МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКИШОВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВЕТЕРИНАРНО=САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПАТАНАТОМИЯ И ПАТФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ, ПАРАЗИТОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ».

Никишов Владимир Николаевич

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКИШОВА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_vse.rar155.35 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Паразитология и инвазионные болезни

название учебной дисциплины

2012г.

г. Краснослободск

Рабочая программа по учебной практике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 111801 Ветеринария среднего профессионального образования (далее – СПО).

Организация-разработчик: ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»

Разработчик:

Никишов Владимир Николаевич – преподаватель.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

 Цели освоения дисциплины

Паразитология служит базой для решения практических задач в области  ветеринарной паразитологии. Требования к знаниям, умениям и компетенциям, необходимым для ее изучения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной практики по паразитологии.

 Процесс изучения и прохождение учебной практики по паразитологи направлен на формирование следующих компетенций:

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно на производстве;

 Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

производственно-технологическая деятельность:

способностью использовать принципы и методы  нормирования хозяйственной деятельности.

способностью применять методы и технологии борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями;

способностью использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность  производства;

организационно-управленческая деятельность:

способностью применять на практике знания основ организации, планирования, менеджмента и маркетинга в хозяйствах;

готовностью использовать элементы  анализа при организации и планировании деятельности предприятия;

способностью осуществлять технико-экономическое обоснование и разрабатывать планы и программы инновационных проектов;

владением методами работы с персоналом, оценки качества и результативности труда;

способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию и методику проведения с/х. работ;

В результате освоения дисциплины студент должен:

- Знать: закономерности возникновения и функционирования систем «паразит - хозяин» в естественных условия.

- Уметь: выявлять и исследовать возникающие паразитарные системы, разрабатывать прогнозы по паразитологической ситуации в хозяйствах, осуществлять контроль и мониторинг паразитологической ситуации по заболеваниям, наносящим экономический ущерб хозяйству.

- Владеть: методами паразитологического мониторинга в хозяйствах и предотвращения заболевания животных.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

в том числе:

     лабораторные  работы

8

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

     Учебная практика

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

11

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

    аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа:

-подборка материалов по тематике;

-составление кроссвордов, телеграмм, понятийного аппарата;

-зарисовка гистологических препаратов;

-написание рефератов;

-изготовление макропрепаратов;

-изготовление макетов;

-изготовление микропрепаратов.

11

1

1

1

1

3

3

          1

Итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена.

Самостоятельная работа

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Паразитизм, его распространение и происхождение. Понятие о паразитизме и паразитах, как одной из форм симбиоза. Различные формы связи паразита и хозяина. Факультативный паразитизм, временный, стационарный (периодический, постоянный). Распространение паразитизма в животном мире. Гиперпаразитизм. Происхождение паразитизма.

2

дискуссия

2

Морфологические адаптации паразитов к образу жизни: форма тела, размеры, окраска, строение органов и систем.

Приспособления эмбриональных и личиночных стадий паразитов.

Жизненные циклы и стратегии жизненных циклов паразитов (R-, S- и К-стратегии).

2

дискуссия

3

Паразитофауна и среда. Зависимость паразитофауны от различных факторов внешней среды и хозяйственной деятельности человека. Паразиты как компоненты биоценоза. Влияние на паразитофауну животных хозяйственной деятельности человека.

2

дискуссия

4

Зависимость паразитофауны от возраста животного-хозяина и от сезона года. Зависимость паразитофауны от пищи и образа жизни хозяина. Зависимость паразитофауны от миграций хозяина. Зависимость паразитофауны от частоты встречаемости и общественного образа жизни хозяев, обмен паразитофаунами и самоочищение от паразитов. Зависимость паразитофауны от географических факторов и значение  паразитологии  для решения некоторых вопросов зоогеографии и филогении.

2

дискуссия

5

Проблема вида у паразитов. Устойчивость системы «паразит – хозяин» (основные типы взаимоотношений). Причины нарушений сбалансированных взаимоотношений в системе «паразит-хозяин».

2

дискуссия

6

Понятие специфичности паразитов, ее виды. Понятие встречаемость, ее соотношения со специфичностью. Условия, необходимые для выработки узкой (строгой) специфичности.

Вид у паразитов. Особенности эволюции паразитических видов.

1

дискуссия

Подготовка к экзамену

экзамен

ИТОГО:

11

 Образовательные технологии

В процессе преподавания используются следующие методы:

- лекции;

- проведение лабораторных работ;

- дискуссии;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, в которую входит: изучение отечественного и зарубежного опыта по диагностике и борьбе с паразитарными болезнями животных, освоение теоретического материала, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему и промежуточному контролю.

                   Оценочные средства для текущего контроля.

Текущий контроль знаний проводится по результатам выполнения практических работ, ответа на контрольные вопросы, по активности участия в практических занятиях, по результатам выполненных по плану работ (дискуссий, конференций и т.д.).

 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

       Вопросы и задания для проведения текущего контроля

  1. Адаптация организмов к паразитическому образу жизни.
  2. Строение  моногеней .
  3. Строение фиксаторного аппарата.
  4. Строение прикрепительного аппарата скребней.
  5. Влияние паразитического образа жизни на строение пищеварительной системы

гельминтов.

  1. Влияние паразитического образа жизни на строение ракообразных отр. Copepoda.
  2. Влияние паразитического образа жизни на репродуктивную систему паразитов.
  3. Формы приспособления к паразитизму у простейших.
  4. Виды паразитизма.
  5. Паразитические инфузории - особенности строения и размножения.
  6. Миксоспоридии, их развитие, адаптации к хозяину.
  7. Кровепаразиты, как пример постоянного паразитизма. Цикл развития.
  8. Цикл развития моногеней. В чем выражается их специфичность к хозяину.
  9. Циклы развития трематод, как пример гетероксенного типа.
  10. Циклы развития цестод.
  11. Особенности строения и развития скребней.
  12. Особенности строения паразитических нематод.
  13. Паразитические черви, особенности строения и развития.
  14. Паразитизм, как форма симбиоза.

     Основная литература:

  1. Шевцов А.А. и др. Паразитология. М.: Агропромиздат. 1985 г.

     Дополнительная литература:

  1. Определитель паразитов СССР. – Л.: Наука, 1984. – Т.1. Паразитические простейшие. – 428 с.
  2. Определитель паразитов СССР. – Л.: Наука, 1985. - Т.2. Паразитические многоклеточные (первая часть). – 425 с.
  3. Определитель паразитов  СССР. – Л.: Наука, 1987. - Т.3. Паразитические многоклеточные (вторая часть). – 583 с.
  4. Авдеева Е.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза. Учебное пособие. – Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2011. –т 110 с.
  5.  Методические указания / Е.В. Авдеева, О.В. Казимирченко – Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. – 12 с.
  6. Проблемы экологии паразитов. Методические указания / Е.В. Авдеева, В.А. Бугакова - Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. – 22 с.