Рабочая программа ОП.1 Теория государства и права
Рабочая программа для общепрофессиональных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_teorii_gosudarstva_i_prava.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Теория государства и права
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
базовая подготовка
Владикавказ
2015
Одобрена предметной (цикловой) Утверждаю
Комиссией общественных и Заместитель директора по правовых дисциплин учебно-воспитательной работе
______________ Т. В. Иванова
Протокол № __
«____» ___________201 г.
Председатель ______________
Г.Н. Волина
Составитель _______________
Ф.Г. Сугарова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 14 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория государства и права»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено освоение знаний и умений в области теории государства и права.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен уметь:
- применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
-оперировать юридическими понятиями и категориями;
- применять на практике нормы различных отраслей права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности возникновения и функционирования государства и права;
- основы правового государства;
- основные типы современных правовых систем;
- понятия, типы и формы государства и права;
-роль государства в политической системе общества;
-систему права Российской Федерации и её элементы;
- формы реализации права;
- понятие и виды правоотношений;
- виды правонарушений и юридической ответственности.
Результатом освоения дисциплины являются общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
. ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 66 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общество, государство и право | 6 | ||
Тема 1.1. Происхождение государства | Содержание учебного материала Первобытное общество и его организация. Экономический строй первобытного общества. Социальная власть и нормы в первобытном обществе. Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения классовых обществ . Общие закономерности возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества. Краткая характеристика теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и т.д. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Ответить на вопрос: – каковы причины происхождения государства и права? | 1 | 3 | |
Тема 1.2. Происхождение права. | Содержание учебного материала Социальные нормы в догосударственный период «мононормы» как правила поведения регулируемые общественные отношения первобытного общества. Причины происхождения права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Пути формирования права. Теории происхождения права. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Составить сравнительную таблицу «Отличия норм права от социальных норм первобытного общества». | 1 | 3 | |
Раздел 2. Теория государства | 18 | ||
Тема 2.1. Сущность государства | Содержание учебного материала Понятие государства: различные подходы к определению. Основные признаки государства. Сущность государства. Классовое и общественное в сущности государства. Социальное назначение (роль) государства. | 2 | 1 |
Тема 2.2. Типы и формы государства. | Содержание учебного материала Типологии государств. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к классификации государств. Сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного, социального типов государств. Понятие формы государства. Формы правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Понятие формы государственного устройства. Унитарные государства и федерации. Конфедерация. Понятие политико-правового режима. Демократический и антидемократический режимы. | 4 | 1 |
Практическое занятие: Семинарское занятие по вопросам темы: Типология государств; Понятие формы государства: а) формы правления; б) формы государственного устройства; в) формы государственного режима. | 2 | 2 | |
Тема 2.3. Функции государства. | Содержание учебного материала Понятие и классификация функций государства. Виды функций: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и второстепенные. Правовые и организационные формы осуществления функций государства. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Привести примеры внутренних и внешних функций Российской Федерации. | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Механизм государства. | Содержание учебного материала Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Виды государственных органов, основные функции государственных органов. Сущность теории разделения власти. Система сдержек и противовесов. Законодательная власть, ее функции и принципы организации. Исполнительная власть, ее функции и принципы организации. Судебная власть, ее функции и принципы организации. | 4 | 1 |
Практическое занятие: изучить соответствующие статьи конституции РФ и составить схему «Система государственных органах в Российской Федерации». | 2 | 2 | |
Раздел 3. Государство и гражданское общество. | 6 | ||
Тема 3.1. Политическая система общества. | Содержание учебного материала Политическая система общества, ее структура и функции. Государство в политической системе общества. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Правовое государство. | Содержание учебного материала Понятие правового государства , его основы. Зарождение и развитие правового государства. Признаки правового государства. Предпосылки формирования правового государства. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Предпосылки формирования идей правового государства в Российской Федерации». | 2 | 3 | |
Раздел 4. Теория права. | 56 | ||
Тема 4.1. Понятие и сущность права. | Содержание учебного материала Три значения термина права: естественное право, субъективное право, объективное право. Признаки права. Понятие права. Функции права: регуляторная и охранительная. Понятие принципа права. Виды принципов права (общие, межотраслевые, отраслевые). | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить примеры различных видов принципов права. | 2 | 3 | |
Тема 4.2. Право в системе социальных норм. | Содержание учебного материала Социальные и технические нормы, их понятие и особенности и взаимосвязи. Виды социальных ном: политические, правовые, моральные, нормы общественных организаций (корпоративные), обычаи, эстетические и другие нормы. Общие признаки социальных норм. Отличие норм права от других социальных норм. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Составить таблицу «Отличия норм права от других социальных норм». | 2 | 3 | |
Тема 4.3. Формы (источники) права. | Содержание учебного материала Понятие формы (источника) права. Виды форм (источников ) права. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие и признаки. Виды нормативно-правовых актов. Подзаконные акты. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Виды форм (источников) права». | 2 | 3 | |
Тема 4.4. Правотворчество. | Содержание учебного материала Понятие и виды правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Принципы правотворческой деятельности. Правотворчество и законодательство. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правотворчества». | 2 | 3 | |
Тема 4.5. Закон. | Содержание учебного материала Понятие закона и его основные признаки. Виды законов: федеральные и субъектов федерации; постоянные, временные и чрезвычайные. Конституция, федеральные конституционные, федеральные и субъектов федерации; общего действия и специальные. Законодательный процесс: понятие , стадии. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: изучить ст.104 Конституции РФ и составить схему «Стадии законодательного процесса в Российской Федерации». | 2 | 3 | |
Тема 4.6. Пределы действия нормативных правовых актов. | Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Выделить особенности правового статуса лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. | 2 | 3 | |
Тема 4.7. Систематизация законодательства. | Содержание учебного материала Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, значение. Учет нормативных актов. Понятие инкорпорации. Консолидация. Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов. | 2 | 1 |
Тема 4.8. Норма права. | Содержание учебного материала Понятие нормы права и ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность норм права, обязательность, системность, неоднократность действия. Классификация норм права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Соотношение норм права и статьи нормативно-правового акта. | 4 | 1 |
Практическое занятие: определить структуру и способы изложения в предложенных нормах права. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. | 2 | 3 | |
Тема 4.9. Правовые отношения | Содержание учебного материала Понятие и признаки правоотношения. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Понятие правосубъектности, правоспособности и дееспособности субъектов права. Содержание правоотношений: субъективное право и юридическая обязанность. Объекты правоотношений. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции, их значение. Фактический состав. | 4 | 1 |
Практическое занятие: семинарское занятие по вопросам темы: Понятие и виды правовых отношений. Элементы правовых отношений. Основания возникновения правовых отношений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подобрать примеры «юридических презумпций» и «юридических фикций». | 2 | 3 | |
Тема 4.10. Реализация права. | Содержание учебного материала Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права. Применение как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования, предъявляемые к применению права. Акты применения правовых норм, их структура и виды. Отличие акта применения права от нормативно-правового акта. Понятие пробела в праве. Способы восполнения пробела в праве. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Составить сравнительную таблицу «Отличие актов применения норм права от нормативных правовых актов». | 2 | 3 | |
Тема 4.11. Толкование норм права. | Содержание учебного материала Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение содержания норм права. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Аутентичное и легальное толкование. Способы толкования правовых норм: Грамматической, систематический, исторический и др. Объем толкования правовых норм. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Виды толкования норм права». | 2 | 3 | |
Тема 4.12. Механизм правового регулирования. | Содержание учебного материала Правовое воздействие и правовое регулирование. Процесс правового регулирования и его этапы. Предмет и метод правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Его основные стадии и элементы. Роль норм права, юридических фактов, правоотношений, правоприменительных актов в механизме правового регулирования. Способы и типы правового регулирования. | 2 | 1 |
Тема 4.13. Система права. | Содержание учебного материала Понятие системы права, ее элементы. Отрасль и правовой институт. Классификация отраслей права. Краткая характеристика современных отраслей российского права. Система права и система законодательства, их соотношение. Система права и правовые семьи. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Произвести сравнительный анализ «система права» и «правовая система». | 2 | 3 | |
Тема 4.14. Правосознание и правовая культура. | Содержание учебного материала Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правая психология. Функции правосознания. Правовой нигилизм и причины его распространения. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура и элементы. Значение правовой культуры и формирование правового государства. Правовое воспитание. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Правовой нигилизм, пути его преодоления». | 2 | 3 | |
Тема 4.15. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. | Содержание учебного материала Понятие правомерного поведения. Виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Презумпция невиновности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правомерного поведения». | 2 | 3 | |
Тема 4.16. Законность и правопорядок. | Содержание учебного материала Понятие законности, ее сущность и основные принципы. Гарантии обеспечения законности: общие и специальные. Понятие правопорядка. Содержание правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности и правопорядка. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Понятие дисциплины, ее виды. | 4 | 1 |
Всего: | 99 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Теории государства и права».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48г.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.
- Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
- Смоленский М.Б.. Теория государства и права:/ М.Б.Смоленский. М.: Юрист. 2009. - 360 с.
Дополнительные источники:
1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник /С.С.Алексеев. М.: НОРМА. 2007. - 720 с.
- Иванников И.А. Общая теория государства и права: /И.А.Иванников.М.: Юрист. 2009. -720 с.
- Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов и др.; под. ред. Н.И. Матузова , А.В. Малько. М.: Юрист. 2007. -580 с.
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
http:// www.minjust.ru/
www.arbitr.ru/
http:// arbc.consultant.ru/
http:// www.vsrf.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, защиты рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин. | проверочная работа |
Оперировать юридическими понятиями и категориями | участие в семинарских занятиях,выполнение индивидуального задания. |
Применять на практике нормы различных отраслей права. | решение ситуационных задач |
Знания: | |
Закономерности возникновения и функционирования государства и права | тестирование, проверочная работа. |
Основы правового государства, основные типы современных правовых систем | защита реферата, проверочная работа. |
Понятие, типы и формы государства и права, роль государства в политической системе общества | обсуждение и оценка докладов |
Систему права Российской Федерации и её элементы | проверочная работа |
Формы реализации права | проверочная работа |
Понятие и виды правоотношений | тестирование, отчёт по практическому занятию |
Виды правонарушений и юридической ответственности | проверочная работа. |