урок по дисциплине «Трудовое право» Тема урока: «Дисциплина труда»

Бережная Светлана Юрьевна

В методической разработке рассмотрена структура комбинированного урока, применяемые методы обучения, способы актуализации опорных знаний и закрепления материала, применяемые преподавателем Бережной С.Ю. на примере конкретного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 урока

по дисциплине  «ТРУДОВОЕ ПРАВО»

Тема урока:

«ДИСЦИПЛИНА ТРУДА»

Составлена преподавателем правовых дисциплин

 Бережная С.Ю.

                                                

                                                     Рассмотрена на заседании ЦК

                                                 социально-экономических и

                                                правовых дисциплин

                                                Протокол №____от____________

                                                Председатель_________________

с. Великое

2016 г.

В методической разработке рассмотрена структура комбинированного урока, применяемые методы обучения, способы актуализации опорных знаний и закрепления материала, применяемые преподавателем Бережной С.Ю. на примере конкретного урока.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 Стр.

  1. Введение  ………………………………………………………   4

  1. Основная часть  ……………………………………………….    5

  1. Заключение  ……………………………………………………   12

  1. Библиографический список ……………………………………  13

Введение

Цель  написания методической разработки:

  • реализация требований  ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена в части формирования ОК и ПК;
  • демонстрация педагогических технологий, применяемых преподавателем, в частности: критическое мышление через чтение и письмо.
  • реализация разнообразных методов обучения при преподавании правовых дисциплин, способствующих развитию индивидуальной (общей и профессиональной) культуры выпускника.

Внедрение в учебный процесс ФГОС третьего поколения среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника.

Следовательно, ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций – одна из основных задач профессионального обучения.

Формирование общих и профессиональных компетенций зависит от применения в учебном процессе различных современных технологий.

Урок по теме «Дисциплина труда»  дает возможность применить  развивающие методы обучения студентов на уроке,  материал урока позволяет использовать междисциплинарные связи: конституционное право, гражданское право, административное право, документационное обеспечение управления.

Методическая разработка адресована преподавателям колледжа.  

Урок проведен в группе 111-П при изучении дисциплины «Трудовое право»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

План урока №1

  1. Дата: _________________ время ________________.
  2. Место проведения: кабинет 54.
  3. Группа: 111-П, 1 курс, специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
  4. Учебная дисциплина: Трудовое право.
  5. Тема: «Дисциплина труда».
  6. Объем учебного времени: 2 академических часа (90 мин.).
  7. Вид занятия: урок изучения нового материала. Тип – комбинированный.
  8. Межпредметные связи: конституционное право, гражданское право, административное право, документационное обеспечение управления. 
  9. Цели: создать условия для формирования понятия трудовой дисциплины для совершенствования умений по применению норм трудового права в учебной и профессиональной деятельности.

        ПК1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

        ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

        ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

        Умения:  

  • применять на практике нормы трудового законодательства;
  • анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;

        Знания:  

  • нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в трудовом праве;  
  • права и обязанности работников и работодателей;
  • содержание трудовой дисциплин;
  • порядок разрешения трудовых споров
  1. Задачи УЗ: 

        Образовательная: сформировать и закрепить теоретические знания о трудовой дисциплине, порядке применения дисциплинарных взысканий, сформировать умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.

        Развивающая: Способствовать развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере трудовых правоотношений.

        Воспитательная: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: групповая работа, беседа, решение ситуационных задач, работа с нормативными правовыми актами, самооценка.
  2. Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы, др. литература:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. №  197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).

3. Казанцев В.И.,Васин, В.Н. Трудовое право: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений./Казанцев В.И., Васин В.Н.-  М.:  «Академия», 2012 432 с.

  1. Форма предъявления учебного материала учащимся: кодекс, беседа, дидактическое обеспечение.

Технологическая карта занятия

Этапы и временные рамки

Деятельность студентов

Деятельность педагога

1. Организационный момент (2 мин.)

Готовятся к началу занятия

Приветствует студентов и гостей. Контролирует готовность студентов к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на совместную работу.

2. Вызов (12 мин.)

Студенты внимательно слушают, записывают  в        тетрадь название темы и план, состоящий из вопросов, которые будут изучаться на уроке.

По просьбе преподавателя называют слова к   теме «дисциплина труда».

Создает мотивацию для изучения темы. Обосновывает актуальность нового материала и его значение, посредством беседы со студентами. Диктует название темы и план к ней.

Предлагает студентам составить ассоциативный ряд к теме «дисциплина труда». Записывает на доске все предлагаемые  студентами слова.

Настроить на активное восприятие (помнить о том, что добавить, а что лишнее).

3. Осмысление.  Получение нового                материала. Понятие дисциплины труда и трудового распорядка (15 мин.)

Студенты слушают новый материал, после чего по просьбе преподавателя находят в ТК РФ раздел, главы и статьи, посвященные теме урока. Самостоятельно  изучают, анализируют статьи ТК РФ, после чего воспроизводят понятия: «дисциплина труда» и «правила внутреннего трудового распорядка».                

Записывают данные определения в тетрадь.

Перечисляют нормативные правовые акты регулирующие дисциплину труда и записывают их в тетрадь.

Объясняет новый материал, после чего предлагает студентам найти в ТК РФ статьи, относящиеся к дисциплине труда. Проверяет правильность определения студентами статей. Предлагает прочитать данные статьи, после чего задает вопрос: «Что подразумевает законодатель под терминами: дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка?». Заслушивает варианты ответов.                      Обсуждает с учащимися смысл понятия. Акцентирует

внимание на нормативных правовых актах, перечисленных в статье,  регулирующих трудовой распорядок. Предлагает записать в тетрадь понятия «дисциплина труда», «правила внутреннего трудового распорядка» и нормативные правовые акты, регулирующие трудовой распорядок.

4. Осмысление.  Получение нового                материала. Методы

обеспечения дисциплины труда.  (15 мин.)

Студенты заслушивают новый материал, после чего по просьбе преподавателя находят в ТК РФ статьи, содержащие понятия «поощрение за труд» и «дисциплинарная ответственность». Изучают их.

Записывают данные определения в тетрадь.

Отвечают на вопросы верно-неверно.

Объясняет новый материал, дает определения понятиям метод принуждения и метод поощрения. После чего предлагает студентам найти статьи в ТК РФ, в которых дается формулировка понятиям поощрения за труд и дисциплинарная ответственность. Проверяет правильность определения студентами статей.  Предлагает прочитать данные статьи, после чего просит воспроизвести перечисленные в статьях понятия и виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Выслушивает ответ, после чего просит студентов  записать данные определения и виды в тетради.

5. Осмысление.  Получение нового                материала. Порядок

наложения дисциплинарной ответственности (15 мин.)

Таблица. Оттолкнуться от ассоциативного ряда (если там будут меры или от предыдущего блока)

Студенты слушают новый материал, после по просьбе преподавателя находят в ТК РФ статьи, в которых описывается порядок наложения и снятия дисциплинарной ответственности. По просьбе преподавателя читают данные статьи, после чего воспроизводят установленный ТК РФ порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности и снятия дисциплинарного взыскания, а так же порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работодателей и записывают в тетрадь.

Объясняет новый материал, после чего предлагает студентам найти в ТК РФ статьи, в которых описывается порядок наложения и снятия дисциплинарной ответственности. Проверяет правильность определения студентами статей, предлагает прочитать данные статьи, после чего просит воспроизвести порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности и снятия дисциплинарного взыскания, а так же порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работодателей. Заслушивает варианты ответов.                      Обсуждает с учащимися смысл. Предлагает записать в тетрадь установленный ТК РФ порядок.

6. Закрепление (25 мин.)

Студенты делятся на три группы, получают конверт с ситуационной задачей, которую решают в течении 10 минут. По истечении заданного времени выбирают докладчика, который выступает с решением задачи. Студенты из других групп слушают докладчика, задают дополнительные вопросы по задаче и соглашаются или не соглашаются с решением задачи, обосновывая свою точку зрения.

Преподаватель предлагает  студентам разделиться на три группы, раздает каждой группе по конверту (приложение 1), в котором находится по одной ситуационной задаче, которую необходимо решить в течении 10 минут. По истечении заданного времени предлагает выступить докладчику с решением задачи и ответить на дополнительные вопросы задаваемые студентами из других групп. После выступления докладчиков, группам предлагается оценить работу групп, согласиться или не согласиться с решением задачи, обосновать свое решение.

7. Рефлексия (10 мин).

Студенты добавляют новые слова в ассоциативный ряд,  исключают слова, не относящиеся к теме урока. Вновь возвращаются к определениям и понятиям, раскрытым в процессе изучения темы урока.

Заполняют листы самооценки и сдают их преподавателю.

Предлагает вернуться к ассоциативному ряду.

Записывает дополнительные  слова или вычеркивает лишние. Кратко объясняет значение слов исключенных из списка.  

Выдает каждому студенту листы самооценки (приложение 2) и предлагает их заполнить.

8. Задание для ВСР  (3 мин.)

Записывают задание в тетрадь.

Зачитывает домашнее задание, выдает каждой группе лист с домашним заданием (приложение 3). Предлагает задать возникшие вопросы.

9. Подведение итогов (7 мин.)

Слушают.

Преподаватель благодарит студентов за работу. Отмечает самых активных студентов. Объявляет оценки за урок.

Задания, используемые на различных этапах

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуационные задачи:

ЗАДАЧА 1 группы

Секретарь канцелярии гр. О. опоздала на работу на 35 минут. Никаких оправдательных доказательств, подтверждающих уважительность причины опоздания секретарем, приведено не было. В связи с допущенными нарушениями трудовой дисциплины руководитель организации объявил замечание секретарю канцелярии гр. О. и издал приказ.

Задание:         1. Обоснуйте, правильно ли наложено дисциплинарное взыскание?

2. Процедура оформления замечания?

ЗАДАЧА 2 группы

Мастер участка гр. Л. опоздал на работу на 2 часа. Представитель работодателя потребовал от работника объяснение в письменной форме, которое гр. Л. признал свою вину и пояснил, что подобное было в первый раз и больше не повторится. Директором предприятия был объявлен выговор. Через 6 месяцев работник написал заявление, попросив снять с него дисциплинарное взыскание. Однако директор завода отказал ему в этом, заявив, что у гр. Л. много мелких упущений, и снимать взыскание пока рано. Работник обратился к юристу.

Задание:         1. Обоснуйте, в соответствии с действующим трудовым законодательством правомерен ли отказ работодателя о снятии дисциплинарного взыскания?

2. Процедура и оформление наложения дисциплинарного взыскания - выговор?

ЗАДАЧА 3 группы

Работник предприятия гр. В. без уважительной причины опоздал на работу на 2 часа. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушел с работы на 3 часа раньше. Считая, что в течение рабочего дня гр. В. отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов, администрация уволила его за прогул.

Задание:         1. Правомерно ли решение администрации? Обоснуйте ответ.

2. Этапы применения дисциплинарного взыскания – увольнение и порядок оформления?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист самооценки:

Я считаю (мнение об уроке):

Особенно удачным является (достоинства и положительные моменты урока):

В то же время я посоветовал бы (рекомендация учителю):

Сложно было (трудности, проблемы):

Критерии оценки (как я поработал на уроке)                                                        Поставьте в квадрате оценку по десятибалльной шкале

10-8 баллов – отличная работа.

7-6 баллов – хорошая работа.                                                                              

5-4 балла – удовлетворительная работа.

3-1 балл – стоит задуматься над изменением отношения к учебе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

        Домашнее задание (подготовка к практической работе)

  1. Составить схему по теме: дисциплина труда.

  1. Придумать 3 ситуационные задачи с обоснованными ответами по теме дисциплина труда.

  1. Подготовить устные ответы на вопросы:
  1. Что понимается под трудовой дисциплиной?
  2. Какова правовая основа трудовой дисциплины?
  3. В чем проявляются права и обязанности работника, работодателя?

4. Какими методами обеспечивается трудовая дисциплина?

5. Что такое поощрение и его виды?

6. Как применяются поощрения?

7. Что является основанием для применения к работнику мер ответственности?

8. Какую дисциплинарную ответственность несут работники?

9. Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены ТК РФ?

10. Каков порядок наложения дисциплинарных взысканий?

11. Какими правами обладает представительный орган работников при нарушении трудового законодательства руководителем организации?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На оценку «отлично» необходимо выполнить все задания.

На оценку «хорошо» необходимо выполнить задания I и III.

На оценку «удовлетворительно» достаточно выполнить задание III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире актуальным является афоризм: «Продай себя с выгодой на рынке или продай свою квалификацию». Поэтому одним из важных направлений российского профессионального образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к самообразованию и профессиональному росту.

Общество требует выпускников среднего профессионального образования, обладающих нестандартным мышлением, способных предвидеть изменения и готовых внедрять новые технологии в социальную сферу общества.

Для выполнения поставленных целей и решения задач необходимо применять современные актуальные методы обучения.

В данной методической разработке на примере конкретного занятия показано, как преподаватель реализует требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. В частности, формирование ПК 1.1. и ОК 1, 4, 6, 9 (ФГОС специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения):

        ПК1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

        ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

        ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

Кроме этого, на уроке происходит реализация знаний и умений, заложенных ФГОС:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять на практике нормы трудового законодательства;
  • анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

        - нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в трудовом праве;  

  • права и обязанности работников и работодателей;
  • содержание трудовой дисциплин;
  • порядок разрешения трудовых споров.

       На уроке по теме «Дисциплина труда» показана реализация применяемых технологий, в частности, технологии развития критического мышления через чтение и письмо и элементы кейс технологии.

После изучения учебного материала на занятии в аудитории  будет  проверено  усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных заданий, а так же закрепление материала в ходе проведения практических занятий по теме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. №  197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).
  3. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный), новая редакция О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян, В.Г. Малов. 8 – е издание: стер. М: КноРус: 2010 – 276 с.
  4. Казанцев В.И.,Васин, В.Н. Трудовое право: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений./Казанцев В.И., Васин В.Н.-  М.:  «Академия», 2012 432 с.
  5. Интернет ресурс «Garant.ru» - информационно правовой портал. Форма доступа: http://www.garant.ru.

                                                     

Преподаватель:                                      С.Ю. Бережная