ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Никишов Владимир Николаевич

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikishovvn.doc.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, ЗАЛОГ  ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

В.Н. Никишов, преподаватель ветеринарных дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»,, г. Краснослободск, Республика Мордовия

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму.

Китайская пословица.

Ведущей целью образования в современных экономических условиях является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.

В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности современных образовательных организаций  является практическое обучение,  в которую входит: формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.

Основной проблемой большинства выпускников  является недостаток самой практики. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система практического образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Практическое обучение - это более эффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами во время производственного обучения. То, что сегодня расскажут студентам в аудитории – завтра они применят в действии на предприятии. Практическое обучение - это форма организации учебной деятельности, где усвоение полученной учебной информации осуществляется за счет анализа, расширения, углубления, закрепления, применения знаний в практической деятельности. Лабораторные и  практические занятия способствуют развитию проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных и других умений.

Технология проведения практической работы позволяет формирование конкурентоспособного специалиста в свете современных тенденций развития профессионального образования.  Итак, именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих и профессиональных компетенций студентов техникума.

Для обеспечения новых рабочих мест квалифицированными кадрами выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. В работе образовательных организаций начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, инновационная деятельность, формируются условия для перехода к эпохе профессионализации: создается ресурсная база обучения, реализуются инновационные программы, определяются новые функции для структур образовательных организаций, создается тенденция выхода на развивающее образование и управление инновационными процессами.

Создание в техникуме практическое обучение, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формировать общие и профессиональные компетенции выпускников техникума. В складывающейся ситуации техникумы могут и должны оказывать содействие своим выпускникам в трудоустройстве, причем эта задача может решаться различными путями. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов адаптация выпускников на рынке труда является практическое обучение студентов технологиям достижения успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере.

Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах,  с прочными фундаментальными знаниями, уважительно относящихся к своему делу, ориентирующихся  на профессионально значимые  и культурные ценности. СПО является для студентов не только местом получения знаний, но и местом  приобретения практического опыта. В этой связи, исходя из современного понимания роли педагога в профессиональном, личностном и социальном становлении обучающегося техникума, одной из основных задач в образовательной деятельности следует считать формирование профессиональной компетенции и умение работать.

В связи с этим большинство преподавателей Краснослободского аграрного техникума внедряют в учебный процесс современные педагогические технологии. Проводят занятия с созданием развивающего и рефлексивного пространства, используя методические средства: энциклопедические словари, понятийные аппараты, опорные сигнальные системы, видеофильмы и другой раздаточный материал. У студентов появляется стремление к творческому труду, способность находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы. Проведения нетрадиционных занятий способствуют повышению интереса у студентов к специальности. Важнейшим звеном методического обеспечения дисциплин является компьютеризация учебного процесса. Специалист обязан: уметь получать информацию, определять ее важность, использовать и своевременно отслеживать ее изменения. Студенты, на специальных компьютерных программах, изучают вопросы животноводства, кормление животных, подсчитывают экономическую эффективность различных ветеринарных мероприятий при разных болезнях, эффективность ведения хозяйств, ведут оформления статистической отчетности по ветеринарии.

Педагогический коллектив ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» считает, что поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов делает необходимым пересматривать как  содержание образования и обучения,  так и технологию  образовательного процесса. Важная роль в подготовке ветспециалистов принадлежит правильно организованной опытнической работе студентов. Для руководства этой работой создан совет по опытнической работе и техническому творчеству.

В настоящее время опытнической работой охвачено более 35% студентов. Очень часто темы опытнических работ и исследовательских работ выбираются исходя из обстановке заболеваемости в хозяйствах района и республике. Ежегодно студентами под руководством преподавателей Краснослободского аграрного техникума выполняются сотни опытнических, творческих работ, которые на Всероссийском конкурсе занимают призовые места. Большое внимание уделяется профессиональному творчеству студентов техникума.

Я уверен, что успех обучающегося напрямую зависит от качества работы педагога, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Подготовка молодых людей, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания у студентов осознанной любви к выбранной профессии.

Актуальной задачей современной педагогики является воспитание самостоятельной, творчески мыслящей  личности, способной приложить свои умения на практике. Обучение сегодня выходит за рамки аудиторий. Технологическая практика ограничена во времени и часто не позволяет в силу разных причин развернуться в полную силу. Поэтому очень важно в учебном процессе как можно чаще моделировать так называемые производственные ситуации. Специалист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, уметь выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность, принимать решения в различных ситуациях и нести за них ответственность.

Наши студенты проходят практику на предприятии, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в техникуме в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и специалистов можно получить только при условии того, что часть ответственности за подготовку возьмет на себя предприятие. Это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей. Внедрение современных информационно - коммуникационных технологий для сопровождения практической подготовки квалифицированных рабочих  кадров и специалистов среднего звена в профессиональной образовательной организации и на предприятиях.

На время прохождения производственной практики студенты оформляются по договорам и получают заработную плату. К лучшим студентам применяется система поощрений и привлечение их к участию в мероприятиях, проводимых на предприятиях. Предприятие закрепляет наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения практическим знаниям и приемам в работе и передачи собственного практического опыта. При закреплении наставников предприятие оплачивает труд работников (наставников) по проведению образовательного процесса в рамках практического обучения. Учитывая специфику работы предприятия,  за каждым наставником закрепляется специалист. Сотрудничество техникума и предприятия выгодно обеим сторонам, но, прежде всего, оно является определяющим для студентов, повышая их конкурентоспособность на рынке труда и обеспечивая возможность успешного трудоустройства после окончания нашего техникума. Учебные заведения, проявляющие пассивность и не участвующие во взаимодействии с предприятиями, теряют дополнительные источники финансирования, утрачивают статус в глазах общественности. Это приводит к снижению возможности успешного трудоустройства и, как следствие, к оттоку потенциальных абитуриентов. Непосредственное участие студентов в производственной деятельности приносит обоюдовыгодный экономический эффект. Предприятия могут позволить увеличить объемы производства, обучающие получают материальное вознаграждение в виде заработной платы, учебное заведение – инвестиции на развитие материально-технической базы, улучшение качества подготовки специалистов.

Педагогический коллектив техникума значительные усилия направляют на реализацию таких важных направлений как экономическая поддержка учебного заведения и сотрудничество в области научно - исследовательской деятельности. В нашем учебном заведении наработан определенный опыт по реализации опытнической работы в период производственного обучения. При направлении на практику студенты получают индивидуальные задания, совместно с руководителями практик формулируют проблему, цель, задачи проект и этапы деятельности. Итогом - является его защита. Результаты работы показывают, что опытническая работа для студента - это широкие возможности выбора самостоятельной деятельности, соединяющей интересы, задачи образования и профессиональные компетенции. Это тренировка умения найти и показать содержание своей деятельности, помощь в развитии навыков самоорганизации, умении доводить дело до результата. Это показатель успешности освоения незнакомого способа деятельности. Использование практического обучения создает основания для поэтапного усложнения деятельности и отслеживания полученных результатов формирования профессиональных компетенций специалиста. Взаимосвязь учебной организации и предприятий  – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста. Оно всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей.

Получить специальность и устроиться на работу, казалось, это всё, что нужно человеку. Но на самом деле не всё так просто, необходимо зарекомендовать себя так, чтобы тебя взяли на работу, и именно тебя, а не другого.

Я считаю, что качество профессиональной подготовки специалистов в конкретной области деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста  и определяется степенью его конкурентоспособности на рынке труда.  

Литература.

1. Никишов В.Н. Методическая разработка: Изучение пищеварительных свойств слюны. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева». Педагогическая мастерская. Сборник материалов заочной II Всероссийской  научно-практической конференции, Часть I, 26 ноября 2018 года. Саранск, 2018. – С. 235.

2. Никишов В.Н. Социальное партнёрство залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Современное профессиональное образование: Опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийской интернет – семинар ноябрь 2018 год. Торбеево, 2018.  

3. Никишов В.Н. Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности при подготовке современного специалиста. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Обновление содержания системы среднего профессионального образования и внедрение современных педагогических технологий. Сборник материалов IV Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича 17 февраля 2018 года. Саранск, 2018. – С. 74-78.  

4. Никишов В.Н. Опытническая работа залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики. Сборник материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2018. – С. 225-226.  

5. Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.  

6. Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.  

7. Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании  – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно  – практическая конференция. Саранск, 2016.

8. Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно  – практическая конференция. Краснослободск, 2015.

9. Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

10. Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.

11. Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.

12. Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

13. Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

14. Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.

15. Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich