Патология беременности
Тема: «Патология беременности» Данный урок проводится для студентов 2 курса. По дисциплина: «Акушерство, гинекология и биотехника размножения» Цель: Изучить болезни, возникающие в период плодоношения, их причины, признаки и лечение и профилактику этих болезней, решить проблемную ситуацию. Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patologiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»
Методическая разработка
проведения открытого урока с элементами проблемного обучения
для студентов специальности «Ветеринария»
Дисциплина: «Акушерство, гинекология и биотехника размножения»
Тема: «Патология беременности»
Составлена преподавателем зооветеринарных дисциплин
ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж»
Балашовой М.Н.
Коломна 2012
Тема: «Патология беременности»
Данный урок проводится для студентов 2 курса.
План урока
Дисциплина: «Акушерство, гинекология и биотехника размножения»
Группа 206
Цель: Изучить болезни, возникающие в период плодоношения, их причины, признаки и лечение и профилактику этих болезней, решить проблемную ситуацию.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: анатомия и физиология, вет.хирургия, ВНБ, химия, экономика отрасли.
Методы обучения: проблемное обучение, беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, коллективно-мыслительная деятельность, эвристическая беседа, презентация.
Наглядные пособия и оборудование: компьютер с проектором, плакаты, задание «телеграмма», проблемные ситуации
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация и активизация. Вступительная беседа по теме «Физиология родов»:
- Дать определение - роды
- Как подразделяются роды?
- Предшественники родов
- Что такое положение плода?
- Что такое позиция?
- Что такое предлежание?
- Что такое членорасположение?
- Что такое схватки и потуги?
Анализ опорных знаний и субъективного опыты студентов (эвристическая беседа)
- Изучение нового материала (презентация с использованием компьютера)
Сообщение темы, цели, постановка проблемы и определение формы и методов ее решения.
Презентация патологий беременности и обсуждение
- выпадение влагалища;
- кровотечение из половых органов;
- преждевременные схватки и потуги;
- перекручивание матки;
- залеживание животных;
- водянка плодных оболочек;
- опускание и перегиб матки;
- внематочная беременность;
- аборты
- Закрепление пройденного материала - самостоятельная работа с учебником
Решить проблемную ситуацию найти ответ в учебнике стр.289-300:
Доярка Учхоза сообщила, что через три недели после перевода коровы № 220 в группу сухостоя, животное стало с трудом передвигаться, долго лежало, испытывало затруднение при вставании. Последние двое суток не поднимается, а переползает с места на место.
При осмотре коровы отмечается незначительное угнетение, аппетит, температура и дыхание в норме. Шерсть животного тусклая, взъерошенная.
По вышеперечисленным признакам поставьте диагноз, определите степень тяжести заболевания. Чего следует опасаться в данном случае? Что бы Вы рекомендовали в таких случаях?
- Подведение итогов занятия – игра «телеграмма»
- Задание на дом. Подготовиться к практическому занятию, повторить тему «Патология беременности» стр. 289-300.
- Организация окончания урока.
Методика проведения урока
Этапы урока | Методика проведения | Деятельность | |
преподавателя | Студента | ||
Организационный момент | Проверка присутствующих, проверка готовности к уроку | Приветствие студентов, проверяет явку студентов (с отметкой в журнал) | Приветствие преподавателя, выяснение причин неявки, мобилизируются |
Актуализа- ция и активизация | Вступительная беседа о значимости данной темы. Диалог по теме: «Физиология родов» | Способствует формированию профессионализма. Актуализация опорных знаний, умений и навыков Беседует, настраивает на активную работу. | Формирую профессиональное отношение к знаниям. Участвуют в беседе. |
Подготовка студентов к изучению нового материала | Рассказ, объяснение | Сообщение темы, цели, постановка проблемы. Мотивация учебно-познавательной деятельности путем объяснения значения изучаемых вопросов темы. | Демонстрируют презентации на компьютере и обсуждают (дополнения и замечания) |
Закрепление пройденного материала | Проблемная ситуация, самостоятельная работа с учебником | Ставит проблемную ситуацию. Направляет, наблюдает за работой | Повторяют тему, решают проблемную ситуацию |
Подведение итогов занятия | Игра «Телеграмма» | Формулирует вопросы телеграммы, объясняет принцип игры | Отвечают на вопросы и составляют телеграмму |
Задание на дом | Предлагает повторить материал, и подготовиться к практическому занятию | Получают домашнее задание, записывают в тетрадь |
Игра «Телеграмма»
Принцип этой игры основан на принципе кроссвордов. Вопросы игры составлены так, чтобы ища на них ответы, студенты еще раз проработали с опорными конспектами и учебником по данной теме. В скобках (рядом с вопросом) указывается какую букву в ответе нужно выделить. Складывая по порядку все буквы, студенты получают слово. Сочетания слов, определенных звеньями, должно составлять главный вывод по уроку.
Телеграмма
I слово:
1. При маточном кровотечении наблюдаются признаки – (1) /анемия/
2. Преждевременные схватки у кобыл заканчиваются. Прогноз – (2) /аборт/
3. Скопление жидкости в плодных пузырях – (2) /водянка/
4. Смещение матки под дно таза – (3) /перегиб/
5. При сильном перекручивании матки возможна – (4) /смерть/
II слово:
1. Матка находится в брюшной полости почти вертикально – (4) /опускание/
2. Беременность, при которой плод развивается не в полости матки – (2)/внематочная
3. Поворот матки вокруг своей продольной оси – (9) /перекручивание
4. Плохое кормление и отсутствие моциона предрасполагают к – (5) /залеживание
5. Нарушение продвижения яйцеклетки в матку – (5) /внематочная беременность/
6. Схватки и потуги, которые появляются задолго до родов – (3) /преждевременные/
7. Большая водянка часто сопровождается –(5) /аборт/
III слово:
1. Аборт происходит у животных при каждой очередной беременности в одном и том же периоде – (4 ) /привычный/
2. При внематочной беременности возможен разрыв – (7) /яйцепровод/
3. Аборт, вызываются нарушением функций различных органов – (1) /симптоматический/
4. Аборт возникает при воспалительных процессах плаценты и плодных оболочек – (5) /идиопатический/
5. Гибель плода сопровождается разрыхлением мягких тканей – (5) /мацерация/
6. Скопление жидкости в подкожной клетчатке и коже – (1) /отек/
7. Гибель и высыхание плода – (4) /мумификация/
8.Патология появляется за несколько недель до родов, во второй половине зимне-стойлового содержания животных - (1) /залеживание/
9. Удаление плода через брюшную стенку – (7) /кесарево сечение/
10. Может быть маточным и влагалищным – (3) /кровотечение/
11. Полный или неполный выворот влагалища через половую щель наружу – (5) /выпадение/
12. Болезнь наблюдается у старых коров при растяжении брюшных мышц – (4) /опускание матки/
13. Специальный щит, который применяют при выпадении влагалища – (1) /трамплин/
14. Сокращение мышц матки – (3)/схватки/
15. Кровотечение, которое наблюдается во время лежания животного - (4) /маточное
«Аборт – снижает воспроизводство»
Заключение
Рассмотрев в проекте основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках специальных дисциплин, можно сделать следующие выводы:
1. Проблемное обучение – это обучение, при котором преподаватель ставит перед студентом проблему и организует процесс её решения.
2. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых студенты овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций
3. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления студентов.
4. Проблемная ситуация является основным понятиям проблемного обучения.
5. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.
6. Проблемная ситуация – это форма реализации принципа проблемности в обучении.
7. В выдвигаемой проблеме предъявляются требования, которые необходимо учитывать преподавателю при организации обучения в рамках рассматриваемой педагогической технологии.
8. Проблемная ситуация не является проблемой для преподавателя.
9. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы студентов.
10. Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.
11. Проблемное обучение доступно практически всем обучающимся.
Литература
1. 1.Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены - проблемы остаются // ВВШ. 1985. №11.
2.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: "Знание", 1983.
3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: "Знание", 1991.
4. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
5. Лекции по педагогике высшей школы: Учебное пособие / Под. ред. В.И. Лозовой. - Харьков: "ОВС", 2006.
6. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
7. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
8. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
9. Людмилов Д.С., Дышинский Е.А., Лурье A.M. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей.- Пермь, 1975.
11. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
13. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1978.
14. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.
15. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л.В. Занкова.-М., 1963.