Открытый урок по дисциплине: "Участие в диагностике и лечении с/х животных"
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине:
ПМ.02 «Участие в диагностике и лечении с/х животных»
Преподаватель: ЛабудинаВ.Н.
г. Волоколамск
Содержание:
- Аннотация.
- Введение.
- Основная часть.
- Предварительная подготовка.
- Организация и методика проведения практического занятия.
- План открытого урока.
- Заключение.
- Приложение:
- Приложение 1: Вопросы для проверки домашнего задания (фронтальный опрос)
- Приложение 2: Инструкционно - технологическая карта проведения практического занятия
- Приложение 3: Фотографии.
- Литература.
Аннотация
Современные условия образовательного процесса предъявляют высокие требования к подготовке ветеринарных специалистов. Высокие запросы к знаниям, умениям и навыкам студентов невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные активные формы и мультимедийные технологии.
Только творческий подход к построению урока, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность формирования общих и профессиональных компетенций. Применение активных форм обучения дает возможность не только заинтересовать каждого из студентов в более глубоком знании изучаемой проблемы, но и представляет возможность формировать и повышать педагогическое мастерство. В то же время, проблемная ситуация способствует активизации познавательной деятельности студентов, выявляет такие личностные качества, как ответственность, чувство долга, дисциплинированность, умение взаимодействовать с коллективом. Использование мультимедийных презентации усиливает визуальное восприятие, облегчает восприятие материала, обеспечивает эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс.
Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций, овладение знаниями, умениями и навыками путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса – главная задача педагога.
Данная методическая разработка предназначается не только для преподавателей ветеринарных дисциплин, но и для экономических и общеобразовательных дисциплин.
Введение
Для подготовки высококвалифицированного специалиста, изучение инфекционных болезней, методов диагностики, профилактики имеет особое значение. Инфекционные болезни молодняка представляют большую опасность для животноводства, ущерб наносимый ими может - быть велик. Успех предупреждения возникновения, распространения их зависит от многих факторов:
- От правильной организации и проведения противоэпизоотических мероприятий;
- Изъятия и обезвреживания источников возбудителя инфекции;
- Путей распространения инфекции;
- От правильной и своевременной постановки диагноза.
Благодаря правильному и своевременно поставленному диагнозу удается обеспечить эффективность оздоровительных мероприятий, т.е. быстро купировать возникший эпизоотический очаг и предупредить дальнейшее распространение болезни. При подозрении на инфекционное заболевание главная задача ветеринарного специалиста – своевременно установить диагноз. При этом, учитывая, сопоставляя, анализируя такие данные как эпизоотические сведения, характерные клинические признаки, патологоанатомические изменения мы можем только предположить с каким заболеванием имеем дело. Но и ориентировочный характер предварительного диагноза играет важную роль для специалистов ветеринарной лаборатории, так как окончательную точку в постановке диагноза поставит бактериальная диагностика при исследовании патологического материала и выделение возбудителя инфекции.
Основная часть
Современные требования подготовки ветеринарных специалистов, работающих в сфере АПК и других сферах деятельности, делают необходимым применение в учебном процессе активных методов обучения.
Практика их применения по дисциплине ПМ 02 «Участие в диагностике и лечении с/х животных», особенно на практических занятиях, показывает, что студенты с повышенным интересом относятся к данному методу обучения. В процессе таких занятий проявляется самостоятельность, активность, приобретаются необходимые умения и навыки, формируются профессиональные компетенции. Стимулируется самостоятельное овладение знаниями и закрепление уже приобретенных. Студенты учатся решать конкретные проблемные ситуации в обстановке, максимально приближенной к реальной, на материалах и ветеринарных документах.
На практическом занятии «Бактериальная диагностика» была представлена ситуация (поставлена диагностическая задача): «Провести бактериальное исследование патологического материала, выделить возбудителя болезни и поставить диагноз».
В лабораторной диагностике точность диагноза зависит от:
- Правильного взятия патологического материала;
- Его транспортировке;
- Качества приготовления и техники исследования, которое включает:
- Микроскопию мазков-отпечатков из присланного патологического материала;
- Определение культуральных свойств микроорганизмов;
- Определения биохимических свойств возбудителя;
- Изучение патогенных свойств возбудителя (биопроба на белых мышах);
- Учет результатов бактериального исследования.
В конце исследования должны быть четкие данные морфологических, культуральных, биохимических свойств и патогенности изучаемой культуры, на основании которых, определяют вид микроорганизма и ставится бактериологический диагноз болезни. В ходе практического занятия преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов, требует обязательной записи и зарисовки исследуемого материала в тетради. В конце занятия подводятся итоги проделанной работы и выставляются оценки.
Предварительная подготовка
Практическое занятие требует предварительной подготовки. Студенты группы на уроке-экскурсии посетили районную ветеринарную лабораторию. Ознакомились с работой бактериологического отдела:
- правилами приема патологического материала;
- методами исследования;
- оборудованием;
- документацией;
- техникой безопасности при работе с инфекционным материалом;
- посетили виварий.
Для проведения практического занятия по теме «Бактериальная диагностика» был подготовлен демонстрационный материал – посев кишечной палочки на питательные среды МПА, МПБ, Эндо, Плоскирева, Гиса (пёстрый ряд), Олькеницкого.
Практическое занятие построено так, чтобы студенты получили представление не только об элементах, из которых слагается диагностическая работа в ветеринарной лаборатории, но и непосредственно, самостоятельно провели бактериологическое исследование и получили практические навыки.
Перед проведением занятия была подготовлена необходимая стерильная лабораторная посуда, изготовлены ватные пробки для пробирок, стерильные питательные среды разлиты в пробирки и чашки Петри, приготовлены свежие рабочие растворы красок по Граму.
Преподавателем подготовлена презентация «Оборудование рабочего места специалиста для бактериологического исследования».
Организация и методика проведения практического занятия
Организационный момент включает в себя проверку отсутствующих по списку журнала, готовность студентов и лаборатории к занятию.
Занятие проводится в лаборатории техникума. До начала занятия подготавливаются рабочие места с необходимым оборудованием и оснащением.
Преподаватель сообщает тему, цель занятия, говорит вступительное слово, проводит актуализацию по данной теме с презентацией.
Проверка пройденного теоретического материала проводитсяметодом фронтального опроса, с учетом личностно-ориентированного подхода (приложение 1). Подводятся итоги опроса с комментированием ответов по знанию пройденной темы.
Далее преподаватель для организации самостоятельной работы студентов разбивает группу на три звена (по 6 человек), напоминает технику безопасности при исследовании патологического материала, обращает внимание на последовательность, методический уровень и качество выполнения заданий.
Студентам дана ситуация, поставлена диагностическая задача: «Провести бактериологическое исследование патологического материала, выделить возбудителя болезни. Предполагаемый диагноз - колибактериоз».
Приняв во внимание содержание сопроводительного документа на присланный патологический материал, учитывая эпизоотологические данные, клиническую картину, патологоанатомические изменения, составляется план-схема бактериального исследования.
Под руководством преподавателя каждое звено самостоятельно проводит бактериальное исследование:
1 звено – исследование брыжеечных лимфоузлов;
2 звено – исследование кусочков печени с желчным пузырем;
3 звено – исследование пораженного участка тонкого отдела кишечника.
Студенты самостоятельно делают мазки- отпечатки из патологического материала, окрашивают по Граму, проводят микроскопию мазков отпечатков и зарисовывают микрокартину в тетради, изучают морфологические и тинкториальныесвойства выделенных микроорганизмов. Так же самостоятельно делают посев на МПА и МПБ из органов. Культуральные свойства возбудителя изучают по заранее подготовленному демонстрационному материалу. Описывают в тетрадях культуральные свойства выросших колоний на твердой среде (МПА) и жидкой (МПБ).
Биохимические свойства возбудителя выявляют путем пересева на дифференциально-диагностические среды с разными углеводами и индикатором: среды Эндо и Плоскирева.
Результат изучают по заранее подготовленному демонстрационному материалу, и записывают в тетради.
Из выросших колоний готовят мазки-отпечатки и окрашивают по Граму, проводят микроскопию, и, еще раз убедившись, что микроорганизмы окрасились в розовый цвет – грамотрицательные.
Посевы на среды Гисса и Олькеницкого использовали для идентификации возбудителя от других микроорганизмов.
Ферментативные свойства возбудителя изучили по заранее подготовленному демонстрационному материалу, результаты записали в тетради.
Патогенность выделенного из патологического материала возбудителя определили биопробой на белых мышах подкожным заражением. Для заражения была подготовлена суспензия из выросших колоний. Гибель мыши наступает через 24 часа.
Изучив культуральнобиохимические свойства выделенного возбудителя, студенты провели учет результатов: все три звена выделили из патологического материала (брыжеечных лимфоузлов, кусочков печени с желчным пузырем, пораженного участка тонкого отдела кишечника), выделили культуру эшерихий, патогенность которой подтвердилась на белых мышах.
Результат бактериологического исследования сформулировали следующим образом: «Из присланного патологического материала (брыжеечных лимфоузлов, кусочков печени с желчным пузырем, пораженного участка тонкого отдела кишечника) выделен возбудитель колибактериоза.
Для закрепления материала студенты ответили на контрольные вопросы, преподаватель указал на положительные и отрицательные моменты, обратил внимание на активность и пассивность работы студентов, дал рекомендации по устранению отмеченных недостатков. Выставил итоговые оценки,задал домашнее задание.
План
Открытого урока по дисциплине
ПМ 02 «Участие в диагностике и лечении с/х животных»
в группе 31 «В»
Тема: «Бактериальная диагностика»
Наименование работы: лабораторное исследование патологического материала с целью определения возбудителя инфекционной болезни.
Цели урока:
- методическая – показать применение активных форм проведения практического занятия;
- образовательная– формирование и совершенствование профессиональных умений проводить лабораторно-диагностические исследования патологического материала;
- развивающая – создать условия для развития познавательной активности, творческой инициативы;
- воспитательная – создать условия для проявления у студентов ответственности при подготовке к занятию и входе его проведения.
Тип урока: формирование знаний, умений, навыков.
Вид урока: практическое занятие
Формируемые общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать эффективность и качество.
ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами.
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов, участвующих в диагностическом процессе.
ПК 2.2. Выполнять диагностические манипуляции.
ПК 2.3.Вести ветеринарный диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.
Время проведения: 90 минут.
Место проведения: лаборатория «Эпизоотологии с микробиологией»
Методы обучения: самостоятельная работа, демонстрация, исследовательский анализ.
Формы проведения: индивидуальная, групповая (звеньевая), фронтальная.
Оборудование и оснащение: микроскопы, предметные стекла, патологический материал, набор стерильных инструментов (скальпели, ножницы, пинцеты, бактериальные петли), реактивы для окраски по Граму, спиртовки, чашки Петри, пробирки с МПА и МПБ, демонстрационный материал – культура возбудителя, выращенная на МПА и МПБ, физ. раствор, вата, фильтровальная бумага, дез. раствор; инструкционные карты, мультимедийный проектор, экран, термостат, презентация, плакат, лабораторное животное (белая мышь), шприц, спиртовые тампоны.
Содержание и ход практического занятия
- Организационный момент – проверка отсутствующих, готовность лаборатории к занятию.
- Сообщение темы, цели занятия, актуализация знаний по данной теме. Презентация.
- Проверка знаний с помощью фронтального опроса по пройденной теме.
- Подведение итогов.
- Организация группы по проведению практического занятия, инструктаж по технике безопасности.
- Лабораторное исследование патологического материала:
- микроскопия мазков – отпечатков и окраска по Граму;
- посев на питательные среды МПА И МПБ;
- пересев на диф/диагностические среды Эндо и Плоскирева;
- микроскопия мазков – отпечатков из выросших колоний и окраска по Граму;
- пересев на среды Гиса и Олькеницкого для идентификации микроорганизмов.
- Заражение лабораторных животных (биопроба на белых мышах).
- Результат лабораторного исследования.
- Подведение итогов, оценка знаний, умений и навыков.
- Домашнее задание: повторить тему «Бактериальная диагностика».
Заключение
Чтобы активизировать творческую познавательную деятельность студентов требуется широкое использование проблемного обучения, которое в условиях все увеличивающего объема информации выступает эффективным средством достижения прочных знаний, умений и навыков. Как показывает опыт проведения таких занятий, не только формирует самостоятельность позиции студентов, но и побуждает интерес к овладению избранной профессии. В процессе работы на практическом занятии они способны осознать и сформулировать проблему, вызванную данной ситуацией, решить ее, активно взаимодействуя с преподавателем. Уметь увидеть, решить проблему – важное качество будущего ветеринарного специалиста.
Литература
- Инфекционные болезни животных. Учебное пособие под редакцией А.А. Кудряшова, А.В. Святковского – СПб. Издательство «Лань» 2007г.
- Практикум по эпизоотологии и инфекционным болезням с ветеринарной санитарией. Учебное пособие В.П. Урбан, М.А. Сафин, А.А. Сидорук и др. 2002г.
- Эпизоотология с микробиологией И.А. Бакулов, Москва «Колос» 2000г.
Приложение 1
Вопросы для проверки домашнего задания (фронтальный опрос)
- С какой целью проводится бактериальная диагностика?
- Какие методы используются в бактериальном исследовании?
- Правила взятия и пересылки патологического материала.
- Что можно отправить для бактериологического исследования от больного животного, от трупа животного?
- Оформление сопроводительного документа для отправления пат.материала в лабораторию.
- В чем сущность окраски бактерий по методу Грама?
- Классификация питательных сред.
- Требования к питательным средам.
- Какие виды лабораторных животныхиспользуют для биопробы?
- С какой целью проводится заражения подопытных животных?
Приложение 2
Инструкционно - технологическая карта проведения практического занятия
по ПМ.02 «Участие в диагностике и лечении с/х животных»
Тема: «Бактериальная диагностика»
Наименование работы: лабораторное исследование патологического материала с целью определения возбудителя болезни
Студент должен знать:
- Как обеспечить безопасность окружающей среды;
- Порядок (схему) исследования патологического материала;
- Методику бактериальной диагностики патологического материала.
Студент должен уметь:
- Выполнять диагностические манипуляции с использованием лабораторного оборудования и инструментария;
- Ставить биопробу (на белых мышах).
Оборудование и оснащение: микроскопы, предметные стекла, пат.материал, набор стерильных инструментов (скальпели, ножницы, пинцеты, бактериальные петли), реактивы для окраски по Граму, спиртовки, чашки Петри, пробирки, питательные среды, демонстрационный материал (культура возбудителя, выращенная на МПА и МПБ), физ. раствор, дистиллированная вода, вата, фильтровальная бумага, дез. раствор, инструкционные карты, плакат, мульмедийная установка, экран, презентация, лаб. животные (белая мышь), шприц с иглой.
Место проведения: лаборатория «Эпизоотологии с микробиологией»
Метод проведения: звеньевой
Время проведения: 90 минут
Ход работы и последовательность выполнения
Порядок исследования
- Микроскопия мазков – отпечатков
Задание 1. Изготовить мазки-отпечатки из патологического материала, окрасить по Граму.
Стерильными ножницами вырезаем небольшой кусочек исследуемого органа. Поверхность разреза прижимаем к предметному стеклу. Фиксируем мазок над пламенем спиртовки.
Окраска по Граму: на фиксированный мазок кладут кусочек фильтровальной бумаги и на него наливают раствор генциан-виолета. Через 2 минуты бумагу удаляют, краску сливают, а на препарат наливают раствор Луголя, через 1 минуту раствор Луголя сливают и препарат в течение 30 секунд обрабатывают спиртом-ректификатом. Затем препарат промывают водой и дополнительно окрашивают спиртоводным фуксином в течение 2 минут. Препарат промывают, высушивают и микроскопируют.
Микрокартина:грамотрицательные микробы окрашены в розовый цвет, палочки с закругленными краями, спор не образуют, в мазках расположены одиночно.
- Определение культуральных свойств микроорганизмов
- Провести посев на МПА и МПБ
У пламени спиртовки в левой руке держим пробирки с МПА (скошенный агар) и МПБ, правой рукой удерживаем пробки и, стерильной пипеткой насасываем жидкую часть рабочего материала, вносим содержимое пипетки сначала в МПБ, насасываем небольшое количество бульона в капилляр и переносим его в пробирку с МПА. Края пробирок прожигаем над пламенем спиртовки и закрываем пробками. На пробирках отмечаем наименование органа, № экспертизы и дату посева. Пробирки ставим в термостат.
Результат через 18 – 24 часа. На МПБ – равномерное помутнение, на дне пробирки – осадок, при встряхивании поднимается хлопьями, на поверхности бульона – тонкая пленка. На МПА – сочные, слизистые, плоские, серо-белого цвета, средние по размеру, непрозрачные колонии с гладкими краями.
- Определение биохимических свойств
- Провести пересев на дифференциально – диагностические среды Эндо и Плоскирева.
Эти среды применяют для определения видовой принадлежности культуры микроорганизма, для отличия одного вида бактерий от другого. Среда Эндо содержит углевод лактозу и индикатор (фуксин обесцвеченный). Среда Плоскирева – углевод лактозу и индикатор – нейтральрот.
Результат. Через 24 часа. Дифференциация основана на способности бактерий кишечной палочки ферментировать лактозу с образованием молочной кислоты, которая закисляет среду и восстанавливает обесцвеченный индикатор. На среде Плоскирева– колонии розового цвета. На среде Эндо колонии красного цвета с металлическим блеском.
а) изготовить мазки-отпечатки из выросших колоний, окрасить по Граму.
На покрывное стекло наносим пипеткой каплю физ. раствора, бактериальной петлей захватываем колонии, эмульгируем в капле жидкости и размазываем по стеклу, высушиваем и окрашиваем по Граму.
Результат: грамотрицательной палочки – розового цвета.
б) посев на среды Гисса и Олькеницкого для идентификации.
Среды содержат разные углеводы (глюкоза, лактоза, мальтоза, сахароза, дульцит и др.), индикатор Андреде.
Результат: При ферментации углеводов микробом, растущим в данной среде образуется кислота, под действием которой восстанавливается цвет краски индикатора.
Среда Олькеницкого (скошенный). Посев проводим штрихом по поверхности скоса и уколом в столбик агара.
Результат: при ферментации лактозы скошенная часть краснеет, при ферментации глюкозы – краснеет столбик, при ферментации мочевины - вся среда остается розовой.
- Изучение патогенных свойств.
Постановка биопробы на белых мышах.
Фильтрат- суспензия готовиться из колонии (1:10 физ. раствора). Мышь пинцетом извлекается из банки, большим и указательным пальцами захватывается за кожную складку в области затылка. Фильтрат – суспензия вводится под кожу в дозе 0,2-0,5 мл.
Результат: культура считается патогенной при гибели мыши через 24 часа.
- Учет результатов бак исследования:
Бактериологический диагноз считается установленным при выделении культур эшерихий из 3-х органов: селезенки, печени, брыжеечных лимфоузлов и определении патогенности.
Результаты бак исследования формируют следующим образом: из присланного пат.материала (печень с желчным пузырем, селезенка, брыжеечные лимфоузлы и т.д.) выделен возбудитель колибактериоза.
Контрольные вопросы.
- Когда бактериологический диагноз на колибактериоз считается установленным?
- Культуральные свойства возбудителя на МПА.
- Культуральные свойства возбудителя на МПБ.
- Биохимические свойства кишечной палочки.
- С какой целью проводится биопроба?