Методические указания по выполнению и защите курсовой работы для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Методические указания с достаточной полнотой знакомят студентов с требованиями, которые предъявляются к выполнению и защите курсовой работы в учреждениях среднего профессионального образования.
Данные указания подготовлены на базе Общероссийских Госстандартов, стандартов выполнения научно-исследовательских работ, а также методических рекомендаций, изданных другими образовательными учреждениями. Стандарт устанавливает требования к структуре, представлению и оформлению курсовых работ, а также к порядку их выполнения и защиты.
Методические указания предназначены для студентов ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические указания по курсовой работе | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Утверждена
решением методического совета
протокол № ___от________ 20__г.
Методические указания
по выполнению и защите курсовой работы
для специальности 030912
«Право и организация социального обеспечения»
г. Апшеронск 2013 г.
Рассмотрено и одобрено Согласовано
цикловой комиссии зам. директора по учебной работе
юридических дисциплин О.В. Марченкова _____________
Протокол № ___ от _____20___г. «____» ___________ _____г.
Председатель ЦК
Саралидзе И.В.
__________________
Автор:
Саралидзе И.В., - председатель цикловой комиссии юридических дисциплин. Квалификация – юрист.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» Апшеронск, 2013. – 22 с.
Методические указания с достаточной полнотой знакомят студентов с требованиями, которые предъявляются к выполнению и защите курсовой работы в учреждениях среднего профессионального образования.
Данные указания подготовлены на базе Общероссийских Госстандартов, стандартов выполнения научно-исследовательских работ, а также методических рекомендаций, изданных другими образовательными учреждениями. Стандарт устанавливает требования к структуре, представлению и оформлению курсовых работ, а также к порядку их выполнения и защиты.
Методические указания предназначены для студентов ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум» специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Содержание
Введение ---------------------------------------------------------------------- 4
Общие положения------------------------------------------------------------ 5-6
Структура курсовой работы-------------------------------------------------7-10
Технические аспекты работы над исследованием----------------------11-12
Защита курсовой работы------------------------------------------------------13
Критерии оценки курсовой работы-----------------------------------------14
Литература-----------------------------------------------------------------------15
Приложения----------------------------------------------------------------------16-26
Введение
Проведение самостоятельных письменных работ студентами учреждений среднего профессионального образования имеют свою специфику, отличную от школьной и вузовской. Письменные работы студента - это первые исследовательские работы. Существует целый перечень видов этих работ, начиная с самых простых, таких как: контрольная работа, доклад, реферат, и, заканчивая все более и более сложными видами: курсовая работа, дипломная работа, научная статья и т.д.
Каждая из них - это самостоятельное, научно-прикладное исследование и является одной из форм отчетности и контроля знаний студентов. Это доказательство знаний по избранной проблеме, творческое осмысление соответствующей научной мысли литературы. Научная информированность, компетентность специалиста - это его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определенных исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках его специальности.
Выполнение письменных заданий помогает студентам поэтапно включиться в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу, которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к своей профессии.
Курсовые работы являются важнейшим средством изучения учебных дисциплин, повышения теоретического и методического уровня профессиональных знаний студентов.
Однако опыт показывает, что студенты испытывают большие трудности в работе с книгой, научной литературой, подменяя исследование на работы реферативного содержания из Интернет-ресурса. Возникает также ряд сложностей с целеполаганием, определением объекта и предмета исследования, его практического значения; логическим построением исследования, раскрытием, в полной мере, содержания темы. Техническое оформление работы, которое является необходимым критерием к допуску к защите исследования, зачастую не выдерживает никаких требований.
Именно этим проблемам посвящены настоящие методические указания студентам. Четкое и последовательное планирование организации и проведения научно-исследовательской деятельности поможет студентам в преодолении трудностей, связанных с написанием и оформлением курсовых работ.
Общие положения
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов в техникуме.
Именно эта работа помогает расширить, обобщить и систематизировать знания. Студент овладевает современными методами поиска, обработки и использования информации, осваивает некоторые методы исследовательской работы, определяется в своей профессиональной позиции и учиться ее отстаивать и защищать.
Курсовая работа тесно связана с профессиональной практикой. Именно на практике будет происходить апробация проведенного студентом исследования, осмысления приобретаемого опыта.
Курсовая работа - это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной научно-исследовательской работе студента, включающий аналитическую, эмпирическую, исследовательскую (практическую) части.
Курсовая работа - более глубокое и объемное исследование избранной проблемы курса, это первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы.
Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин, а также овладение умениями, навыками научного исследования.
При выполнении курсовой работы студент должен обнаружить способности:
- собрать и обработать информацию по теме;
- изучить и критически проанализировать полученные материалы;
- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
- самостоятельно решить поставленные творческие задачи;
- логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
Курсовая работа все более усложняется в зависимости от года обучения. Это проявляется в постепенном усложнении объектов и методов исследования.
Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор литературы, полученный в результате отбора и анализа разных видов издания по теме исследования.
Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информации.
Вторая и последующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты самостоятельно проведенного эмпирического исследования.
Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведенного эмпирического научного исследования.
Задачи второй и последующих курсовых работ:
- овладение методами сбора и обработки эмпирической информации;
- сравнение теоретических данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
- обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.
Структура курсовой работы
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Библиография
- Приложения
Студент определяет тему курсовой работы в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных цикловыми комиссиями, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем. Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который и поможет определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даст советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Титульный лист исследования оформляется в соответствии с требованиями общероссийских стандартов и образовательного учреждения (см. Приложение 1).
Содержание работы формулируется согласно логике построения исследования с целью полного раскрытия темы. Указываются: Ведение, Главы и пункты основной части, Заключение, Библиография, Приложения. Все нумеруется соответствующими страницами (см. Приложение 2).
Введение курсового исследования - один из самых важных элементов работы. Именно здесь, с самых первых строк, автор должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать читателя обоснованностью выбранной темы, ее актуальностью и значимостью как для конкретного читателя, так и для развития науки в целом. Во Введении необходимо:
- обосновать тему курсовой работы;
- обозначить новизну, актуальность и значимость, в том числе практическую значимость темы;
- степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике;
- выделить объект и предмет исследования;
- поставить цели и задачи;
- назвать методы и технологию сбора и обработки информации;
- обосновать выбор используемых литературных источников.
Именно данные критерии определяют структуру Введения.
Структура Введения:
- Актуальность;
- Объект;
- Предмет;
- Цель;
- Задачи;
- Методология и методы исследования;
- Практическая значимость.
Наибольшую сложность, как правило, представляет собой определение Объекта и Предмета исследования.
Объект и предмет исследования.
Исследовательские подходы | Объект исследования | Предмет исследования |
1 подход: через отношение общего и частного (целого и части) | Процесс, система, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. | То, что находится на границе объекта |
2 подход: через испытуемых. | Кто исследуется: индивид, группа людей, общность и т.д. | Что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях в теоретическом, эмпирическом, прикладном исследовании. |
Цели исследования - это то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель должна соответствовать теме исследования.
Задачи исследования - это конкретизация цели. Выделение 3-4 задач достаточно для решения проблемы исследования. Задачи исследования формулируются в строгом соответствии с пунктами Содержания курсовой работы.
В методологической основе указываются теоретические положения, на которые опирается в своей работе студент. Методы исследования - перечисляются и обосновываются предполагаемые методы исследования.
В практической значимости работы указывается то новое, что пытается доказать студент в предстоящем курсовом исследовании и каким образом результаты проведенного исследования возможно использовать на практике.
Объем Введения – 1,5-2 стр. (см. Приложение 3)
Основная часть должна состоять как минимум из 2-х глав, в них из 2-4х пунктов.
Количество глав зависит от вида курсовой работы (теоретическая, прикладная, экспериментальная и т.д.), а также от характера и объема собранного материала. Обязательными требованиями к Основной части курсовой работы являются:
- аналитический обзор литературы по теме;
- анализ и обработка данных эмпирического исследования;
- каждый элемент основной части должен быть логически законченным в смысловом отношении фрагментом работы;
- названия глав и подглав должны четко отражать конкретное содержание написанного текста;
- каждая глава должна заканчиваться резюме и краткими выводами по ходу текста главы или пункта (без их выделения);
- текст глав и пунктов должен быть выстроен аналитически четко, пропорционально и соподчинено.
Требования, предъявляемые к тексту основной части следующие:
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов;
- ясность, четкость и лаконичность изложения.
Рекомендуемый объем Основной части – 25 стр.
Заключение. В Заключении кратко излагаются выводы в соответствии с поставленными задачами по каждому пункту исследования, выдвигаются предложения и рекомендации по дальнейшему развитию темы и внедрению полученных результатов.
Объем Заключения, как правило, 2-3 стр.
Библиография. Студент подбирает литературу в соответствии с избранной темой, отбирает из нее наиболее важную для углубленного изучения и ту, которую надо просмотреть, чтобы познакомиться с решением проблемы в разных источниках.
К Библиографии предъявляются следующие требования:
1. соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;
2. разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и т.д.;
3. библиографические описания источников располагаются в алфавитном порядке по фамилии с инициалами автора (авторов), либо по названию документа;
4. нумеровать список литературы следует арабскими цифрами с точкой.
В библиографическом списке литературу необходимо разбить по рекомендуемым направлениям:
- Источники (нормативно-правовые акты);
- Основная литература (научно-методическая литература);
- Периодические издания (газеты, журналы);
- Справочные издания (словари, справочники, энциклопедии);
- Интернет-ресурс (указываются официальные сайты министерств и ведомств, автор, название научной статьи).
Если в списке присутствует только Основная литература, название указывается как Список используемой литературы. Рекомендуемое количество – не менее 25 источников (см. Приложение 4).
Приложения в курсовой работе создаются для аргументации фактов, изложенных в работе, и предназначены для облегчения восприятия содержания курсовой работы.
Объем этого элемента курсовой работы не ограничивается.
В него входят: таблицы, иллюстрации, рисунки, графики, гистограммы, диаграммы (выносятся из текста Основной части, если занимают более половины стр. А4), бланки анкет, опросные листы, промежуточные и результативные данные исследования и т.п. (см. Приложение 5)
Приложения помещают в конце курсовой работы после Списка используемой литературы. Основные требования к Приложениям:
- на все Приложения в основном тексте должны быть ссылки;
- слово "Приложение" пишется первой строкой от полей курсивом и выравнивается по правому краю над содержательным названием приложения;
- номер приложения размещают в правом верхнем углу после слова "Приложение" над заголовком приложения. Номер приложения обозначается арабскими цифрами без точки в конце;
- если в тексте одно Приложение, то оно не нумеруется;
- каждое новое по содержанию Приложение должно начинаться с новой страницы и должно иметь содержательный заголовок;
- на каждое Приложение в основной части курсовой работы должны быть ссылки в круглых скобках и с большой буквы;
- нумерация номеров страниц Приложений идет сквозная от начала курсовой работы, т.е. общая с остальной частью курсовой работы.
Технические аспекты работы над курсовым исследованием.
- Редакция текста. Задать параметры:
Шрифт – Times New Roman Размер шрифта - 14
Последовательность открываемых «окон»:
Файл – Параметры страницы – Поля.
Поля
Верхнее – 1,5 см Нижнее – 1,5 см
Левое - 2,5 см Правое - 1,5 см
Переплет – 0 см Положение переплета - слева
Последовательность открываемых «окон»:
Формат – Абзац – Отступы и интервалы
Общие
Выравнивание – по ширине Уровень – основной текст
Отступ
слева – 0 см первая строка:
справа – 0 см Отступ на: 1,25/1,27 см
- Нумерация страниц.
Последовательность открываемых «окон»:
Вставка – Номера страниц
Положение
Внизу страницы
Выравнивание
Справа
- Сноски.
Последовательность открываемых «окон»:
Вставка – Ссылка – Сноска
Положение
- сноска – Внизу страницы
Формат
Формат номера 1,2,3….
Нумерация на каждой странице
Применить ко всему документу
Нумерация страниц производится на полях по нижнему краю справа, начиная с Введения (в курсовой работе Введение, как правило, будет 3-ей страницей). Титульный лист и Содержание считаются, но не нумеруются.
Общий объем курсовой работы, как правило, 25-30 листов. С исследовательской частью - 30-40 листов. В курсовой работе должны использоваться ссылки. В тексте могут быть сделаны ссылки на: таблицы, иллюстрации, формулы, перечисления, приложения и т.п.
Таблицы представляют собой определенный способ организации информации, систематизирующий и сокращающий текст для обеспечения наглядности и обозримости информации:
- на все таблицы в тексте должны быть ссылки;
- таблицы непосредственно приводятся сразу после ссылки, либо на следующей странице;
- таблица отделяется от текста одной строкой отступа как до, так и после него;
- таблицы нумеруются порядковыми номерами (арабскими цифрами) с указаниями номера пункта;
- слово "Таблица" выравнивается по правому краю и находится над содержательным названием таблицы;
- если в тексте одна таблица, то она не нумеруется;
- таблицы выполняются 12м шрифтом.
Иллюстрации. К ним относятся: рисунки, схемы, планы, графики, гистограммы, диаграммы и др. Они позволяют раскрыть, пояснить и дополнить словесную информацию:
- иллюстрация отделяется от текста одной строкой отступа как до, так и после него;
- иллюстрации нумеруются порядковыми номерами (арабскими цифрами) по ходу всего текста;
- слово "Рис.", и его порядковый номер и название помещают под иллюстрацией (по центру, без точки в конце названия). Размер шрифта – 12, жирным;
- если в тексте одна иллюстрация, то она не нумеруется;
на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки в круглых скобках; - иллюстрации располагаются непосредственно сразу после ссылки, либо на следующей странице.
Названия глав и пунктов выполняется 14м шрифтом, жирным и выравнивается посередине. Между пунктами главы отступ – 3 полуторных интервала. Недопустимо оставлять название пункта на одной стр., а текст – на следующей. Каждая Глава, Заключение, Библиография, Приложение начинаются с новой страницы.
Защита курсовой работы
Курсовая работа с мультимедийным сопровождением (на электронном носителе) представляется на отделение с визой научного руководителя «Допущено к защите» за 10 дней до начала зачетно-экзаменационной сессии. В случае несоблюдения установленного срока работа к защите не допускается. Студент допускается к защите курсовой работы после проверки ее научным руководителем, при условии предварительной положительной оценки.
Защита проводится в присутствии студентов группы и аттестационной комиссии. На защите студент делает краткое сообщение (7-10 мин.). Доклад к защите, при правильном выполнении курсовой работы, состоит из Введения и Заключения. Мультимедийное сопровождение выполняется в соответствии с содержанием доклада и с целью наглядной иллюстрации исследования в программе Microsoft Office PowerPoint. Рекомендованное количество слайдов – 7-17.
В своем выступлении студент должен последовательно изложить:
- актуальность и обоснование выбранной темы;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи исследования;
- методы исследования;
- выводы в соответствии с поставленными задачами;
- общее заключение по курсовой работе;
- практическую значимость исследования.
По курсовой работе ставится дифференцированный зачет.
Критерии оценки курсовой работы
«Отлично» выставляется за курсовую работу, в которой:
- Используется основная литература по проблеме.
- Дано теоретическое обоснование темы и анализ передового опыта работы.
- Показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с предметом, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материалами, сделаны выводы и даны практические рекомендации.
- Работа безукоризненна в отношении оформления (орфография, стиль, цитаты, ссылки, мультимедийное сопровождение и т. д.)
- Все этапы выполнены в срок.
«Хорошо» выставляется в случае, если:
- Использована основная литература по теме (методическая и научная).
- Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы.
- Все этапы выполнены в срок.
- Работа правильно оформлена.
- Недостаточно описан личный опыт работы, применение научных исследований и передового опыта работы.
«Удовлетворительно»:
- Библиография ограничена.
- Нет должного анализа литературы по проблеме.
- Хорошо обобщен собственный опыт работы.
- Оформление работы правильное.
- Большая часть выполнена в срок.
Литература
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2005.
- Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Методики многостороннего исследования личности. М. 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. М., 2003.
- Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология научного исследования. СПб, 2006.
- Ерофеева Т.И. Методология и методика научного исследования. М., 2005.
- Загвязинский В.И. Методология и методы социально-педагогического исследования. Тюмень, 2003.
- Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. М., 2007.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы научного исследования. М., 2004.
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСЛЕСХОЗ)
Государственное образовательное учреждение
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Муниципальное право
на тему: «Стили лидерства и их эффективность»
Выполнил студент отделения
«Право и организация социального обеспечения»
курс 3 группа 36
Кичатый А.В.
Научный руководитель
Мельник А.В.
Дата защиты______________
Оценка___________________
Апшеронск 2010
Приложение 2
Содержание стр.
Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Власть и управление в организации.
1.1. Руководство и лидерство……………… ………………………..………5
1.2. Власть, влияние и авторитет руководителя…………………………..12
1.3 Функции, обязанности и качества руководителя…………………..….15
Глава 2. Сравнительный анализ стилей управления.
2.1. Стиль управления: понятие, основные виды………………………..…19
2.2. Классификация стилей управления …………………………………...24
2.3 Сравнение критериальных характеристик стилей управления………27
Заключение………….………………………………………………………..….30
Библиография………………………………..……………………..……….…..33
Приложения......................................................................................................35
Приложение 3
Введение
Актуальность данного исследования определяет тот факт, что в современной теории и практике менеджмента и управления персоналом недостаточно четко определено понятие стиля и существует проблема выбора наиболее эффективного стиля руководства коллективом.
Человеческий фактор в фирмах все больше и больше становится интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. И эффект человеческого фактора будет тем выше, чем грамотнее руководитель, в зависимости от условий работы и обстоятельств, будет применять определенный стиль руководства.
Со времен К.Левина изучаются стили лидерства, где стиль рассматривается как система приемов воздействия, описанных преимущественно в терминах поведенческой психологии. Близко к этому определение Р.С. Немова: “Стиль лидерства - это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный”.[1]
Практика показывает, что именно от стиля руководителя зависит психологическая атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, создает условия для повышенной или пониженной конфликтогенности, т.е. угрозы зарождения конфликтов. Знание факторов эффективности основных стилей руководства способствует их успешной реализации в практике управления коллективом.
Цель исследования - изучение факторов эффективности основных стилей лидерства.
Объект исследования – система современных стилей управления.
Предмет исследования – критериальные характеристики современных стилей управления.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- сравнить понятия руководства и лидерства;
- рассмотреть власть, влияние и авторитет руководителя в организации;
- выделить основные функции, обязанности и качества руководителя;
- охарактеризовать стили управления;
- провести сравнительный анализ эффективности современных стилей управления.
Методология и методы исследования. В нашем исследовании мы использовали теорию и практику современного менеджмента, разработки таких авторов, как: Вудкок М., Френсис Д. (“Раскрепощенный менеджер”, 2004); Попов Г.Х. (“Проблемы теории управления”, 2002); Доценко Е.Л. (“Психология манипуляции”, 2006); Маслова Н.Ф. (“Стили руководства”, 2005) и пр. В качестве методов исследования мы использовали системный и сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации выявленных и систематизированных нами факторов эффективности основных стилей руководства в практике менеджмента, в частности, для формирования ситуативного подхода к управлению.
Приложение 4
Библиография
Основная литература
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Е & М, 2006.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 2005.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2004.
- Беклемышев Е. П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. М., 2004.
- Вейлл Питер. Искусство менеджмента. Пер. с англ. М.: Новости, 2003
- Веснин В. Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 2004
- Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998, 2000, 2002.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Дело, 2004
- Жариков Е. С. Уроки психологии для руководителя. М., 2006.
- Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 2003.
- Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2006.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 2004.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М.; Финансы и статистика, 2006.
- Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ им. Орджоникидзе, 2003.
- Менеджмент организации. /Под ред. проф. Румянцевой 3. П. М., 2003.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. (Пер. с англ.) М.: Дело, 2002.
- Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы. (Сокр. пер. с англ.) М.: Экономика, 2004
- Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, 2003.
- Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 2005.
- Щекин Г. В. Основы менеджмента. Киев, 2003.
- Экономическая стратегия фирмы/ под ред. А. П. Градова. СПб., 2005.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 2004.
Периодические издания
- 25.Дюжердиль Р. Управление человеческими ресурсами. Маркетинг. №3 2003.
- 26.Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2002.
- 27.Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2005.
- 28.Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. №9 2002.
- 29.Розанова В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. //Управление персоналом. 2004, №11.
- 30.Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –2002.-№8.
- 31.Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2003.
Справочные издания.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 2004
- Управление предприятием: Словарь-справочник. М., 2006.
- Управленческое консультирование. В 2-х томах. Пер с англ. П.: СП "Интерэкспорт", 2002.
Приложение 5
Таблица 1. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | ||
Авторитарный (автократический) | Демократический | Либеральный | |
Приемы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненными | Ждет указаний от руководства или решения совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавится | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний | Все знает - все умеет | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль | Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жесткой дисциплины | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды стимулов постоянно | Действует таким же образом |
Приложение 6
Перечень тем курсовых работ специальности
030504 «Право и организация социального обеспечения»
Гражданское право:
- Предмет, метод, задачи и функции гражданского права.
- Правосубъектность граждан.
- Товарищество как юридическое лицо.
- Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.
- Акционерное общество как юридическое лицо.
- Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.
- Субъекты и объекты гражданских правоотношений.
- Субъекты и объекты наследственного права.
- Ценные бумаги как объекты гражданского права.
- Осуществление гражданских прав и осуществление обязанностей.
- Защита гражданских прав.
- Понятие и виды сроков в гражданском праве.
- Исковая давность и ее гражданско-правовое значение.
- Гражданско-правовая охрана личной жизни граждан.
- Понятие и виды вещных прав.
- Собственность и право собственности.
- Субъекты и объекты права собственности хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.
- Субъекты и объекты права собственности общественных и религиозных организаций.
- Право собственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
- Понятие и виды общей собственности.
- Право собственности на жилые помещения.
- Защита права собственности и других вещных прав.
- Ответственность за нарушение обязательств.
- Договор как важнейшее основание организации взаимных связей участников имущественного оборота.
- Виды договоров и их классификация в гражданском праве.
- Содержание договора и классификация его условий.
- Стадии и порядок заключения договоров.
- Основания поставки товаров для государственных нужд.
- Договор аренды.
- Договор аренды транспортного средства с экипажем, без экипажа.
- Договор аренды здания или сооружения.
- Договор аренды предприятия.
- Финансовая аренда (лизинг). Договор финансовой аренды.
- Договор найма жилого помещения.
- Договор безвозмездного пользования вещью.
- Договор подряда.
- Договор бытового подряда.
- Договор строительного подряда.
- Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
- Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
- Кредитный договор.
- Договор банковского вклада.
- Договор банковского счета.
- Понятие и виды расчетов.
- Договор хранения.
- Договоры имущественного и личного страхования.
- Договор поручения.
- Договор комиссии.
- Агентский договор.
- Договор доверительного управления имуществом.
- Договор коммерческой концессии.
- Договор простого товарищества.
- Публичные конкурсы, проведение игр и пари.
- Основания ответственности за причинение вреда.
- Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств.
- Компенсация морального вреда.
- Гражданско-правовые формы опеки и попечительства.
- Гражданско-правовые основы частной собственности в России.
- Защита прав патентообладателей и авторов.
- Авторское право. Авторский договор.
Семейное право:
- Система и источники семейного права
- Понятие брака и брачного правоотношения в семейном праве
- Основания и порядок заключения брака
- Прекращение брачных отношений
- Понятие семьи, супругов, детей, в семейном праве
- Личные и имущественные правоотношения между супругами
- Приемная семья
- Опека и попечительство
- Брачный договор
- Установление отцовства
- Права несовершеннолетних детей
- Права и обязанности родителей
- Алиментные обязательства
- Приемная семья
- Основания применения норм
- Заключение брака
- Взыскание алиментов в судебном порядке
- Воспитание детей оставшихся без родителей
- Условия и порядок усыновления (удочерения)
Право социального обеспечения:
- Финансовая основа пенсионного обеспечения.
- Функции социального обеспечения.
- Принципы организации социального обеспечения в свете пенсионной реформы.
- Государственное пенсионное страхование: источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.
- Государственная социальная помощь: источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.
- Негосударственные формы социального обеспечения.
- Социальное обеспечение в России до 1917 года.
- Особенности советской системы социального обеспечения.
- Пенсионная реформа в Российской Федерации. Основные этапы развития.
- Правовое регулирование системы обязательного пенсионного страхования; в РФ.
- Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в пенсионном обеспечении.
- Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению
- Виды правоотношений по социальному обеспечению: материальные, процедурные, процессуальные.
- Трудовой стаж и его виды, и значение в социальном обеспечении.
- Трудовые пенсии по старости.
- Трудовые пенсии по инвалидности.
- Трудовые пенсии по случаю потери кормильца.
- Конвертация пенсионных прав застрахованных лиц.
- Пенсии за выслугу лет военнослужащим.
- Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.
- Пенсии по государственному обеспечению гражданам, пострадавшим и результате радиационных или техногенных катастроф и их семьям
- Пенсии, но государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу по, призыву и их семьям
- Социальные пенсии нетрудоспособным.
- Пособие по временной нетрудоспособности.
- Пособие по безработице: понятие размеры и сроки выплаты.
- Государственные пособия гражданам, имеющим детей.
- Компенсационные выплаты по системе социального
обеспечения. - Правовые вопросы государственной системы
обязательного медицинского страхования. - Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания.
- Стационарные формы социального обслуживания.
- Срочная социальная помощь: се назначение и сущность.
- Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Обеспечение инвалидов средствами .передвижения.
- Льготы по системе социального обеспечения.
- Льготы ветеранам труда и труженикам тыла.
- Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении.
- Международно-правовое регулирование социального обеспечения.
- Социальное обеспечение за рубежом.
Председатель цикловой комиссии
юридических дисциплин И.В. Саралидзе
[1] Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е издание. М.: Просвещение: ВЛАДОС,
2005., с. 459