Практико-значимая работа по правоведению.
В содержании работы отражена информация об использовании политико-правового материала на уроках правоведения и организации изучения нормативных документов на уроках-практикумах по правоведению на 1 курсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znach.rabota.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение.
Часть 1. Использование политико-правового материала на уроках правоведения.
Часть 2. Организация изучения нормативных документов на уроках – практикумах по правоведению на 1 курсе.
Заключение.
Президент России В.В.Путин не раз подчеркивал в своих выступлениях, что повышение правовой грамотности населения является одной из приоритетных задач современного общества и государства. В связи с этим возникает необходимость внедрения правовых знаний и формирование правопослушного поведения в обществе. Юридическая подготовка необходима не только профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.
Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками и жертвами преступлений.
Особенность преподавания основ правовых знаний состоит в том, что при объяснении правовой информации преподаватель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учащихся, которые пришли после окончания 9-х классов школы и абстрактное мышление у них еще не достаточно развито.
Преподаватель дает учащимся способ действия, то есть учит читать юридическую литературу, владеть юридической терминологией, ориентироваться в основных юридических источниках, нормативно-правовых актах.
- Использование политико-правового материала на уроках правоведения в игровой форме (из опыта работы).
Сложность работы с правовыми актами можно завуалировать игровой формой. Игра позволяет базировать обучение на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально. Например, урок-игра «Конституция Российской Федерации» - 1 курс (выдержка из плана урока).
1 этап - «Чистая доска».
На доске в 2 столбика записаны вопросы командам. Для ответов можно воспользоваться текстами Конституции РФ.
По мере готовности представители от команд выходят к доске, отвечают на вопросы. Если ответ правильный, то вопрос с доски стирается (побеждает та команда, чьи вопросы будут стёрты раньше).
1 команда
- Кто является носителем суверенитета и источником власти в России?
- Какой раздел Конституции считается важнейшим и не подлежит изменениям?
- Есть ли среди субъектов РФ поселки городского типа?
2 команда
- Что является высшей ценностью в России?
- Что, кроме прав и свобод человека, закреплено во 2 главе Конституции?
- Есть ли среди субъектов РФ автономные округа?
2 этап «Реставрация».
Команды получают разрезанные на части статьи Конституции. Их задача – собрать эти части воедино.
*
В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантийный минимальный
*
размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки
*
семьи, материнства, отцовства и детства,
*
инвалидов и пожилых граждан, развивается
*
система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии
*
пособия и иные гарантии социальной защиты.
*
В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантийный минимальный
*
размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки
*
семьи, материнства, отцовства и детства,
*
инвалидов и пожилых граждан, развивается
*
система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии
*
пособия и иные гарантии социальной защиты.
3 этап «Комментаторы».
Для каждой команды прокручивается видеоролик с явлениями политической жизни в России (митинги, выборы) без звука. По окончании показа команды должны прокомментировать, что они увидели, о каких политических правах граждан шла речь в этих роликах. Побеждает команда, которая более грамотно составила комментарий.
Этот урок-игра базируется на повторении изучаемого материала по теме «конституционное право». Игра позволяет активизировать познавательные процессы, учащиеся осуществляют самостоятельный поиск знаний в Конституции РФ.
Были созданы условия для самовыражения личности, развитию навыков коммуникации, чувства коллективизма, отношения соревновательности и доброжелательности. Ученики с недостаточно развитой интеллектуальной сферой оказали посильную помощь командам по поиску информации в Конституции, все были вовлечены в общий процесс.
2. Организация изучения нормативных документов на уроках-практикумах.
Уроки-практикумы по правововедению обеспечивают умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации, правовых понятий и норм, позволяют оценить общественные события, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, навыки использования норм права при решении учебных и практических задач.
Во время таких уроков-практикумов используются кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и другие нормативно-правовые акты. Преподаватель лишь объясняет, как найти нужную статью в документе.
Урок- практикум содержит задания различных типов и уровней сложности.
Решая задачу, учащиеся аргументируют свой ответ, определяют те юридические нормы, которые необходимо применить в конкретной ситуации.
При ответе на вопрос можно использовать ПОПС-формулу:
П-сформулируйте свою позицию: Я считаю, что…; О- объясните свою точку зрения: потому что…; П- приведите примеры: так как это подтверждается фактами…; С-сформулируйте следствие: таким образом, мы приходим к выводу, что… .
Отрывок из урока-практикума по теме «Семейное право» - 1 курс.
Организационный момент. Предлагаю игру «Ассоциация». Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова: семья, брак, родители, дети.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Согласно российским законам признается брак:
1)фактический (гражданский);
2)заключенный в органах ЗАГС;
3)церковный, освященный процедурой венчания в храме;
4)заверенный нотариусом.
Задание 3.
Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст:
1)в 21 год
2)в18лет
3)в 14 лет
4)в 17 лет.
Правоведение - это удивительная наука, изучая которую мы узнаем, как защитить себя от произвола, восстановить справедливость, стать успешным в профессиональной деятельности. Её истоки уходят в глубокую древность. Но и спустя многие столетия право остается необходимым инструментом в поведении человека. От того, как он воспользуется правом, проявит свою компетентность в юридическом конфликте, зависит исход дела. В условиях рыночной экономики для каждого из нас важно не только знать правовые нормы, но и грамотно применять право в реальной жизни.