методическая разработка
методика проведения учебных занятий с применением технологий группового и коллективного взаимодействия по дисциплине "Электротехника".
Данная методическая разработка имеет целью помочь студентам расширить понимание теории, углубить физическую картину явлений, изыскивать различные приемы решения сложных задач, вызвать интерес к избранной специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_konkurs_-_kopiya.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Нижегородский авиационный технический колледж»
Методическая разработка
«Методика проведения учебных занятий с применением
технологий группового и коллективного взаимодействия
по дисциплине «Электротехника».
Разработчики:
преподаватели спецдисциплин
_________И.Ю.Белянина
Нижний Новгород
2022
Рецензия на методическую разработку.
Предлагаемые методические рекомендации для проведения учебных занятий по дисциплине «Электротехника» с применением различных методов и технологий организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах) имеют целью помочь студентам расширить понимание теории, углубить физическую картину явлений, изыскивать различные приемы решения сложных задач, вызывать интерес к избранной специальности. В работе четко прослеживаются цели применения разных технологий и методов, задаются и определяются конечные результаты. Предлагаемые технологии предлагают полную самостоятельность студентов при выполнении заданий (олимпиада), работу в малых группах (эстафета), или генерирование идей с отдаленной по времени оценкой.
Тема разработки актуальна и выбрана своевременно.
Материал подан правильно и соответствует требованиям ФГОС при изучении студентами дисциплины «Электротехника». Приняты во внимание требования к знаниям, умениям, практическому опыту при изучении дисциплины, с учетом профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования профессий и специальностей СПО.
Методическая разработка позволяет студентам приобрести практический опыт выполнения заданий, а также предполагает создание в группе студентов генераторов идей, формирование творческого мышления.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями при подготовке специалистов по профессиям и специальностям СПО.
Рецензент:__________________/Кутовая В.П./
Предисловие.
Интенсивные изменения в обществе в течение последнего времени требуют качественного преобразования профессиональной деятельности, как педагога, так и студента.
К преподавателю предъявляют высокие требования психолого-педагогической компетентности как совокупности теоретической и практической готовности к применению различных методов технологий обучения. Преподаватель не только должен донести изучаемый материал, но и показать его студенту, как знания, необходимые для решения профессиональных задач.
Целостное осуществление преподавательской деятельности требует владения комплексом теоретико-методологических и практических психолого-педагогических знаний и умений.
Преподаватель должен выстраивать свою деятельность как систему с ясными целями, задачами и конечным результатам.
Введение (Основная часть).
Современный подход к реализации профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов, престижа высококвалифицированного труда работников, как рабочих профессий, так и специалистов среднего звена неразрывно связан с использованием современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и применение различных методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем
Преподаватели - предметники должны не только хорошо владеть профессиональными умениями и навыками своей дисциплины, донести материал до студентов, но и показать значимость изучаемых тем дисциплины в освоении избранной профессии (специальности).
Основополагающая задача заключается в том, чтобы обеспечить осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик применения современных педагогических технологий и их полной реализации при подготовке к аудиторным занятиям и организации самостоятельной работы студентов в условиях ориентации на компетентностный подход в образовании.
В связи с этим в последнее время все больше уделяется внимания активизации учебной деятельности студентов, развитию их интеллектуальных способностей, повышению технического уровня учебного материала.
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.
Цели обучения по различным профессиям и специальностям, определяют требования к специалиста, к целям обучения по дисциплине. Поэтому целеполагание на уровне моделирования занятий включает два этапа:
- Построение модели деятельности специалиста (типовые профессиональные задачи и функции);
- Определение модели личности специалиста, в которую включаются необходимые качества и свойства, знания и умения будущего работника.
Таким образом, модель специалиста включает в себя функции обучения, отражающиеся в целях: обучающую, развивающую, воспитывающую. Выстроенные цели и задачи позволяют обеспечить системный характер процесса обучения и значительно повысить его эффективность.
Применение различных методов обучения дает возможность преподавателю организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся в целях усвоения ими содержания образования. Следовательно, метод обучения – способ последовательного взаимодействия преподавателя и обучаемых, направленных на организацию усвоения содержания образования. При выборе метода обучения преподаватель должен учитывать факторы, такие как: цель обучения; наличие или отсутствие мотивации к изучению материала; временные рамки процесса обучения, степень работоспособности и обучаемости студентов и т.д.
Для наиболее эффективного достижения поставленных целей применяются различные технологии, или цепочка действий и операций, направленных на результат.
Построение технологий обучения, дает возможность изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами.
Цель технологии – обеспечить профессиональное становление личности конкурентоспособного специалиста, готового к решению профессиональных задач.
Задачи технологии:
- Формирование у выпускника ценностных отношений к профессиональной деятельности;
- Достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;
- Развитие творческого потенциала личности;
- Готовность к самореализации в обществе.
Кроме целей и задач технологии определяются функциями преподавателя и студентов, характером их взаимодействия.
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой, межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой является достижение общего результата, включающая вклад каждого студента.
Все технологии группового и коллективного взаимодействия по типу организации совместной деятельности, основаны на принципах:
- Индивидуальный вклад – решение учебных задач на основе взаимодополнения, суммирования результатов каждого участника;
- Позиционный – выявление и столкновение различных точек зрения, их взглядов на проблему, объект групповой работы;
- Принцип развивающей кооперации – направленность групповой работы на исследование, совместный поиск решения задач.
- Принцип ролевого поведения – деловые, ролевые игры обеспечивают организацию совместной деятельности, создают реальную профессиональную ситуацию.
В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности выделяют несколько способов работы:
-индивидуальные;
- малые группы получают одно и то же задание;
- группы получают разные задания;
- группы получают разные задания, но работающие на общий результат;
- работа групп по принципу «эстафета», перемещается задание, и т.д.
Олимпиада:
Цель:
-расширение знаний по дисциплине Электротехника , раскрытие способностей по решению нестандартных задач , требующих индивидуального подхода и логического видения дисциплины.
- поиск и выявление талантливых студентов, развитие знаний и творческих способностей, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных студентов.
Задачи:
- развитие интереса к электротехнике через изучение нестандартных подходов;
- выявление и развитие творческих способностей студентов;
- создание условий для интеллектуального роста студентов.
Олимпиада может содержать решение тестов разного уровня.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующей стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данная форма контроля определяет ее экономичность с точки зрения временных затрат; наличием количественных оценок; массовым характером проверки, одновременным включением в нее всех обучающихся; объективностью и надежностью выводов. Системная дидактика рассматривает несколько уровней усвоения:
Тесты 1-го уровня – студент выбирает из двух предложенных ответов один правильный. На втором уровне – выбирает правильный ответ из нескольких предложенных (более двух). На третьем – находит общее или различное в изученных объектах путем сравнивания характеристик, свойств, параметров, указанных в задании. Таким образом, выделяется три типа тестов: опознания – тест закрытой формы с двумя готовыми ответами, из которых студент выбирает один правильный.
Тест на различие – тест закрытой формы, содержащий несколько ответов, из которых надо выбрать один правильный или несколько.
Тест на классификацию (соответствие) – установление соответствия элементов одного столбца элементам другого.
Тест 2-го уровня – воспроизведение по памяти подстановка в текст, уравнение, графики и т.д.
Тест 3-го уровня – самостоятельное выполнение практических заданий в нетипичных условиях (описание вариантов рационального решения поставленных задач).
Тест 4–го уровня творческое применение профессиональных знаний (разработка карты технологического процесса, эскизы конструкторских решений, эталонные схемы и т.д.)
Тест 5-го уровня – исследовательский. К этому уровню относится 1- низший – уточнение известных результатов; 2 - средний – дополнение; 3 – высший – достижение результата, не имеющего аналогов.
Пример тестовых заданий см. в приложении.
Мозговой штурм.
Цель:
-сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи;
- получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей.
Принцип организации и проведения мозгового штурма включает 3 этапа:
Предварительный этап — Постановка проблемы.
На этом этапе четко формулируется задача, отбираются участники штурма, определяется ведущий и распределяются прочие роли участников в зависимости от задачи и выбранного способа проведения штурма.
Основной этап — генерация идей. На этом этапе генерируются варианты решения задачи. Для максимальной эффективности, в процессе генерации важно соблюдать несколько правил:
- количество идей;
- полный запрет на критику и любую оценку идей, включая положительную, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает ритм работы и творческий настрой;
- приветствуются необычные, и даже абсурдные идеи;
- комбинировать и улучшать любые идеи.
Экспертный этап — группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе хаотичные идеи классифицируются, анализируются и оцениваются. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.
Для проведения мозгового штурма создают две и более группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Перед мозговым штурмом ведущий производит чёткую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, если вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.