Школа безопасности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий дополнительного образования
«Школа безопасности»
для 5-10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий дополнительного образования «Школа безопасности» для 5-10 классов | 60.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» станицы Старопавловской
Согласовано Руководитель Центра «Точка роста» __________ Г.Н. Бутенко Пр. № ____от_________2020г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №9» ст. Старопавловской ___________В.А. Наседко Приказ №___ от_______2020 г. |
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий дополнительного образования
«Школа безопасности»
для 5-10 классов
(Основы медицинских знаний)
Петриченко Сергея Викторовича,
преподавателя ОБЖ и физической культуры
ст. Старопавловской
- Пояснительная записка
Нормативно - правовая основа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» разработана в соответствии с:
У Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
У СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
У порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196;
У методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Составлена на основе:
основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень реализации программы: стартовый.
Новизна программы: воспитание личности, хорошо знакомой с
современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать данная программа.
Актуальность В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в опасных различных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Анализируя события и причины возникновения опасных ситуаций необходимо четко определить направления по уменьшению числа жертв среди населения России, а для этого требуются специально подготовленные кадры, которые в любую минуту смогут прийти на помощь, устранить «проблему» и профессионально проявить себя в оказании помощи пострадавшим или попавшим в беду людям.
Цель и задачи программы.
Цель: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Задачи, поставленные в программе:
Задачи:
Воспитательные:
Р воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность,
Р ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
Р ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: •
Р развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
Р способствовать развитию лидерских качеств подростков;
Р развитие умений работать в группе, коллективе;
Обучающие:
Р получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Р формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Р выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях;
Р ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной
жизни;
Р изучить методы и приемы защиты от опасностей;
Р изучить основы медицинских знаний;
Р обучить практическим навыкам оказания само - и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
Р изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
Отличительные особенности программы. Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста, достаточно доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных целей и решения выдвигаемых задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Каждый раздел представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру. является ее практическая направленность, возможность обучения школьников разных возрастов (от 10 до 12 лет), проведения индивидуальной, групповой и коллективной работы, вариативность практических заданий. Выполнение практических заданий обычно происходит неравномерно, поэтому возможно выполнение работы индивидуально и в подгруппах. По данной программе могут заниматься обучающиеся, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов. Программа рассчитана, в первую очередь, на детей со способностями к изучению основ безопасности жизнедеятельно сти.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
составляет 11-17 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
Срок реализации программы составляет 1 год, и рассчитан на 99 часов.
Формы и режим занятий: используются различные формы проведения групповых занятий: игровые задания, тесты, викторины, которые вызывают у детей желание развивать творческую деятельность в усвоении пройденных тем.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Результаты программы «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Воспитание у воспитанников ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества.
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | Беседа | |
3 | Человек, среда его обитания, безопасность человека. | 10 | 4 | 6 | Соревнование |
4 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 20 | 13 | 7 | Тестирование |
5 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 12 | 6 | 6 | Тестирование |
6 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 29 | 15,5 | 13,5 | Соревнование |
8 | Способы ориентирования. | 16 | 8 | 8 | - |
9 | Автономное существование | 10 | 5 | 5 | соревнование |
Итого | 99 | 53,5 | 45,5 |
3. Содержание
Введение
Знакомство с детьми. Постановка цели и задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Психика человека в экстремальных ситуациях.
Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода Безопасность в водоемах. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности на улице.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Землетрясение. причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясений. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Цунами и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Первая помощь при различных видах повреждений.
Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Повязка, виды повязок, правила наложения. Раневая инфекция. Асептика и антисептика Повязки на верхние конечности на кисть, палец Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра. Индивидуальный перевязочный пакет, правила пользования Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Способы временной остановки кровотечений
Способы ориентирования.
Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные
топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути. \Работа с картой — ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Ориентирование на местности: по карте, компасу.
Автономное существование.
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. Добыча огня. Типы костров. Убежища. Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Форма проведения | Дата проведения | ||
Теория | Прак тика | По плану | Фактическая | ||
Введение | |||||
1. | Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Режим занятий. | 1 | |||
2. | Психология поведения людей в экстремальных ситуациях «бедствиях» | 1 |
Человек, среда его обитания, безопасность человека | |||||
3 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | |||
5 | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | |||
6 | Водитель. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Безопасность в водоемах. | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Антиобщественное поведение и его опасность. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Обеспечение личной безопасности дома. | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Соревнование «Безопасность человека» | 1 | |||
12 | Соревнование «Безопасность человека» | 1 | |||
Чрезвычайные ситуации природного характера | |||||
13 | Землетрясение. причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | |||
14 | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | |||
15 | Правила безопасного поведения населения при землетрясений. | 1 | |||
16 | Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле. | 1 | |||
17 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | |||
18 | Оползни, их последствия, защита населения. | 1 | |||
19 | Обвалы и снежные лавины. | 1 | |||
20 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | |||
21 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Смерчи. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Защита населения от последствий наводнений. | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | |||
26 | Сели и их характеристика. | 0,5 | 0,5 | ||
27 | Защита населения от последствий селевых потоков. | 0,5 | 0,5 | ||
28 | Цунами и их характеристика. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Защита населения от цунами. | 0,5 | 0,5 |
30 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Тестирование «Чрезвычайные ситуации природного характера» | 1 | |||
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |||||
33 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | |||
34 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 0,5 | 0,5 | ||
35 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 0,5 | 0,5 | ||
36 | Обеспечение химической защиты населения. | 0,5 | 0,5 | ||
37 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 0,5 | 0,5 | ||
38 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожарных объектах. | 0,5 | 0,5 | ||
39 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | |||
40 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 0,5 | 0,5 | ||
41 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 | |||
42 | Эвакуация населения. | 0,5 | 0,5 | ||
43 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 0,5 | 0,5 | ||
44 | Тестирование «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера» | 1 | |||
Первая помощь при различных видах повреждений | |||||
45 | Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Раневая инфекция. Асептика и антисептика | 1 | |||
46 | Повязка, виды повязок, правила наложения. | 0,5 | 0,5 | ||
47 | Повязки на верхние конечности на кисть, палец | 1 | |||
48 | Повязки на верхние конечности на кисть, палец | 1 | |||
49 | Повязки на верхние конечности локтевого сустава | 1 | |||
50 | Повязки на верхние конечности | 1 |
локтевого сустава | ||||||
51 | Повязки на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча. | 1 | ||||
52 | Повязки на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча. | 1 | ||||
53 | Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра | 1 | ||||
54 | Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра | 1 | ||||
55 | Повязки на коленный сустав | 1 | ||||
56 | Повязки на коленный сустав | 1 | ||||
57 | Повязки на голень | 1 | ||||
58 | Повязки на голень | 1 | ||||
59 | Повязки на голеностопный сустав, стопу | 1 | ||||
60 | Повязки на голеностопный сустав, стопу | 1 | ||||
61 | Повязки на грудь, при ранениях грудной клетки | 1 | ||||
62 | Повязки на грудь, при ранениях грудной клетки | 1 | ||||
63 | Повязки на живот | 1 | ||||
64 | Повязки на живот | 1 | ||||
65 | Повязки на голову, шею | 1 | ||||
66 | Повязки на голову, шею | 1 | ||||
67 | Индивидуальный перевязочный пакет, правила пользования | 0,5 | 0,5 | |||
68 | Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. | 1 | ||||
69 | Виды и признаки переломов. | 0,5 | 0,5 | |||
70 | Оказание доврачебной помощи при переломах: верхних конечностях | 0,5 | 0,5 | |||
71 | Оказание доврачебной помощи при переломах: нижних конечностях | 0,5 | 0,5 | |||
72 | Оказание доврачебной помощи при переломах: челюсти | 0,5 | 0,5 | |||
73 | Оказание доврачебной помощи при переломах: рёбер | 0,5 | 0,5 | |||
Способы ориентирования | ||||||
74 | Способы ориентирования по природным признакам, по местным предметам | 1 | ||||
75 | Способы ориентирования по природным признакам, по местным предметам | 1 | ||||
76 | Линейные ориентиры | 1 | ||||
77 | Линейные ориентиры | 1 | ||||
78 | Ориентирование по карте | 1 | ||||
79 | Ориентирование по карте | 1 | ||||
80 | Ориентирование по схеме и легенде | 1 | ||||
81 | Ориентирование по схеме и легенде | 1 |
82 | Спортивные и топографические знаки | 1 | |||
83 | Спортивные и топографические знаки | 1 | |||
84 | Определение расстояния до объекта | 1 | |||
85 | Определение расстояния до объекта | 1 | |||
86 | Определение высоты объекта | 1 | |||
87 | Определение высоты объекта | 1 | |||
88 | Определение азимута по компасу и без него | 1 | |||
89 | Определение азимута по компасу и без него | 1 | |||
Автономное существование | |||||
90 | Понятие об автономном существовании человека. План действия. | 1 | |||
91 | Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. | 0,5 | 0,5 | ||
92 | Животная пища. Ядовитые растения и грибы. | 0,5 | 0,5 | ||
93 | Добыча огня. Типы костров. Убежища. | 0,5 | 0,5 | ||
94 | Встреча с дикими животными. | 0,5 | 0,5 | ||
95 | Следы и следопытство. | 0,5 | 0,5 | ||
96 | Снаряжение и НАЗ. | 0,5 | 0,5 | ||
97 | Анализ изученного материала | 1 | |||
98 | Соревнование «Школа выживания» | 1 | |||
99 | Соревнование «Школа выживания» | 1 | |||
- Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение
Учебные столы и стулья Бумага
Цветные карандаши МФУ
Интерактивный комплекс
Ноутбуки по количеству воспитанников группы
Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно - механический с индикацией правильности выполнения действий - торс Т1
Манекен для отработки приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лёжа и стоя Т24 Имитаторы ранений и поражений
Шина транспортная (комплект для верхних и нижних конечностей) Комплект шин-воротников
Табельные средства для оказания первой медицинской помощи Коврик для проведения сердечно-лёгочной реанимации
- Список литературы
- Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 2015.
- Личная безопасность. - Смоленск: Русич, 2015.
- Первая медицинская помощь./Под ред. Ласина С.А. Кострома, 2016.
- Правила дорожного движения РФ. М.: Изд.дом «Третий Рим», 2017.
- Преображенский В. Домашний медицинский справочник. Донецк, 2015.
- Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 2015.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. М.: Аванта+, 2016.
- Журналы «ОБЖ».
Интернет-сайты
- www.alleng.ru/edu/saf.htm - к уроку, экзамену, книги, пособия
- www.school-obz.org - ОБЖ. Журнал МЧС России.
- www.eidos.ru/olymp/obg/ - эвристические олимпиады по ОБЖ
- www.nios.ru/index.php?newsid=1007 - материалы к уроку
- http://0bj.ru/ - информация по ОБЖ
- http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС РФ
- http://www.gibdd.ru/online/exm/ - ГИБДД России
- http://www.popul.ru/forwhat/professii - профессии городов