Доклад "Современный урок по праву"

В докладе говорится о значимости дисциплины право, раскрываются основные элементы современного урока по праву, конкретизируется процесс проведения такого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_po_pravu.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЛАН

       

 Введение

1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

             

           Заключение

   

  Список литературы

 Введение

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего и среднепрофессионального образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

Учебное занятие по праву— это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников. При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.).

Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:

— учитель права;

— обучаемые;

— юридическое содержание учебных курсов;

— система методов, приемов, средств обучения;

— цель и результат.

Рассмотрим кратко составляющие компоненты каждого элемента.

Что характеризует учителя права?

1. Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция.

2. Педагогическое и методическое мастерство:

а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;

б) умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение;

в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы.

Учитель должен обладать способностью привлекать к себе людей. При этом важно, чтобы педагог «не опускался до аудитории, а, напротив, поднимал ее до своего уровня». Используя юмор в правовом обучении, учитель права должен помнить замечательную мысль, которая была высказана государственным секретарем США Г. Киссенжером в 70-е гг. XX в. Он заметил: «Я всю жизнь закрывал глаза на недостатки людей и подчеркивал исключительно их достоинства». В правовом обучении важно знание психологических приемов культуры общения.

3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации внимания на самом главном и т. д.

4. Стиль взаимоотношений учителя с учеником. Специалисты выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили. В области правового обучения первоначально при знакомстве с новыми учениками следует установить авторитарный стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования и рассказав о содержании учебной дисциплины «Право». Через два-три занятия следует перейти к стилю демократического общения, на базе которого и выстраивается дальнейшее правовое образование.

5. Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении.

Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Их характеризует:

1. Активность и самостоятельность в освоении юридического материала.

2. Уровень учебных умений и навыков.

3. Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам).

4. Степень дисциплинированности и организованности обучаемых.

Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как:

1. Научность правовой информации, ее достоверность.

2. Доступность материала определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых.

3. Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью.

4. Наличие новизны изучаемой правовой проблемы.

5. Оптимальность объема предложенной юридической информации.

Четвертым компонентом учебного занятия по праву является система методов, приемов, средств организации учебной деятельности. При этом обращают внимание на следующие факторы:

1. Рациональность и эффективность использования времени на уроках права.

Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую минуты усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права может выстраивать свою систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо четкими итоговыми выводами (так используется психологический прием, согласно которому «концовка мероприятия остается надолго в памяти человека»).

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

Процент усвоения правовой информации t, время на уроке

2. Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период для быстрого восприятия сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне.

3. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.

5. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.

6. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.

И, наконец, весьма интересным является цель и результат учебного занятия по праву. Здесь следует обратить внимание на:

1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой.

2. Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

Если оценивать занятие по праву по данным критериям, выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то лишь в случае, когда набирается по 25 показателям 85 и больше баллов, можно констатировать отлично проведенное занятие. При количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлетворительное.

Практика показала, что среди учителей права встречается определенное количество тех, которые допускают в работе типичные ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя работу с несколькими обучаемыми, задают вопросы и отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать. Такие подходы наука отвергает. Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе взаимопосещения Из исследований д. п. н. В.П. Симонова. Таких школьников называют активными.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.

2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований. Обратим внимание лишь на некоторые из них.

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций : по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:

— вводный урок;

— урок изучения нового материала;

— комбинированный урок

— контрольный урок;

— урок проверки и учета знаний;

— повторительно-обобщающий урок.

Общий уровень юридической и методической подготовки учителя права, наличие тех или иных средств правового обучения, уровень способностей ребят класса, содержание юридического материала оказывают существенное влияние на выбор того или иного типа урока. Уроки, одинаковые по типу, могут быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее.

Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче.

Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии учебных занятий по праву.

Уроки вводный и изучения нового материала

Вводный урок предворяет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения. На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение интересных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч. В этом случае преобладает именно изучение нового материала.

Специалисты называют их «системой мотивации».

Комбинированный урок по праву

Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий:

1. Организационный момент. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности.

2. Постановка цели занятия перед учащимися.

3. Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке качества обученности школьников после изучения предшествующей темы.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученной темы.

6. Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.

7. Задание на дом.

Рассмотрим чуть подробнее основные звенья комбинированного урока.

Урок начинается с небольшого организационного момента. Он может быть выражен в приветствии учителя и учеников. Правила делового обыкновения как разновидности социальных норм предполагают, чтобы участники обучающего процесса приветствовали друг друга стоя. Ученики и учитель настраиваются на предстоящую деятельность. Практика показывает, что нельзя затягивать этот этап урока (выяснять отношения с детьми или заводить разговор на отвлеченные темы).

Вторым компонентом урока выступает проверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу детей, использующих в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка сформированности правовых умений, знаний учеников может осуществляться устно или письменно. При этом необходимо, чтобы все школьники были включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому подобная диагностика может носить дифференцированный характер. Учитель, хорошо знающий своих обучаемых, предлагает более сильному из них по уровню подготовленности сложное задание, а тому, кто еще не достиг такого уровня, — задания упрощенного типа. В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степень усвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы.

Учитель права может заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будут адресованы на этом этапе школьникам. Их формулировки должны быть четкими, понятными и соответствовать возрасту обучаемых. Методисты рекомендуют сначала задавать такие вопросы: «О чем мы с вами говорили на уроке в прошлый раз?», «К какому выводу мы пришли, изучая тему?».

Основные требования, предъявляемые к школьникам при ответах, должны быть заранее им известны. Для этого можно использовать специально разработанные памятки. Вот правила для учеников:

1. Ответы должны быть краткими, со ссылкой на правовую норму.

2. Свой совет при разрешении правовой ситуации следует аргументировать конкретными примерами.

3. Записи на доске, в тетради делать краткими и аккуратными.

Опрос может проводиться фронтально — так называют одновременную работу учителя со всеми учениками класса — в устной форме. В этом случае учитель предлагает ответить школьникам на краткие вопросы по теме, например: «Давайте вспомним, что такое правовая норма? Какие существенные признаки этого правила поведения можно выделить? Приведите в пример любую норму права». Затем некоторые ученики могут быть приглашены на первые парты для выполнения письменного задания: это может быть решение правовой задачи, объяснение сущности правового понятия и выстраивание графической схемы изученного материала и проч. Другие же школьники могут работать у доски, заполняя, предположим, таблицу сравнительного анализа правовых и других социальных норм. Однако весьма ценной на уроках права является работа, требующая устного рассказа школьника, объяснения своей позиции. При выступлении одного школьника по теме другие ребята должны учиться умению его слушать, дополнять и даже критиковать. При этом школьник должен знать требования, предъявляемые к устной речи:

1. Выступление должно соответствовать поставленной проблеме, вопросу.

2. Речь должна быть яркой, выразительной и убедительной.

Для этого необходимо приводить примеры, четко формулировать правовые нормы, необходимые для ответа, использовать в объяснении изученные правовые термины.

3. Предложения не нужно выстраивать большими, лучше, если это будут краткие, но несущие смысл высказывания. Начав высказывать мысль, необходимо довести ее до конца, а при ответе стараться избегать «слов-паразитов», засоряющих грамотную речь.

4. Важно правильно выражаться в юридическом смысле, ибо право требует всегда четкости.

Целесообразно, чтобы опрос и изучение нового материала оказались логически взаимосвязанными между собой. Поэтому в зависимости от темы урока необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Важно, чтобы школьники увидели значимость нового материала, заинтересовались его изучением. Учитель права должен четко сформулировать тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить. Следует обозначить план учебного занятия, который выступает моделью содержания изучаемого правового материала, и визуализировать его на доске, листе ватмана и проч.

Например, тема урока: «Право и имущественные отношения» (из курса обществознания в 9 кл.). После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников;

— разъяснять сущность института права собственности;

— знать основные виды договоров, уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений;

— уметь защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке;

— разъяснять сущность следующих понятий: иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданское правоотношение.

ПЛАН УРОКА

1. Что регулирует гражданское право?

2. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений.

3. Сделки и договоры.

Следующим звеном комбинированного урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Например, ученики получают задание познакомиться самостоятельно с извлечением из Закона и решить три правовых ситуации. Такая работа выполняется по группам. В другом случае школьники работают с текстом учебника и готовят вопросы по теме другой группе, которая должна суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности учеников. Он должен корректировать их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то, что должно быть усвоено, и проч. В другом случае можно использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь учитель права должен обратить внимание на важные понятия, которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры, поясняющие механизм реализации той или иной нормы права и проч. Данная часть урока должна быть хорошо продумана педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки ребят.

Важным этапом учебного занятия по праву является закрепление изученного материала. Этим понятием методисты обозначают вторичное восприятие, осмысливание того, что уже изучено. Для чего это необходимо на уроках права?

Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить.

Во-вторых, этот этап позволит сразу же систематизировать знания, выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.

Закрепление отдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему итоговому закреплению темы, в процессе которого используются вопросы или задания воспроизводящего характера. Например, разъяснив понятие «дееспособность лица», учитель может задать школьникам следующие вопросы:

— Что такое дееспособность ?

— Какие виды дееспособности выделены в российском законодательстве ?

— Чем различается дееспособность физических и юридических лиц?

— Как может осуществлять свои права тот, кому исполнилось 14 лет ?

В ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено. При повторении происходит систематизация знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правовом обучении используют и обобщение материала, которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.

Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое предлагается школьникам. Вот основные правила методического характера, которые следует учитывать учителю, задающему на дом:

1. Домашнее задание связано с содержанием правовой информации урока.

2. Оно должно быть четким, ясным и адресоваться всему классу. Однако можно предлагать и отдельные индивидуальные задания некоторым школьникам.

3. Правила выполнения заданий дома учитель должен разъяснить на уроке, обратив внимание на требования, которые к ним предъявляются.

4. Задания должны включать обязательную работу с учебником, схемами, вопросами, представленными после параграфа. Необходимо пояснить, на что следует особо обратить внимание. В случае трудности в выполнении отдельных заданий по учебнику учитель имеет право их исключить, сформулировав собственные вопросы, задания.

5. По общему правилу задание предлагается выполнить к следующему уроку, однако могут быть и задания, рассчитанные на более длительный срок подготовки.

6. Задание на дом ученики должны записать: в тетради, дневнике. Невыполнение их систематически приводит к снижению уровня обученности праву.

7. Нельзя предлагать большой объем домашних заданий (в противном случае основная часть учеников их не выполнит).

8. На следующем уроке учитель обязательно проверяет, как выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий приводит к Снижению их значимости).

Большинство современных учебников содержит в конце параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные задания для самостоятельной работы. Ученикам следует объяснить, что, отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а затем эти знания должны быть соотнесены с умением их применять в жизни — определять модель поведения, давать консультации, разрешать правовой спор и проч. Многие из представленных заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления полученных знаний.

Например, при рассмотрении темы «Источники права» необходимо обратить внимание школьников 9-х классов на известную в юриспруденции аксиому: «Закон не имеет обратной силы». С этой целью учитель рассказывает сущность действия закона во времени, а затем школьникам предлагается решить задачи:

1. Олег избил своего одноклассника 3 сентября. Причинил ему тяжкие телесные повреждения. По этому факту было возбуждено уголовное дело. 15 сентября в качестве меры по усилению борьбы с преступностью стал действовать новый закон, ужесточающий наказание за указанный вид деяния. Какие правовые нормы лягут в основу приговора суда о наказании Олега?

2. Николай был задержан органами милиции за кражу имущества 5 декабря. В связи с либерализацией политико-правового режима в стране 10 декабря был принят новый закон, смягчающий наказание за такой вид деяния. Нормами какого закона будут руководствоваться при вынесении решения по делу Николая?

Контрольный урок по праву

Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить письменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведения людей в той или иной ситуации.

Предположим, школьникам предлагается написать юридический диктант, в котором встречаются ошибки. Задача будет заключаться в том, чтобы выявить ошибки и объяснить их.

В 9 классе при изучении темы «Субъекты права» по курсу «Основы правовых знаний» предлагаем такой диктант:

«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была завещена ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Все документы нотариус заверил. Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством. Его родители не возражали, и по решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным...»1.

На контрольном уроке может проводиться устный опрос, по ходу которого ученикам предлагается выполнить отдельные задания.

На уроках проверки и учета знаний ученикам можно предложить выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать в классе. Ученики меняются тетрадями. Учитель разбирает с классом в устной форме ответы на каждый вопрос теста и просит школьников отмечать знаком «+» правильные ответы своих одноклассников и знаком «-» неверные. Затем набранное количество баллов переводится в шкалу общепринятых отметок.

Уроки обобщающего повторения

Такие уроки могут проводиться после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизация правовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изучаемых правил поведения, правовых явлений и обобщение их. К такому уроку учитель заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников.

Повторительно-обобщающие уроки могут проходить в форме игры, групповой работы с законами и проч.

Например, при изучении темы «Социальные регуляторы общественной жизни» школьники знакомятся с нормами морали, права, этикета, традициями, обычаями, мифами, семейными, корпоративными, политическими, религиозными и другими правилами. На обобщающем уроке они выделяют общие и отличительные черты существующих социальных норм в обществе, докладывают о результатах своего собственного наблюдения по вопросу о механизме действия этих правил в реальной жизни. В конце учебного года проводят итоговые уроки, носящие итогово-повторительный характер. Их главная цель заключается в том, чтобы закрепить знания основных правовых понятий, обобщить изученный материал, увидеть системность права, взаимосвязь его составляющих компонентов. На таких уроках отрабатываются навыки правового поведения субъектов, ученики учатся применять полученные знания в практических ситуациях. На итоговое повторение следует вынести самые важные и сложные проблемы курса. Например, по итогам 9 класса это могут быть такие темы, как «Понятие права и его система», «Источники права», «Правотворчество», «Правовое поведение», «Правонарушение», «Правила отраслевого законодательства». В отдельных случаях ученики готовят доклады, выступают по теме своего исследования, которая была предложена заранее.

Итоговые занятия могут включать в себя игры, викторины. Так, например, после завершения курса «Основы правовых знаний» в 9 классе школьники участвуют в игре «Правовой бой». Ее цель и заключается в том, чтобы подвести итог изученному в 9 классе правовому материалу и проверить степень усвоения правовых норм при решении задач. Учитель объясняет школьникам организационную сторону урока. В игре принимают участие две команды. Они выбирают капитанов. За некоторое время до начала боя жюри выдает командам одинаковые тексты с правовыми задачами. Команды получают необходимую для правильного решения задач литературу. Перед началом боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе игры может увеличиваться или уменьшаться. Перед началом боя по жребию выбирается нападающая и защищающаяся команды. Нападающая команда может вызвать соперника на обсуждение любой задачи из списка по своему выбору. У защищающейся команды имеется два варианта продолжения игры. Она может: 1. Согласиться на обсуждение предложенной задачи или 2. Объявить так называемую «проверку корректности». В первом случае защищающаяся команда выбирает докладчика, который излагает полученное командой решение задачи. Предлагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на нормы закона. Команда может дополнять докладчика, если он что-то упустил в выступлении. Нападающая команда может предложить свой вариант решения.

После того как команды завершили обсуждение задачи, жюри излагает правильное решение и начисляет очки командам и т. д. В игре побеждает та команда, у которой оказалось большее количество очков. При составлении заданий необходимо подобрать такие задачи, которые помогли бы достигнуть поставленные цели и охватывали максимальное количество правоотношений. Например, ученики могут попытаться самостоятельно привести в пример такие ситуации, в которых бы трудовая деятельность людей регулировалась нормами разных отраслей права. При этом школьники выделяют особенности трудовых правоотношений, отношений имущественного характера (например, возникающие по договору подряда), определяют их общие и отличительные черты.

В старших классах при изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия.

На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует предупредить, что такие сокращения не носят официальный характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями, которые распространены в юриспруденции (например, для названия кодексов — ГК и проч.). Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях. В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала(она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.

Таким образом, современная наука может констатировать существование различных учебных занятий по праву.

Заключение

«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», — заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Список литературы

1. Аминов А. Аминова Л. Когда гремят орудия, законы молчат// По материалам сайта www.edu.rin.ru

2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 2005.

3. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Рос. педагогика – 2008 г.