Рабочая программа УД Семейное право специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа включает в себя паспорт, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку усвоения дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Семейное право
специальность 030912 (40.02.01) «Право и организация
социального обеспечения»
2014 г.
Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912 (40.02.01) Право и организация социального обеспечения (Приказ № 770 Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. и зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. №18360) и на основе примерной программы (Разработчик примерной программы: Разработчик: Маракулина Н.В., преподаватель юридических дисциплин ФГОУ СПО «Челябинский юридический техникум»). Рассмотрено на заседании |
Составитель: В.В. Королева, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «СПЭТ» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 (40.02.01) «Право и организация социального обеспечения»
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять брачный договор и алиментное соглашение;
- оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и источники семейного права;
- содержание основных институтов семейного права.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
- Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
работа с учебной литературой и законодательством | 6 |
подготовка рефератов, сообщений | 7 |
решение задач | 3 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экологического права
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Понятие семейного права | Содержание учебного материала Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «История развития семейного права». | 2 | ||
Тема 2. Семейные правоотношения | Содержание учебного материала Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Формы семейных правоотношений. Понятие родства, супружества и свойства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Основание возникновения семейных правоотношений» | 2 | ||
Тема 3. Нормы семейного права | Содержание учебного материала Запреты и дозволения. Императивные и диспозитивные нормы. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность. Что такое родство и свойство. | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ) | 1 | ||
Тема 4. Защита семейных прав | Содержание учебного материала Органы государства, на которые возложена защита семейных прав. Судебная защита семейных прав. Судебная защита. Органы опеки и попечительства. Исковая давность в Семейном Кодексе (виды сроков). Семейные отношения и нормы гражданского законодательства. Спорные семейные вопросы. Применение норм международного права к семейным отношениям. | 4 | |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. (Семейный кодекс РФ, Постановление от 27 мая 1998 г. №10 – Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» //БВС-1998 №7; 2007№5 (с послед.изменен.) | 1 | ||
Тема 5. Понятие брака | Содержание учебного материала Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Подготовка реферата на тему: «Фиктивный брак». | 2 | ||
Тема 6. Личные и имущественные правоотношения супругов. | Содержание учебного материала Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по обязательствам. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. Составление брачного договора. | 2 | ||
Тема 7. Алиментные обязательства членов семьи. | Содержание учебного материала Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. | 4 | 2 |
Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. Составление соглашения об уплате алиментов. | 2 | ||
Тема 8. Правоотношение родителей и детей. | Содержание учебного материала Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. Подготовка сообщений по темам: «Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей». | 2 | ||
Тема 9. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. | Содержание учебного материала Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством. Подготовка сообщений на темы: «Права и обязанности опекунов и попечителей»; «Усыновление – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»; «Приемная семья». | 2 | ||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин права.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативные правовые акты:
- Конституция РФ от 12.12. 1993г. (в ред. от 05.02.2014 г.).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (в ред. от 25.11.2013г.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в ред. от 05.05.2014г., от 28.12.2013г., 28.12.2013г., 23.07.2013г. соответственно).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г. (в ред. от 05.05.2014г.).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред.05.05.2014г.).
- Федеральный закон от 15.11.97 «143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 05.05.2014г.).
- Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013г.).
- Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 02.04.2014г.).
- Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013г.).
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48 (в ред. от 05.05.2014г.).
- Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. №256 (в ред. от 02.07.2013г.).
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Основная литература:
1. Гомола А.И. Семейное право: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И.Гомола, И.А.Гомола, - 9-е изд., перер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 176с.
Дополнительная литература:
2. Ильина О.Ю. Семейное право: Практикум: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2009. - 143с.
3. Кубанкина Е.И. Семейное право: Учебное пособие / Е.И.Кубанкина, В.В.Павленко. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2010. - 240с.
4. Семейное право: Учебник для студ. вузов / Под ред. Ю.Ф.Беспалова,О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009. - 367с.
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
- http://www.gks.ru/
- http://www.vsrf.ru/
- http://www.mnr.gov.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, обсуждения и оценки, сообщений, рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
толковать и применять нормы экологического права | оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям | оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |
применять правовые нормы для решения практических ситуаций | оценка выполнения практических занятий |
Знания: | |
понятие и источники экологического права | обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |
экологические права и обязанности граждан | оценка выполнения практических занятий |
право собственности на природные ресурсы, право природопользования | оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |
правовой механизм охраны окружающей среды | обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |
виды экологических правонарушений и ответственность за них. | оценка выполнения практических занятий; обсуждение и оценка, сообщений, рефератов |