Личный пример и поступок воспитателя в военно-профессиональной направленности образовательного процесса кадет
Личный пример и поступок воспитателя в военно-профессиональной направленности образовательного процесса кадет
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.А.Салтыков, воспитатель
Личный пример и поступок воспитателя в военно-профессиональной направленности образовательного процесса кадет.
Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации является государственным военным образовательным учреждением среднего общего профессионального образования, реализующим в соответствии с лицензией образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированными с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе[1], что отдает приоритеты ведущего элемента системы становления кадета — военно-профессиональной подготовке, которая и является системой этого уровня. Становление «представляет собой динамический и непрерывный процесс развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности и предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и т. д.)»[2].
Учитывая, что выполнение государственного заказа подразумевает подготовку не одного кадета, то целью системы становления обучающихся является обеспечение военно-профессиональной направленности обучения и воспитания кадет, формировании у них профессионально-важных качеств, необходимых будущему офицеру Вооруженных Сил РФ, в приобретении кадетами военно-профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), необходимых для дальнейшего успешного обучения и в будущем успешного исполнения обязанностей по первичным офицерским должностям».[3]
Профессиональное становление (направленность) будущих офицеров в кадетском корпусе как системная категория происходит в определенных условиях и имеет свои этапы, принципы, функции и методы,[4] которые являются элементами этой системы.
Одним из важнейших элементов в этой системе считаю, такой метод воспитания как личный пример.
Этот метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть, прежде всего, отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи. Их примеры видны, доступны, понятны, у них всегда можно спросить о сокрытом и неясном. Этими людьми также могут быть государственные и общественные деятели, ученые, военные и святые православной церкви. Изучая их жизнь, знакомясь с деятельностью, дети выбирают себе «идеального героя», как пример для подражания, исследуют ему. Такова природа детства. Особенно большую роль в жизни растущего человека в дошкольном и младшем школьном возрасте играет пример родителей, как «живой» образец ежедневного воспроизведения наглядного поведения. В подростковом возрасте таким «личным примером» становится жизнь и деятельность героев – отечественного воинства. И лишь у юношества появляется идеал из среды духовных наставников человечества.[5]
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Таким образом, в таком учебном заведении как кадетский корпус, где обучающиеся находятся круглые сутки и постоянно находятся под контролем все взоры кадет направлены на одного человека. Того который постоянно с ними, того кому они задают по сотне вопросов в день, того который их хвалит и наказывает, и того с которого они берут ПРИМЕР.
Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения кадет личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Кадеты постоянно наблюдают, как воспитатель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу его воспитательного воздействия. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера взрослых – единство слова и дела. Если на словах взрослые будут требовать правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своими поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требования, то эффективности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.
Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет также единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны воспитателей. Несогласованность и противоречивость требований и примеров снижает эффективность воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский в своей работе «Методика воспитания коллектива» писал: «Коллектив - это очень чувствительный инструмент. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя: точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание, - является личность воспитателя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни. Если мы говорим, что коллектив - великая воспитательная сила, то, образно говоря, мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя.
Научить воспитанника относиться к себе как к человеку - это значит сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу воли, необходимую для нравственной самоорганизации.
Отношение воспитанников к личности своего воспитателя можно охарактеризовать так: личность воспитателя привлекает, восхищает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.
Авторитет педагога - это творенье его разума и души, умение утвердить в коллективе глубокое уважение к своим идеалам, принципам, убеждениям. Авторитет становится могучей силой воспитания только тогда, когда он создается гармоническим единством, о котором шла речь выше, - единством поступков, поведения и слов педагога. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Что необходимо для того, чтобы коллектив одухотворялся гармоничным единством идеалов, убеждений, склонностей, вкусов, симпатий и антипатий учителя? Прежде всего, необходима его высокая образованность - настоящая образованность. Нам, воспитателям, с особой строгостью и требовательностью нужно осознавать ту истину, что воспитываем мы мыслью, знаниями. Деятельность наша - это жизнь мысли, умение зажечь воспитанников жаждой знаний. Жизнь коллектива становится полноценной, когда она насыщена мыслями, умственными интересами и потребностями. Воспитывать знаниями - это не означает взять готовыми истины и переложить их в головы учеников. Воспитательная миссия школы состоит в том, чтобы утверждать в юных душах сознательное отношение к знаниям, твердую идейную позицию в отношении к ним, собственную точку зрения на них. Знания, которые мы формируем и утверждаем в сознании воспитанников, должны стать их совестью. Настоящий воспитатель - это тот, кто идет к своим воспитанникам с собственными мыслями, у кого есть духовная потребность нести свои знания людям, пережить большую радость от того, что его убеждения, возвеличивающие человека, правду, истину, отстаивают наивысшую правду - коммунистические идеи, что его убеждения становятся убеждениями других людей.
Настоящая образованность педагога проявляется в том, что в нем воспитанники находят проводника к вершинам нравственности, его слова воспринимают как призыв быть верными своим благородным убеждениям и непримиримыми к злу, неправде.
Воспитатель, если хочешь, чтобы твои мысли звали и заставляли ускоренно биться юные сердца, иди и рассказывай им о том, что поразило тебя, что заставило твое сердце трепетать от гордости или гнева, радости или ненависти.[6]
[1] Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации" {КонсультантПлюс}
[2] Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. — М.: ВПА, 1976.
[3] Коровин В. М. Вистема профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: Дис.... д-ра пед. наук. — Воронеж, 2002.
[4] Коровин В. М. Вистема профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: Дис.... д-ра пед. наук. — Воронеж, 2002.
[5] Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
[6] В.А.Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» М Просвещение 1981