Толерантность
Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная социальная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества в целом, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, как самого ценного качества нашего современника – это наша задача и значительный вклад школьного образования в развитие гуманных отношений, культуры мира на Земле. C другой стороны, воспитание подростков знакомыми им методами и средствами: посредством организации самостоятельной работы студентов под чутким руководством педагога. Наши студенты знают о компьютерных технологиях порой больше, чем педагоги! При разработке и подготовке уроков я это беру во внимание. Мне нравится, когда студенты становятся соавторами урока. Работа над презентациями, поиск и подбор материала в интернете позволяют студентам узнать много больше, чем просто открыть учебник или прослушать лекцию. Я активно использую в своей практике презентации студентов. В своё портфолио я как раз помещаю разработки, выполненные в соавторстве со студентами.
Скачать все презентации можно по ссылке: http://depositfiles.com/files/lxek0zvcc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost.doc | 108 КБ |
resursy_po_tolerantnosti.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Разработала преподаватель
Крестьянинова Н.В.
Санкт-Петербург, 2011
Дисциплина: Основы права
Курс 4
Приблизительная продолжительность проекта: 2 недели
Основа проекта: образовательные стандарты
Согласно государственному образовательному стандарту содержание проекта направлено на достижение следующих целей:
- освоение и систематизация знаний основных прав и обязанностей гражданина в РФ в соответствии с действующим законодательством
- формирование способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации
- Воспитание духовности, проявляющееся в формировании у студентов смысложизненных духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина
- Привитие принципов толерантности, как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- приобретение опыта проектной деятельности, коллективной реализации информационных проектов
В результате студенты должны:
- иметь представление об основных о иерархии законодательства в РФ, оправах и обязанностях гражданина РФ, о принципах толерантности
- уметь оценивать с точки зрения буквы закона те или иные поступки граждан, в том числе и свои
- защищать свои права всеми доступными способами
Краткое содержание проекта
Проект предназначен для студентов 4 курса специальностей «Программное обеспечение автоматизированных систем» и «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и автоматизированных систем», может быть использован на уроках дисциплины «Основы права» при изучении темы «Основы конституционного строя» и «Правовой статус человека и гражданина». Данный проект формирует у студентов представления о нормах права, о Всеобщей Декларации прав человека, О Декларации принципов толерантности; закрепляет полученные ранее знания о правовом статусе человека в России, воспитывает чувство ответственности за свои поступки, учит критически подходить к оценке любого поступка, аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе действующего законодательства. В процессе исследования студенты знакомятся с международными документами о правах человека, с Декларацией принципов толерантности, понятиями «толерантность – интолерантность», основными конституционными правами и обязанностями человека и гражданина в РФ; демонстрируют примеры применения принципов толерантности дома, в семье, в армии; в сфере культуры, религии, в спорте; ищут ответы на вопрос: «Способны ли они лично претворять в жизнь принципы толерантности? Может ли быть альтернатива законам и что случится, если все будут жить по «своим» законам? Закрепляют навыки работы с поисковой правовой системой «Консультант-плюс».
Результаты исследований студенты будут представлять в виде статей, презентаций, публикаций. Это поможет им ответить на вопросы, поставленные в проекте.
Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта студенты будут иметь понятие о правах человека и гражданина в РФ, способах их защиты, будут знать, что никто не имеет права ущемлять права другого человека в угоду своим. Смогут, в случае необходимости, защитить свои права, опираясь на знание Конституции, смогут найти необходимые документы в поисковых правовых системах в интернете.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос | Толерантность петербуржцев: миф или реальность |
Проблемные вопросы учебной темы | Великие иностранцы: почему они прославили Россию? Наш город – город мировой культуры? Молодежные субкультуры: что это? Армия: долг или неизбежность? Должна ли толерантность быть безграничной? Россия – правовое государство? |
Учебные вопросы |
|
План оценивания
До работы над проектом | Студенты работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Стартовая презентация, формулировка основополагающего вопроса, проблемных вопросов: Декларация о правах человека; Принципы толерантности; Основы конституционного строя РФ; Права и обязанности граждан РФ и способы их защиты; Единство – в многообразии: можно ли считать Россию правовым государством? | Заполнение плана по продвижению групп; заполнение листа самооценки знаний | Представление результатов исследования: понятия толерантность – интолерантность, Субкультуры, Толерантность в армии , знаменитые петербуржцы в виде презентаций, буклетов, статей. Оценка работ экспертами. Оценивание работы в группе |
Оценивание «стартовых знаний» студентов в форме фронтальной беседы, мозгового штурма; создание плана работы по проекту | Обсуждение промежуточных результатов деятельности; оценивание текущей работы преподавателем; обсуждение предварительных результатов в каждой группе; текущие проверочные работы по учебному плану. | Защита проектов по исследованию понятия «толерантность» в различных аспектах |
Описание методов оценивания
Стартовая презентация преподавателя - нацелена на развитие у студентов критического мышления, выработку умений и навыков самоуправления процессом своего обучения, представления темы программного учебного материала в интересной для студентов форме, организацию коллективной учебной деятельности. В стартовой презентации, используя мозговой штурм, студенты вместе с преподавателем формулируют проблемные вопросы, каждый из которых будет исследован одной из групп. Презентация позволяет объединить студентов по интересам.
План по продвижению групп в проекте создается совместно со студентами перед работой над проектом, помогает преподавателю оценить понимание студентами учебного материала, скорректировать план мероприятий, которые будут соответствовать их потребностям.
Проверочные листы для самооценки знаний - учащиеся заполняют дважды в начале работы над проектом и перед защитой проекта, анализируют полученные результаты, изменение уровня знаний по учебной теме.
Оценивание работ в группе – дает возможность ученикам иметь четкое представление о требованиях к результатам исследований.
Учебные мероприятия
Перед началом работы
Студентам с целью включения в проект предлагается познакомиться с буклетом, который дает представление о проекте.
Представление проблемной ситуации
С помощью стартовой презентации, используя «мозговой штурм» преподаватель создает проблемную ситуацию.
Слово преподавателя (3 презентации, приложение 1)
Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная социальная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества в целом, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, как самого ценного качества нашего современника – это наша задача и значительный вклад школьного образования в развитие гуманных отношений, культуры мира на Земле.
Понятие толерантности, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов ХУ! – ХУ!! вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных установок общества. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем трактате «Трактат о веротерпимости », написанном в 1763 году Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между народами, религиями и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 года, Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.
Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека. апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявлять к обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность » стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также от воздержания причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Особенно это касается стран таких, как Россия – многонациональных, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры. Страна, где толерантность стала жизненно необходима и единственно выживательна в современных условиях Земли. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке и каждодневных делах и поступках. Это возможно в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарность и сопричастность, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – « уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность –
« прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение…расположенность к другим», в персидском языке – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках ,и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более привычное и знакомое слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает « способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой – то точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящийся к позициям и ценностям других людей.
Главная задача нашей встречи - сделать понятие «толерантность » близким и ясным для каждого из нас, а также донести понятие «толерантности» до учащихся, ознакомить подростков со многими нюансами этого сложного термина.
Важной темой в работе с подростками является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать.
в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Толерантность – достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом.
КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ:
- равноправие – равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой – либо другой группе;
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, чувствует иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью – смесью нетерпимости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может при вести к убийству. (Франция. Выступления студентов из стран Азии и Африки). Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения – до этнических чисток и геноцида (евреи, армяне), умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором для всего человечества. Необходимо понять взрослым и донести до подрастающего поколения последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ – ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование ( отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
-этноцентризм ( понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- поиск врага – перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу;
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий;
- расизм – дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие ;
- ксенофобия в форме этнофобий – антисемитизм, кавказофобия и др.
- религиозные фобии, мигрантофобии;
- национализм – убеждение в превосходстве своей нации над другими;
- фашизм – режим, для которого характерны насилие и массовый террор;
- империализм;
- эксплуатация – использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения;
- осквернение религиозных или культурных символов;
- религиозное преследование;
- изгнание;
- сегрегация, включая апартеид – принудительное разделение людей по какому – то признаку;
- репрессии – насильственное лишение возможности реализации прав человека, уничтожение и геноцид.
Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений является сфера отношений между различными этническими группами. Этническая нетерпимость – реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Нам известно, что проблемы , связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому различным аспектам формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, хотелось бы обратить ваше внимание. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются унижениям и оскорблениям со стороны подростков. Основой толерантного отношения к человеку и человечеству в целом является позитивная этническая идентичность. Позитивную этническую идентичность можно рассматривать как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия.
Воспитание в духе толерантности требует кропотливой и системной работой как над усвоением понятий « толерантность», « толерантная личность», «границы толерантности». Необходимо развивать у подростков такие составляющие толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, отличность от других и похожесть. Важнейшим является формирование толерантного отношения к самому себе. Подростки должны с нашей помощью осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, является частью положительного отношения к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Важной проблемой в формировании толерантной личности является проблема «границ» толерантности. В современном мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, а с другой, воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, бомжи, ВИЧ - инфицированные. Все эти люди, несомненно, являются «иными», другими в нашем обществе. Как к ним относиться?
Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительными в таких случаях? Проблема границ толерантности – это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Наша с вами задача не только научить толерантному поведению, но и выработать общую установку на принятие другого, сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой:
ПОНИМАНИЕ + СОТРУДНИЧЕСТВО + ДУХ ПАРТНЕРСТВА.
Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что «молодежь пошла не та», что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
Сегодня всё чаще говорят о кризисе традиционных институтов социализации – семьи и школы. Действительно, многие семьи находятся на грани прожиточного минимума. Многие отброшены за его пределы, поэтому родители перестают быть для детей образцами подражания, социальными и нравственными авторитетами. Состоятельная часть родителей перекладывает ответственность в подготовке детей к жизни в современном обществе исключительно на школу.
Социальный кризис оказал значительное влияние на сферу образования, на его ценностно-целевые ориентиры. Для многих подростков педагоги не являются «учителями жизни».
К сожалению, есть основания говорить и об отсутствии в современном российском обществе единой системы норм и ценностей. Представления о всеобщих нравственных и социальных нормах не укорены в сознании подростков, носят расплывчатый характер. Представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как одеваться, какую музыку слушать, как относиться к людям другой национальности, и т.д. формируются чаще всего в группе.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.
Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. Неформальные объединения — явление массовое.
Ради каких интересов объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами.
Необходимо решиться на то, чтобы покинуть привычный, устойчивый, но опостылевший иерархический мир и броситься «на штурм неба» (тем более что картина «неба» еще не достроена). Как правило, роль последнего толчка играет пример тех, кто уже перешел грань между человеком иерархическим и человеком идеологическим. Так обеспечивается преемственность движения. Если в это время Вы познакомитесь с хорошим священником — Ваш путь лежит в Церковь. Если на Вашем пути в такой момент оказывается яркая неформальная группа, микроклимат которой может решить Ваши психологические проблемы — Вы станете неформалом.
Присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка! Исходные мотивы:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Оцениваются исследователями как нормальные для подросткового возраста.
Особое значение в воспитании толерантной личности, на наш взгляд, занимает воспитание в студентах самоуважения, способности критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Отстоять свою собственную позицию является показателем развития личности. Самая сложная задача состоит в обучении подростков противостоять вмешательствам из вне. Здесь задача педагога вооружить подростка знаниями, помочь ему приобрести необходимый социальный опыт. В советском обществе существовали идеологические молодёжные организации: пионерия и комсомол. Подрастающее поколение было чётко ориентировано на определённые жизненные ценности. Для подростка очень важно, когда есть группа с одинаковыми целями и устремлениями, когда есть о чём поговорить, чем заняться в свободное время. Объединение подростков по интересам, помогает развивать и личностные, и лидерские качества; профессионализм, повышать социализацию подростков. Через понимание и приятие родителями, педагогами, студентами позиций друг друга к воспитанию толерантного отношения ко всему «другому».
Работа над проектом
1. На начальном этапе работы над проектом преподаватель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования следующих тем:
- «Молодёжные субкультуры – как способ самореализации подростка»
- «Армия – школа жизни или выживания?»
- «Отношение человека к людям и самому себе»
- «Черты толерантной и интолерантной личности»
- «Обзор законодательства по теме»;
способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является план деятельности. (Каждая группа в ходе работы над проектом заполняет таблицу самооценки по продвижению проекта).
2. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа студентов в соответствии с планом. На этом этапе студенты собирают информацию по теме проблемного вопроса в правовых системах в интернете, учебниках и подбирают подходящий видео материал, обсуждают собранную информацию в группе, разрабатывают инструментарий исследования, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если студенты затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников.
Оформление результатов проектной деятельности
Оформление результатов планируется в виде презентации, буклета и статьи.
(Приложение 2)
Защита проекта
Защиту проектов организуется на уроке. В ходе защиты каждая группа представляет свои исследования (презентацию и публикацию), отвечает на проблемные вопросы.
Оценивание происходит с помощью разработанных критериев участниками других групп, преподавателем.
Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы
По окончании работы
Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, преподаватель обсуждает со студентами, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь обратиться к листу самооценки, проанализировать полученные результаты, изменение уровня знаний по учебной теме и увидеть качественный рост каждого участника.
- Заключительное слово преподавателя: мы вам представили несколько проектов с различной точкой зрения, вы высказали свое мнение по каждой из предложенных тем. Дискуссия получилась жаркой, конструктивной. Тема, затронутая нами важна для развития нашего государства, для нашего с вами правильного восприятия происходящих в России политических и экономических перемен. Мы живем с вами во время международной интеграции, превращения монокультурных государств в поли культурные сообщества. Параллельно с этим, все сильнее начинает проявляться стремление наций, народов к сохранению своей культуры, своей самобытности. Одним из условий выхода из сложившейся ситуации становится воспитание человека толерантного, стремящегося к установлению отношений с другими людьми основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть непохожим на остальных. Но немаловажное значение имеет становление и развитие правового государства, как фактора стабильности, гарантии прав и свобод граждан.
Вывод один: да здравствует Человек, его права и свободы!
Материалы для дифференцированного обучения
Студент с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный студент) | В работе над проектом студенты выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие студенты должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. |
Одаренный студент | В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам студент. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта (например, отображает материалы своего исследования в виде таблиц, схем, структуры которых создает самостоятельно). |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Оборудование: персональные компьютеры, проекционная система, презентации, видео
Программное обеспечение: Правовая система Консультант-плюс.
Предварительный просмотр:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ТОЛЕРАНТНОСТИ
http://secint24.un.org - ООН и http://www.ohchr.org (права человека) - ООН - United Nations Human Rights.
http://tandis.odihr.pl - cайт ОБСЕ
http://www.whf.ru – всемирный форум памяти Холокоста.
http://stranaodna.ru –Народов много, страна одна. Портал Минэкономразвития России.
http://www.tolerance.ru – Федеральная целевая программа «Толерантность».
http://spbtolerance.ru - Официальный сайт программы «Толерантность» в СПб.
http://kvs.spb.ru - Политика Правительства СПб в сфере укрепления Толерантности (сайт Комитета по внешним связям СПб).
http://www.ufms.spb.ru - Управление Федеральной Миграционной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
http://spbdn.ru - Санкт-Петербургский Дом национальностей.
http://www.etnosite.ru - портал национальных общин в СПб.
http://portal.gersen.ru - Материалы и научные исследования по этническим проблемам и проблемам толерантности РГПУ им. А.И. Герцена.
http://tolerance.herzen.spb.ru- проект психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена "Культурные посредники в воспитании толерантности".
http://www.etnopsy.ru - кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.
http://journal.iea.ras.ru – журнал «Этнографическое обозрение on-line».
http://www.history.ru – история России. Этнические конфликты и пути их урегулирования
Планета толерантности (Planet Tolerance).
http://www.etnosfera.ru – московская автономная некоммерческая организация Центр межнационального образования ЭТНОСФЕРА.
http://www.etnosocium.ru - Международное издательство "ЭТНОСОЦИУМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА".
http://bank.orenipk.ru - банк методических материалов Оренбургского ИПКРО - Воспитание толерантности и профилактика экстремизма.
http://moseducation.narod.ru - Понкин И.В. Толерантность и толерантизм в светском государстве.
http://lib.1september.ru - Толерантность как норма жизни
Комментарии
Толерантность