Рабочая программа для 6 классов ФГОС
Рабочая программа по башкирскому языку для 7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 6 классы | 100.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Обществознанию, Рабочей программы Обществознания 5-9 классы (предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой) М: Просвещение 2016). Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2011 год.
Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 34 часов), включая: контрольных работ - 4.
Программа ориентирована на работу на УМК:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з.
- Закон Российской Федерации « О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г. №1807-1.
- Закон Республики Башкортостан « О языках народов Республики Башкортостан» от 15.02.1999г. №216-з.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10)
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан,
- Годовой календарный учебный график муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год.
- Учебный план основной школы для 5,6 классов, составленный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования
Цели курса:
∙ воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
∙ развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
∙ формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
∙ овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
∙ формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные:
∙ умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
∙ умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
∙ умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
∙ умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
∙ умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
∙ умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
∙ умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные:
∙ поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
∙ извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
∙ перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
∙ умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
∙ умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
∙ использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
∙ владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные:
∙ понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
∙ объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
∙ владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
∙ оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
∙ осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
∙ умение отстаивать свою гражданскую позицию;
∙ осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Формы и методы работы:
∙ используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
∙ формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Задачи:
∙ подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
∙ формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
∙ обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
∙ предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
∙ деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
∙ ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.
В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.
Формы организации учебного процесса:
● коллективная;
● групповая;
● индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
● содержания;
● обучающих средств;
● методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Практические работы включаются в каждый урок:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД Регулятивные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
УУД Познавательные
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
УУД Коммуникативные
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
- Добывать и критически оценивать информацию.
- Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
- Обобщать.
- Группировать.
- Сравнивать факты, явления и понятия.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
- Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
- Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
- Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12ч)
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 2. "Человек среди людей" (10ч)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.
Тема 3. "Нравственные основы жизни" (8 ч)
Практикумы по темам
Человек славен добрыми делами Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Человек и человечность . Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Практикумы по темам (3 ч)
Заключительное занятие.
Резерв учителя 3 часа, которые будут использованы на изучение дополнительного материала, исследовательские проекты, подготовка к олимпиадам.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности
№п/п | Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1 Человек в социальном измерении | |||
1 | Человек - личность | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. | Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
2 | Человек познает мир | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. |
3 | Человек и его деятельность. | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выделения связи между деятельностью и формированием личности. |
4 | Потребности человека | Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать и иллюстрировать |
5 | На пути к жизненному успеху | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формировать свою точку зрения на выбор пути достижения успеха. |
Глава 2. Человек среди людей | |||
6 | Межличностные отношения | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям |
7 | Человек в группе | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
8 | Общение | Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. иллюстрировать примерами различные стили общения. |
9 | Конфликты в межличностных отношениях | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт. | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах. |
Глава 3. Нравственные основы жизни | |||
10 | Человек славен добрыми делами | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примерами, иллюстрирующие золотое правило морали. |
11 | Будь смелым | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противостояние злу. | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости. Случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях. |
12 | Человек и человечность | Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам. |
Планируемые результаты изучения предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ (34 часа)
№ и тема урока | Кол-во час | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |||||||
план | факт | |||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||
1. Вводный урок | 1 | Урок повторения и актуализации знаний, полученных в 5 классе. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса, с перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. | введение | 7.09 | |||||||
Глава 1.Человек в социальном измерении. | ||||||||||||
Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий. Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность, использовать ИКТ , находить самостоятельно в учебниках информацию, обрабатывать ее, исследовать практические ситуации. Личностные: смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства. | ||||||||||||
2-3. Человек – личность. . | 2 | Личность. Личность. Индивидуальность человека Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. | Работают над понятием «индивидуальность», приводят конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Презентация «Человек, индивид, личность». Режим доступа: www.proshkolu.ru|user/rizingelena/file586150/ | &1 | 14.09-21.09 | |||||||
4-5. Человек познаёт мир. | 2 | Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. | Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивают собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей | &2 Задание рубрики «В классе и дома» с 23-24 | 28.09-5.10 | |||||||
6-7. Человек и его деятельность. | 2 | Деятельность человека, её основные формы(труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности | Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности. | &3 Задание рубрики «В классе и дома», с 31-32 | 12.10-19.10 | |||||||
8-9. Потребности человека. | 2 | Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства | Характеризуют и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. | &4 | 26.10-2.11 | |||||||
10-11. На пути к жизненному успеху. | 2 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. | Характеризуют и конкретизируют примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. | &5 Задание рубрики «В классе и дома», с 47-48. | 9.11-16.11 | |||||||
12-13. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». | Человек –личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять | Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы. | Стр.48, сообщения | 30.11-7.12 | ||||||||
Глава 2.Человек среди людей. | ||||||||||||
Предметные: Смогут описывать межличностные отношения, их виды, уровни и стили, раскрывать значение чувств, описывать формальные и неформальные группы, выдвигать версии, характеризовать общение, нравственные принципы общения, варианты поведения в конфликтных ситуациях. Метапредметные: Смогут определять цель и проблему урока,, излагать свое мнение, аргументировать, планировать работу, составлять таблицы, предоставлять найденную информацию,, работать со СМИ, исследовать практические ситуации, сравнивать, сопоставлять различные стили общения. Личностные: смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность. | ||||||||||||
14-15. Межличностные отношения | 2 | Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. | &6 | 14.12-21.12 | |||||||
16-17. Человек в группе | 2 | .Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. | Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. | &7 | 28.12-11.01 | |||||||
Уроки 18-19. Общение. | 2 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться. | &8 | 18.01-25.01 | |||||||
Уроки 20-21 Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | Межличностные конфликты и причины их возникновения. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. | Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | &9 | 1.02-8.02 | |||||||
Уроки 22-23 Практикум по теме «Человек среди людей» | 2 | Ролевая игра«Человек среди людей» Я и мои знакомые, приятели, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду | Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения. | Стр. 84 задания | 15.02-1.03 | |||||||
Глава 3. Нравственные основы жизни. | ||||||||||||
Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике, оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения. Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек». | ||||||||||||
Уроки 24-25. Человек славен добрыми делами. | 2 | Человек славен добрыми делами Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. | Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности». | &10 | 15.03-22.03 | |||||||
Уроки 26-27. Будь смелым. | 2 | Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. | Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | &11 | 29.03-5.04 | |||||||
Урок 28-29 Человек и человечность. | 2 | Человечность. Гуманизм– уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Раскрывают на примерах смысл понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём. | &12 | 19.04-26.04 | |||||||
Урок 30-31 Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 2 | Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. | Стр.104 задания | 3.05-10.05 | |||||||
Уроки повторения (3 часа) | ||||||||||||
Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике, оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения. Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек | ||||||||||||
Уроки 32-34 Заключительные уроки | Нравственные основы жизни. | Получают навыки рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям. Проводят диагностику результатов обучения в 6 классе. Подводят итоги учебной работы за год. | Защита Проектор | 17.05-24.05-31.05 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2016 г.2.Иванова Л.Ф.Обществознание.6 класс. Рабочая тетрадь дляучащихся.3.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)
Дополнительная литература для учащихся:
- «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;
Приложение №1
№ 1. Контрольная работа «Человек в социальном измерении»
1. Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
1. общение 3. стремление самоутверждению
2. речь 4. способность к прямохождению
2. На чем основаны действия животных?
1. на сознании 2. на инстинкте 3. на мышлении 4. на разуме
3. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
1. характер 2. индивид 3. личность 4. инстинкт
4. Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
1. объем головного мозга 3. забота о потомстве
2. отсутствие волосяного покрова 4. необходимость общения
5. Познание человеком своего внутреннего мира:
1. деятельность 3. способности
2. самопознание 4. потребности
6. Верны ли определения:
А) суждение- высказывание, содержащее определенную мысль;
Б) умозаключение- вывод из нескольких логически связанных суждений?
1. верно только А 3. оба суждения верны
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
7. Социальными потребностями человека являются:
А) потребность в общении
Б) потребность в познании окружающего мира.
1. верно только А 3. оба суждения верны
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
8. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется:
1. самопознание 2. аффект 3. самооценка 4. инициация
9. Общими чертами человека и животного являются:
А) биологические потребности
Б) использование природных предметов
1. верно только А 3. оба суждения верны
2. верно только Б 4. оба суждения неверны
В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
| А. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей |
| Б. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент |
| В. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности |
| Г. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности |
| Д. Внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств |
В 2.Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
- Биологические потребности А. Просмотр кинофильма
- Социальные потребности Б. Экскурсия в музей
- Духовные потребности В. Обед в столовой
Г. Совместный труд
Д. Дневной сон
Е. Разговор с друзьями
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.
Как бы ни была разнообразна (1)…..человека, она направлена на удовлетворение его (2)… . В процессе деятельности человек опирается на свои (3)….. .Трудно представить деятельность человека без (4)….. между людьми.
А. Общение
Б. Деятельность
В. Способности
Г. Потребности
Контрольная работа «Человек в социальном измерении»
КЛЮЧИ
№ вопроса | Ответы |
1 | 4 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 1 |
8 | 4 |
9 | 1 |
В1 | 1В, 2Г, 3Д, 4А, 5 Б |
В2 | 1-В,Д; 2- Г,Е; 3-А,Б. |
В3 | 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А. |
№2. Контрольная работа по теме: «Человек среди людей».
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Общение – это:
1) исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми;
2) особая форма взаимодействия и межличностных отношений
3) общественные отношения, складывающиеся между людьми
4) обмен учащимися между странами
А2. Межличностные отношения строятся:
1) на чувстве личной симпатии
2) на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
3) на определённой позиции общества
4) на только на взаимоуважении людей
А3. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:
1) отрицание 2) антипатию 3) негатив 4) симпатию
А4. Правила, по которым живет группа:
1) законы 2) моральные нормы
3) правовые нормы 4) групповые нормы
А5. Верны ли следующие суждения о целях общения?
А. В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б. Целью общения часто является само общение.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А6. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации:
А. Избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации.
Б. В конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
А7. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения:
1) к семье 2) к классу 3) к коллективу 4) к группе детского сада
А8. Быть лидером – значит:
1) быть членом группы 2) брать на себя руководство группой
3) знать всех членов группы 4) выполнять групповые нормы
А9. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её:
1) сотрудничество 2) избегание 3) приспособление 4) компромисс
А10. Деловое общение характеризуется:
1) соблюдением этикета 2) выражение эмоций
3) дружеским тоном общения 4) неформальным поведением
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ
А) отношение директора школы и учителя 1) деловые (официальные)
Б) отношение между братьями 2) личные
В) обращение солдата к командиру
Г) обращение адвоката к семье
Д) разговор друзей на улице
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
В2. Определите термин по определению и запишите его.
1) Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом деятельности и находятся в непосредственном личном общении.
2) Столкновение противоположных целей, позиции, взглядов субъектов взаимодействия.
3) Различные способы наказания и поощрения, способствующие соблюдению групповых норм.
В3. Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) В ходе контактов с другими людьми складываются межличностные отношения.
2) Под общением понимают только обмен информацией.
3) Отличительная особенность межличностных отношений – их односторонний характер.
4) Общаясь человек стремиться к взаимопониманию, получает возможность проявить себя, обретает друзей, добивается признания окружающих.
5) Санкции охраняют групповые нормы.
В4. Заполните пропуски в схеме «Стадии конфликта».
возникновение конфликта |
? |
проявление конфликтного поведения |
углубление конфликта |
разрешение конфликта |
Объясните, что происходит на данном этапе конфликта, приведите пример.
Контрольная работа по теме: «Человек среди людей»
КЛЮЧИ
1 - вариант. | ||
Часть I. | ||
А1 | 2 | |
А2 | 2 | |
А3 | 4 | |
А4 | 4 | |
А5 | 3 | |
А6 | 3 | |
А7 | 1 | |
А8 | 2 | |
А9 | 2 | |
А10 | 1 | |
Часть II. | ||
В1 | 12112 | |
В2 | малая группа конфликт соц. санкции | |
В3 | 1,4,5 | |
В4 | осознание конфликта |
Часть I. | 10 баллов |
Часть II. В1 В2 В3 В4 | 2 балла 3 балла 2 балла 2 балла |
ИТОГО | 19 баллов |
19 – 17 баллов – «5»
16 – 12 баллов - «4»
11 – 7 баллов – «3»
менее 7 баллов – «2»
№ 3. Контрольная работа «Нравственные основы жизни».
А1. Правилами доброго поведения называют:
1) мораль
2) инстинкт
3) закон
4) этику
А2. Как называют постоянную боязнь чего-либо?
1) опасность
2) апатия
3) безразличие
4) фобия
А3. Кому принадлежит выражение «Смелость города берет»?
1) Ганнибалу
2) А.В. Суворову
3) А.И.Куприну
4) М.И.Кутузову
А4. Что является наиболее высокой степенью страха?
1) тревога
2) ужас
3) опасение
4) настороженность
А5. Сочувствие другим людям — это:
1) мораль
2) обман
3) сострадание
4) жалость
А6. Золотое правило нравственности требует: а) хорошо относиться к другому человеку;
б) хорошо относиться ко всем людям.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А7. Выберите верное утверждение: а) смелость- врожденное качество; б) смелость воспитывается.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А8. Выберите верное утверждение: а) свои поступки человек должен сверять с нравственными заповедями; б) не все поступки человека можно назвать человечными.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А9. Чувство страха: а) знакомо как человеку, так и животным; б) незнакомо людям, совершающим героические поступки.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
А10. Что указывает на гуманные нормы поведения: а) желание жить за чужой счет; б) отсутствие потребности совершать хорошие поступки?
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа
В1. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «гуманизм». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Человечность
2. Великодушие
3. Человеколюбие
4. Черствость
5. Нравственность
__________________________________________________________________________
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Добро 2. Добродетель 3. Нравственность 4. Честь | А. Свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения. Б. Понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. В. Все хорошее,, полезное, что помогает жить. Г. Совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми. |
1 | 2 | 3 | 4 |
В3. Найдите в приведенном списке нормы гуманного поведения.
1. Необходимость трудиться
2. Умение приспособиться
3. Стремление к славе
4. Уважение к старшим
5. Верность дружбе
«Нравственные основы жизни»
Ключи
А1 1
А2 4
А3 2
А4 2
А5 3
А6 3
А7 2
А8 3
А9 1
А10 4
В1 черствость
В2 1-В; 2- А; 3- Г; 4- Б
В3 1,4,5
№ 4. Итоговая контрольная работа за курс обществознания.
1 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А2. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как:
1) специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность
А3. Верны ли суждения о выборе жизненного пути?
А. Выбирая свой жизненный путь, люди ищут смысл жизни.
Б. Каждый человек по-разному определяет свой жизненный путь.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Отличием труда человека от поведения животных является:
1) умение добывать пищу 2) умение делать запасы
3) умение использовать природные ресурсы 4) умение работать творчески
А5. Семья, в которой проживают родители и дети, называется:
1) однопоколенная 2) двухпоколенная
3) трёхпоколенная 4) многопоколенная
А6. К какому виду семейных ресурсов относится совместная уборка квартиры всей семьёй:
1) финансовые 2) трудовые
3) материальные 4) социальные (общественные)
А7. Девятиклассник Олег после уроков посещает в Доме детского творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится:
1) начальному профессиональному образованию
2) основному общему образованию
3) дополнительному образованию
4)среднему профессиональному образованию
А8. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?
1) Санкт-Петербург 2) Екатеринбург 3) Казань 4) Новосибирск
А9 . Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан России?
А. Граждане России обязаны беречь памятники истории и культуры.
Б. Граждане обязаны участвовать в управлении страной.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А10. Правила доброго поведения:
1) закон 2) право 3) мораль 4) указ
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) соблюдение определённых норм и правил;
2) создание воображаемой обстановки;
3) использование различных предметов;
4) целенаправленное получение знаний.
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2.Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) алкоголь, курение 1) биологические
Б) признание в обществе, общение 2) социальные
В) пища, одежда 3) духовные
Г) творчество, знания 4) ложные
Д) самореализация, самоутверждение
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В понятии «деятельность» и через деятельность выявляется в самой общей форме человеческое бытие. (Б) Человек воздействует на внешнюю и на свою собственную природу и, в свою очередь, испытывает все возрастающие последствия этих взаимодействий и изменений. (В) В этом состоит, по – видимому, один из главных признаков его родовой сущности, критерий его предназначений в мире. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Часть III.
Прочитайте текст и выполните задания С1, С2. |
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
2 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:
1) духовное 2) социальное 3) биологическое 4) биосоциальное
А2. К духовной сфере жизни общества не относится:
1) искусство 2) наука 3) семья 4) мораль
А3. Верны ли суждения о слагаемых жизненного успеха?
А. Нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.
Б. Нельзя добиться жизненного успеха, не имея привычки трудиться.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Что из перечисленного отличает человека от животного?
1) способность к творчеству 2) забота о потомстве
3) жизнь в группе 4) биологические потребности
А5. Закон, регулирующий семейные отношения:
1) Уголовный кодекс РФ 2) Гражданский кодекс РФ
3) Административный кодекс РФ 4) Семейный кодекс РФ
А6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый -:
1) рачительный хозяин 2) бережливый хозяин
3) экономный хозяин 4) расточительный хозяин
А7. Назови ступень образования, на которой ты проходишь обучение:
1) основная 2) начальная
3) средняя(полная) 4) профессиональное
А8. Двуглавый орел появился на гербе России при:
1) Иване Калите 2) Иване III 3) Петре I 4) Екатерине II
А9. Верны ли следующие суждения о русской культуре?
А. Уникальной культуру народов России делает их изоляция друг от друга.
Б. Объединяет культуру разных народов возможность использования русского языка.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А10. Правило, которым нужно руководствоваться человеку:
1) жалость 2) упрямство 3) взаимность 4) сила
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.
Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возможность выбора профиля обучения;
2) соблюдение правил поведения;
3) возможность поступления в вуз;
4) получение общего образования.
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) решение математической задачи 1) игровая
Б) принятие закона 2) учебная
В) посадка дерева 3) трудовая
Г) создание модели конструктора
Д) выступление певца на сцене
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Животные, по сравнению с человеком, обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В) Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «человек», и к понятию « животное». |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Часть III.
Прочитайте текст и выполните задания С1, С2. |
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения
(По Н. Смелзеру)
.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.
Итоговая контрольная работа за курс обществознания.
КЛЮЧИ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант |
А1 | 2 | 4 |
А2 | 2 | 3 |
А3 | 3 | 2 |
А4 | 4 | 1 |
А5 | 2 | 4 |
А6 | 2 | 1 |
А7 | 3 | 1 |
А8 | 1 | 2 |
А9 | 1 | 2 |
А10 | 3 | 3 |
Часть II | ||
В1 | 1324 | 2413 |
В2 | 42132 | 23313 |
В3 | 112 | 112 |
Часть III-итог-6класс | 1 – вариант | 2 – вариант |
С1 | В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе; 2) социальные нормы и ожидания окружающих; 3) воздействие культурных идеалов на поведение людей; 4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) факторы формирования личности; 2) СМИ и социализация; 3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь; 4) школа и формирование личности ребёнка. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. |
Часть I. | 10 баллов | 18 -16 баллов – «5» 15– 10 баллов - «4» 9 –6 баллов – «3» менее 6 баллов – «2» |
Часть II. В1 В2 В3 | 4 балла 1 балла 2 балла 1 балл | |
Часть III. С1 С2 | 4 балла 2 балл 2 балла |