и связи с будущей профессией. | Фронтальная Индивидуальная | Создает мотивацию для изучения темы. Обосновывает актуальность УЗ и его значение, посредством беседы со студентами. |
Актуализация (8 мин.) | и участие. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). | Активное участие в блиц-опросе. Правильность и полнота ответов на поставленные вопросы. | Принимают участие в блиц опросе (отвечают на короткие вопросы по теме УЗ). | Индивидуальная | Проводит короткий опрос по теме «Наследственное право путем проведения мини-игры «блиц-опрос» |
4. Введение в игру (5 мин.) | Обозначить тему, план, главную цель занятия. Разделить обучающихся на две группы, разъяснить правила игры, выдать конверты с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и бланки для ответов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). | Обучающиеся переходят в назначенные группы, обсуждают поставленные вопросы и решают задачи. Готовность студентов к участию в игре. | Студенты внимательно слушают преподавателя. По просьбе преподавателя придумывают и записывают на табличках название своей команды, распределяют роли. | Фронтальная ИндивидуальнаяКоллективная | Создает мотивацию для успешного достижения результата. Предлагает студентам разделиться на 2 группы (по 4 человека в каждой группе). Разъясняет правила игры. Предлагает придумать названия командам и написать их на табличках, распределить роли в командах. Выдает конверты с заданиями и фирменные бланки для ответов. Настраивает на активное участие в ролевой игре. |
5. Конструирование описания разрабатываемого объекта (30 мин.) | Способствовать к активному участию всех членов команд. | Ролевое общение в группах. | Обучающиеся активно обсуждают задания, решают их и записывают ответы на фирменных бланках своей команды. | Фронтальная ИндивидуальнаяКоллективная | Преподаватель наблюдает за действиями игроков, отмечает активных участников игры. |
6. Оценка проектов групп (20 мин.) | Определить правильность решения ситуационных задач обучающимися. | Обсуждение представленных проектов. | Студенты зачитывают задания полученные командой и их решение. Команды не согласные с решением предлагают свою версию. | Фронтальная Индивидуальная Коллективная | Преподаватель заслушивает студентов, выступающих от лица группы с решениями задач. Задает наводящие вопросы, дает оценку решенной задачи. Выдает команде за каждую правильно решенную задачу наградной материал. |
7.Экспериментальная реализация представленных проектов (7 мин.) | Подвести итоги игры. Предложить оценить участников своей команды. Определить победившую команду и отметить активных участников. | Оценка проектов и деятельности игроков. Анализ игры. | Студенты, по просьбе преподавателя, оценивают участников своих команд. Сдают листы оценки преподавателю. Поздравляют победившую команду. | Фронтальная ИндивидуальнаяКоллективная | Преподаватель просит оценить участников своей команды и команду соперника. Предлагает командам посчитать свои наградные материалы и объявляет команду-победителя. |
8. Домашнее задание (2 мин.) | Объяснить домашнее задание. | Фиксация домашнего задания в тетрадь. | Записывают задание в тетрадь. | Фронтальная Индивидуальная | Зачитывает домашнее задание. Предлагает задать возникшие вопросы. |
9. Рефлексия (4 мин.) | Предложить оценить урок (ПРИЛОЖННИЕ 3). | Оценивают занятие. | Выражают свое мнение об уроке. | Индивидуальная | Выдает листки для оценки урока. Объявляет оценки за урок. |
10. Подведение итогов. (7 мин.) | Поблагодарить учащихся за активную работу. | Владеют знаниями по теме урока. | Слушают. | Фронтальная | Преподаватель благодарит студентов за работу. Отмечает самых активных студентов. |
Казус Першина
Я временно работал за границей. Когда приехал в Санкт-Петербург, то узнал, что моя мама умерла. Моя старшая сестра, проживавшая вместе с мамой, факт смерти от меня скрыла. Также сестра скрыла мое существование, когда обратилась к нотариусу для оформления наследства. Когда я обратился к нотариусу, то мне сообщили, что срок для обращения с заявлением о принятии наследства истек. В настоящее время моя сестра все имущество, в том числе и мамину квартиру, оформила на себя. Посоветуйте, как мне поступить в данной ситуации.
Казус Петрова
Десять лет назад я развелась с мужем Петровым Константином. С Петровым у нас было 2 детей – сын, которому сейчас 20 лет и дочь, которой 23 года. Дочь является инвалидом с детства. В 2010 году у мужа родилась еще одна дочь, но в браке с матерью этого ребенка он не состоял. В 2017 году Петров умер, завещав все свое имущество несовершеннолетней дочери. Подскажите, могу ли я и мои дети претендовать на наследование?
Казус Жигловой
Мы с мужем расписались в 2004 году, в прошлом году вследствие автокатастрофы муж трагически погиб. Никакого совместного имущества, кроме земельного участка, у нас не было. После смерти мужа наследство я не принимала, однако по сей день продолжаю обрабатывать участок, плачу ренту. Подскажите, как мне вступить в наследство, если иных наследников, кроме меня, у мужа точно нет?
Казус Ивашкиной
Я, выйдя замуж за Петина, всю жизнь не работала, а вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, родившихся в этом браке. Через три года после достижения мною пенсионного возраста мой муж умер. В нотариальной конторе я узнала, что все свое имущество муж завещал приятелю Пухову.
Подскажите, имею ли я в данной ситуации право на наследование?
Казус Радионова
У меня была тетя, которая умерла 1,5 года назад. У нее в собственности была однокомнатная квартира. Своих детей у нее не было. Она оставила завещание, в котором говорилось, что квартиру она оставляет своему племяннику Иванову. В завещании так же было сказано, что Иванов должен будет мне выплатить 50-процентную стоимость квартиры, полученной в наследство. Но Иванов не хочет выплачивать мне деньги, ссылаясь на то, что он не работает, и денег у него нет. Как мне быть? Имею ли я права требовать с него деньги?
Казус Иванова
Мой бывший муж Иванов был женат 4 раза, в одном браке у него родилось двое сыновей. Недавно он скончался и после его смерти о своих правах на наследство заявили его родители, все бывшие жены и сыновья.
Кто будет иметь право наследования?
Казус Тормозова
Мой дед передал закрытое завещание нотариусу. Когда он умер, нотариус в присутствии заинтересованных лиц - жены, невестки, дочери от первого брака, внука и внучки вскрыл завещание. В конверте оказался пустой лист.
Скажите, как должен был нотариус определить судьбу наследственного имущества?
Казус Котова
Мой знакомый занял у меня крупную денежную сумму.
Недавно он погиб в автомобильной катастрофе. Долг он мне вернуть не успел. Я обратился к его родственникам, но они отказались выплачивать мне долг. Могу ли я рассчитывать на возвращение долга? Как мне поступить?
Казус Рохиной
В этом году у меня умер сын. По его завещанию все свое имущество он оставил своей жене. А его отец является нетрудоспособным и получает пенсию по инвалидности.
Имеет ли он право на наследственное имущество?
Казус Мышковой
У меня есть родная сестра, которая претендует на имущество, которое осталось после смерти мамы. Но я считаю сестру недостойной наследницей, так как сестра за мамой не ухаживала, как-либо ей не помогала. Дайте совет, как можно признать сестру недостойной наследницей и лишить ее наследства?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Я считаю (мнение об уроке): | Особенно удачным является (достоинства и положительные моменты урока): |
В то же время я посоветовал бы (рекомендация учителю): | Сложно было (трудности, проблемы): |
Критерии оценки (как я поработал на уроке) 10-8 баллов – отличная работа. 7-6 баллов – хорошая работа. 5-4 балла – удовлетворительная работа. 3-1 балл – стоит задуматься над изменением отношения к учебе. | |
Я считаю (мнение об уроке): | Особенно удачным является (достоинства и положительные моменты урока): |
В то же время я посоветовал бы (рекомендация учителю): | Сложно было (трудности, проблемы): |
Критерии оценки (как я поработал на уроке) 10-8 баллов – отличная работа. 7-6 баллов – хорошая работа. 5-4 балла – удовлетворительная работа. 3-1 балл – стоит задуматься над изменением отношения к учебе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность… | Допускается ли по действующему законодательству «закрытое завещание», когда завещатель не предоставляет нотариусу и др. лицам, возможности ознакомиться с его содержанием? | Допускается ли принятие наследства под условием или с оговорками? |
Допускается ли совершение завещания двумя или более гражданами в виде одного документа? | Допускается ли совершение завещания через представителя? | Допускается ли устная форма завещания? |
Могут ли выступать предметом наследования нематериальные блага? | Могут ли призываться к наследованию граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства? | Могут ли призываться к наследованию по завещанию иностранные государства и международные организации? |
Можно ли гражданин завещать имущество, которое он может приобрести в будущем? | Наследниками первой очереди по закону являются… | Наследство открывается со… |
Наследуют ли по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав? | Обязан ли завещатель, лишая наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, указать причины такого лишения? | По общему правилу для завещания установлена следующая законодательная форма… |
По общему правилу наследство может быть принято в течение… | Приоритетной формой наследования по действующему законодательству является… | Сколько очередей наследования по закону предусмотрено действующим законодательство? |