МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКИШОВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВЕТЕРИНАРНО=САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПАТАНАТОМИЯ И ПАТФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ, ПАРАЗИТОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ».
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКИШОВА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka_vse.rar | 155.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Паразитология и инвазионные болезни
название учебной дисциплины
2012г.
г. Краснослободск
Рабочая программа по учебной практике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 111801 Ветеринария среднего профессионального образования (далее – СПО).
Организация-разработчик: ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»
Разработчик:
Никишов Владимир Николаевич – преподаватель.
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
Цели освоения дисциплины
Паразитология служит базой для решения практических задач в области ветеринарной паразитологии. Требования к знаниям, умениям и компетенциям, необходимым для ее изучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной практики по паразитологии.
Процесс изучения и прохождение учебной практики по паразитологи направлен на формирование следующих компетенций:
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно на производстве;
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать принципы и методы нормирования хозяйственной деятельности.
способностью применять методы и технологии борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями;
способностью использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность производства;
организационно-управленческая деятельность:
способностью применять на практике знания основ организации, планирования, менеджмента и маркетинга в хозяйствах;
готовностью использовать элементы анализа при организации и планировании деятельности предприятия;
способностью осуществлять технико-экономическое обоснование и разрабатывать планы и программы инновационных проектов;
владением методами работы с персоналом, оценки качества и результативности труда;
способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию и методику проведения с/х. работ;
В результате освоения дисциплины студент должен:
- Знать: закономерности возникновения и функционирования систем «паразит - хозяин» в естественных условия.
- Уметь: выявлять и исследовать возникающие паразитарные системы, разрабатывать прогнозы по паразитологической ситуации в хозяйствах, осуществлять контроль и мониторинг паразитологической ситуации по заболеваниям, наносящим экономический ущерб хозяйству.
- Владеть: методами паразитологического мониторинга в хозяйствах и предотвращения заболевания животных.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 49 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 8 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
Учебная практика | 42 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа: -подборка материалов по тематике; -составление кроссвордов, телеграмм, понятийного аппарата; -зарисовка гистологических препаратов; -написание рефератов; -изготовление макропрепаратов; -изготовление макетов; -изготовление микропрепаратов. | 11 1 1 1 1 3 3 1 |
Итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена. |
Самостоятельная работа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Паразитизм, его распространение и происхождение. Понятие о паразитизме и паразитах, как одной из форм симбиоза. Различные формы связи паразита и хозяина. Факультативный паразитизм, временный, стационарный (периодический, постоянный). Распространение паразитизма в животном мире. Гиперпаразитизм. Происхождение паразитизма. | 2 | дискуссия |
2 | Морфологические адаптации паразитов к образу жизни: форма тела, размеры, окраска, строение органов и систем. Приспособления эмбриональных и личиночных стадий паразитов. Жизненные циклы и стратегии жизненных циклов паразитов (R-, S- и К-стратегии). | 2 | дискуссия |
3 | Паразитофауна и среда. Зависимость паразитофауны от различных факторов внешней среды и хозяйственной деятельности человека. Паразиты как компоненты биоценоза. Влияние на паразитофауну животных хозяйственной деятельности человека. | 2 | дискуссия |
4 | Зависимость паразитофауны от возраста животного-хозяина и от сезона года. Зависимость паразитофауны от пищи и образа жизни хозяина. Зависимость паразитофауны от миграций хозяина. Зависимость паразитофауны от частоты встречаемости и общественного образа жизни хозяев, обмен паразитофаунами и самоочищение от паразитов. Зависимость паразитофауны от географических факторов и значение паразитологии для решения некоторых вопросов зоогеографии и филогении. | 2 | дискуссия |
5 | Проблема вида у паразитов. Устойчивость системы «паразит – хозяин» (основные типы взаимоотношений). Причины нарушений сбалансированных взаимоотношений в системе «паразит-хозяин». | 2 | дискуссия |
6 | Понятие специфичности паразитов, ее виды. Понятие встречаемость, ее соотношения со специфичностью. Условия, необходимые для выработки узкой (строгой) специфичности. Вид у паразитов. Особенности эволюции паразитических видов. | 1 | дискуссия |
Подготовка к экзамену | экзамен | ||
ИТОГО: | 11 |
Образовательные технологии
В процессе преподавания используются следующие методы:
- лекции;
- проведение лабораторных работ;
- дискуссии;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов, в которую входит: изучение отечественного и зарубежного опыта по диагностике и борьбе с паразитарными болезнями животных, освоение теоретического материала, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему и промежуточному контролю.
Оценочные средства для текущего контроля.
Текущий контроль знаний проводится по результатам выполнения практических работ, ответа на контрольные вопросы, по активности участия в практических занятиях, по результатам выполненных по плану работ (дискуссий, конференций и т.д.).
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы и задания для проведения текущего контроля
- Адаптация организмов к паразитическому образу жизни.
- Строение моногеней .
- Строение фиксаторного аппарата.
- Строение прикрепительного аппарата скребней.
- Влияние паразитического образа жизни на строение пищеварительной системы
гельминтов.
- Влияние паразитического образа жизни на строение ракообразных отр. Copepoda.
- Влияние паразитического образа жизни на репродуктивную систему паразитов.
- Формы приспособления к паразитизму у простейших.
- Виды паразитизма.
- Паразитические инфузории - особенности строения и размножения.
- Миксоспоридии, их развитие, адаптации к хозяину.
- Кровепаразиты, как пример постоянного паразитизма. Цикл развития.
- Цикл развития моногеней. В чем выражается их специфичность к хозяину.
- Циклы развития трематод, как пример гетероксенного типа.
- Циклы развития цестод.
- Особенности строения и развития скребней.
- Особенности строения паразитических нематод.
- Паразитические черви, особенности строения и развития.
- Паразитизм, как форма симбиоза.
Основная литература:
- Шевцов А.А. и др. Паразитология. М.: Агропромиздат. 1985 г.
Дополнительная литература:
- Определитель паразитов СССР. – Л.: Наука, 1984. – Т.1. Паразитические простейшие. – 428 с.
- Определитель паразитов СССР. – Л.: Наука, 1985. - Т.2. Паразитические многоклеточные (первая часть). – 425 с.
- Определитель паразитов СССР. – Л.: Наука, 1987. - Т.3. Паразитические многоклеточные (вторая часть). – 583 с.
- Авдеева Е.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза. Учебное пособие. – Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2011. –т 110 с.
- Методические указания / Е.В. Авдеева, О.В. Казимирченко – Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. – 12 с.
- Проблемы экологии паразитов. Методические указания / Е.В. Авдеева, В.А. Бугакова - Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. – 22 с.