Права и обязанности участников образовательных отношений
Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.
В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Права и обязанности участников образовательных отношений | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Колосова Оксана Дмитриевна
социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»
2016
План
Введение ……………………………………………………………….……...3
- Основные положения правового регулирования в области образования ………………………………………………………………..……….……..4
- Права и обязанности работников образовательного учреждения. ….….6
Заключение …………………………………...…………………………..…..8
Введение
Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.
Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий его статус, отношения с Учредителем и всеми участниками образовательного процесса.
Права и обязанности обучающихся в Учреждении определяются законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения.
В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.
1. Основные положения правового регулирования в области образования.
Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе «Об образовании».
Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации ООН о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.
Ниже представлены несколько примеров из законов, регулирующих вопросы в сфере защиты и охраны прав и интересов в образовательном процессе.
Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и иных мер (Преамбула Декларации прав ребёнка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).
«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ ”Об образовании”, ст.50, п.4)
«В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений» (п.5 ст. 5 Закон РФ ”Об образовании”).
«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 52, п. 1).
«Ответственность за создание необходимых условий для учёбы труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской федерации и уставом данного образовательного учреждения» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 51, п. 7).
2. Права и обязанности работников образовательного учреждения
Права и обязанности работников образовательного учреждения (педагогических работников), ниже будут рассмотрены на примере ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы».
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» - это организация, созданная для достижения образовательных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.
Учреждение является государственной казенной общеобразовательной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящейся в ведении Московской области, и осуществляющей реализацию программ начального общего, дошкольного и художественно-эстетического образовании образования.
Деятельность данного учреждения строится на принципах обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.
Педагогическую деятельность в образовательном учреждении осуществляют лица, имеющие высшее профессиональное или среднее специальное образование. Данное образование должно быть подтверждено соответствующими документами государственного образца об уровне образования.
Работники Учреждения имеют право на:
- защиту чести, достоинства и деловой репутации;
- получение необходимой базы для учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений.
Не допускается применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанников образовательного учреждения.
Кроме того, педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса и систематически заниматься повышением своей квалификации, проходить переподготовку, соответствующую должностям.
Педагогические работники образовательного учреждения пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается обязанностей работников образовательного учреждения:
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следование профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;
- систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии;
- соблюдение прав и интересов воспитанников;
- поддерживать дисциплину в учреждении на основе уважения человеческого достоинства, не допускать применения к воспитанникам методов физического и психического насилия;
- четко планировать свою учебно-методическую и воспитательную работу;
- быть вежливым с коллегами и воспитанниками;
- нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса;
Заключение
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Среди обязанностей работников образовательных учреждений стоит выделить стремление к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы (п.70 Рекомендации ЮНЕСКО ”О положении учителей); уважать личность ребёнка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам (п.4 ст.50 Закона РФ ”Об образовании”.
За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.
Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.