Рабочая программа дисциплины «Фитосанитарный контроль». Профиль подготовки: ПВСК
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. №1516.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpdfos_fsk_pvsk_ok2.docx | 69.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по учебной работе Института ветеринарной медицины
_________________ Р.Р. Ветровая
«____»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Фитосанитарный контроль»
Уровень высшего образования: бакалавриат
Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный контроль
Форма обучения: очная
Троицк 2017
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. №1516.
Составитель: Э.Р. Сайфульмулюков, кандидат ветеринарных наук, доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы (протокол № 9 от 01.02.2017 г.)
Зав. кафедрой ____________________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор
Прошла экспертизу в Методической комиссии факультета ветеринарной медицины, протокол № 9 от «29» марта 2017 г.
Рецензент __________________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор
Председатель методической комиссии ________ И.Ф. Хазимухаметова, доктор ветеринарных наук, профессор
Декан факультета ветеринарной медицины __________ И.А. Лыкасова, доктор ветеринарных наук, профессор
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины 4
1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 4
1.4 Требования к результатам освоения дисциплины 4
1.6. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине 4
2.1 Тематический план изучения дисциплины 5
2.2 Содержание разделов дисциплины «Фитосанитарный контроль» 6
2.5 Самостоятельная работа студентов 9
2.6. Научно-исследовательская работа студентов 9
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3.2. Дополнительная литература 10
3.5 Учебно-методические разработки 10
3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет 10
3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 11
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 22
ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 23
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины
Бакалавр по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза должен быть подготовлен к научно-исследовательской, производственной, организационно-управленческой деятельности.
Цель: освоение студентами теоретических знаний, приобретение умений и навыков в области фитосанитарного контроля, в соответствии с формируемыми компетенциями.
Учебные задачи:
Изучить:
- нормативно-правовые акты, обеспечивающие фитосанитарный контроль;
- современные методы фитосанитарного контроля;
- меры профилактики и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственной продукции растительного происхождения.
Овладеть практическими навыками:
- фитосанитарного контроля сельскохозяйственной продукции растительного происхождения.
1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Фитосанитарный контроль» входит в блок Б1, относящийся к вариативной части программы (Б1.В) и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.3.2).
1.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)
Дисциплина «Фитосанитарный контроль» не является обеспечивающей, так как реализуется на 4 курсе в последнем семестре.
1.4 Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
Компетенция | Индекс компетенции |
Способность проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения | ПК-1 |
1.5 Формы контроля
Контроль знаний проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
1. Текущая аттестация — это оценка знаний и умений студентов, которая проводится постоянно на практических занятиях с помощью устных опросов, тестовых заданий, оценки самостоятельной работы студентов.
2. Промежуточная аттестация студента проводится в форме зачёта (в устной форме).
1.6. Балльно-рейтинговая система оценки по дисциплине
Не используется
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план изучения дисциплины
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Контактная работа | СРС | Всего часов/ зач.ед. | Формы контроля | |||
Лекции | Практические занятия | КСР | Всего | |||||
1 | Общие сведения о болезнях растений | 2 | 8 | 2 | 12 | 20 | 32/0,9 | Устные опросы, тестовые задания, оценка самостоятельной работы студентов |
2 | Патогенез и динамика инфекционных болезней растений | 6 | 12 | 2 | 20 | 20 | 40/1,1 | |
3 | Система защитных мероприятий | 6 | 8 | 2 | 16 | 20 | 36/1,0 | |
ВСЕГО | 14 | 28 | 6 | 48 | 60 | 108/3 | Зачёт |
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Вид учебной работы | Очная форма обучения |
Семестр | |
8 (14 недель) | |
Контактная работа, в т.ч. | 48 |
Лекции | 14 |
Практические занятия | 28 |
Контроль самостоятельной работы | 6 |
Самостоятельная работа | 60 |
Контроль | Зачёт |
Общая трудоёмкость: - часы/зачётные единицы | 108/3 |
2.2 Содержание разделов дисциплины «Фитосанитарный контроль»
№ п/п | Название разделов дисциплины | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Инновационные образовательные технологии |
1 | Общие сведения о болезнях растений | Понятие о фитопатологии. Задачи, основные этапы развития. Предмет, объекты и методы фитопатологии на современном этапе. Основные исторические этапы развития фитопатологии. Задачи фитопатологии на данном этапе развития сельскохозяйственного производства. Роль мероприятий по защите растений от болезней в получении высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Новые достижения в области защиты растений отечественной и зарубежной науки передового опыта | ПК-1 | Знать: методы фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления | Тестовый опрос, лекции с презентациями |
2 | Патогенез и динамика инфекционных болезней растений | Патологический процесс у растений, его роль и проявление. Классификация болезней растений. Сущность, проявление и вредоносность болезней. Патоморфологические изменения. Биохимические изменения. Взаимодействие патогена и растения. Симптомы болезней растений. Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам; по месту проявления болезни; по симптомам; по возрасту или фазе развития растений; по органам растений. Этиологическая классификация: неинфекционные и инфекционные болезни. Понятие о паразитизме. Паразитическая специализация. Основные группы возбудителей болезней. Понятие о паразитарных болезнях. Связь паразитизма с особенностями питания микроорганизмов. Степень паразитизма (условные сапрофиты, условные паразиты, обязательные паразиты) и характер проявления заболевания. Свойства возбудителей: патогенность, вирулентность и агрессивность. Специализация возбудителей болезней, её значение. Основные группы возбудителей инфекционных болезней и факторы, влияющие на их развитие. Основные группы возбудителей болезней и - вирусы микоплазмы, грибы, бактерии, актиномицеты, растения-паразиты. Факторы, влияющие на их развитие: влажность и температура воздуха, освещенность, кислотность почвы и др. Ареал болезни. Эпифитотии. Виды эпифитотий. | ПК-1 | Знать: методы фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления | Тестовый опрос, лекции с презентациями |
3 | Система защитных мероприятий | Общая характеристика методов. Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней. Профилактические и лечебные мероприятия. Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала. Мероприятия внутрихозяйственного значения: комплекс агротехнических и специальных приемов, направленных на подавление источников инфекции, повышение болезнеустойчивости растений и создание неблагоприятных условий для развития возбудителей. | ПК-1 | Знать: методы фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления | Тестовый опрос, лекции с презентациями |
2.3 Лекционный курс
№ п/п | Название разделов дисциплины | Тема лекций | Трудоемкость (часов) |
1 | Общие сведения о болезнях растений |
| 2 |
2 | Патогенез и динамика инфекционных болезней растений | 2.1 Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам | 2 |
2.2 Типы классификации болезней растений: по месту проявления болезни; по симптомам | 2 | ||
2.3 Типы классификации болезней растений: по возрасту или фазе развития растений; по органам растений | 2 | ||
3 | Система защитных мероприятий | 3.1 Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней | 2 |
3.2 Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала | 2 | ||
3.3 Мероприятия внутрихозяйственного значения: комплекс агротехнических и специальных приемов, направленных на подавление источников инфекции, повышение болезнеустойчивости растений и создание неблагоприятных условий для развития возбудителей | 2 | ||
Всего | 14 |
2.4. Практические занятия
№ п/п | Название разделов дисциплины | Тема практического занятия | Трудоемкость (часов) |
1 | Общие сведения о болезнях растений |
| 2 |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
2 | Патогенез и динамика инфекционных болезней растений |
| 2 |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
3 | Система защитных мероприятий |
| 2 |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Всего | 28 |
2.5 Самостоятельная работа студентов
№ п/п | Название разделов дисциплины | Тема самостоятельной работы | Виды СРС | Часы |
1 | Общие сведения о болезнях растений |
|
| 10 |
| 10 | |||
2 | Патогенез и динамика инфекционных болезней растений |
| 10 | |
| 10 | |||
3 | Система защитных мероприятий |
| 10 | |
| 10 | |||
Всего: | 60 |
2.6. Научно-исследовательская работа студентов
При изучении дисциплины предусматривается использование следующих видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС):
|
|
|
|
2.7 Фонд оценочных средств
Для установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям рабочей программы дисциплины разработан фонд оценочных средств (устный опрос, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачёту). Фонд оценочных средств представлен в Приложении 1.
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Основная литература
1. Боровков, М. Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства [Электронный ресурс] : учебник / М. Ф. Боровков, В. П. Фролов, С. А. Серко. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 480 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5703.
3.2. Дополнительная литература
2. Евдохова, Л. Н. Товарная экспертиза [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Евдохова, С. Л. Масанский. – Минск : Вышэйшая школа, 2013. - 332 с. – Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235582.
3. Никитин, И. Н. Организация ветеринарного дела. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. Н. Никитин. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 288 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5847.
3.3 Периодические издания
- «Ветеринария» ежемесячный научно-производственный журнал.
- «Достижения науки и техники АПК» ежемесячный теоретический и научно-практический журнал.
3.4 Электронные издания
Научный журнал «АПК России» http: //www.rusapk.ru
3.5 Учебно-методические разработки
Учебно-методические разработки имеются на кафедре товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы, в научной библиотеке и в локальной сети Института ветеринарной медицины ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ:
Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:
3.6 Электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет
1. Южно-Уральский государственный аграрный университет [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2016. – Режим доступа: http://agroun.ru/.
2. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс] : федер. портал. – 2005-2016. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.
3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
4. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
5. Библиокомплектатор [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Саратов, 2016. – Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru/.
3.7 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
1. Программное обеспечение MS Windows, MS Office.
2. Информационная справочная система Техэксперт http://www.cntd.ru.
3.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень учебных лабораторий кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы:
1. Лекционная аудитория № VII, оснащенная мультимедийным комплексом (ноутбук HP 4520s P 4500, проектор Viewsonic, экран на треноге Da-Life Versatol).
2. Учебная лаборатория № 260 с набором оборудования для проведения практических занятий
№ | Наименование оборудования |
1 | Центрифуга |
2 | рН-метр рН-150МИ |
3 | Электроды для определения рН плодов и овощей |
4 | Люминоскоп «Филин» |
5 | Фотоэлектроколориметр ФЭК-2 |
6 | Рефрактометр ИРФ-454 Б2М |
7 | Лабораторная центрифуга СМ-6М |
8 | Микроскопы «Микмед» |
9 | Электронные весы KERN 442 |
10 | Шкаф вытяжной |
11 | Шкаф с муляжами плодов и овощей, чая, кофе, пряностей и приправ |
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
текущего контроля и промежуточной аттестации
по дисциплине «Фитосанитарный контроль»
Уровень высшего образования: бакалавриат
Направление подготовки: 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Профиль подготовки: Производственный ветеринарно-санитарный контроль
Форма обучения: очная
Троицк, 2017 г.
Содержание
1 Планируемые результаты обучения (показатели сформированности компетенций) 14
2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля 14
3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля знаний, умений и навыков 14
4 Оценочные средства для проведения текущего контроля 14
4.1 Устный ответ на практическом занятии 14
4.3 Оценка самостоятельной работы студентов 17
5 Оценочные средства для проведения зачёта 17
6 Процедура проведения промежуточной аттестации 21
1 Планируемые результаты обучения (показатели сформированности компетенций)
Контролируемые компетенции | ЗУН | ||
знания | умения | навыки | |
ПК-1. Способность проводить ветеринарно-санитарную экспертизу сырья и продуктов животного происхождения и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения | Знать: методы фитосанитарного контроля сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления | Уметь: осуществлять фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления | Владеть: умением проводить фитосанитарный контроль сырья и продуктов растительного происхождения непромышленного изготовления |
2 Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля
Перечень компетенций | Виды контроля по разделам дисциплины | ||
Раздел 1 | Раздел 2 | Раздел 3 | |
ПК-1 | устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт | устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт | устный ответ на практическом занятии; тестовый опрос; оценка самостоятельной работы; зачёт |
3 Учебно-методические разработки, используемые для контроля знаний, умений и навыков
Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:
4 Оценочные средства для проведения текущего контроля
4.1 Устный ответ на практическом занятии
Устный ответ на практическом занятии используется для оценки качества освоения студентом образовательной программы по отдельным вопросам и/или темам дисциплины. Задания и вопросы для устных ответов заранее сообщаются обучающимся. Ответ оценивается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа доводятся до сведения обучающихся в начале занятий. Ответы обучающихся оцениваются по следующей шкале:
Шкала | Критерии оценивания |
Оценка 5 (отлично) | - студент полно усвоил учебный материал; - показывает знание основных понятий темы, грамотно пользуется терминологией; - проявляет умение анализировать и обобщать информацию, навыки связного описания явлений и процессов; - демонстрирует умение излагать учебный материал в определенной логической последовательности; - показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - демонстрирует сформированность и устойчивость знаний, умений и навыков; - могут быть допущены одна–две неточности при освещении второстепенных вопросов. |
Оценка 4 (хорошо) | ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет место один из недостатков: - в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; - в изложении материала допущены незначительные неточности. |
Оценка 3 (удовлетворительно) | - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; - имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, описании явлений и процессов, исправленные после наводящих вопросов; - выявлена недостаточная сформированность знаний, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации. |
Оценка 2 (неудовлетворительно) | - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в описании явлений и процессов, решении задач, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; - не сформированы компетенции, отсутствуют соответствующие знания, умения и навыки. Отказ от ответа. |
Оценка объявляется студенту непосредственно после устного ответа.
Вопросы и задания для контроля знаний обучающихся в форме устного
ответа на практических занятиях
Раздел 1. Общие сведения о болезнях растений
- Укажите на современные проблемы службы карантина растений.
- Какая структура карантинной службы в России?
- Какие задачи и функции ЕОКЗР?
- Укажите права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль
- Какие полномочия представителей карантинной службы: первичный и вторичный досмотр импортируемых и экспортируемых грузов?
- Перечислите страны–участники Европейской Организации по карантину и защите растений.
Раздел 2. Патогенез и динамика инфекционных болезней растений
- Какие методы используют в исследований в карантине растений: лабораторные, вегетационные, полевые?
- Какие методики выявления и локализации карантинных вредителей, болезней и сорных растений?
- Возможности метода полимеразной цепной реакции (ПЦР анализа).
- В чем особенности прогнозирования развития глободероза картофеля в очагах золотистой картофельной нематоды?
- Укажите на проблемы связанные с новым карантинным вредителем – самшитовая огневка – инвазия на Черноморское побережье России.
Раздел 3. Система защитных мероприятий
- Особенности ГИС-технологии в практике карантина растений.
- Особенности ELISA–метод в практике карантина растений.
- Методы обнаружения фитопатогенных нематод.
- Результативность отбора нематодоустойчивых форм в гибридных популяциях картофеля.
- Методы обнаружения скрытого заражения карантинными и другими особо опасными вредителями посадочного и посевного материала.
4.2 Тестирование
Тестирование используется для оценки качества освоения обучающимися образовательной программы по отдельным разделам дисциплины. Тест представляет собой комплекс стандартизированных заданий, позволяющий автоматизировать процедуру измерения знаний и умений обучающихся. Студентам выдаются тестовые задания с формулировкой вопросов и предложением выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов ответов. По результатам теста студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа обучающихся приведены в таблице.
Шкала | Критерии оценивания (% правильных ответов) |
Оценка 5 (отлично) | 80-100 |
Оценка 4 (хорошо) | 70-79 |
Оценка 3 (удовлетворительно) | 50-69 |
Оценка 2 (неудовлетворительно) | менее 50 |
Критерии оценки ответа обучающихся доводятся до их сведения до начала тестирования. Результат тестирования объявляется обучающимся непосредственно после его сдачи.
4.3 Оценка самостоятельной работы студентов
Оценка самостоятельной работы студентов проводится в форме подготовки рефератов. Требования к подготовке самостоятельных работ представлены в методических рекомендациях:
Сайфульмулюков, Э.Р. Фитосанитарный контроль [Электронный ресурс]: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (уровень высшего образования бакалавриат) / Э.Р. Сайфульмулюков. – Троицк, ЮУрГАУ, 2017. – 30 с. – Режим доступа:
5 Оценочные средства для проведения зачёта
Зачет является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы по разделам дисциплины. По результатам зачета студенту выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».
Шкала | Критерии оценивания |
Оценка «зачтено» | знание программного материала, усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой дисциплины, правильное решение инженерной задачи (допускается наличие малозначительных ошибок или недостаточно полное раскрытие содержание вопроса, или погрешность непринципиального характера в ответе на вопросы). Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие показатели в ходе проведения текущего контроля и систематическая активная работа на учебных занятиях. |
Оценка «не зачтено» | пробелы в знаниях основного программного материала, принципиальные ошибки при ответе на вопросы. |
Зачет проводится в специально установленный период, предусмотренный учебным планом.
Зачет проводится в форме собеседования. Форма проведения зачета и критерии оценки ответа доводятся до сведения студентов до начала зачета.
Результат зачета объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
Перечень вопросов к зачёту
- История создания и развития карантина растений в России.
- Наследие отечественных ученых в развитии и совершенствовании службы карантина растений
- Сбор, хранение и пересылка карантинных насекомых
- Сбор, хранение и пересылка фитопатогенных микроорганизмов
- Правила отбора и пересылки растительного материала для определения карантинных возбудителей болезней
- Правила отбора образцов семенного материала и транспортировки в карантинную лабораторию
- Возможные пути и способы заноса карантинных объектов на территории России
- Нормативная база фитосанитарного контроля
- Проблемы карантина, связанные с участием России в международных организациях, конвенциях, соглашениях
- Проблемы карантина, связанные с особенностью организации карантинных лабораторий, использованием приборов, оборудования, автотранспорта, наличии складских помещений.
- Особенности проведения научно-исследовательских работ с карантинными объектами
- Методы постановки лабораторных опытов по изучению карантинных вредителей
- Методы постановки опытов по изучению карантинных сорных растений
- Методы проведения учетов степени развития и распространения карантинных болезней
- Методы проведения учетов карантинных вредителей
- Методы проведения учетов карантинных сорных растений
- Методы расчета биологической эффективности защитных мероприятий
- Методы расчета хозяйственной эффективности защитных мероприятий
- Методы расчета экономической эффективности защитных мероприятий
- Методы расчета экологической эффективности защитных мероприятий
- Методы расчета достоверности различий по вариантам опытов
- Методы идентификации карантинных возбудителей болезней
- Методы идентификации карантинных вредителей
- Методы идентификации карантинных сорных растений
- Система контроля карантинных вирусных болезней
- Лабораторная фитосанитарная экспертиза и её методы
- Методы выявления калифорнийской щитовки
- Методы выявления западного цветочного трипса
- Методы выявления рака картофеля
- Методы выявления индийской головни пшеницы
- Методы выявления карантинных болезней цветочных растений
- Методы количественного определения семян карантинных сорняков в почве
- Перечислить карантинные сорные растения, ограниченно распространенные в РФ.
- Структура карантина в России.
- Структура карантина в странах Ближнего Зарубежья.
- Определение карантина растений.
- Понятие о специфике работы службы карантина растений, его цели и задачи.
- Основные термины и определения в карантине растений.
- Современные проблемы службы карантина растений.
- Основные направления и перспективы развития карантина растений в современной России.
- Международное сотрудничество в области карантина растений
- Внешний карантин: определение, структура, функции.
- Внутренний карантин: определение, структура, функции.
- Порядок и особенности досмотра подкарантинной продукции
- Структура и функции фумигационных отрядов
- Права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль
- Флаг, вымпел и опознавательный знак государственной службы карантина растений Российской Федерации.
- Форма одежды должностных лиц государственной службы карантина растений Российской Федерации.
- Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации
- Лабораторные методы исследований в карантине растений.
- Вегетационные методы исследований в карантине растений.
- Полевые методы исследований в карантине растений
- Организация и сроки проведения обследований на выявление техасской корневой гнили.
- Мониторинг возбудителей болезней и сорняков, ограниченно распространенных на территории РФ
- Методы обследования и выявления организмов, ограниченно распространенных на территории РФ
- Методика выявления бурой гнили картофеля
- Методика обследования посевов кукурузы на выявление южного гельминтоспориоза
- Клещи, нематоды, слизни, грызуны – вредители растений.
- Возбудители болезней растений
- Иммунитет растений
- Методы борьбы с вредными организмами.
- Основные направления агротехнического метода борьбы с вредителями
- Основные направления биологического метода борьбы с вредителями.
- Принципы классификации пестицидов. Современные группы пестицидов.
- Способы применения пестицидов.
- Инсектициды и акарициды.
- Карантин растений. Основные принципы.
- Современная структура государственной службы по карантину растений России.
- Функции Россельхознадзора по карантину растений с карантинными лабораториями и фумигационными отрядами.
- Задачи и функции пограничных пунктов по карантину растений в морских и речных портах, на железнодорожных станциях и аэропортах, на главпочтамтах и шоссейных дорогах.
- Интродукционно-карантинные питомники, оранжереи и сортоучастки.
- Карантинные мероприятия, проводимые в питомниках, оранжереях и на сортоучастках.
- Роль агрономов по защите растений хозяйств в выполнении карантинных функций.
- Координирующая роль Всерроссийского научно-исследовательского института карантина растений (ВНИИКР).
- Обязанности и права работников государственной службы по карантину растений.
- Внешний и внутренний карантин.
- Структура карантинных мероприятий. Включение их в технологию выращивания культур.
- Международные организации: ФАО, ЕОЗР, МОББ и др.
- Принципы интегрированной системы защиты растений
- Многоядные вредители. Карантинные вредители. Меры борьбы
- Вредители и болезни зерновых злаков. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни бобовых культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни технических культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни сахарной свеклы. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни картофеля. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни овощных крестоцветных культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни томатов в защищённом грунте, меры борьбы с ними
- Вредители и болезни огурцов в защищенном грунте. Карантинные организмы. Меры борьбы в защищенном грунте,
- Вредители и болезни плодовых культур. Карантинные организмы. Меры борьбы
- Вредители и болезни ягодников. Карантинные организмы. Меры борьбы
6 Процедура проведения промежуточной аттестации
При проведении зачета в аудиторию приглашается не более 4 студентов, которым задаются вопросы по всему пройденному на лабораторных занятиях материалу. Для подготовки ответа студентам отводится 10-15 минут, после чего они излагают подготовленный материал в устной форме. Во время ответа преподаватель может задавать студенту наводящие вопросы.
В то же время зачет может проводится в форме собеседования, при этом студенту задаются отдельные небольшие вопросы по всему практическому курсу дисциплины.
Студент, который не сдал зачет с первого раза, должен подготовиться и сдать его до экзаменационной сессии.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, могут сдавать экзамены в межсессионный период в сроки, установленные индивидуальным учебным планом. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Номер изменения | Дата | Разделы с изменениями | Перечень и содержание откорректированных разделов рабочей программы |
ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа дисциплины «Фитосанитарный контроль»:
одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой __________________________
одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой __________________________
одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»__________20___г.
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой __________________________
одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой __________________________
одобрена на 20___/___ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры товароведения продовольственных товаров и ветеринарно-санитарной экспертизы от «___»_____________20___г.
Ведущий преподаватель _________________
Зав. кафедрой __________________________