Доклад "Роль логики в процессе обучения"
Доклад подчеркивает значимость дисциплины Логика и ее предназначение в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logiki_v_protsesse_obucheniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» в
г. Буденновске
ДОКЛАД
на тему
РОЛЬ ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В СПО
Преподаватель Кириленко С.А.
2007 – 2008 учебный год
План.
- Введение.
- Специфика методики преподавания логики в СПО.
- Формирование логического мышления и логической культуры в процессе обучения студентов.
- Заключение.
Введение
К какой исторической науке не принадлежал бы человек, он нуждается в истине. Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и др.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Этим и продиктован мой интерес к работе над данной темой.
В процессе преподавания юридических дисциплин, я стремлюсь к тому, чтобы студентам нашего техникума логика помогала в процессе овладения ими многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных наук и в практической деятельности. Потом, в ходе дальнейшего самообразования, логика поможет им отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в различных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных. И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук – логики, т.е. науки о законах и формах правильного мышления.
Специфика преподавания логики в СПО
В настоящее время квалифицированное преподавание логики служит одним из средств повышения общей культуры студенчества.
Концепция преподавания логики включает как ее содержание, так и формы ее изучения. Формы работы со студентами разнообразны: могут использоваться не только лекции и семинары, но и значительное число активных форм, характеризующих творческий поиск новых приемов и методических находок преподавателя.
На втором курсе студенты по специальности «Правоведение» с большим интересом изучают новую для них дисциплину «Логика». Лекции проходят в атмосфере интеллектуального подъема, интересных творческих дискуссий.
В курс «Логики» мною были включены кроссворды, логические загадки, отгадывание которых является своеобразным испытанием на сообразительность студентов.
При преподнесении материала по дисциплине «История государства и права» мною применяются различные приемы, способствующие развитию мышления. Большое место занимают словесные иллюстрации, яркие описания, характеристики; часто вместо определения понятий применяются приемы, их заменяющие: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение и различие. Студенты иногда затрудняются выделить общие и существенные признаки и дать точное определение понятия, иногда указывают лишь род, не называя видового отличия (разновидность логической ошибки «несоразмерность определения»: слишком широкое определение), например: «Мотыга – это сельскохозяйственное орудие». Используется мною и так называемая условная наглядность: схемы, картограммы, планы, таблицы, диаграммы. Большое внимание уделяю операции деления понятия и классификациям (например, типов предприятий при капитализме, форм и типов государственного устройства и др.). Использую и умозаключения по аналогии.
Считаю, что курс преподавания логики должен способствовать осуществлению следующих, разработанных мною задач:
-выработать у студентов умения и навыки решения логических задач; научить студентов иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебной литературе;
-обучить анализу структуры сложных суждений и записи этой структуры с помощью формул исчисления высказываний двузначной логики;
-научить составлять (выявлять) структуры ряда дедуктивных умозаключений (чисто условных и условно-категорических, чисто разделительных и разделительно-категорических, дилемм, трилемм, полисиллогизмов и соритов).
Знание символической логики должно носить прикладной характер: первичным выступает содержание, т.е. содержательный анализ форм и законов мышления, а вторичным – их структура (форма), отражающаяся в виде формул математической логики.
Формирование логического мышления и логической культуры в процессе обучения студентов
Считаю, что залогом воспитания правильно логически мыслящего человека, является творческое использование мною опыта К.Д Ушинского и В.А. Сухомлинского по формированию логического мышления с учетом индивидуальных особенностей студентов.
По их примеру, в процессе обучения отвожу ведущую роль оперированию понятиями. В числе операций над понятиями применяются такие, как определение понятий, деление, обобщение, ограничение понятий и пересечение объемов понятий и др.
Особенно важная роль принадлежит операции определения понятий. В связи с этим, веду большую работу по разъяснению определений через род и видовое отличие, доведению их содержания, т.е. совокупности существенных признаков.
Всем известно, что роль вопроса весьма важна в обучении. При ответе на вопрос студент должен выявить предпосылки вопроса и установить, истинны они или ложны. При ложных предпосылках вопрос должен быть отвергнут как некорректный, т.е. неправильно поставленный, например: «Все ли гейзеры – вулканы?». Корректные вопросы вызывают активную мыслительную деятельность студентов, если в них заключено оптимальное количество неопределенности. Если вопрос содержит слишком большую неопределенность, то он ставит студента в значительное затруднение. Вопросы «легкие», с малой неопределенностью позволяют ответить словами учебника, не требуют исследования, рассмотрения частных случаев. Вопрос – это логическая форма, включающая исходную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Обычно различают два вида (типа) вопросов:
I тип – уточняющий (определенные, прямые, или «ли»-вопросы). Например: «Верно ли, что А.Н. Шмелев стал победителем в соревновании по лыжам на марафонскую дистанцию»; «Бывают ли подводные землетрясения?» и др.
Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.
Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безусловные.
II тип вопросов – восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы). Эти вопросы включают в свой состав вопросительные слова: «когда?», «кто?», «какие?», «где?», «почему?» и др. Эти вопросы также делятся на простые и сложные.
Познакомившись с типами вопросов, студентам, как будущим юристам, будет легче учиться задавать логически корректные вопросы, кратко и ясно сформулированные.
Заключение
Как показывает опыт, изучение логики способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, формированию у нее научного мировоззрения. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогают студентам разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику с оппонентами, доказательно отстаивать истинные суждения.
И в повседневной жизни и в обучении, на основе знаний логики, студентам легче приходится ежедневно из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно студентам СПО.
Литература
- Горский Д.П. Логика. М., 1990.
- ГетмановаА.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. М., 1995.
- Теория и практика полемики: Методическое пособие. Томск, 1995.
- Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 2000.
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления. М., 1991.