Американо - Советские отношения 1933-1939 гг.
Предварительный просмотр:
АМЕРИКАНО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1933 – 1939 годы.
Выполнил: Суслов Алексей Владимирович
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школы № 320
г. Санкт-Петербург 2014 г
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение
- Налаживание дипломатических отношений
- Американо-советские отношения в 1933-1939 годах
а) Основные события в дипломатии США и СССР
б) Соглашение Рузвельт – Литвинов о долгах и кредитах
в) Отношения между странами и VII конгресс Коминтерна
г) Решения вопросов войны и мира
д) Торговые соглашения 1935 и 1937 годов
4) Заключение
5) Список литературы
1) ВВЕДЕНИЕ.
Отношения между США и Россией имеют давнюю историю. Они зародились еще в царский период. Однако после революции 1917 года, свержения в России самодержавия и прихода к власти большевиков контакты между этими двумя странами резко сократились. Американское правительство не признало большевистский режим и прекратило какое-либо общение со страной Советов, даже торговые операции свелись к минимуму. Непризнание продолжалось долгих 16 лет. Но время изменилось, и в 1933 году Франклин Рузвельт решился на шаг открытого сотрудничества. Началась новая эпоха, в которой было все: и сближения, и столкновения. Она (эпоха) продолжается до сих пор. Поэтому тема моей курсовой работы «Американо-советские отношения в 1933-1939 годах» актуальна и в наши дни: для понимания современного развития взаимоотношений между странами важно знать исторические корни, зарождение, становление дипломатии между Россией и США; видеть тот путь, который прошли государства на внешнеполитическом поприще; видеть и не допустить тех ошибок, которые допускали главы государств в отношении друг друга. Я выбрал данную тему для курсовой работы, так как 1933-1939 годы – это начальный период в серьезных взаимоотношениях двух стран, решающий период в становлении дипломатического сотрудничества между США и Россией.
Перед данной работой я ставлю цель проанализировать американо-советские отношения в 1933-1939 годах; проследить, как они развивались. Для этого необходимо решить ряд задач:
- Понять, как происходило налаживание дипломатических контактов, какие перед этим были проблемы и как они решались.
- Рассмотреть основные события в дипломатической жизни между двумя странами, возникающие проблемы и попытки их решения.
- Выяснить, какую позицию занимали США и СССР в международных событиях.
- Составить свое мнение по данному периоду в отношениях между странами.
- Прочитать и проанализировать литературу по данной теме.
При написании курсовой работы использовалась следующая литература: статьи академика Г.Н. Севостьянова в журнале «Новая и новейшая история», а также его книга «Москва – Вашингтон: дипломатические отношения 1933-1936 г.г.», в которую вошли данные работы; монография Малькова В.Л. «Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней и внешней дипломатии»; работы Уткина А.И. и Наджафова Д.Г.; работа Фураева В.К. «Советско-американские отношения 1917-1939г.; монографии Цветкова Г.Н.; статья Почтарева А.Н. в журнале «США: экономика, политика, идеология» - «О советско-американских военных контактах перед Второй мировой войной» и ряд других авторов.
Используя эту и другую литературу я попытаюсь осветить основные моменты, главные, важнейшие события в жизни двух стран. И , естественно, первостепенным, ключевым фактом является установление дипломатических связей между США и СССР.
2) НАЛАЖИВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Действия в направлении нормализации отношений с СССР стали важнейшей дипломатической акцией первых лет пребывания Рузвельта в Белом Доме. На финише четвертой избирательной кампании 21 октября 1994 года Франклин Делано Рузвельт произнес важную речь перед членами Ассоциации внешней политики в Нью-Йорке. Коснувшись вопроса о американо-советских отношениях, он заявил, что решение о признании Советского Союза он относит к самым большим достижениям своей внешнеполитической деятельности: «В течении 16 лет до происшествия, о котором идет речь, американские и русские народы не имели никаких практических каналов для общения друг с другом. Мы восстановили эти каналы…».[1]
Практически с того момента, как только стало очевидно, что советская власть в России сумела утвердиться на значительной территории, правительство США отказало ей в официальном признании и выступило одним из организаторов интервенции против Советской страны.
Широкое распространение изоляционистских настроений в стране в 20-х годах способствовало отвлечению американцев от раздумий о перспективах советско-американских отношений. Однако были и такие, кто хотел нормализовать отношения с Советской Россией. В политических кругах США существенную роль в пропаганде нового подхода к американо-советским отношениям играла влиятельная группа общественных деятелей во главе с сенатором У. Бора и Р. Робинсоном. Доводы госдепартамента в пользу увековечения непризнания Советского союза под предлогом наказания его за «ведение подрывной пропаганды против правительства США» оппозиция официальному курсу признала полностью несостоятельными. Росло убеждение, что сам факт военного вмешательства Америки во внутренние дела России в годы революции и гражданской войны, ущерб, нанесенный интервенцией. Не давали США морального права поднимать вопрос о нарушениях международных норм и этики со стороны СССР, тем более что таких нарушений в действиях Советского правительства не было. И наконец, главные преимущества признания СССР связывались с налаживанием сотрудничества в интересах содействия урегулированию наиболее жгучих проблем международных отношений, в частности, на Дальнем Востоке. Тем более, что Советский Союз неоднократно выражал свою готовность к поиску конструктивных решений. Редактор журнала «Нью рипаблик» Брюс Бливен, вернувшись из СССР, писал в 1931 году: «Россия… это страна надежды. Именно это чувство охватывает вас, когда вы пересекаете границу».[2]
Хотя движение за признание с каждым днем набирало силу, однако администрация Гувера стояла на его пути неприступным валом. 3 марта 1933 года, за день до ее отставки, заместитель госсекретаря Уильям Касл-младший вновь подтвердил отказ признать СССР, сославшись при этом на проблему долгов и на избитый тезис о «советской пропаганде».
Из тактических соображений Рузвельт в ходе избирательной кампании 1932 года и сразу после выборов воздержался от публичных высказываний о признании, но обещал изучить проблему в целом и подойти к ней без предубеждения. Нельзя не обратить внимание и на то, что среди ближайших советников Рузвельта существовал консенсус о том, как должно поступить правительство в сложившейся обстан6овке. Немедленное признание СССР представлялось им как необходимое и обязательное условие более стабильного развития международного положения в целом.
Впрочем, справедливости ради нужно признать, что сопротивление руководства и аппарата внешнеполитического ведомства США процессу нормализации дипломатических отношений между двумя странами было достаточно серьезным. Сознавая это, президент решил держать под своим контролем весь ход подготовки переговоров с Советским Союзом. В узком кругу советников он обсуждал все аспекты признания – внутренних и международных. Также Рузвельт изучал настроения различных слоев общества по этому вопросу. Рузвельт считал, что « жизнеспособность Советского государства есть факт объективный, как бы к нему не относиться. Быстрый подъем его экономики и международного авторитета подтверждает непригодность прежнего, до предела идеологизированного курса Вашингтона в советско-американских отношениях».[3]
Рузвельт, стремясь получить более полную и достоверную информацию о Советском Союзе, беседовал с американцами, хорошо знавшими СССР. Эти беседы были вместе с тем своеобразным «пробным шаром» для проверки позиции различных социальных групп американского общества. Однако администрации понадобилось 7 месяцев, чтобы предпринять конкретные шаги. 10 октября 1933 года Рузвельт обращается к председателю ЦИК СССР М.И. Калинину с личным посланием, выразив готовность покончить с ненормальным положением, при котором « два великих народа… находятся… без практического метода прямого сношения друг с другом».[4] Советское правительство приняло американское предложение и назначило народного комиссара иностранных дел М.М. Литвинова своим представителем для ведения переговоров с президентом США. 8-16 ноября 1933 года в Вашингтоне состоялись межправительственные переговоры, в ходе которых было выработано соглашение об установлении дипломатических отношений и принципах взаимоотношений между двумя странами. Стороны решили избрать форму обмена нотами, в которых закреплялись взятые ими обязательства:
- Развивать свои отношения на основе равноправия, взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга;
- Воздерживаться от всяких актов, имеющих целью возбудить или поощрить вооруженную интервенцию друг против друга.
Соглашение от 16 ноября 1933 года имело значение не только для взаимоотношений двух государств. В условиях образования очагов новой войны на Дальнем Востоке и в центре Европы оно было важным вкладом в дело укрепления мира, экономические и торговые отношения двух стран получили юридическую основу, расширились культурные и научно-технические связи. В письме отъезжающему из США послу Литвинову президент писал: « Сотрудничество между нашими странами в великом деле сохранения мира должно быть краеугольным камнем длительной дружбы».[5] Советские историки Н.Сивачев и Е. Язьков отмечали, что руководители внешней политики США, идя на улучшение отношений с СССР, «надеялись использовать его в качестве возможного противовеса растущей мощи Германии и Японии».[6]
3) АМЕРИКОНО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 1933-1939 ГОДАХ
а) Основные события в дипломатии США и СССР
Переговоры Литвинова с Рузвельтом в Вашингтоне в ноябре 1933 года и достигнутая в ходе их договоренность о нормализации дипломатических отношений между двумя странами создавали хорошую основу для сотрудничества между ними в интересах обеих стран и для защиты всеобщего мира. В нотах, которыми обменялись стороны, заявлялось, что СССР и США обязывались уважать суверенитет обоих государств, воздержаться от вмешательства каким-либо образом во внутренние дела друг друга, не поощрять вооруженную интервенцию друг против друга, а также агитацию и пропаганду в целях нарушения территориальной целостности государства или изменения силой его политического и государственного строя. Послом США в Москве был выбран Уильям Буллит, который в тайне мечтал подчинить Советский Союз американскому влиянию, использовав экономические и дипломатические рычаги.
Приехав в декабре 1933 года в Москву, Буллит вынужден был признать несостоятельной расхожую на Западе версию о злокозненных мотивах поведения СССр на международной арене и о неискренности его намерений достигнуть договоренности с Англией, Францией и США.
Но уже в марте1934 года госдепартамент США до предела заострил вопрос го мифических долгах России. 13 апреля конгресс принял закон Джонсона, запретивший финансовые сделки с иностранными державами, которые не уплатили США военных долгов, подчеркнув, что этот закон распространяется и на СССР. Может быть, в поведении Советского Союза на международной арене произошло нечто такое, что заставило дипломатию США взять обратно сделанные ранее устно и письменно заверения о начале новой эры? Факты показывают, что Рузвельту не в чем было упрекнуть СССР. Даже Буллит, очевидно сам того не желая, отметил, что «Советский Союз превратился в крупнейший фактор международной стабильности, поборника многих важных мирных инициатив, способных укрепить безопасность народов, сковать силы агрессоров».[7]
После же вступления Советского Союза в Лигу Наций и улучшение перспектив на заключение советско-французского пакта Буллит и госдепартамент США резко усилили свою негативную линию в отношении системы коллективной безопасности в Европе. Ностальгия Буллита по временам, когда СССР находился в абсолютной изоляции и когда над ним висела непосредственная угроза войны против объединенного фронта империалистических держав, усилилась по мере нарастания в капиталистических странах в середине 30-х годов движения народного фронта. Отношения между США и СССр еще более ухудшились, когда в августе 1935 года американский посол заявил официальный протест Советскому правительству по поводу решений VII конгресса Коминтерна. А между тем их содержание было целиком подчинено задаче борьбы против войны и фашизма.
Нужно сказать, что во второй половине 30-х годов в Вашингтоне интересовались СССР прежде всего как фактором в тихоокеанском раскладе сил. Что касалось граничащей с Советским Союзом Восточной Европы, то именно в то время один из ведущих чиновников госдепартамента А. Лейн говорил, что «восточноевропейский регион является наименее важным регионом в мире, с точки зрения интересов США».[8]
В Белом доме все более настороженно относились к советам, которые Буллит давал в своих депешах, и суть которых сводилась к идее замораживания советско-американских отношений и даже доведения их до грани разрыва. Практическое осуществление дипломатических отношений с СССР правительство США поручило группе наиболее реакционных, враждебно относившихся к Советскому Союзу. В беседах с американским послом в Берлине Доддом в 1935 году Буллит высказался за отторжение Японией восточных районов СССР и лишение ее выхода к Балтийскому морю. « Я был поражен, услышав такие речи из уст ответственного дипломата…- писал в дневнике Додд- президенту вероятно известны его умонастроения, но если это так, то как мог он назначить его послом в Советскую Россию».[9] Поэтому новым послом в ноябре 1936 года был назначен Джозеф Дэвис. Этому предшествовали слухи, что «президент повременит с посылкой посла в Москву, пока не будут выполнены старые русские долги».[10] Главные задачи его миссии:
- Выяснение возможностей повышения уровня советско-американских отношений
- Изучение политической и экономической ситуации в СССР и его военного потенциала
- Места и роли СССР в системе международных отношений и его подхода к угрозе войны со стороны Германии.
Заполнение вакансии было встречено с пониманием в американской прессе, в которой отмечалась роль СССр в связи с вспыхнувшей летом 1936 года гражданской войны в Испании и заключением 26 ноября 1936 года между Германией и Японией антикоминтерновского пакта. В январе 1937 года Дэвис приехал в Москву. Первое, что сразу его поразило – это масштабы мирного народнохозяйственного строительства и готовность Советского правительства держать двери широко открытыми для дружественного сотрудничества СССР и США. Москва не выдвигала никаких условий, если не считать одного – такое сотрудничество должно строиться на взаимном доверии и быть подчинено интересам сохранения всеобщего мира, а не обеспечения безопасности одних стран за счет других. «Несмотря на готовность России присоединиться к Франции и Англии в борьбе против Гитлера – пишет Дэвис – ей будет в этом отказано Западом. А в конечном итоге и Англии, и России будет противостоять Европа, в которой будет господствовать Гитлер».[11]
Эта попытка изоляции России чревата более серьезными последствиями – считал Дэвис – для западных демократий, чем для Советского Союза… Советское правительство относится более дружественно к Соединенным Штатам, чем к любой другой стране».[12] Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии подтвердили худшие его опасения, а перевод Дэвиса из Москвы явился подтверждением всего этого.
Важно отметить, что с самого начала Дэвис отверг главный аргумент тех, кто утверждал, будто западные державы не могут решиться на совместный отпор Гитлеру только потому, что СССР в военном отношении не был готов оказать им реальную помощь в случае, если бы пришлось вступить в войну из-за Чехословакии. Еще 10июля 1937 года он сообщил секретарю президента: «враги этой страны недооценивают мощь Красной Армии и силу Советского правительства и это плохое предзнаменование для мира».[13] Однако, как отмечает советский историк Л.В. Поздеева, в Вашингтоне продолжали исходить из заведомо ложной информации, основанной на смеси антипатий к СССР и предвзятых оценок боеготовности советских Вооруженных сил.
Всем, кто, подобно Дэвису, возлагал надежды не перемены во внешнеполитическом курсе США после Мюнхена в сторону улучшения советско-американских отношений, пришлось испытать разочарование. Суть этих отношений довольно точно была определена американской печатью как состояние «холодной неопределенности». М.М. Литвинов отмечал, что подходу администрации США были свойственны пассивность и нежелание добиваться надлежащего политического эффекта, который мог бы оказать положительное влияние на общую обстановку в мире. В исторической литературе США часто приходится встречать утверждения, будто после захвата Чехословакии госдепартамент и Белый дом обрели твердости, а их неприязнь к Гитлеру достигли «точки кипения». Увы, если бы все было так, в Вашингтоне, наверное, нашли бы способ доказать это на деле путем хотя бы изменения тона в отношении СССР.
В июне1938 года Дэвис был переведен в Брюссель, а его пост оставался долгое время незамещенным. Нежелание правительства США иметь своего представителя в Москве во время предвоенного международного экономического кризиса 1939 года не только вело к ухудшению советско-американских отношений, но и свидетельствовало о незаинтересованности американских правящих кругов в совместных с СССР действиях по пресечению фашистской агрессии. Только в марте1939 года новым послом стал Лоренс Штейнгардт.
18 апреля 1939 года Дэвис посылает Рузвельту секретный меморандум, в котором раскрыл обоснованность сомнений советского руководства в отношении искренности его партнеров по переговорам в Москве. Нельзя не увидеть в этом документе критику тактики пассивности и антисоветизма, избранную госдепартаментом США, больше заинтересованном в проволочках и даже срыве переговоров.
Дэвису не разрешили отправиться в Москву, одновременно тайно планируя поездку помощника госсекретаря Б. Лонга в Германию. Только начало войны заставило отложить эту миссию. Сам Рузвельт в откровенной беседе с Дэвисом в октябре 1942 года признал, что его страна в предшествующее войне десятилетие « не была готова ни к осознанию возникшей угрозы, ни к признанию выпавшей на ее долю ответственности».[14]
Между тем дипломатические отношения самих Соединенных штатов с СССР оставались натянутыми, хотя, обеспокоенное постоянным расширением японской экспансии в Азии, политическое руководство США была развернута широкая антисоветская кампания. Вашингтон оказывал экономическую помощь Финляндии, воюющей с Советским Союзом, а 2 декабря 1939 года Рузвельт объявил о введении «морального эмбарго» на вывоз в СССР некоторых видов промышленной продукции. Но еще до подписания СССР с Финляндией мирного договора 12 марта 1940 года госсекретарь К. Хэлл сделал ряд заявлений, из которых явствовало, что в планы Вашингтона не входит имитация решимости «покарать» Советский Союз за « дерзость», проявленную в деле обеспечения безопасности его собственных границ. Рузвельт понимал, что безрассудные решения могли дорого обойтись прежде всего самим Штатам, и, возможно, в самом недалеком будущем.
б) Соглашение Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах
После восстановления дипломатических отношений контакты между двумя странами развивались сложно и напряженно. Наиболее наглядно возникавшие расхождения нашли отражение в урегулировании проблемы долгов. Уже в начале 1934 года выявились разные подходы к решению этого вопроса.
На переговорах 16 ноября 1933 года сторонам Литвинову не удалось договориться об уплате Советским Союзом долгов Временного правительства, о национализированном имуществе американских граждан, а также о возмещении убытков, причиненных интервенцией США во время гражданской войны. Во время переговоров он заявил, что этот вопрос лучше урегулировать после установления дипломатических отношений, хотя и Рузвельт просил остаться его в Вашингтоне, и Сталин с Молотовым рекомендовали продолжить свое пребывание в США.[15] В финансовом коммюнике констатировалось, что советское правительство согласно уплатить долг правительства Керенского в сумме не менее 75 млн. долларов. При этом оно отказывалось от претензий, обусловленных пребыванием американских вооруженных сил в Сибири. США со своей стороны выразил согласие предоставить СССР заем на 20 лет. Детально все вопросы решено урегулировать на уровне послов. Правительство США не отрицало необходимости кредитов для развития американо-советской торговли. С этой целью 12 февраля 1934 года был создан Экспортно-импортный банк. Правительство США хотело облегчить размещение советских заказов на основе долгосрочных кредитов и намеревалось предоставить американским промышленникам займы через Экспортно-импортный банк. Но банк не осуществил этих целей. Госдепартамент поставил условием кредитования советских закупок в США принятие правительством СССР американского проекта соглашения о долговых претензиях и кредитах. Таким образом торговля между двумя странами ставилась в зависимость от решения долговой проблемы.
Однако 20 февраля 1934 года Трояновскому был вручен меморандум. Основная суть:
- Советское правительство должно выплатить США 150 млн. долларов;
- На все кредиты или займы для СССр начисляются добавочно 10%, которые используются для оплаты основного долга.[16]
Это вызвало недоумение в Москве. Литвинов заявил, что этот проект «предполагает не заем или кредит, а обложение налогом торговли СССР и США».[17] Поэтому было решено провести встречу послов Литвинова и Буллита в Москве, которая началась в марте 1934 года. Переговоры начались неудачно. Это было связано с разным пониманием договоренностей Литвинова и Рузвельта в 1933 году. США настаивало, что Советскому Союзу был обещан контролируемый кредит, а не заем. Литвинов же настаивал на обратном и ссылался на соглашение. Также американская сторона не хотела при этом считаться с реальностью, ведь СССР не платил долги царского правительства европейским державам, хотя они настойчиво добивались их уплаты.[18]
Но положение с долгами оказалось еще сложнее, чем себе представляли Рузвельт и Литвинов. После проведенного расследования конгрессменом Макфадденом выяснилось, что лишь малая часть из 187 млн. долларов, занимаемых Керенским у США дошло до России. Рузвельт оказался в трудном положении. Республиканцы подвергали его критике, некоторые сенаторы и члены палаты представителей усомнились в правильности избранного им курса, они выступали и против проводимой им политики.
Переговоры не продвигались вперед. Неоднократные встречи Литвинова с Буллитом и беседы Трояновского с представителями госдепартамента США оказывались не эффективными.
Характерно, что весной 1934 года в госдепартаменте было распространено мнение, что международное развитие событий принудит советское правительство принять американские требования. Большие надежды возлагались на нарастание японской угрозы и обострение японо-советских отношений. Поэтому не нужно уступать, нужно занимать твердую позицию. Однако ситуация не менялась.
В своих встречах в июне 1934 года с Литвиновым Буллит предложил прекратить спорить об общих положениях и перейти к конкретным переговорам о закупке товаров в США, на какую сумму и при предоставлении какого кредита могло бы советское правительство закупить их. Этим Буллит неофициально подсказывал возможность выхода из тупика. Отклонив предложение посла Литвинов в оправдание заметил, что ни одно государство , за исключением Финляндии, не платит долгов США.[19] Но интересно было другое. Эта инициатива Буллита очень резко была раскритикована в госдепартаменте. И он, неудовлетворенный ходом переговоров в Москве, решил перенести их в Вашингтон.
Литвинов с предубеждением относился к Буллиту. В ходе переговоров посол вел себя самоуверенно, мало считался с интересами советской стороны и ее аргументами. Но и Буллит считал, что Литвинов неуступчив и не желает идти на компромисс.
Буллит во время наступления кризиса в переговорах заявил: «колоссальная ошибка допущена, когда Рузвельт и Литвинов до конца не договорились о долгах. Справедливости ради нужно отметить, что американская сторона не пожелала этого делать сразу же после установления дипломатических отношений».[20]
В пользу перемены места переговоров высказывались и представители делового мира США. 28 июня 1934 года лесопромышленник Даттон посетил полпредство СССР в Вашингтоне и беседовал с советником Сквирским. Касаясь переговоров, он высказал мысль о желательности переноса их в Вашингтон. Такого же мнения был и вице-президент Экспортно-импортного банка Чарльз Стюарт.
В июле переговоры были продолжены в Вашингтоне. С американской стороны их возглавлял госсекретарь Хэлл, советской – полпред Трояновский. Напутствуя Трояновского Литвинов предлагал «совершенно твердо заявлять американцам, что мы не пойдем на замену финансового кредита на продолжительный срок товарными кредитами на более короткие сроки».[21]
Суть предложения Трояновского: советское правительство готово выплатить 100 млн. долларов долга, а США предоставляет 200-300 млн. кредита сроком на 20-25 лет с уплатой 7-7,5% годовых. Но и здесь трудно было найти компромисс.
В СССР решили, что необходимо добиваться предоставления займа или кредита в 200млн. долларов. В этом случае ни Англия, ни Франция, ни Германия не захотят, да и не смогут предоставить заем, который бы превосходил в 2 раза царскую задолженность.
После многократных переговоров было ясно, что решения трудно добиться и возможно переговоры прервутся.
24 августа Трояновский вручил Хэллу меморандум, по которому:
- Долгосрочный финансовый кредит 100 млн. $ сроком на 20 лет
- Вторые 100 млн. готовы получить в виде товарного кредита в 5 лет
- Никакого процента по старым долгам
- Годовые за кредит не более 7%
Однако Хэлл заявил, что не видит больших уступок со стороны СССР. В начале сентября Рузвельт высказался за продолжение переговоров и положительное решение вопроса о долгах, ибо это поможет сбывать американские товары на советский рынок и предоставить многим работу.
Однако 6 сентября госдепартамент сделал суровое заявление: «переговоры прерываются, так как СССР предъявил слишком высокие требования. Их принятие означало бы принесение в жертву американских интересов».[22] Этой акцией госдепартамент надеялся возложить ответственность за срыв переговоров на советское правительство.
В итоге переговоры не привели к желаемым результатам, соглашений о долгах не было подписано. За время переговоров американская сторона вопрос о долгах превратила в доминирующий и главное внимание сосредоточила на нем, хотя существовало множество других вопросов в отношениях между двумя странами. Там более, как покажут дальнейшие события, международная ситуация усугубляется.
в) Отношения между странами и VII Конгресс Коминтерна
25 июля 1935 года в Москве, в Доме Союзов открылся VII Конгресс Коминтерна, который был созван в связи с обострившейся международной обстановкой. Вместе с коммунистическими партиями многих стран в конгрессе приняла участие и делегация Коммунистической партии США, которую возглавили Эрл Браудер и Уильям Фостер. В этом официальный Вашингтон увидел невыполнение советским правительством соглашения, по которому было заявлено о невмешательстве во внутренние дела друг друга, хотя в самом соглашении деятельности Коминтерна не было упомянуто.
Не все однако были против этого. Американский корреспондент и публицист Льюис Фишер, аккредитованный в Москву, сказал американскому послу в СССР Буллиту: «едва ли подходящее время для подчеркивания разногласий между Советским Союзом и США. Ведь в Европе нарастает угроза войны, а Коминтерн намерен обсуждать проблему ее предотвращения.[23] Буллит же накануне созыва конгресса информировал президента о возможных действиях в отношении СССР. Они были радикальными: американский дипломат советовал воздержаться от разрыва отношений между двумя державами, но подвести их к этой линии и держать в замороженном состоянии.
Как только конгресс закончил свою работу, Буллит составил рекомендации по дальнейшим отношениям с СССР. Доклад начинался словами: « вчера вечером завершил работу конгресс, являющийся вопиющим нарушением обязательств, данных Литвиновым президенту Рузвельту. Избрание в президиум Браудера и Фостера, включение американских делегатов в ряд – все это вне всяких сомнений дает правительству США юридическое и моральное оправдание разрыва отношений с СССР.[24]
25 августа Буллит вручил протест в письменной форме. Эта нота США явилась сигналом к широкой антисоветской кампании на Западе.
Что побудило Рузвельта пойти на такой шаг? По мнению Севастьянова такая реакция президента на созыв конгресса объяснялась в целом его неудовлетворенностью состоянием американо-советских отношений. Многие его надежды не оправдались.[25]
27 августа Буллит получил ответ, в котором указывалось, что американская сторона не привела ни одного факта нарушения советским правительством его обязательств, что советское правительство намерено проводить политику дружеского сотрудничества с Америкой. Эта нота поставила в затруднительное положение Белый дом. Многие поняли, что американская дипломатия проявила поспешность, оказалась под влиянием излишних и необоснованных эмоций. Рузвельт это понимал. Понимал он и то, что усиливается влияние оппозиции, а ведь впереди были новые президентские выборы. Он не хотел также обострения советско-американских отношений, стремился не давать повода оппозиции для критики его внешнеполитического курса, хотя атака изоляционистов была сильна и в конгрессе, и в печати.
31 августа, в пространном и довольно резком заявлении госсекретаря для печати подтверждалась позиция американского правительства, ранее изложенная в ноте от 25 августа: «дружественные и официальные отношения между двумя странами не могут иметь место и будут серьезно ухудшены».[26] Однако официально американская администрация предпочла не отвечать на ноту Советского Союза. Это означало нежелание Вашингтона идти на дальнейшее обострение отношений и освобождало НКИД СССР от необходимости давать официальный ответ.
Заместитель наркома иностранных дел СССР Н.Н. Крестинский писал: « Вашингтон воздержался от разрыва дипломатических отношений с советским правительством. Этим закончился наиболее опасный, острый период конфликта».[27]на этом дипломатический конфликт был исчерпан.
Этот протест Вашингтоном был предпринят в основном по внутриполитическим соображениям, в связи с предстоящими президентскими выборами, в силу большой активности противников признания СССр. В равной мере сказалось и неблагополучное состояние американо-советских отношений, неурегулированность многих вопросов.
Таким образом, реакция США была достаточно бурной. Этот эпизод еще раз высветил как трудности на пути отношений двух стран, так и неготовность США к действенным мирным инициативам. Отношения оказались замороженными, что, как отмечалось в американской историографии, было на руку агрессорам, их курсу на развязывание мировой войны.[28] Это охлаждение не отвечало интересам ни одной из сторон.
г) Решения по вопросам войны и мира
Совместные усилия СССР и США в борьбе за предотвращение войны и упрочение мира могли бы оказать огромное влияние на развитие международных отношений. Однако стремление Советского правительства к сотрудничеству с США натолкнулось на нежелание американских правящих кругов объединиться с СССР в целях укрепления мира, хотя широкие круги американской общественности выражали симпатии Советскому Союзу.
Советским Союзом было предложено в декабре 1933 года заключить пакт о ненападении между СССР, США, Китаем и Японией. Выступление США инициатором пакта могло оказать огромное воздействие на Японию. После обсуждения в марте 1934 года Рузвельт склонился к многостороннему пакту с участием США, СССР, Японии, Китая, Англии, Фран7ции и Голландии. Правительство США не только не хотело брать на себя инициативу, но, как показали дальнейшие события, фактически отклонило советское предложение. Дэвис, представлявший США на морских переговорах в Лондоне, говорил советскому послу Майскому: «я уверен в том, что Рузвельт относится с симпатией к идее Тихоокеанского пакта, но я не думаю, чтобы он захотел взять на себя инициативу его заключения».[29]
Когда летом 1937 года Япония начала войну в Китае, после очередного предложения от Литвинова заключить пакт Рузвельт ответил: « Пактам веры нет. Главная гарантия…это сильный флот… посмотрим. Как выдержат японцы морское соревнование».[30] Таким образом, вместо организации коллективной безопасности США сделали ставку на усиление гонки вооружений.
Хотя в данном вопросе решения не было, решалась и иная проблема.
Первое предложение о налаживании военного сотрудничества СССР и США сделал в конце июля 1934 года начальник Генштаба Красной армии А.И. Егоров. Он в своем заявлении выразил надежду на дружественное сотрудничество двух армий стран, связанных общими интересами в поддержании мира.[31] Эта инициатива Вашингтоном была отклонена. Более того, к 1938 году штат военных представителей США в Советском Союзе был предельно сокращен.
По мере нарастания военной угрозы с конца 1937 года из Москвы в Вашингтон поступало множество сигналов, позволявших судить о готовности СССР поддержать шаги, направленные на предупреждение агрессии совместными усилиями Англии, Франции, США и СССР. Так, в начале февраля 1938 года посол СССР в США Трояновский, выступив с речью в университете штата Северная Каролина заявил, что над миром нависла опасность и что, по мнению Советского правительства, «единственным выходом из этого положения… является создание союза между Великобританией, США и Советским Союзом».[32]
Однако активизация советско-американских военных связей не происходила. С военной точки зрения тому существовал ряд причин:
- Принципиальные различия военной доктрины и военной политики СССР и США
- Традиционная антисоветская настроенность в высших органах вооруженных сил США
- Усилившаяся близость Советского Союза и Германии
- Участие американских военнослужащих в недружественных акциях по отношению к СССр (гражданская война и иностранная интервенция)
И все же отдельные контакты между двумя странами в военной области имели место. Это были закупки вооружения и боевой техники в рамках торговых соглашений, визиты военных делегаций. Взаимный интерес был налицо: с американской стороны – стремление к получению стратегического сырья, а с советской стороны – нужда в современной военной технологии.
В январе 1938 года президент США поручил послу Дэвису изучить совместно с советскими руководителями возможность установления оперативной связи между СССР и США для обмена информацией относительно действий Японии и положения на Дальнем Востоке. Эта информация должна быть строго конфиденциальной и не распространяться за пределы узкого круга лиц. Начались переговоры, однако американская сторона на проявила желания реализовать нужное мероприятие, которое могло иметь определенное значение в напряженной обстановке предвоенных лет.
17 марта 1938 года Советское правительство предложило созвать международную конференцию для обсуждения положения, создавшегося в связи с захватом Австрии Германией. Как реагировало правительство США ? « В течение нескольких недель, - пишет Хэлл в мемуарах,- мы обсуждали в госдепартаменте, отвечать ли на это заявление. Я решил, однако, что, поскольку никакого формального ответа не требовалось, а также поскольку наш ответ вследствие того, что политика США избегает затруднительных положений, должен быть отрицательным и , следовательно, разочаровать Россию, мы вообще не пошлем ответа».[33] Другие стороны также не поддержали эту идею.
Однако наиболее дальновидные государственные деятели США, в том числе и Рузвельт, понимали, что уступки фашистским державам благоприятствуют агрессии, расширение которой создает серьезную угрозу интересам США. 14 апреля 1939 года Рузвельт направил Гитлеру и Муссолини послание, осуждавшее агрессивные действия Германии и Италии. Отметив, «что три европейских государства и одно государство в Африке прекратили свое существование»[34], Рузвельт предложил правительствам Германии и Италии дать гарантии в том, что они не нападут на другие страны. В послании перечислялось 31 государство, в том числе и СССР.
Обращение Рузвельта получило положительную оценку Советского правительства. М.И. Калинин направил президенту США телеграмму следующего содержания: «Можете быть уверены, что ваша инициатива находит самый горячий отклик в сердцах народов СССР, искренне заинтересованных в сохранении всеобщего мира».[35] Фашистские державы отвергли призыв Америки.
В беседах с государственными деятелями США советский полпред Трояновский и сменивший его на этом посту в 1939 году К.А. Уманский неоднократно поднимали вопрос о применении эффективных мер для пресечения агрессии, но официальные круги США остались глухи к советским демаршам. Вместе с руководящими кругами Англии и Франции американские власти поощряли Германию к новым агрессиям. Подлинные намерения реакционных сил США нередко находили отражение в печати. Так, в передовой статье газеты «Стэйт Джорнал» (г. Топика, штат Канзас) было написано: «Мы уверены, что вспыхнет война между этими странами, но для нас не представляет интереса, какая сторона победит… Нам представляется нелогичным делать выбор между русским коммунизмом и германским фашизмом. Это было бы равносильно тому, чтобы делать выбор между желтой лихорадкой и черной оспой. Мы предпочитаем обоих больных отправить в госпиталь».[36] Это заявление показало стремление США ослабить немецких конкурентов и уничтожить СССР. Ставка на взаимное истощение участников военной схватки отвечала целям утверждения мирового господства США.
д) Торговые соглашения 1935 и 1937 годов
Правительство США отказалось предоставить дипломатический статус торговому представителю СССР, поэтому Советский Союз не учреждал торгпредства в США. Торговля осуществлялась при посредничестве Амторга, но отсутствие государственных кредитов в США вынуждало внешнеторговые органы СССР стать на путь укрепления непосредственных коммерческих связей с американскими фирмами. Амторг же выполнял функции агента всесоюзных экспортных и импортных объединений, ответственных за осуществление торговых операций.
В ходе переговоров по вопросам торговли, начавшихся в апреле 1935 года, советская сторона выразила пожелание, чтобы США предоставили СССР право наибольшего благоприятствования. Но США не пошло на встречу. Однако торговое соглашение было заключено 13 июля 1935 года. Обмен нотами распространил на США тарифные льготы, предоставленные американским правительством другим странам. Исключение составил антрацит, ввозимый в США из СССР: он облагался обременительным импортным налогом.
Это соглашение затрагивало лишь сферу применения таможенных тарифов. Но тем не менее объем торговли между странами в 1935-1936 годах вырос. Советские закупки превысили 30 млн. долларов. Советский Союз разместил в 1936 году в США значительные заказы на машины и оборудование для химической, целлюлозной и других отраслей промышленности.
В июне 1937 года между США и СССР начались переговоры о дальнейшем расширении товарооборота и улучшении условий взаимовыгодной торговли. 4 августа Литвинов и посол США в Москве Дэвис обменялись нотами, скрепившими соглашение. На основе его США предоставляли Советскому союзу безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации по всем важным вопросам, касающимся таможенных пошлин, а также законов и правил, имеющих отношение к продаже или к использованию импортных товаров внутри страны. США освободили каменный уголь, ввозимый из СССР, от акцизного налога. Со своей стороны Советское правительство взяло обязательство принять меры к существенному увеличению размера закупки американских товаров.
Таким образом это соглашение расширило правовую базу торговых отношений, создало более устойчивую основу для дальнейшего увеличений взаимовыгодного товарооборота и тем самым способствовало сближению обеих стран. Оно оставалось в силе 14 лет, пока правительство США не денонсировало его 23 июня 1951 года.
Представители деловых кругов США отмечали наличие взаимной доброжелательности в ходе переговоров между советскими и американскими фирмами. Немало было личных контактов: и советские, и американские предприятия посылали друг другу своих представителей с целью изучения технологии и организации производства.
В целом торговля развивалась удовлетворительно, хотя отсутствие американских правительственных кредитов лишало ее важного стимула и солидной финансовой поддержки официальных органов США
.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что американо-советские отношения развивались весьма неоднозначно. С одной стороны, чувствуется явное сближение в дипломатии двух стран: заключаются соглашения о сотрудничестве, страны обмениваются послами, дипломатическими миссиями, развиваются экономические, торговые контакты, происходит активизация контактов в военном плане, происходят попытки урегулирования международной напряженности, предотвращения агрессии. Население как США, так и СССР приветствует данное сближение. С другой стороны, чувствуется определенное недоверие друг к другу, особенно со стороны США. Оппозиция внешнеполитическому курсу Рузвельта резко критикует его действия, чем вызывает негативную реакцию со стороны американской общественности. Не последнюю роль в этом сыграл первый посол США в Советском Союзе Буллит, ярый противник и оппозиционер советской власти, который всячески пытался если не разорвать, то хотя бы заморозить отношения с СССР. Советская же сторона всячески пытается найти общий язык с американским правительством, во многом идя ему на уступки.
Особенно это коснулось проблемы долгов – первым камнем преткновения в отношениях двух стран. И этот вопрос на протяжении всего изучаемого мной периода оставался одним из главных, и к 1939 году так и не разрешенных. И опять основной причиной неурегулированности этой проблемы является отказ, а может быть не желание США идти на уступки СССР. Советский союз всячески пытался найти компромисс в создавшейся ситуации, идя навстречу Америке. Однако госдепартамент США хотел лишь извлечь из этого вопроса выгоду, не думая прежде всего об взаимопонимании и взаимной поддержке. В итоге вопрос остался неразрешенным.
Еще одна важная проблема – это военная угроза со стороны Германии и Японии. СССР различными путями предлагает развернуть систему коллективной безопасности, достичь компромисса в этой проблеме. И вновь США отвергает всякую инициативу со стороны СССР достичь мирного урегулирования международных конфликтов, поддерживает позицию невмешательства, политику нейтралитета. Конечно, во многом это было из-за различий в военных доктринах обоих государств, но большую роль сыграла и антисоветская настроенность в высших кругах США. Также сказалась и боязнь политических верхов Штатов распространения коммунистических идей в мире (особенно это отразилось после VII конгресса Коминтерна).
Положительный момент в отношениях США и СССР – это экономический. Лишь здесь удалось найти общее мнение. Но и для этого понадобилось два года. Экономические связи увеличили торговые соглашения 1935 и 1937 годов, особенно последний. Между странами возросла торговля, повысились доходы государств.
В целом период 1933-1939г.г. был лишь начальным периодом в американо-советских отношениях, и хотя между странами существовали противоречия, сам факт налаживания дипломатических связей – это положительное явление как в сотрудничестве двух держав, так и в мировом сообществе.
- ЛИТЕРАТУРА.
- Горбунов Р.Т. Советско-американские торговые отношения. М., 1961г.
- Егорова Н.И. Изоляционизм и европейская политика США. 1933-1941г.г. М., 1995г.
- Зубок Л.К. , Яковлев Н.Н. Новейшая история США. М., 1972г.
- Иванов В. , Леонян В. В интересах народов. К вопросу об установлении дипломатических отношений между США и СССР в 1933г. М., 1957г.
- Корионов В.Г., Яковлев Н.Н. СССР и США должны жить в мире. «Советско-американские отношения: прошлое и настоящее» М., 1961г.
- Королькова Е.И. «Новый курс» Рузвельта. М., 1992г.
- Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней и внешней дипломатии. М., 1988г.
- Наджафов Д.Г. Нейтралитет США 1935-1941г.г. М., 1990г.
- Почтарев А.Н. О советско-американских военных контактах перед Второй мировой войной \\ США: экономика, политика, идеология. №6, 1994г.
- Севостьянов Г.Н. Москва- Вашингтон: дипломатические отношения 1933-1936г.г. М., 2002г.
- Севостьянов Г.Н. Обострение советско-американских отношений летом 1935г.: причины и последствия \\ Новая и новейшая история №6, 1998г.
- Севостьянов Г.Н. Послы вручают верительные грамоты. Установление советско-американских дипломатических отношений в свете новых документов \\ Новая и новейшая история №6, 1993г.
- Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935г.г. \\ Новая и новейшая история №2, 1995г.
- Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США: 1917-1980г.г. М., 1980г.
- Тимофеев Т.Т. Американский империализм и коммунистическое движение. Т.I-II , 1966г.
- Уткин А.И. Дипломатия Рузвельта. Свердловск, 1990г.
- Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939г.г. М., 1964г.
- Фураев В.К. Трудными дорогами борьбы за мирное сосуществование: страницы истории советско-американских отношений и современность. Л., 1984г.
- Цветков Г.Н. Политика США в отношении СССР в 1934-1939г.г. Киев, 1973г.
- Цветков Г.Н. СССР и США: отношения, влияющие на судьбы мира. Киев, 1988г.
- Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт – человек и политик. М., 1969г.
[1] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.129
[2] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.135
[3] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.139
[4] Фураев В.К. Трудными дорогами борьбы за мирное сосуществование Л., 1984
[5] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.141
[6] Сивачев Н.В. , Язьков Е.Ф. Новейшая история США , 1917-1972 г. М., 1972 С.118
[7] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.145
[8] Уткин А.И. Дипломатия Рузвельта Свердловск, 1990 С.49
[9] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М, 1964 С. 265
[10] Наджафов Г.Д. нейтралитет США 1935-1941 г. М., 1990 С.78
[11]Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.150
[12]Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.153
[13] Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.154
[14]Мальков В.Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии М., 1988 С.161
[15] Севостьянов Г.Н. Послы вручают верительные грамоты. Установление советско-американских отношений в свете новых документов \\ Новая и новейшая история №6 1993 С.32
[16] Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935 годы. Новые документы \\ Новая и новейшая история №2, 1995 С. 116
[17] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М, 1964 С. 258
[18] Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935 годы. Новые документы \\ Новая и новейшая история №2, 1995 С. 118
[19] Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935 годы. Новые документы \\ Новая и новейшая история №2, 1995 С. 125
[20] Севостьянов Г.Н. Послы вручают верительные грамоты. Установление советско-американских отношений в свете новых документов \\ Новая и новейшая история №6 1993 С.32
[21] Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935 годы. Новые документы \\ Новая и новейшая история №2, 1995 С.126
[22] Севостьянов Г.Н. Судьба соглашения Рузвельт-Литвинов о долгах и кредитах. 1934-1935 годы. Новые документы \\ Новая и новейшая история №2, 1995 С. 133
[23] Севостьянов Г.Н. Обострение советско-американских отношений летом 1935г. : причины и последствия \\ Новая и новейшая история №6 1998 С.22
[24] Севостьянов Г.Н. Обострение советско-американских отношений летом 1935г. : причины и последствия \\ Новая и новейшая история №6 1998 С.25
[25] Севостьянов Г.Н. Обострение советско-американских отношений летом 1935г. : причины и последствия \\ Новая и новейшая история №6 1998 С.28
[26] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С. 262
[27] Севостьянов Г.Н. Обострение советско-американских отношений летом 1935г. : причины и последствия \\ Новая и новейшая история №6 1998 С.33
[28] Наджафов Г.Д. Нейтралитет США 1935-1941 г.г. М., 1990
[29] Наджафов Г.Д. Нейтралитет США 1935=1941 М., 1990 С.50
[30] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С.269
[31] Почтарев А.Н. О советско-американских военных контактах перед Второй Мировой войной \\ США: экономика, политика, идеология №6 1994 С.35
[32] Почтарев А.Н. О советско-американских военных контактах перед Второй Мировой войной \\ США: экономика, политика, идеология №6 1994 С.35
[33] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С.269
[34] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С.273
[35]Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С.273
[36] Фураев В.К. Советско-американские отношения 1917-1939 годы М., 1964 С.275