Открытый урок Судебное разбирательство

Студенты специальности "Правоведение" демонстрируют свои теоретические и практические навыки и умения по проведению судебного заседания по гражданскому делу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudebnoe_razbiratelstvo.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Кириленко С.А.

План занятия № 25

Дата

.

Группа

31-ЮР

Специальность: 030503 51

Дисциплина: Гражданский процесс

Тема занятия: Судебное разбирательство

Вид занятия: практическое

Место занятия в системе занятий по теме (разделу, дисциплины)

Урок № 25 по разделу 2 «Производство в суде 1 инстанции», проводится после лекционного занятия «Судебное разбирательство»

Учебно-воспитательные цели урока:

Обучающие:

Изучить структурные элементы судебного разбирательства:

- подготовительная часть судебного разбирательства;

- разбирательство дела по существу;

-  прения сторон;

- постановление решения суда;

- вынесение судебного решения.

Развивающие:

- способствовать развитию у студентов правового мышления при проведении анализа хода судебного разбирательства;

- сформировать умение использовать нормативно-правовые документы, которыми руководствуется федеральный судья при проведении судебного процесса .

Воспитательные:

- формирование осознанной роли специалиста-правоведа, при изучении правовой области знаний относительно гражданского процесса;

- развитие понимания сущности и социальной значимости будущей профессии и устойчивое стремление к самосовершенствованию и сравнению.

Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста:

должен знать:

- нормативно-правовые документы в области осуществления деятельности гражданского процесса;

- сущность и значение полномочий федерального судьи;

- компетенцию федерального судьи;

- порядок формирования материалов дела, относительно гражданского процесса.

Должен уметь:

- находить ориентиры по определению лиц, участвующих в гражданском процессе;

- самостоятельно определять принадлежность федерального судьи, сторон, третьих лиц, участвующих в процессе по гражданским делам

Обеспечение занятия:

1. Конституция РФ

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ

Внутридисциплинарные связи: 

дисциплина «Гражданский процесс», тема: «Принципы гражданского процессуального права»

Междисциплинарные связи (дисциплина и тема):

Дисциплина: «Арбитражный процесс», тема: «Производство в суде 1 инстанции».

Методы и приемы обучения:

1. По источнику информации и восприятия:

1.1. Словесные методы

- работа с книгой, нормативно-правовым документом – ( Конституция РФ,

 ГК РФ)   и наглядными пособиями – направлена на самостоятельное приобретение новых,  а также на закрепление ранее полученных знаний;

1.2. Наглядные методы

- демонстрация – обеспечивает глубокое восприятия учебного материала на основе опорно-логических схем.

2. По аспекту мышления и степени познавательной самостоятельности:

2.1. Проблемно-поисковый метод

- репродуктивный метод – организует деятельность студентов по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний.

Ход урока

1. Организация урока: 1 мин.

- приветствие, проверка явки студентов

- проверка готовности студентов к уроку

2. Сообщение темы и целей занятия: 2-3 мин.

- общий обзор темы

- характеристика места урока в системе занятий по дисциплине

- актуальность изучаемой темы для осуществления профессиональной деятельности специалиста-юриста

- сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы

- ориентирование студентов на учебную деятельность с последующей оценкой их работы.

Содержание фронтального устного индивидуального опроса

(5-7 мин.)

  1. Дайте понятие гражданского процесса
  2. Назовите основные стадии гражданского процесса
  3. Определите круг участников, необходимых в суде
  4. Перечислите полномочия сторон в гражданском процессе
  5. Определите назначение федерального судьи в зале судебного заседания
  6. В чем сущность судебных прений
  7. На основании каких нормативно-правовых актов выносится решение суда

Подведение итогов опроса: 1 мин.

        

        3. Выступление докладчика по проблеме проведения судебного разбирательства (10 минут)

4. Ролевая игра в форме судебного разбирательства

по гражданскому делу (35-40 мин.)

  1. Выступление федерального судьи о слушании дела
  2. Высказывание истца по существу заявленного искового требования
  3. Возражения ответчика против иска
  4. Заявленные свидетели по существу дела
  5. Судебные прения сторон
  6. Вынесение решения по делу
  7. Порядок обжалования решения

 

         5. Составить исковое заявление: (7-10) мин

  • 1 вариант - движимое имущество
  • 2 вариант - недвижимое имущество

6. Закрепление судебного процесса: 5-7 мин.

Метод закрепления: фронтальный опрос.

Содержание вопросов

1. Сущность подачи искового заявления

2. Каков характер судебных прений в зале суда

3. Полномочия сторон в гражданском процессе

4. Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность суда по    рассмотрению конкретного гражданского дела

5. Основания переноса судебного процесса

6. Подведение итогов занятия: 2 мин.

Оценка работы группы.

7. Задание на дом: 1-2 мин.

 На основании Гражданского процессуального кодекса РФ самостоятельно осуществить подбор статей, характеризующих судебное разбирательство по гражданскому делу.

                                                                                 

 Приложение №1                                                              

                                                                       В Буденновский районный суд

                                                                       Истец: директор МОУ СОШ №3

                                                                       Декина А.М.

                                                                       с. Прасковея, ул. Школьная-45

                                                                       Ответчик: ООО «Стройком»

                                                                       г. Буденновск, ул. Красная-66      

Исковое заявление

( о возмещении материального ущерба)

22.06.2003 г. завхозом Семиной Анной Олеговной были закуплены строительные материалы в магазине ООО «Стройком». Для проведения ремонтных работ требовались рабочие. В данном магазине нам согласились оказать подобные услуги, но с условием дополнительной оплаты, с чем МОУ СОШ №3 с. Прасковея выразило свое согласие.

        Позже, был заключен договор строительного подряда между МОУ СОШ №3 с. Прасковея и ООО «Стройком» сроком на 2 месяца ( с 3. 06.2003 по 3.08.2003г.). Ремонтные работы начались в срок, в строгом соответствии с заключенным ранее договором подряда. Технический служащий МОУ СОШ №3 с. Прасковея во время проведения ремонта обнаружила, что рабочие не совсем добросовестно относились к исполнению свои функциональных обязанностей по проведению ремонтных работ, а именно: большую часть времени отдыхали, устраивали долговременные перекуры, а также нередко наблюдала рабочих в состоянии алкогольного опьянения.

        После начала учебного 2003 года директором МОУ СОШ №3 с. Прасковея, учениками данной школы были обнаружены существенные неполадки в  мужской уборной, следствием которой явилось подтопление этажей, чем был причинен существенный материальный ущерб общеобразовательному учреждению.

        На основании вышеизложенного ПРОШУ:

  1. Возместить материальный ущерб в размере двухсот тысяч рублей
  2. Провести ремонтные работы за счет ООО «Стройком» в МОУ СОШ №3 с. Прасковея

 Приложения:

  1. Копия договора подряда
  2. Квитанция об оплате за произведенную работу
  3. Копия отсылки письма ответчику

15.09.2003г.                                                          Истец: Декина А.М.

Ход судебного разбирательства

по ролям

Секретарь:

        -Всем встать, суд идет!

Судья:

        - Слушается дело по иску Калгановой М.А. к ответчику Лозовому А.Г..

        Сущность исковых требований выражается в возмещении причиненного материального ущерба в размере 30000 (тридцати тысяч рублей).

        В исковом заявлении истец достаточно полно и объективно обосновывает характер своих требований, которые состоят в следующем:

        С 10.09.2002 на праве собственности мне принадлежит приусадебный участок, расположенный по адресу г. Буденновск, ул. Садовая-34.

        В 2003 году моим соседом Лозовым А.Г. была посажена малина, плантация которой располагалась возле ограды, между участками, принадлежащими мне и ответчику.

        В течение года, ответчиком не прилагалось никаких усилий, по ухаживанию за рассадой малины, вследствие чего поросли малины и сорняковые поросли перешли на мой участок и уничтожили виды редких дорогостоящих декоративных культурных растений. Вследствие этого, мне был нанесен существенный материальный ущерб.

        -Переходим к рассмотрению спора по существу.

Истец, Вы Калганова М.А.… проживающая по адресу…

Истец:

        -Да, Ваша честь.

Судья:

        -Изложите суду характер Ваших исковых требований.

Истец:

- По существу дела могу сказать следующее: мною в специализированном магазине по реализации многолетних растений и насаждений была закуплена довольно значительная партия декоративных и в свою очередь очень редких многолетних цветущих растений. За покупку я заплатила немалую сумму денежных средств.

После приобретения растений я осуществила их посадку на своем приусадебном участке. Уход за многолетними насаждениями мною осуществлялся постоянно, так как большую часть летнего времени проживала, непосредственно на даче. Моим соседом по даче является...

С ним у меня сложились поистине, соседские и даже дружеские отношения, несмотря на то, что он частенько выпивает.

Ответчик:

-Кто выпивает? Сама ты выпиваешь! Нечего наговаривать на людей без оснований!

Судья:

-Ответчик, соблюдайте дисциплину в зале суда!

Истец, скажите, пожалуйста, насколько Ваши слова соответствуют действительности, относительно злоупотребления ответчиком спиртными напитками.

Истец:

        -Я от своих слов не отказываюсь, и полностью подтверждаю тот факт, что ответчик действительно употребляет часто спиртные напитки. Возле его забора постоянно, можно даже сказать каждый день выстраивается целая батарея из бутылок.  Какие тут еще нужны доказательства.

Ответчик:

- Поговори, поговори мне еще…!

Судья:

- Ответчик, я Вам делаю последнее предупреждение! Соблюдайте дисциплину в зале суда!

        -Так, участники процесса, давайте перейдем к существу данного спора, и не будем затрагивать личности отдельных участников процесса.

        -Истец, продолжайте, пожалуйста!

Истец:

-Так вот. Позже, мои отношения с соседом стали портиться, после того, как мною было сделано замечание ему из-за того, что его сорняки переходят на мою территорию, вследствие чего насаждения стали увядать, а позже и вообще испортились. Я ведь не обязана пропалывать еще и его территорию, своей работы выше крыши!

На мои громогласные возражения, не последовало никакой реакции. Ответчик не принимал никаких действий по облагораживанию своей территории, а наоборот, еще и злорадствовал в мою сторону.

Поэтому, уважаемый суд, я и обратилась с исковым заявлением о возмещении мне материального ущерба за причиненные убытки.

Судья:

-Истец, по существу заявленных требований у Вас все?

Истец:

- Да, Ваша честь!

Судья:

-Теперь выслушаем мнение ответчика по существу заявленных против него исковых требований. Пожалуйста, ответчик, суд Вас слушает.

Ответчик:

        -Конечно, я возражаю против иска. За что я должен отвечать? Это моя собственность, я ее хозяин. Поэтому, хочу, ухаживаю за территорией, не хочу, не ухаживаю. Никто не вправе мне указывать, что и как делать.

Судья:

        -Ответчик, а Вы знаете, что своими действиями причиняете прямой действительный ущерб истцу? Своим халатным отношением к своему же участку, Вы причиняете вред другому лицу, в то же время Вы нарушаете права другого гражданина, в данном случае вашего соседа.

Ответчик:

        -Ни чьи права я не нарушаю. Я иск не признаю!

Судья:

        -Ответчик, у Вас все?

Ответчик:

        -Да, у меня все!

Судья?

- У участников процесса возникают вопросы к сторонам? Так, вопросов нет.

-Выслушав доводы сторон и принимая во внимание изложенные факты переходим к опросу свидетелей, которые были заявлены со стороны истца и ответчика.

Секретарь, пригласите, пожалуйста, свидетеля со стороны истца.

Секретарь:

 -В зал суда приглашается свидетель…

Судья:

-Вы, …, проживающий по адресу…

Свидетель:

-Да, совершенно верно.

Судья:

-Пройдите к секретарю и распишитесь за дачу заведомо ложных или за отказ от дачи показаний.

Судья:

-Какое отношение Вы имеете к истцу?

Свидетель:

-Это мой коллега по работе. Я Часто приезжаю к ней на дачу, мы общаемся, я даю иногда рекомендации по уходу за растениями, так как у самой также имеется приусадебный участок, пусть небольшой, но мне хватает.

Ответчик:

- Вот и нарекомендовала, а теперь я виноват!

Свидетель:

- Алкаш, молчал бы!

Ответчик:

- За алкаша ответишь!

Судья:

-Свидетель и ответчик, суд возлагает на Вас обоих штраф в размере 300 рублей за проявление неуважения к суду и друг другу.

Свидетель, вы можете подтвердить то, что ответчик в попустительстве содержал свой земельный участок?

Свидетель:

-Да, Ваша честь. Конечно, могу. Я не раз наблюдала воочию словесную перепалку между истцом и ответчиком по поводу того, что истец в очередной раз говорил ответчику о том, чтобы тот убирал свою территорию, уничтожал сорняковые поросли, а тот только оговаривался и с ухмылкой утверждал, что мол это его территория, что хочу, то и ворочу. Истец ведь не виноват, что его территория с ответчиком огорожена лишь сеточным забором и участки практически соприкасаются друг с другом.

Судья:

- У участников имеются вопросы к свидетелю истца?

Ответчик:

        -Как ты могла наблюдать мою ссору с истцом, если я тебя вижу вообще первый раз?

Свидетель:

        -Иди, проспись, тогда может быть что-то  и увидишь.

Судья:

        -Свидетель, проявляйте уважение к участникам процесса, в частности к ответчику.

        -У Вас все?

Свидетель:

        -Да, Ваша честь!

Судья:

         Так, хорошо, свидетель, займите Ваше место в зале суда.

        Секретарь, пригласите в зал суда свидетеля со стороны ответчика.

Секретарь:

        - В зал суда приглашается свидетель со стороны ответчика…

Судья:

        - Свидетель, Вы…, проживаете по адресу…

Свидетель:

        Да, совершенно верно.

Судья:

        - Кем Вы являетесь по отношению к ответчику?

Свидетель:

        -Мы очень хорошие друзья!

Истец:

        -Очередной собутыльник!

Судья:

        -Истец, контролируйте свои эмоции!

Свидетель:

- Я его очень хороший друг.

Судья:

-Уважаемый свидетель, Вы согласны с мнением истца в том плане, что ответчик действительно не ухаживал за своим земельным участком?

Свидетель:

        -Что значит, не ухаживал? Конечно, ухаживал! Мы даже вместе с ним ухаживали и один раз в малине и заснули, правда холодно было!

Истец:

        -Да он ведь просто издевается!

Судья:

        -Свидетель, по существу ответов у Вас все?

Свидетель:

        -Ну, наверное, все.

Судья:

        -Вопросы к свидетелю ответчика имеются? Так, вопросов нет.

Уважаемые участники процесса! В суд, по инициативе истца, был приглашен эксперт, который своими изъяснениями, как считает истец, может подтвердить достоверность слов истца, относительно декоративных многолетних насаждений, представляющих особую ценность для истца.

        Секретарь, пригласите в зал судебных заседаний эксперта…

Секретарь:

        -Эксперт, Вы приглашаетесь в зал суда.

Судья:

        -Пройдите к секретарю и распишитесь за отказ или за дачу заведомо ложных показаний.

        Вами была проведена экспертиза многолетних насаждений по просьбе истца, что Вы можете сказать по существу данного дела, изложите итог Вашего заключения?

Эксперт:

        -В результате проведенной мною экспертизы, относительно многолетних насаждений, мною выявлено следующее:

  • данные растения действительно являются декоративными, многолетними, плодоносящими растениями.
  • во-первых, мои доводы основываются на том, что я довольно продолжительный период времени занимаюсь изучением растений особого вида, не часто встречающихся в нашей местности
  • во-вторых, моя профессия обязывает к этому, так как я биолог
  • результаты моего заключения являются истинными и не должны вызвать у суда определенных подозрений в моей некомпетентности

Судья:

        -Суд, действительно, самостоятельно определит, соответствует ли Ваша экспертиза истине или нет. Спасибо, займите место в зале суда.

        Приняв во внимание доводы свидетелей со стороны истца и ответчика, заслушав заключение эксперта, суд переходит к  прениям сторон.

        Истец, Вы подтверждаете ваши требования, изложенные в исковом заявлении?

Истец:

        -Да, уважаемый суд. Я полностью подтверждаю свои требования, изложенные, в исковом заявлении и настаиваю на том, чтобы ответчик возместил причиненный мне прямой действительный ущерб.

Ответчик:

        -А кривой ущерб тебе не надо возместить?

Судья:

        -Ответчик, я вижу у Вас много средств, чтобы расплачиваться ими за штрафные санкции? Суд Вам слово не предоставлял, извольте проявлять совесть и уважение не только к суду, но и к остальным участникам процесса!

Ответчик:

-Извините!

Судья:

        -Истец, продолжите!

Истец:

        -Уважаемый суд, я в принципе все сказала, мне больше нечего добавить кроме тех фактов, которые были изложены мною ранее.

Судья:

        -К истцу возникают вопросы у участников процесса?

        -Хорошо, спасибо истец.

        -Ответчик, слово предоставляется еще раз Вам.

Ответчик:

        -Повторяю в очередной раз! Я не принимаю данный иск, считаю его необоснованным, не соответствующим действительности. Все.

Судья:

        -Еще раз выслушав стороны по существу, и приняв во внимание изложенные ими доводы, суд удаляется в совещательную комнату для постановки решения.

Все встают.

Суд удаляется в совещательную комнату.

                                                          Приложение№2

Решение суда

Суд, в составе Федерального судьи Андреева, секретаря судебного заседания Филимоновой, выслушав по существу все обстоятельства дела, выраженные в требованиях истца к ответчику по поводу возмещения материального ущерба, проанализировав возражения ответчика против заявленных требований, с приглашением свидетелей со стороны истца и ответчика, а также с участием представителей сторон пришел к следующим выводам:

Истец достаточно обоснованно мотивировал свои требования относительно того, что ответчик, в лице ООО «Стройком» нарушил свои обязательства в отношении проведения ремонтных работ, а именно в проведении работ, не соответствующих качеству в МОУ СОШ с. Прасковея №3.

Ответчик возражал против заявленных него требований, ссылаясь на то, что работы были произведены в срок и соответствовали качеству.

Также были выслушаны мнения свидетелей со стороны истца и ответчика,  доводы которых также принимаются судом и приобщаются к делу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194. 195, 197, 198 ГПК РФ суд                            

                                               

                                            РЕШИЛ:

Удовлетворить требования истца к ответчику в форме возмещения материального ущерба в размере 200 000 (двухсот тысяч рублей), а также возложить на ответчика обязанности по поводу проведения ремонтных работ за свой счет.

Федеральный судья                                                Андреев

Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум

 экономики, коммерции и права» в г. Буденновске

Специальность: 030503 51 Правоведение

Группа: 31-ЮР

Преподаватель: Кириленко С.А.

ОЛС к теме: «Судебное разбирательство»

Стадии гражданского процесса

 

 

 

 

Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум

 экономики, коммерции и права» в г. Буденновске

Специальность: 030503 51 Правоведение

Группа: 31-ЮР

Преподаватель: Кириленко С.А.

ОЛС к теме: «Судебное разбирательство»

«Компетенция федерального судьи»

- поддержание процесса по гражданским делам

       - осуществление контроля общего порядка в зале суда

                     - принятие ходатайств и отводов в зале суда

                               - оглашение участникам их прав и обязанностей в суде

                                     

                                         - предоставление участникам права

                                   

                                                      ознакомления  с   материалами дела

Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум

 экономики, коммерции и права» в г. Буденновске

Специальность: 030503 51 Правоведение

Группа: 31-ЮР

Преподаватель: Кириленко С.А.

ОЛС к теме: «Судебное разбирательство»

Участники гражданского процесса

 Стороны ( истец и ответчик)

             

 Представители

        сторон                                              

                                                 

Эксперт

                       

 

 

Третьи лица

                   

Лица, заинтересованные

в деле