Школа безопасности

Петриченко Сергей Викторович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий дополнительного образования

«Школа безопасности»

для 5-10 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

6758501

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 9» станицы Старопавловской

 Согласовано

Руководитель Центра

 «Точка роста»

__________ Г.Н. Бутенко

Пр. № ____от_________2020г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №9» ст. Старопавловской

 ___________В.А. Наседко

Приказ №___ от_______2020 г.

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий дополнительного образования

«Школа безопасности»

для 5-10 классов

(Основы  медицинских знаний)

Петриченко Сергея Викторовича,

преподавателя ОБЖ и физической культуры

ст. Старопавловской

  1. Пояснительная записка

Нормативно - правовая основа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» разработана в соответствии с:

У  Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

У СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);

У порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196;

У методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

Составлена на основе:

основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень реализации программы: стартовый.

Новизна программы:        воспитание личности, хорошо знакомой с

современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать данная программа.

Актуальность В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в опасных различных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

Анализируя события и причины возникновения опасных ситуаций необходимо четко определить направления по уменьшению числа жертв среди населения России, а для этого требуются специально подготовленные кадры, которые в любую минуту смогут прийти на помощь, устранить «проблему» и профессионально проявить себя в оказании помощи пострадавшим или попавшим в беду людям.

Цель и задачи программы.

Цель:        освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и

чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Задачи, поставленные в программе:

Задачи:

Воспитательные:

Р воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность,

Р ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

Р ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: •

Р развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;

Р способствовать развитию лидерских качеств подростков;

Р развитие умений работать в группе, коллективе;

Обучающие:

Р получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Р формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Р выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях;

Р ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной

жизни;

Р изучить методы и приемы защиты от опасностей;

Р изучить основы медицинских знаний;

Р обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

Р изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

Отличительные особенности программы. Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста, достаточно доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных целей и решения выдвигаемых задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Каждый раздел представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру. является ее практическая направленность, возможность обучения школьников разных возрастов (от 10 до 12 лет), проведения индивидуальной, групповой и коллективной работы, вариативность практических заданий. Выполнение практических заданий обычно происходит неравномерно, поэтому возможно выполнение работы индивидуально и в подгруппах. По данной программе могут заниматься обучающиеся, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов. Программа рассчитана, в первую очередь, на детей со способностями к изучению основ безопасности жизнедеятельно сти.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

составляет 11-17 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).

Срок реализации программы составляет 1 год, и рассчитан на 99 часов.

Формы и режим занятий: используются различные формы проведения групповых занятий: игровые задания, тесты, викторины, которые вызывают у детей желание развивать творческую деятельность в усвоении пройденных тем.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Результаты программы «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.

Воспитание у воспитанников ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества.

Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации,

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

Беседа

3

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

10

4

6

Соревнование

4

Чрезвычайные ситуации природного характера

20

13

7

Тестирование

5

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

12

6

6

Тестирование

6

Первая помощь при различных видах повреждений.

29

15,5

13,5

Соревнование

8

Способы ориентирования.

16

8

8

-

9

Автономное существование

10

5

5

соревнование

Итого

99

53,5

45,5

3. Содержание

Введение

Знакомство с детьми. Постановка цели и задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Психика человека в экстремальных ситуациях.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода Безопасность в водоемах. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности на улице.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Землетрясение. причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясений. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Цунами и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Первая помощь при различных видах повреждений.

Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Повязка, виды повязок, правила наложения. Раневая инфекция. Асептика и антисептика Повязки на верхние конечности на кисть, палец Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра. Индивидуальный перевязочный пакет, правила пользования Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Способы временной остановки кровотечений

Способы ориентирования.

Виды карт и основные сведения о карте:        масштаб, условные

топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. \Работа с картой — ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Ориентирование на местности: по карте, компасу.

Автономное существование.

Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. Добыча огня. Типы костров. Убежища. Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ

Календарно-тематическое планирование.

п\п

Тема занятия

Форма

проведения

Дата

проведения

Теория

Прак

тика

По плану

Фактическая

Введение

1.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Режим занятий.

1

2.

Психология поведения людей в

экстремальных ситуациях  «бедствиях»

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

3

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

0,5

0,5

4

Пешеход. Безопасность пешехода.

1

5

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

6

Водитель.

0,5

0,5

7

Безопасность в водоемах.

0,5

0,5

8

Антиобщественное поведение и его

опасность.

0,5

0,5

9

Обеспечение личной безопасности дома.

0,5

0,5

10

Обеспечение личной безопасности на

улице.

0,5

0,5

11

Соревнование «Безопасность человека»

1

12

Соревнование «Безопасность человека»

1

Чрезвычайные ситуации природного характера

13

Землетрясение. причины возникновения землетрясения и его возможные

последствия.

1

14

Защита населения от последствий землетрясений.

1

15

Правила безопасного поведения населения при землетрясений.

1

16

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле.

1

17

Последствия извержения вулканов.

Защита населения.

1

18

Оползни, их последствия, защита

населения.

1

19

Обвалы и снежные лавины.

1

20

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

21

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

0,5

0,5

22

Смерчи.

0,5

0,5

23

Наводнения. Виды наводнений и их

причины.

0,5

0,5

24

Защита населения от последствий наводнений.

0,5

0,5

25

Рекомендации населению по действиям

при угрозе и во время наводнения.

1

26

Сели и их характеристика.

0,5

0,5

27

Защита населения от последствий

селевых потоков.

0,5

0,5

28

Цунами и их характеристика.

0,5

0,5

29

Защита населения от цунами.

0,5

0,5

30

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

0,5

0,5

31

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

0,5

0,5

32

Тестирование «Чрезвычайные ситуации природного характера»

1

                                Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

33

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

1

34

Обеспечение радиационной безопасности

населения.

0,5

0,5

35

Аварии на химически опасных объектах

и их возможные последствия.

0,5

0,5

36

Обеспечение химической защиты

населения.

0,5

0,5

37

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах

экономики и их возможные последствия.

0,5

0,5

38

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожарных объектах.

0,5

0,5

39

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

40

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

0,5

0,5

41

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

42

Эвакуация населения.

0,5

0,5

43

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

0,5

0,5

44

Тестирование «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

1

Первая помощь при различных видах повреждений

45

Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Раневая инфекция. Асептика и антисептика

1

46

Повязка, виды повязок, правила

наложения.

0,5

0,5

47

Повязки на верхние конечности на кисть,

палец

1

48

Повязки на верхние конечности на кисть,

палец

1

49

Повязки на верхние конечности локтевого сустава

1

50

Повязки на верхние конечности

1

локтевого сустава

51

Повязки на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча.

1

52

Повязки на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча.

1

53

Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра

1

54

Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра

1

55

Повязки на коленный сустав

1

56

Повязки на коленный сустав

1

57

Повязки на голень

1

58

Повязки на голень

1

59

Повязки на голеностопный сустав, стопу

1

60

Повязки на голеностопный сустав, стопу

1

61

Повязки на грудь, при ранениях грудной

клетки

1

62

Повязки на грудь, при ранениях грудной

клетки

1

63

Повязки на живот

1

64

Повязки на живот

1

65

Повязки на голову, шею

1

66

Повязки на голову, шею

1

67

Индивидуальный перевязочный пакет, правила пользования

0,5

0,5

68

Понятие о переломах. Виды и признаки переломов.

1

69

Виды и признаки переломов.

0,5

0,5

70

Оказание доврачебной помощи при переломах: верхних конечностях

0,5

0,5

71

Оказание доврачебной помощи при переломах: нижних конечностях

0,5

0,5

72

Оказание доврачебной помощи при переломах: челюсти

0,5

0,5

73

Оказание доврачебной помощи при переломах: рёбер

0,5

0,5

Способы ориентирования

74

Способы ориентирования по природным признакам, по местным предметам

1

75

Способы ориентирования по природным признакам, по местным предметам

1

76

Линейные ориентиры

1

77

Линейные ориентиры

1

78

Ориентирование по карте

1

79

Ориентирование по карте

1

80

Ориентирование по схеме и легенде

1

81

Ориентирование по схеме и легенде

1

82

Спортивные и топографические знаки

1

83

Спортивные и топографические знаки

1

84

Определение расстояния до объекта

1

85

Определение расстояния до объекта

1

86

Определение высоты объекта

1

87

Определение высоты объекта

1

88

Определение азимута по компасу и без

него

1

89

Определение азимута по компасу и без

него

1

Автономное существование

90

Понятие об автономном существовании человека. План действия.

1

91

Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища.

0,5

0,5

92

Животная пища. Ядовитые растения и грибы.

0,5

0,5

93

Добыча огня. Типы костров. Убежища.

0,5

0,5

94

Встреча с дикими животными.

0,5

0,5

95

Следы и следопытство.

0,5

0,5

96

Снаряжение и НАЗ.

0,5

0,5

97

Анализ изученного материала

1

98

Соревнование «Школа выживания»

1

99

Соревнование «Школа выживания»

1

  1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение

Учебные столы и стулья Бумага

Цветные карандаши МФУ

Интерактивный комплекс

Ноутбуки по количеству воспитанников группы

Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно - механический с индикацией правильности выполнения действий - торс Т1

Манекен для отработки приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лёжа и стоя Т24 Имитаторы ранений и поражений

Шина транспортная (комплект для верхних и нижних конечностей) Комплект шин-воротников

Табельные средства для оказания первой медицинской помощи Коврик для проведения сердечно-лёгочной реанимации

  1. Список литературы
  1. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 2015.
  2. Личная безопасность. - Смоленск: Русич, 2015.
  3. Первая медицинская помощь./Под ред. Ласина С.А. Кострома, 2016.
  4. Правила дорожного движения РФ. М.: Изд.дом «Третий Рим», 2017.
  5. Преображенский В. Домашний медицинский справочник. Донецк, 2015.
  6. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 2015.
  7. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. М.: Аванта+, 2016.
  8. Журналы «ОБЖ».

Интернет-сайты

  1. www.alleng.ru/edu/saf.htm - к уроку, экзамену, книги, пособия
  2. www.school-obz.org - ОБЖ. Журнал МЧС России.
  3. www.eidos.ru/olymp/obg/ - эвристические олимпиады по ОБЖ
  4. www.nios.ru/index.php?newsid=1007 - материалы к уроку
  5. http://0bj.ru/ - информация по ОБЖ
  6. http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС РФ
  7. http://www.gibdd.ru/online/exm/ - ГИБДД России
  8. http://www.popul.ru/forwhat/professii - профессии городов